Фарси – государственный язык Ирана


Диалог цивилизаций и исламский фактор

Декабрь 9, 2006

Человечество все более четко осознает, что существующие в современном мире цивилизации способны, должны и могут сосуществовать, сотрудничать и по возможности дополнять и совершенствовать друг друга.

Исходя из этого, а также из реального положения миропорядка, связанного в первую очередь с современным уровнем научно-технического прогресса можно прийти к выводу о признании необходимости все более укрепляющихся связей и отношений между различными культурами и, соответственно, между различными цивилизациями.
Инициативы Президента Исламской Республики Иран господина Хатами, относительно идеи диалога цивилизаций в качестве главного фактора во взаимоотношениях мирового порядка, связаны с глубоким осознанием связанным именно этой необходимости.
С учетом этой необходимости он отмечает: «Диалог цивилизаций – это стимул для формирования универсальной модели оздоровления международных отношений, чтобы исключить односторонние подходы и монолог в политике и культуре».
При этом следует учитывать, что цивилизация, как социальная система не должна пониматься как механическая сумма составляющих элементов (стран, народов или регионов), а должна быть рассмотрена с учетом приобретенного ею нового системного качества в процессе «интегрального эффекта». Например, для мусульманской цивилизации таким «интегральным эффектом» выступило Божье Слово. Действительно «исламская цивилизация – одна из немногих цивилизаций, которая возникла и получила распространение на основе одного священного текста – Священного Корана».
Здесь следует отметить, что составляющими элементами системы исламской цивилизации являлись народы и страны , которые до ниспослания Священного Корана резко отличались друг от друга по этническим , социально-экономическим , географическим признакам и находились на различных уровнях культурного развития. И именно следование божественному призыву послужило мощным интегрирующим фактором, позволившим формироваться исламской цивилизации.
Но вместе с тем, все системообразующие компоненты исламской цивилизации, т.е. мусульманские народы сохраняют и свои культурные особенности и своеобразия, каждая из которых по-своему подпитывает и обогащает цивилизацию (исламскую): «Именно в этом заключается тайна разнообразия и обилие достижений исламской культуры и цивилизации: единое Слово Божье породило множество различных толкований и разнообразие форм выражения».
Лаконичными и весьма важными тезисами, выдвинутыми в качестве магистральных путей осуществления диалога различных и, в частности, исламской и западной (часто подразделяемой политологами и социолагами на европейскую и североамериканскую) цивилизаций являются умение «говорить», «слушать» и «понимать».
С этой позиции каждый индивид человеческого общества как «личность» и подразумевая как общие черты, так и своеобразия каждой культуры, носителем которой являются эти индивиды, приходит к такому выводу , что : «В человеке сосредоточены душа Востока и разум Запада, и отрицание этих двух составляющих частей существа человека сделало наше понимание его сути неполноценным и недостаточным».
Данное положение в исламе исходит из учения Священного Корана, в котором всем представителям монотоистических религий (мусульманам, христианам, иудеям и сабеитам,зороастрийцам и т.д.) обещаются всякие блага и приписывается им толерантность и умение слушать друг друга.3


