Фарси – государственный язык Ирана


Совместное наследие Каспия: шаг в направлении интеграции

Введение: В Тегеране прошло заседание собрания министров иностранных дел стран побережья Каспийского моря. Основные цели проведения этого заседания состояли в следующем: Напоминание о важности этого моря; тематика подземных источников, существующих в нём, особенно нефтяных и газовых источников; вопрос о приведении в исполнение решений, вынесенных на прошлой конференции, по проблеме окружающей среды, способе эксплуатации морской фауны и рыбы; и важнее всего, рассмотрение последней позиции пяти прибрежных стран Каспийского моря в отношении правового режима на этом море, который после распада СССР стал ареной разногласий, а иногда и неправового использования, а также рассмотрение и принятие решения по вопросу даты проведения собрания глав этих стран и определение временных границ проведения этого заседания.

Важность вопроса по определению правового режима на Каспийском море:

1 - Определение правового режима на Каспийском море обладает значимостью с той точки зрения , что он устанавливает права и обязанности стран и возможность правильного и дозволенного пользования всеми богатствами этого моря . Ясно , что до принятия совместного решения по этому вопросу прибрежные страны должны серьёзно воздерживаться от предпринятия каких-либо шагов, ведущих к появлению трений в регионе и особенно в прибрежном регионе.

2 - Вопрос о правовом режиме Каспийского моря был помещён в рабочий список прибрежных стран ещё после распада СССР, и были предоставлены различные способы и пути решения этого вопроса. В настоящее время по поводу необходимости разделения большинство стран побережья пришло к единому мнению, но в отношении способа раздела такого единодушия не существует, что и приводит к затягиванию процесса разрешения этого вопроса.

3 - В этом отношении страны убеждены, что при разграничении Каспийского моря следует пользоваться признанными международными правилами и принципами, особенно принципом справедливости и внимания к особым условиям каждой страны (в том числе протяжённости побережий, общей направленности и вогнутости и выпуклости побережий и т. д.). Образ разделения должен удовлетворить потребности каждой страны, что также должно обеспечить возможность защиты и охраны каждой страны на национальном уровне. С другой стороны, этот раздел должен согласоваться со способами, распространёнными в мире и основами международного права, а также с международными правовыми взглядами и методами.

Поэтому Иран, принимая во внимание международные принципы, убеждён, что использование одного особого метода, такого как, скажем, средняя линия или же линия равного расстояния, необязательно и даже не приведёт к справедливым результатам, поэтому следует воспользоваться другим способом или же совокупностью способов.

4 - С другой стороны, следует иметь в виду, что любое разделение дна и поддонной территории без принятия во внимание качественных и имеющих влияние особенностей Каспийского моря (таких как форма побережья, (его вогнутость и выпуклость), протяжённость значимых побережий, глубина воды и другие факторы, такие как разбросанность источников энергии) не будет весомым, так как для достижения справедливого раздела (согласно распространённым правовым международным определениям и мерам) должны быть приняты во внимание эти особенности.

5 - С другой стороны, так как недавно получившие независимость страны прикаспийского региона считаются наследниками стран бывшего Советского Союза, то здесь до некоторой степени сохраняют свою силу ранее заключённые соглашённости, которые и считаются основой для пополнения правового режима и любых действий в области Каспийского моря. Хотя, конечно, эти договорённости могут иметь также и недостатки, которые должны быть ликвидированы.

Значимость экологического вопроса в отношении Каспийского моря:

1 - Экологический вопрос в отношении Каспийского моря - ещё одна озабоченность, которая серьёзно преследуется нашей страной . В этом направлении в городе Тегеране пятью прибрежными странами была подписана Экологическая конвенция Каспийского моря , которая была приведена к исполнению 21 мордада 1385 г (лето 2006 г) , что стало первым и весьма важным шагом на пути охраны окружающей среды. Также ведутся переговоры по составлению специализированного протокола этой конвенции. Существуют надежды на то, что страны будут придерживаться своих обязанностей в этом отношении.

