Фарси – государственный язык Ирана


Конституция ИРИ и роль народа в управлении страной

Общеизвестно, и это признается всеми политологами и социологами, что главным и принципиальным фактором победы Исламской революции (в 1979 г.) в Иране является массовая поддержка, оказанная народом руководителю революции.

С учетом того, что главным фактором легитимности любого правления является принцип верховенства закона и активное участие народа во всех структурах власти, в этой статье рассматриваются конституционные основы, обеспечивающие широкую поддержку и участие народа в достижениях Исламской революции и в дальнейшем совершенствовании политической системы Ирана. При этом следует отметить, что комментарии и разъяснения относительно соответствующих статей Конституции выходит за рамки журнальной публикации. Поэтому мы здесь ограничимся кратким изложением их содержания.

1. Всенародное участие в установлении исламского правления

О системе правления в Иране в статье 1 Конституции страны сказано:

«Система правления в Иране – Исламская республика, за которую народ Ирана на основе своей давней веры в правление справедливости по Корану после победы Исламской революции под руководством великого аятоллы имама Хомейни проголосовал большинством в 98,2 % голосов от общего количества избирателей на референдуме, проведенном 10 и 11 фарвардина 1358 г. по солнечной хиджре (30 и 31 марта 1979 г.)».

Система правления в Иране основана на волеизъявлении народа. Волеизъявление народа в создании Исламской республики выражено посредством:

а) стремления и воли народа, отраженной в многомиллионных демонстрациях, протестах и шествиях;

б) участия в референдуме который привел к установлению исламского правления.

2.Участие народа в политической, экономической, социальной и других областях жизни страны

Вторая статья Конституции посвящена идейным и духовным основам государства, благородству и высшей ценности человека, отсутствию угнетения в системе правления. А в третьей статье, в качестве основных задач правительства Исламской Республики Иран, в частности, указывается на необходимость обеспечения участия широких народных масс во всех структурах правления.

3. Опора на общественное мнение в управлении страной

При исламском правлении легитимность законодательных актов, управления делами страны и принятия глобальных решений обеспечивается путем участия народа в выборах и референдумах. А волеизъявление народа и его участие в структурах власти осуществляется прямым и непрямым голосованием. Прямое волеизъявление осуществляется, например, при выборах депутатов Меджлиса исламского совета (парламента страны), выборах Президента страны и выборах депутатов исламских советов областей, городов, районов и селений, во время которых народные представители избираются непосредственным голосованием. При непрямом участи волеизъявление народа реализуется через народных избранников. К этому относится, например, выборы лидера страны и принятия законов в парламенте – Меджлисе исламского совета. В шестой статье Конституции об этом говорится:

«В Исламской Республике Иран управление делами страны осуществляется с опорой на общественное мнение путем выборов Президента, Депутатов Меджлиса исламского совета, членов советов и т.д., либо путем референдумов, которые проводятся по вопросам определенным в других статьях этой Конституции.

4. Поощрение одобряемого и запрещение неодобряемого

Принцип поощрения одобряемого и запрещения неодобряемого взят из основ учения ислама. Этот принцип как одно из важнейших религиозных требований признается исламскими течениями и направлениями. Так, на состоявшейся в 1990 году в Каире девятнадцатой конференции глав мусульманских стран этот принцип был признан в качестве одного из определяющих факторов гуманистического исламского международного права. Восьмая статья Конституции гласит:

«В Исламской Республике Иран призыв к добру, поощрение одобряемого и запрещение неодобряемого является всеобщей обязанностью, которую люди несут по отношению друг к другу, государство– по отношению к народу и народ – по отношению к государству. Закон определяет условия, сферу и способ выполнения этой обязанности».

Как выясняется, в частности, из этой статьи Конституции, поощрение одобряемого означает: добрые деяния, похвальное поведение, которое направлено на благо каждого и всего общества. А под запрещением неодобряемого подразумеваются всякие порицаемые слова и действия, от которых люди должны отстраниться.

На основе вышеуказанного краткого определения и согласно стать и 8 Конституции, каждый гражданин страны обязан соблюдать и способствовать выполнению норм, одобряемых с позиции интересов общества и религиозных устоев и одновременно избегать противоправных и противоречащих религиозным и государственным нормам действий. Относительно поощрения одобряемого и запрещения порицаемого неодобряемого фикх и исламское право содержит много конкретных указаний, предписаний и требований, перечисление которых выходит за рамки этой короткой статьи.

