Фарси – государственный язык Ирана


Эксклюзивное интервью
Его Превосходительства Чрезвычайного и Полномочного Посла
Исламской Республики Иран в Российской Федерации
господина Голамреза Ансари
для специального выпуска газеты «ААЕ: новости посольств»,
посвященного Дню Исламской Революции в Иране

Каково политическое и экономическое положение Исламской Республики Иран? Какие изменения произошли в стране за последнее время?

1. Будучи страной с населением в 67 млн. человек с валовым внутренним продуктом в объеме 183 млрд. долларов, Иран занимает восьмое место по уровню экономического развития среди стран Азии. Также Иран обладает одними из крупнейших мировых запасов таких полезных ископаемых, как нефть, газ, железо, медь, цинк, свинец, хромиты, марганец, строительные инертные материалы и др.

2. С начала 1990-х гг., когда иранская экономика вошла в период новой экономической политики, основанной на рыночных принципах, либерализации внешнеэкономических отношений и приватизации, в стране наблюдается поступательный экономический рост. Меры, принятые в рамках трех пятилетних планов социально-экономического развития страны, позволили довести в настоящее время прирост ВВП до 7% в год. Ожидается, что в результате претворения в жизнь четвертого пятилетнего плана, исполнение которого началось в марте 2005 года, нам удастся снизить уровень инфляции, который в последние годы составлял порядка 15%, до приемлемого уровня. Удалось поставить под контроль рост безработицы, которая в последние годы представляла собой одну из основных проблем для государства. Если в 2004 году уровень безработицы составлял порядка 11%, то в результате выполнения четвертого пятилетнего плана ее уровень должен быть снижен до однозначного числа.

3. Одной из важнейших задач пятилетних планов социально-экономического развития было поощрение ненефтяного экспорта. В результате объем экспорта ненефтяных товаров, который в первые годы после победы Исламской революции не превышал 300 млн. долларов, значительно вырос и достиг в настоящее время порядка 8 млрд. долларов.

Как Вы оцениваете нынешнее состояние отношений между Россией и Ираном? В каких областях, по Вашему мнению, имеются возможности для развития двустороннего сотрудничества?

В настоящее время политические, экономические и культурные связи между Исламской Республикой Иран и Российской Федерацией находятся на хорошем, высоком уровне. Впрочем руководство двух стран ожидает, что двусторонние торгово-экономические отношения получат еще большее развитие. За прошедшие годы Иран и Россия проводили регулярные двусторонние консультации на уровне первых лиц государств, спикеров парламентов, секретарей и заместителей секретарей советов безопасности, министров иностранных дел, заместителей глав МИД по региональной и международной политике и т.д. Это были плодотворные консультации по двусторонним политическим, экономическим и оборонным вопросам, относительно деятельности Ирана в ядерной сфере, региональных и международных проблем.

На фоне добрых двусторонних политических отношений в последние годы получили развитие экономические связи между ИРИ и РФ, чему способствовало соседство двух стран по Каспию, единство позиций по многим политическим проблемам двустороннего, регионального и международного характера, обмен многочисленными политическими и экономическими делегациями, торговые отношения, наличие крупных двусторонних проектов в области нефти и газа, транспорта, атомной энергетики, в различных отраслях промышленности и технологий. Все это свидетельствует о том значении, которое придает руководство двух стран этому сотрудничеству и необходимости его дальнейшего развития и расширения.

Необходимо отметить, что во время визита бывшего президента ИРИ г-на Хатами в Российскую Федерацию в 2001 году был подписан Договор об основах политических, экономических и культурных отношений между двумя странами, который означает наличие необходимой основы для развития двусторонних связей в различных областях.

В последние годы отмечалось расширение торговли между двумя странами. В 2002 году торговый оборот между двумя странами достиг 807,9 млн. долларов, причем объем иранского экспорта в Россию составил 50,9 млн. долларов. В 2003 году наблюдался относительно неплохой рост товарооборота между двумя странами, и по результатам года он составил 1,390 млрд. долларов. В 2004 году этот показатель достиг 2,014 млрд. долларов, причем, согласно последним статистическим данным, экспорт ИРИ в Россию составил 102,3 млн. долларов.