В этом процессе важным средством считает изучение наук, недаром первый аят ниспосланный Пророку ислама начинался словами «читай» (Сура 96, аят 1). Следуя Пророк ислама придавал важное значение науке и наставлял всем своим последователям быть в поисках науки. Естественно, что это одно из самых надежных способов межцивилизационных связей и диалога между ними. Ибо ислам в вопросах освоения научных и культурных ценностей никаких границ не признает.
Итак, ценным требованием исламского учения является толерантность, которая предписывается всем членам исламской уммы. Например, Али ибн Абуталеб в своем письме Египетскому наместнику Малеку Аштару писал: «Доброту по отношению ко всем подданным ( независимо от религиозной принадлежности. -М.С.) и дружбу с ними считай одеянием своего сердца … Ибо есть только две группы подданных: твои братья по религии и подобные тебе по творению».
В другом случае он, говоря о значимости высказываемых мнений, независимо от высказывающего отмечает : «Не смотри кто говорит, а смотри, что говорят». То есть приемлемыми и почитаемыми должны быть сами идеи и культурные ценности, служащие интересам человечества, а ни то, с каких уст и позиций они звучат.
Важным проявлением, длившимся веками, диалога Востока и Запада в области культуры был Ренессанс. Вопреки мнениям некоторых идеологов и историков Ренессанс нельзя рассматривать как механическое, возрождение в Европе античной культуры. Хотя бы по той простой причине, что до того как возраждаться в Европе, античная культура (главным образом философия) возрождалась и совершенствовалась на Востоке и в основном в мусульманском мире. Античная философия, как совокупность различнх гуманитарных и в целом мировоззренческо-этических наук, была переосмыслина, систематизирована и обогощена учеными мусульманского мира такими как Аль-Фараби, Авицена, Ибн Рушд и другими и использована в последующие века европейскими учеными.
Исламскими учеными были разработаны и введены целые направления новых для средневековой эпохи научных дисциплин, таких как алгебра ( ал- Харезми), химия (ал-Джабер, известный в Европе как ал-Габер), систематизированная медицина (Авицена) и.т.д. Большое влияние в развитии европейской литературы оказали Фирдоуси, Омар Хайям, Хафез и другие представители мусульманской литературы.
И так, эпоха европейского Ренесанса своим началом во многом обязана трудам Восточных и в первую очередь мусульманских ученых. Это было эпоха бурного и весьма плодотворного обмена научными, этическими и эстетическими ценностями.
А затем, примечательно то, что вопреки утверждениям многих исследователей этой эпохи, Ренессанс был не периодом отхода от религиозных ценностей, а «миру предстал другой образ религиозного человека, открытый Ренессансом». Взаимная открытость мира и человека – основная идея Возрождения, что само по себе исполнено религиозным значением. Ибо Возрождение было направлено на укрепление, очищение и распространение религии, но отнють не против нее.
Президент Хатами предлагает диалог между цивилизациями для правильного, гуманного и практического решения многих глобальных проблем современности, таких как: кризис в семье, кризис в вопросах экологии, кризис этического характера в связи с некоторыми научными исследованиями, кризис в международных политических отношениях и так далее.
Кроме того выделяется два пути осуществления диалога цивилизаций:
1. Взаимовлияние между ними на протяжении длительного времени. Этот процесс обусловлен естественным ходом развития событий, географическими или историческими причинами, и от чьего-либо выбора или воли не зависит.
Подобное взаимовлияние веками осуществлялось, например, между иранцами и греками в античные времена, а позднее между Европой и Азией по Великому шелковому пути и т.д.
2. Диалог цивилизаций и культур посредством диалога между их представителями. Такая форма диалога это осознанная и целенаправленная деятельность, не обусловленная историческими или географическими факторами.
Указывая на все возрастающее значение полноценного и всеохватывающего диалога культур и цивилизаций , вместе с тем отрицает ведение подобного диалога с позиции силы, навязывание секуляризма, давления и устрашения.
Диалог культур, предполагает многополюсный мир и отрицает планетарные изменения в сторону глобализации, направленной на создание более обширных рынков сбыта и поглощение национальных культур одной господствующей культурой.
Диалог цивилизаций, как единственно возможный, но одновременно сложный и необходимый рычаг сохранения мира и стабильности на планете – это стимул для формирования универсальной модели оздоровления международных отношений, не допускающий односторонние подходы и монолог в политике , религии и культуре, позволяющий общественному мнению подвергать осуждению всякого рода силовые методы разрешения межнациональных и международных конфликтов и разногласий.
В этом плане коренного изменения требуют многие аспекты международного права. Ибо они приняты в предыдущие десятилетие, преимущественно с учетом интересов западных политиков и западных общественных кругов, без должного отражения интересов восточных и, в частности мусульманских стран.
Тенденция к глобализации должна исходить и предполагать многополюсность и многополярность современного мира с учетом: рождения новой морали, нового коллективного права на основе международных институтов и законов, укрепления суверенитета и народовластия всех государств, повышения их ответственности по международным вопросам. Для этого необходимо, чтобы все компоненты международной системы (государства и гражданские институты) могли активно и равноправно участвовать как в выработке, так и в принятии решений международного характера.1
На мой взгляд события 11 сентября не только не могут быть опровержением доктрины диолога цивилизаций, но и являются убедительным аргументом в пользу того, что человечество для решения накопившихся проблем все больше нуждается в конструктивном и постоянном диалоге существующих в мире цивилизаций. Естественно, осуждая всякие проявления терроризма, следует отметить, что для предотвращения подобных катастроф необходимо большее участие и большее взаимное познание различных религий, культур и цивилизаций Запада и Востока на международной арене.

ЛИТЕРАТУРА:
1. Зеленая память. Букет цветов из «Нахдж-уль-балага» Повелителя равоверных Имама Али. М., Изд-во «Гуманитарий», АТН, 2001г.
2. Хатами С.М. Текст выступления на заседании ООН, посвященный диалогу цивилизаций . М., 2001г.
3. Хатами С.М. Текст выступления на «Саммите тысячелетий» в ООН (06.09.2000г.), М., 2001г.
4. Хатами С.М. В человеке сосредоточены душа Востока и разум Запада. Выступление во Флорентийском университете (08.05.1999г.) М., 2001г.
5. Санаи М. Социально-политические проблемы взаимоотношений Ирана со странами Центральной Азии . Политологический анализ. ИСПИ РАН, М., 2001г.
6. Зарринкуб А. Летопись ислама. Тегеран. 1996 г. с 121

Д-р Мехди Санаи

www.iras.ir

Hosted by uCoz