Фарси – государственный язык Ирана


Транспортный коридор "Север-Юг"

«Создание транспортного коридора «Север-Юг», ключевым элементом которого является Каспий, одобрено региональными и другими странами. Проект имеет все шансы стать важным звеном объединения интересов Ирана, России, других государств в целях широкой интеграции», – заявил посол ИРИ в России Голям Реза Шафеи. По словам посла, «Иран и Россия – два крупных каспийских государства – обладают большими потенциалами и возможностями, дополняющими потребности друг друга, в частности, в сфере транспорта».

Во время визита президента ИРИ Сейеда Мухаммеда Хатами во главе с высокопоставленной делегации в Азербайджан, в Баку было подписано соглашение между главами железных дорог Ирана и Азербайджана об увеличении сотрудничества двух стран в области железнодорожного транспорта.

На основании этого соглашения Иран и Азербайджан соединяют между собой железной дорогой части иранской и азербайджанской Астары, тогда объем грузоперевозок составит 3 млн. тонн. Следующий этап предусматривает трехстороннее сотрудничество – между Ираном, Азербайджаном и Россией при строительстве железнодорожной ветки Казвин-Решт-Энзели-Астара.

«Азербайджан осуществляет ряд проектов по созданию транспортного коридора из России через Азербайджан и Иран к Персидскому заливу», – заявил на пресс-конференции в Москве министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров.

Эльмар Мамедъров также заявил, что Иран выделил 40 млн. долларов для создания современной автомобильной трассы от границ с Ираном до Баку. Вопрос о строительстве автомагистрали от Баку до границ России обсуждается.

С развитием межгосударственных отношений одновременно формируются процессы взаимной интеграции в каспийском регионе и вне его. Чем теснее и шире эти связи, тем больше интеграция, которая в конечном счете и определяет внешнюю и внутреннюю политику государств.

Подписание Меморандума взаимопонимания между Ираном, Россией и Азербайджаном в области железнодорожного транспорта на встрече в Москве руководителей железнодорожных ведомств трех стран, является примером формирования такой интеграции.

По итогам заседания представителей железных дорог трех стран в Тегеране (25-27 августа 2004 года) был подписан меморандум о создании совместного Акционерного общества (АО) по строительству и эксплуатации железной дороги Казвин-Решт-Энзели-Астара с первоначальным уставным капиталом 6 млн. долларов (по 2 млн. долларов от каждой страны). Специалистами также обсуждался вопрос стоимости проекта строительства железной дороги Казвин-Астара. Участники встречи ознакомились только с расчетами иранских специалистов. По их расчетам стоимость участка Решт-Энзели составит 600 млн. долларов, а Энзели-Астара – 200 млн. долларов.

Таким образом железнодорожная ветка, проходящая по территории Ирана по маршруту Казвин-Решт-Энзели-Астара, свяжет иранскую железнодорожную сеть с азербайджанской и российской и, следовательно, Москву – с Персидским заливом.

В Баку с 27 по 28 сентября 2004 г. проходила встреча руководителей администрации железных дорог Азербайджана, Ирана и России.

Цель встречи – окончательная проработка вопросов создания трехстороннего Международного Консорциума для реализации проектов по налаживанию железнодорожного сообщения между Россией и Ираном через территорию Азербайджана в рамках транспортного коридора «Север-Юг».

28 июля открылось постоянное движение от станции Яндыки Приволжской железной дороги до порта Оля. Тем самым завершено формирование железнодорожной части коридора «Север-Юг» на российской территории. Его функционирование позволит организовать железнодорожную, паромную, морскую переправу по маршруту Россия – Иран. Для строительства этого участка РЖД выделило более 100 млн. долларов своих собственных средств.

До недавнего времени на Каспийском море функционируют два российских порта – Астрахань и Махачкала.

Планируется, что в 2010 г. поток внешнеторговых грузов, следующих по транспортному коридору «Север-Юг», достигнет 15-20 млн. т. Действующие порты могут не справиться с такими объемами. Расположение порта Оля обеспечивает выход на речные, морские, автомобильные и железнодорожные магистрали, что создает условия для круглогодичных перевозок по Каспию транзитных и экспортно-импортных грузов.

Строительство подъездных путей завершает формирование инфраструктуры порта Оля и, таким образом, создается самый мощный терминал на Каспийском побережье.

По плану, первая очередь порта Оля, входящего в систему транспортного коридора, к 2005 году должна иметь годовой грузооборот 4 млн. т., к моменту завершения развития порта грузооборот должен возрасти до 8 млн. т.

«Важно сделать транспортную составляющую фактором роста экономики региона», – сказал М.Фрадков. По его словам, в расширении транспортного коридора заинтересованы также страны Средней Азии, Индия, Пакистан, страны Персидского залива. «Руководство Российской Федерации уделяет большое внимание развитию транспортной инфраструктуры», – подчеркнул Председатель Правительства.

Прямое поручение Правительству о завершении формирования российской части международного транспортного коридора «Север-Юг» было отдано лично Президентом РФ В. Путиным и выполнено в обозначенные сроки.

Новый маршрут грузоперевозок в обход Суэцкого канала в направлении Ирана и Индии сокращает сроки прохождения грузов с 37 суток до 13, т.е. почти в 3 раза. Функционирование коридора «Север-Юг» позволит увеличить товарооборот между странами Запада, Россией и государствами прикаспийского региона как минимум в 1,5 раза.

Транспортный коридор «Север-Юг», соглашение о создании которого подписали Россия, Индия и Иран, должен обеспечить доставку грузов из регионов Персидского залива и Южной Азии в страны Восточной, Центральной и Северной Европы через порты Каспия, внутренние водные пути России и систему российских железных дорог.

По материалам печати. Москва, октябрь 2004г.

Hosted by uCoz