2 - Этот вопрос для иранского народа, который обладает наикрасивейшими, самыми зелёными и самыми населёнными побережьями Каспийского моря и каждый год привлекает сюда самое большое количество туристов, обладает особой значимостью. В настоящее время экологические ответственные кадры нашего государства также пытаются с помощью различных мероприятий на национальном уровне уменьшить объём поступающих в Каспийское море загрязнений.

Значимость вопроса об энергетических ресурсах Каспийского моря и их передаче на мировые рынки:

1 - Несомненно, одним из наиважнейших вопросов для прикаспийских стран является передача производимой нефти и газа прикаспийского региона на рынки потребления, который по причине окружённости некоторых прибрежных стран сушей и отсутствия их доступа к свободным водам с точки зрения экономичности путей передачи, а также соответствующих политических уступок приобретает особую значимость.

2 - Теперь, принимая во внимание предпринятые действия и экологические стандарты, для всех было доказано, что территория Ирана - это самый короткий, безопасный и экономически выгодный путь передачи энергетических ресурсов каспийского региона. В этой области Иран в сфере обмена нефтью предпринял действия, направленные на то, чтобы передавать нефть таких стран, как Россия, Туркмения и Казахстан, с помощью нефтяных барж к берегам Ирана (специально оборудованному порту Нека), перерабатывать её на северных нефтеочистительных заводах (в Тегеране и Тебризе), а с той стороны передавать на юге страны согласованный эквивалент нефти, полученной на севере страны. В настоящее время эти страны экспортируют таким образом 150 тыс. баррелей нефти в день.

3 - Принимая во внимание определяющую роль нефти в этих странах, любое изменение может оказать прямое или косвенное влияние на прикаспийские государства, однако уровень этого влияния должен оцениваться, принимая во внимание особенности каждой отдельной страны и региона, а также другие влиятельные региональные и международные факторы. С другой стороны, существуют ограничения в отношении нефтяной деятельности в прикаспийском регионе, которые можно разделить на три группы:

Первая группа: Политические и правовые ограничения. Отсутствие указания на поддонные ресурсы моря в соглашениях 1921 и 1940 гг. в качестве базовых документов для наблюдения за прикаспийскими странами по отношению к проблемам моря и отсутствие соглашённости в отношении будущего правового режима Каспийского моря, а также попытки некоторых внерегиональных стран навязать свои политические желания входят в правовые и политические ограничения.

Вторая группа: Бюрократические ограничения. Положение, возникшее в результате реализации программ структурного реформирования и отход от централизованной экономической модели, государственная монополия и наблюдение за нефтяной и газовой отраслью и законодательства и регламентации этих государств также создали ограничения для капиталовложения и деятельности иностранных компаний в этой сфере.

Третья группа: Технические ограничения. По причине закрытости Каспийского моря и отсутствия лёгкого доступа к свободным водам, существования проблем, связанных с передачей оборудования для разведки, эксплуатации, а также передачи нефти и газа, добытых в странах, окружённых сушей, на мировые рынки считаются факторами, требующими затрат и влияющими на нефтяную деятельность этих стран.

4 - До настоящего времени огромный потенциал этого моря не был достойно использован в целях углубления политических, экономических и культурных взаимоотношений между самими этими государствами и нациями, граничащими с ними. В сфере перевозок через Каспийское море , несмотря на его колоссальный потенциал, по причине расположения в связном центре Европа - Азия и Средний Восток, а также на линии прохождения крупного коридора Север - Юг, мы всё ещё слишком далеки от благоприятного уровня, что требует как можно более тесного сотрудничества между соседями в целях привлечения общих интересов путём расширения сотрудничества в сфере морских транспортировок.

Безопасность на Каспийском море, иностранные игроки и гонка вооружений:

1 - Вовлечённость прибережных стран Каспийского моря в военную конкуренцию и гонки вооружений в сопровождении иностранных вмешательств и присутствия третьих стран приведут к усилению запутанности и возникновению трений и кризисов. В этой области устранение общих военных угроз, которые могут затронуть вопрос порядка и безопасности, и определение военной позиции стран путём привлечения доверия и создания структуры региональной безопасности будет самым реальным и практическим способом гарантирования безопасности и стабильности в каспийском регионе.