Включение этой статьи в Основной закон страны создает основу для участия народа в структурах правления и всенародного контроля над этими структурами. И в случае, если ответственные лица и официальные структуры допускают какие-либо отклонения от этих норм и от установленных законов, народ может в рамках указанного принципа и пользуясь своим правом контроля, указать на наличие этих отклонений и потребовать их исправления.

5.Роль народа в составлении законов

Статья 7 Конституции признает советы (Шура) как основные органы принятия решений и управления страной.

А Меджлис исламского совета, которому посвящена 85 статья Конституции, сохраняет за собой законодательную инициативу. Конституция посредством Меджлиса и советов всех уровней предоставляет народу возможность активного участия в управлении страной и создании законов. В статье 7 Конституции этот момент сформулирован таким образом:

«Меджлис исламского совета, совет провинции, области, города, района, уезда, села и т.д. являются основными органами принятия решений и управления страной.

Данная Конституция и законы, основанные на ней, определяют порядок образования и сферу прав и обязанностей советов».

6. Референдум как проявление воли народа

Народ выбирает своих представителей для принятия соответствующих решений. Но компетенция представителей не абсолютна и не безгранична. Правом принятия важнейших  решений наделен сам народ. Он осуществляет это право путем прямого волеизъявления. Согласно статье 59 Конституции, по решению Меджлиса обсуждение и принятие решений по жизненно важным для страны вопросам может быть осуществлено путем референдума. Данная статья гласит:

«При решении важнейших экономических, политических, социальных и культурных проблем законодательная власть может осуществляться с помощью референдума путем прямого обращения к воле народа. Требование об обращении ко всеобщему голосованию должно быть утверждено двумя третями от общего числа депутатов Меджлиса».

7. Контроль народа за деятельностью трех ветвей власти

Статья 90 Конституции посвящена прямому контролю со стоны народа над деятельностью законодательной, судебной и исполнительной власти в стране. Прямой контроль народа способствует тому, что бы все ветви власти к исполнению своих функций и обязанностей отнеслись более серьезно и более компетентно. В Меджлисе исламского совета утверждена специальная комиссия, которая призвана рассмотреть поступающие жалобы относительно работы государственных органов. Согласно этой стать е, «Каждый может направить письменную жалобу на работу Меджлиса, исполнительной и судебной власти в Меджлис исламского совета. Меджлис обязан рассмотреть жалобу и дать достаточный ответ. Если жалоба будет на исполнительную и судебную власть, Меджлис должен потребовать у них исчерпывающего ответа и в установленные сроки сообщить о результатах. То, что касается общественности, должно быть ей сообщено».

8. Реализация народовластия через советы (шура)

С учетом важности советов (шура) в процессе обеспечения истинного народовластия им посвящены статьи 100-106 Конституции ИРИ. Принцип народовластия, так же, как принципы поощрения дозволенного и опровержения недозволенного заимствованы из религиозных предписаний. В середине 1979 г. еще до утверждения Конституции, Революционный совет утвердил проект Закона о местных и городских советах. Позже, после избрания Меджлиса исламского совета этот закон несколько раз обсуждался на заседаниях Меджлиса и в него были внесены необходимые поправки. А Министерство внутренних дел ИРИ на его основе утвердило соответствующие положения. Согласно программе, утвержденной этим министерством, были проведены выборы местных советов на уровне сел, уездов, городов и поселков.

Высший совет провинций, состоящий из представителей провинциальных советов, стоит во главе этих исламских советов.

Каждый из советов сел, районов, городов и т.д. в пределах своей компетенции может принять соответствующие решения и предпринимать меры по избранию руководителей местных исполнительных органов.

Так, в статье 100 о сущности и компетенции советов сказано:

«В целях быстрого выполнения социальных экономических, благоустроительных, здравоохранительных, культурных, образовательных и иных программ, связанных с благосостоянием на селения, с участием народа, с учетом местных потребностей, управление делами и контроль над ними в каждом поселке, уезде, городе, области или провинции осуществляется соответственно поселковыми, уездными, городскими, областными или провинциальными советами, которые выбираются жителями соответствующих местностей.

Условия, которым должны отвечать избиратели и кандидаты в депутаты, сфера их прав и обязанностей, порядок проведения выборов и осуществления контроля со стороны соответствующих советов и их иерархия, которая должна соблюдаться с учетом принципов национального единства, территориальной целостности, исламского республиканского строя и подчиненности центральному правительству, определяется законом».

9. Роль народа в выборе лидера страны

Относительно вопроса о «велаяте факихе» (правлении справедливого факих) имеют место различные и глубокие теоретические споры, которые основаны на смысле правления и роли божественного правления в обществе.