Таким образом, товарообмен между двумя странами за период с 2002 по 2004 гг. вырос примерно на 150%, а доля Ирана во внешней торговле России в течение этих трех лет составила соответственно 0,5%, 0,7% и 0,8%.

Наши страны располагают значительным потенциалом в различных областях промышленности и технологий, что определяет широкие предпосылки для двустороннего сотрудничества. На этой основе сформировалось и развивается двустороннее сотрудничество в таких областях, как строительство АЭС, нефтегазовый сектор, закупка и лизинг авиационной техники, создание и запуск спутников, производство и реализация различных моделей автомобилей в обеих странах, а с созданием Центра торговли Ирана в России формируются и совершенствуются такие направления сотрудничества, как взаимные инвестиции, сотрудничество на уровне мэрий Тегерана и Москвы и др.

Какие нерешенные проблемы до сих пор остаются в отношениях между двумя нашими странами? Какие меры предпринимаются для решения этих проблем?

При нынешнем качестве и уровне политических отношений и при наличии политической воли высшего руководства двух стран в деле развития политических, торговых и промышленных обменов между двумя странами, можно было бы ожидать дальнейшего значительного расширения двусторонних связей и увеличения товарооборота в два раза. Тем не менее, мы не смогли в полной мере реализовать эти потенциальные возможности, что обусловлено ниже перечисленными препятствиями и проблемами:

– недостаточная взаимная информированность бизнесменов и руководителей торговых организаций двух стран относительно потенциальных возможностей сторон;

– наличие чрезвычайно сложных административных правил и бюрократии;

– наличие трудностей в деле развития туризма и взаимных поездок граждан Ирана и России, что не стимулирует заинтересованность в продолжении взаимного сотрудничества в этой сфере. К таким трудностям относятся: языковой барьер, длинные и суровые русские зимы, высокая стоимость проживания и транспорта в России;

– большая схожесть экономических структур двух стран. В этой связи необходимо отметить, что Иран и Россия являются крупными производителями и экспортерами нефти, газа, минерального сырья, различных видов руды, различных сырьевых продуктов и полуфабрикатов, причем во многих случаях по этой причине две страны выступают на соответствующих рынках в качестве конкурентов;

– сильные иранские коммерческие структуры предприниматели вследствие указанных выше причин не выходят на российский рынок, тогда как спорадическое, коммерчески малоуспешное и в целом фрагментарное присутствие мелких предпринимателей на российском рынке накладывает отрицательный отпечаток на весь блок наших двусторонних взаимоотношений.

Необходимо отметить, что Россия в результате экономических преобразований превратилась в очень емкий рынок сбыта для импортных товаров. Растущий российский средний класс, обладающий значительной покупательной способностью, имеет возможность покупать появляющиеся на рынке новые, ранее неизвестные для потребителя товары. Если раньше народ в течение многих лет привык пользоваться ограниченным ассортиментом товаров отечественного производства, то теперь он видит на рынке разнообразные импортные товары, многие из которых пользуются спросом. В этой связи, как представляется, многие товары иранского производства также могли бы в потенциале иметь хороший сбыт на российском рынке.

В целях содействия развитию двусторонней торговли проведено третье заседание ирано-российской рабочей группы. Стороны обсудили исполнение решений второго заседания рабочей группы и положительно оценили процесс развития двусторонних торгово-экономических отношений. Стороны подписали важные двусторонние документы, важнейшим из которых является соглашение о создании совместного совета по торговле двух стран. В соответствии с этим соглашением стороны обязались на взаимной основе предоставлять предпринимателям сторон необходимые услуги.

В 2004 году главы Торгово-промышленных палат двух стран подписали соглашение об обмене коммерческой информацией, согласно которому ТПП Ирана и России будут предоставлять предпринимателям необходимую информацию через свои каналы и организации.

Как Вы оцениваете связи двух стран в области культуры, информации, издательского дела и литературы? Что Вы намереваетесь предпринять для упрочения и развития отношений в этих областях?

