Фарси – государственный язык Ирана


Голям Реза Шафеи: военное сотрудничество России и Ирана
носит исключительно оборонительный характер

Посол Ирана в РФ в интервью "Интерфаксу" рассказывает о сотрудничестве России и Ирана, в том числе в военной области, отвергает обвинения в адрес Тегерана в попытках создать ядерное оружие и говорит о перспективах определения статуса Каспия

- Как в Тегеране оценивают уровень сотрудничества с Россией и его перспективы?

- Тегеран придает большое значение отношениям с Российской Федерацией. Здесь приветствуют волю господина Путина и других руководителей России к укреплению связей с Исламской Республикой Иран и активизации потенциалов наших стран.

Это важно еще и с той точки зрения, что Россия занимает независимую позицию, основанную на своих национальных интересах, и противостоит политизированным и нереальным подходам к мировым событиям.

В нашем регионе мы стали свидетелями подобных подходов во время нападения США на Ирак. Сегодня мы видим правильность позиции, которую заняла Россия. Мы видим, в какой водоворот событий вовлечены сторонники однополярного мира, какие беды и несчастья принесли они народу Ирака. Другая причина дальнейшего углубления отношения между нашими странами - это противодействие применению двойных стандартов и политизации различных проблем, возникающих в мире.

Такой же односторонний подход явился причиной усложнения ситуации в таком регионе, как Средний Восток.

Мы уверены в том, что взаимодействие наших стран в политической, экономической сфере, а также в вопросах безопасности, способствуют безопасности наших стран в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Иран и Россия должны приложить все свои усилия для укрепления этих отношений.

Кстати, что касается экономической сферы, обмен товарами и услугами между Ираном и Россией в прошлом году возрос минимум на 35% и достиг небывалой цифры - 1,2 миллиарда долларов.

- Американские власти обвиняют Тегеран в разработке программ создания оружия массового уничтожения, средств их доставки. При этом как источник поступления технологий в Вашингтоне называют прежде всего Россию. Соответствуют ли действительности подобные утверждения?

- Исламская Республика Иран, являющаяся членом Организации Объединенных Наций и ее специализированных институтов, подписала все конвенции, принятые мировым сообществом, в том числе и конвенцию о нераспространении оружия массового поражения. Все ее программы являются прозрачными и находятся под контролем специализированных органов ООН.

Международные инспекторы неоднократно проверяли научно-исследовательские центры Исламской Республики Иран. Они наблюдают за тем, чтобы деятельность этих центров соответствовала международным нормам.

С другой стороны, утверждается, что Исламская Республика Иран в соответствии с исламским учением не имеет никаких сдерживающих факторов для применения или производства оружия, угрожающего жизни людей. Подобным рода рассуждениям нет места в военно-оборонительной доктрине нашей страны. Если взглянуть на суммы, которые различные страны региона тратят на свою военную промышленность, то станет видно, что Иран тратит на эти цели значительно меньше своих соседей. К сожалению, в этом отношении мы видим корыстное политическое вмешательство некоторых держав, которые односторонне, с применением двойных стандартов оценивают поведение других стран в соответствии со своими взглядами. Ярким примером, подтверждающим вышесказанное, является отношение США к странам Среднего Востока: сионистский режим, обладая доказанной военной мощью, находится вне зоны внимания мирового сообщества, в то время как другие страны подвергаются давлению. Естественно, подобное отношение не может принести ничего хорошего для мирового сообщества, в том числе и для стран Среднего Востока. Такой подход вызывает подозрение этих стран в отношении тайных замыслов американцев. Учитывая вышесказанное, мы по-прежнему считаем, что нужно создать Средний Восток, свободный от ядерного оружия. В этой связи мы рады, что Россия поддерживает нашу логичную позицию.

- Намерен ли Иран активизировать сотрудничество с Россией в атомной энергетике, военно-технической сфере?

- Исламская Республика Иран и Российская Федерация благодаря воле своих руководителей и в соответствии с принятыми международными нормами и соглашениями продолжают сотрудничество в области атомной энергетики и военного оборудования. Естественно, подобное сотрудничество принято в современном мире и реализуется в рамках естественного права стран на обеспечение своих потребностей, и эти потребности должны быть обеспечены странами, обладающими более высокими технологическими возможностями. Хочу отметить, что военное сотрудничество наших стран ведется исключительно в рамках оборонной доктрины Исламской Республики Иран и сохранения готовности страны к обороне и обеспечения своих национальных интересов, и ни в коей мере не имеет никаких агрессивных намерений.

Что касается атомного оружия, то здесь, как я уже говорил, у нас нет никаких намерений двигаться в этом направлении, иметь доступ к нему. Мы уверены, что наличие атомного оружия в современном мире не обеспечивает странам безопасность и стабильность, а, напротив, создает для них многочисленные проблемы.

- Насколько соответствуют действительности утверждения о том, что из всей прикаспийской пятерки Иран продолжает занимать обособленную позицию по будущему правовому статусу Каспия, и это осложняет перспективы заключения пятистороннего соглашения по данному вопросу?

- На основе договоренностей министров иностранных дел прикаспийских стран, достигнутых в 1996 году в Ашхабаде, любое решение по Каспию должно быть принято консенсусом, и ни одна страна не имеет права без учета этого принципа предпринимать односторонние шаги, идущие вразрез с интересами других стран. Что касается правового статуса Каспийского моря, то следует сказать, что у каждой из прикаспийских стран есть свое особое виденье этой проблемы. Конечно же существуют и схожие точки зрения, но это отнюдь не означает, что они разделяются всеми сторонами. В настоящее время важнейшими вопросами Каспийского моря являются: методика раздела этого водоема и его использование прикаспийскими государствами, демилитаризация Каспия, доступ к мировому океану, стран, не имеющих выхода к нему, вопросы безопасности Каспия. Однако до сих пор пятисторонняя рабочая группа, не смогли решить эти вопросы. Для их решения назрела необходимость подключения деятелей более высокого ранга. В связи с этим было предложено провести дополнительные встречи и переговоры. Весной этого года состоялась встреча министров иностранных дел прикаспийских стран в Москве.

На этой встрече было решено провести саммит прикаспийских стран во второй половине 2004 года. Исламская Республика Иран как принимающая сторона проводит в связи с этим необходимые мероприятия.

Hosted by uCoz