2 - Вопросы порядка и безопасности и военного строя на Каспийском море - один из наиважнейших вопросов, волнующих умы прибрежных стран. В тени безопасности и стабильности на Каспии будет больше процветать экономическая деятельность, а положение населения прибрежных стран с каждым днём будет улучшаться.

3 - На основании сказанного, наилучшим вариантом будет, если сами прибрежные страны создадут атмосферу понимания и доверия и, выбрав подходящий способ решения региональных проблем, без вмешательства и присутствия внерегиональных сил, а также воздерживаясь от участия в гонках вооружения и военной конкуренции, путём создания региональной системы безопасности устранят возможные угрозы.

4 - В этом направлении наше государство всегда подчёркивало и подчёркивает, что Каспийское море должно быть морем мира, согласия, дружбы и взаимосотрудничества, всегда серьёзно противилось действиям, которые могли привести к соперничеству и угрозе военных действий на Каспийском море, и убеждено в том, что вопросы, связанные с этим морем должны разрешаться путём взаимного согласия и понимания, зависящих от гибкости и способности идти на компромисс государств этого водного региона, для того, чтобы предотвратить создание любой атмосферы угрозы и недопонимая в регионе.

В результате:

1 - Односторонние действия некоторых прибрежных стран на Каспии не имеют под собой правовой основы и никогда не производились с согласия ИР Иран, а некоторые страны даже выразили свой протест этим действиям. Так как Каспийское море является закрытым озером и на него не распространяются правовые положения, предназначенные для морей, в том числе Конвенция 1982 г. по правам морей, то прибрежные страны должны сами прийти к согласию в отношении его правового режима. И в этом направлении им предстоит достаточно долгий путь.

2 - Вопрос о правовом режиме на Каспии и его вероятное разделение и разграничение является вопросом, который связан с властью, территориальной протяжённостью и национальными границами и интересами всех пяти прибрежных стран, и любое принятое решение будет оказывать влияние в течение долгого времени и даже веков. Поэтому нельзя ожидать скоропалительного принятия решения. В сфере международных отношений такие вопросы требуют длительного рассмотрения, и важно здесь обеспечить национальные интересы стран.

3 - Поэтому ясно, что до тех пор, пока правовой режим Каспия не усовершенствован, существующий правовой режим должен вести наблюдение за деятельностью стран на этом море, а прибрежные страны должны воздерживаться от односторонних, подстрекательных и наносящих урон интересам других стран каспийского побережья действий.

4 - Следует согласиться, что любой недостаток внимания к экологическим вопросам Каспийского моря может оказать длительное неблагоприятное влияние на весь регион. В условиях серьёзного внимания международного сообщества экологическим вопросам, существует убеждённость в том, что угрозы от невнимательного отношения к соблюдению экологических стандартов в несколько раз больше традиционно существующих угроз, таких как войны и политическое неспокойствие, могут оказать влияние на национальные интересы и безопасность стран.

Ситуация представляется так, что прибрежные страны, поняв существующую необходимость и для избежания неизбежного урона в будущем, более прежнего почувствовали, насколько они нуждаются в сотрудничестве в области разрешения экологических проблем Каспийского моря, а поэтому подписание Экологической конвенции на прошлых заседаниях в Тегеране может стать свидетельством этого заявления.

5 - В настоящее время некоторые внерегиональные державы пытаются превратить каспийский вопрос в проблему между региональными нациями и таким образом преследуют свои личные интересы. Прикаспийские государства должны прийти к согласию друг с другом и превратить некоторые вредные соперничества между нациями в благоприятное сотрудничество и лишить других внерегиональных стран-игроков возможности вмешиваться в вопросы, касающиеся Каспийского моря. На самом деле, державы-тираны лишь смотрят с алчностью на нефть, энергию и другие интересы и возможности, существующие на Каспии. В то время, как экология и безопасность Каспийского моря играет важную роль в жизни наций, проживающих на его побережье.

Автор: Дарьюш Сафарнежад (исследователь вопросов по Евразии и старший эксперт международных отношений)

www.iras.ir

Hosted by uCoz