Фарси – государственный язык Ирана


Нефть Каспийского моря как причина важнейших событий века

 

Нефть в Каспийском море и, в первую очередь, та, что скрыта в глубине его вод, уже много лет ожидает своей разработки, ровно столько, сколько существуют цивилизации в районе Каспия. О существовании в регионе нефти, как белой, так и черной, а также о природном газе было известно еще в древние времена.

За 600 лет до начала христианской эры и вплоть до XII века зороастрийцы совершали свои паломничества в Баку, находящийся на Апшеронском полуострове, с тем, чтобы исполнить культовые обряды в храме огнепоклонников в пригороде Сураханы, где вечным огнем горел природный газ. Имеются свидетельства, указывающие на то, что даже в X веке нефть уже выступала в качестве товарного продукта, а в XIII веке она в больших количествах уже вывозилась из Баку в другие районы. Известный венецианский путешественник того времени Марко Поло в своих заметках о Великой Армении описывает большой источник, нефть из которого поступала в таком количестве, что для ее перевозки требовалось очень много верблюдов.

В 1723 году царь Петр Великий присоединил к территории России некоторые восточные районы Южного Кавказа, которые находились под властью Ирана. Вслед за этим были составлены планы для разработки нефтяных источников и доставки белой нефти из региона в Россию. Со смертью Петра в 1725 году реализация этих планов была отложена. Достаточно скоро иранской правитель Надир Шах Афшар вновь захватил и вернул себе земли на побережье Каспия, принадлежавшие ранее Ирану. После того, как Бакинское ханство вновь отошло к России, то есть после заключения Гюлистанского мирного договора, работы на нефтяных месторождениях Баку-Апшерон возобновились уже в 1813 году. Этот этап считается поворотным пунктом в истории бакинской промышленности. Монопольное право бакинского хана на нефть и нефтеносные земли перешло к правительству России. С 1834 по 1849 годы прилагались усилия к началу добычи нефти в регионе, однако из-за неразвитости техники и отсутствия рабочей силы и рынков сбыта серьезная работа по разведке и эксплуатации нефтяных месторождений началась только в 50-х годах XIX века. К 90-м годам она привела к интенсивному развитию Баку и его превращению в главный нефтедобывающий район Каспийского моря.

Открытие новых запасов нефти прибавило значения этому морю. Каспий является крупнейшим закрытым водоемом, окруженным со всех сторон сушей. Площадь его поверхности составляет З70 тыс.кв.км, что почти равно площади такого государства, как Япония. С севера на юг Каспий протянулся на 2200 км, а с запада на восток – на 370 км. Каспий оказывает весьма ощутимое влияние на климатические условия в регионе и определяет геополитическое и экономическое значение региона. Добыча нефти значительно усилила их.

По мнению ученых, в бассейне Каспийского моря сосредоточены третьи по значимости запасы нефти после бассейна Персидского залива и Сибири, и они составляют от 20 до 25 млрд. баррелей. Это количество как минимум равноценно запасам Северного моря. По оценкам исследовательского центра в Лондоне, под дном Каспийского моря находится 68 млрд.баррелей нефти. Такие запасы нефти превращают Каспий в новую экономическую сокровищницу.

В последние годы в разработку нефтяных месторождений в регионе было вложено 60 млрд. долларов иностранных инвестиций, и к этой работе приступили многие страны и компании. В 1994 году в Баку между консорциумом нефтяных компаний во главе с «Бритиш петролеум» и Государственной нефтяной компанией Азербайджана было подписано соглашение о совместной добыче нефти на сумму 8 млрд.долларов. Это соглашение, действие которого рассчитано на 30 лет, предусматривало добычу каспийской нефти в объеме 80 тыс.баррелей в день, однако постепенно она выросла до 700 тыс. баррелей. Кроме того, в соответствии с соглашением сейчас производится разработка таких нефтяных месторождений, как Азери, Чираг и Гюнешли, запасы которых оцениваются в 3,8 млрд. баррелей нефти.

Другими компаниями-инвесторами проекта, который получил известность как «контракт века», являются: американские «Амоко» (17% акций), «Пензойл» (4,8%), «Юнокал» (9,5%), «Экссон» (5%), российская «ЛУКойл» (10%), норвежская «Статойл» (8,5%), японская «Иточу» (7,45%), английская «Рэмко» (2%), турецкая ТПАО (6,75%), саудовская «Дельта Ойл» (1,6%) и азербайджанская «Сокар» (10%).

После распада СССР разведка, добыча и транспортировка энергоносителей в каспийском регионе фактически осуществляется частными компаниями. Исключением является государственная компания КНР, которая работает на казахских нефтяных месторождениях Узун и Актаб. Суть такого положения дел объясняется тем, что решения в области инвестирования принимаются прежде всего исходя из размеров прибыли от тех или иных проектов. Обращают на себя внимание те усилия, которые прилагаются для достижения наибольшей эффективности нефтяных проектов Каспия. Это объясняется тем, что каспийские проекты должны будут конкурировать на мировом рынке с другими нефтяными проектами, а рынок нефти является одним из наиболее жестких товарных рынков. Не последнюю роль в этом играет и процесс глобализации.

С другой стороны, бассейн Каспийского моря является относительно новым районом для нефтяных компаний, и поэтому здесь нет удобных и выгодных маршрутов транспортировки нефти на мировые рынки, тем более что Каспий представляет собой закрытый водоем. Сейчас Азербайджан и Казахстан используют для доставки своей нефти железные дороги, но речь идет о слишком малых объемах. Нет сомнения в том, что в силу особенностей эксплуатации железных дорог и при низких ценах на нефть такой путь доставки не будет иметь перспектив. Самым разумным путем решения проблемы является строительство трубопровода, который свяжет Каспий с открытыми водами: Черным морем, Персидским заливом, Оманским заливом или же Средиземным морем.

Сейчас рассматриваются разные маршруты доставки нефти: 1) через Россию(к Черному морю); 2) через страны Восточной Европы; 3)через Иран и Персидский залив; 4) через Турцию (к Средиземному морю); 5) в Китай (без транспортировки по воде); 6) через Туркменистан (к Аравийскому морю).

Среди этих 6 вариантов наиболее предпочтительным с экономической точки зрения для транспортировки каспийской нефти представляется иранский маршрут. Это самый оптимальный маршрут, поскольку он является наиболее дешевым, надежным, удобным и стратегически обоснованным. Его значимость не ограничивается только экономической эффективностью.

Предпочтительность иранского маршрута объясняется следующими причинами:

1. Наличие нефтеналивных танкеров в Персидском заливе и отлаженных маршрутов транспортировки нефти делает этот маршрут наиболее дешевым.

2. На этом маршруте могут использоваться суда только одного государства, и поэтому споры или конфликты с другими странами не возникают.

3. Государства каспийского региона в большей степени склоняются к сотрудничеству с Ираном, нежели с Россией, которая все еще испытывает чувство превосходства над своими соседями.

Помимо того, что сама транспортировка нефти через иранскую территорию имеет большое значение, Иран находится также под непосредственным воздействием изменений, которые происходят в каспийском регионе. Речь идет о политических событиях, а также о тех изменениях, которые связаны с активной добычей нефти. Именно поэтому приобретают большое значение проблемы природоохранного, политического, технического и экономического характера и некоторые другие. Их решение требует тесного сотрудничества между прибрежными государствами каспийского региона, а для такого сотрудничества необходимо, чтобы у названных стран было правильное представление о новых условиях в регионе.

 Журнала «Развитие экономики», февраль 2004 года.

Hosted by uCoz