Но следует отметить, что выбор этой системы правления (правление Бога и божественных законов) и основанных на ней государственных структур осуществляется самим народом и, следовательно, она является мерилом власти народа над самим народом. Кроме того, во избежание диктатуры и тоталитарного правления (безраздельной власти одного человека над обществом) в статьях 107 и 111 Конституции ИРИ относительно выбора лидера страны имеются необходимые предостережения.

Так, в 107 статье говорится: «Лидер страны назначается всенародными экспертами (хобреган). Указанные эксперты проводят консультации относительно кандидатур всех факихов, отвечающих требованиям, указанным в статьях 5 и 109. Если они признают одного из них самым сведущим в установлениях и вопросах мусульманского права либо в политических и социальных проблемах, а также сочтут его призванным всем народом или обладающим выдающимися качествами, то выбирают его лидером страны».

А статья 111 Конституции посвящена вопросам смещения лидера при необходимости. Она гласит:

«Если лидер страны будет не в состоянии исполнять свои законные обязанности либо утратит качества, указанные в статьях 5 и 109, либо если станет известно, что он с самого начала не соответствовал этим требованиям, он смещается с этого поста».

10. Участие народа в управлении путем выборов Президента

Девятая глава (статья 113-115) Конституции ИРИ посвящена вопросам выбора Президента, министров, правительства и всех основных компонентов власти. Согласно статьям 113, 114 и 122 Конституции, после лидера страны Президент является высшим официальным лицом страны. Он отвечает за выполнение Конституции ИРИ и руководит исполнительной властью во всех сферах, кроме тех, что отнесены к непосредственному ведению лидера страны. Он избирается на 4 года прямым голосованием народа, причем может выбраться только на два срока подряд.

Президент несет ответственность перед народом, лидером страны и Меджлисом Исламского совета в рамках полномочий и обязанностей, определенных Конституцией и законами.

Судя по содержанию вышеназванных статей и сходя из реального положения дел в стране, следует утверждать, что посредством выборов Президента, главы исполнительной власти, народ оказывает прямое влияние и принимает активное участие в решении государственных вопросов и, следовательно, в управлении страной.

11. Роль народа в возможном пересмотре Конституции страны

Согласно Основному закону страны, пересмотр Конституции ИРИ осуществляется путем референдума. Для этого лидер страны своим указом Президенту предлагает изменения и дополнения для внесения в Конституцию на Совете по пересмотру Конституции. Эти изменения и дополнения обретают законную силу после их одобрения абсолютным большинством участвовавших в референдуме.

12. Итоги

Принцип всенародного участия в управлении делами страны является одним из главных принципов, законодательно закрепленных в Конституции и других законах ИРИ. Отсюда следует, что народ – основная опора исламского республиканского правления в Иране. Все руководящие лица в стране выбираются путем всенародного волеизъявления. Все сказанное относительно участия народа в управлении делами и, в целом, во всех аспектах жизни страны можно подытожить в следующих пунктах:

1. Принцип создания народом Исламской Республики в Иране и поддержка, оказанная этому строю путем всенародного голосования является важнейшим фактором политического участия народа в управлении делами страны.

2. После создания Исламской Республики Иран выбор официальных лиц основан на всенародном голосовании, что является свидетельством всенародного участия в управлении делами государства.

3. Учет воли народа относительно законодательства и (или) определения политической линии страны предусмотрен Конституцией ИРИ. При этом критерием является непосредственный учет позиции и желаний народа или определенное участие народа через его избранных представителей в государственных органах.

4. Главы, статьи и пункты Конституции ИРИ, посвященные участию народа в управлении государством можно подразделить на две группы:

а. статьи, относящиеся к участию народа в принятии решений путем выбора Президента, депутатов Меджлиса исламского совета, депутатов местных советов, представителей в Собрании экспертов и т.д.

б. статьи, обеспечивающие возможность участия народа путем осуществления контроля над деятельностью государственных структур, таких, как комиссии по надзору за соблюдением принципа поощрения дозволенного и запрещения недозволенного, комиссия по статье 90 Конституции.

Следует отметить, что здесь были рассмотрены, в основном, статьи Конституции, в которых непосредственно затрагиваются вопросы народовластия и участия народа в управлении делами исламского республиканского строя. От характеристики других статей Основного закона, касающихся этого вопроса непосредственно, мы воздержались.

Али Асгар Сабери,
 Иран сегодня №1(5)/2005, Научное, культурное и историческое издание Культурного центра при
Посольстве Исламской Республики Иран в Российской Федерации,
 Москва, июнь, 2005 г.

Hosted by uCoz