С точки зрения истории и религии Россия является одним из культурных полюсов региона и мира и стремится сохранять свой культурообразующий потенциал. Стратегическое геополитическое положение этой страны в мире стало тем фактором, который обеспечил привлечение государств региона, в частности, стран Центральной Азии и Кавказа, к культурным процессам в России.

Исламская Республика Иран в силу многовековой истории своей цивилизации и культуры, а также своего специфического географического и стратегического положения также испытала воздействие этих культурных процессов, и в то же время в свою очередь оказала на эти процессы свое непосредственное существенное влияние. В целом, политическая стратегия Посольства в области культуры заключается в совершенствовании работы и повышения уровня сотрудничества в перечисленных ниже областях с низового до общенационального уровня:

1) в области персидского языка и литературы: преподавание персидского языка (проведение курсов, олимпиад, организация стажировок студентов и преподавателей), заключение договоров о сотрудничестве с различными ВУЗами, создание центров иранистики и персидской филологии и литературы, предоставление возможностей для проведения исследований, поддержка издательской деятельности и научных исследований в области персидской филологии и литературы;

2) в области иранистики: проведение семинаров, выставок, недель культуры, поддержка научно-исследовательской деятельности в области иранистики, преподавательской и информационной деятельности, выпуска различных публикаций и т.д.;

3) в области исламоведения и исламского просвещения: проведение учебных курсов, научных семинаров, исследовательской и издательской деятельности.

Предполагается, что в последней декаде апреля 2006 года в Иране пройдет первая неделя российской культуры, о чем уже достигнута предварительная договоренность. Также и российская сторона предпримет соответствующие меры для проведения первой официальной Недели культуры ИРИ в Москве в начале 2007 года.

Активизация регионов обеих стран и использование потенциалов провинций ИРИ и субъектов РФ также заслуживается внимания с точки зрения развития двусторонних культурных связей. Для этого необходимо, чтобы практически заработали договора между городами-побратимами России и Ирана (провинции Тегеран, Исфахан, Хорасан, Восточный Азербайджан и Хамадан и соответствующие российские республики и регионы). Это могло бы способствовать расширению культурных связей и с другими городами и регионами страны. Нет сомнения в том, что благодаря культурному взаимодействию могут улучшиться и получить дальнейшее развитие экономические отношения между двумя странами.

В целях укрепления связей между Ираном и Россией в области научно-исследовательской сферы планируется, как и в предыдущие годы, осуществлять обмен ведущими деятелями и учеными в области изучения внешней политики Ирана и России, организовать сотрудничество между иранскими и российскими исследовательскими центрами, в частности, в области проведения семинаров, круглых столов и конференций по проблемам, представляющим взаимный интерес, а также переводов актуальной литературы по вопросам внешней политики России и российско-иранских отношений, продолжить сотрудничество Бюро политических и международных исследований и Института международных отношений МИД Ирана с Дипломатической академией и МГИМО РФ и другими российскими институтами, а также проводить постоянные консультации с ведущими деятелями российской науки в области внешней и внутренней политики.

Что Вы думаете об инициативе директора Института проблем внешней политики и безопасности академика А.Г. Петькуна относительно учреждения в ближайшее время в Москве Российско-Иранской Академии сотрудничества и развития?

Полагаю, что в рамках развития и укрепления двусторонних отношений во всех областях политики, экономики, культуры и т.д., эта идея может стать очень полезным инструментом для обмена информацией и лучшего ознакомления с возможностями двух стран, а также хорошим средством для преодоления проблем, указанных в ответах на предыдущие вопросы.

Но при практическом воплощении указанной идеи следует обязательно иметь в виду и то, что зачастую создаются организации с первоначальной целью развития и укрепления отношений, однако со временем сами превращаются в препятствие на пути расширения связей между странами. Поэтому следует обратить особое внимание на то, чтобы не было нанесено ущерба развивающимся двусторонним отношениям и изначально поставленной цели, провозглашаемыми при создании подобных организаций лозунгами, такими как «независимость организации» и «свободное членство в организации».

 Интервью взяла Наталья Куренкова (г. Москва)

Hosted by uCoz