Фарси – государственный язык Ирана


Информационно-аналитическая справка «Россия и Иран»

26 мая 2003г. в Институте востоковедения была проведена научная конференция «Россия и Иран», на которой было заслушано свыше 20 докладов и сообщений, посвященных различным аспектам взаимоотношений России и Ирана(программа конференции прилагается).

 

Главное внимание было уделено оценке политической и экономической ситуации в Иране, направлениям его внешней политики, перспективам развития отношений с США, так как анализ этих проблем оказывает непосредственное влияние на состояние и перспективы развития отношений РФ и ИРИ.
Анализу политической ситуации и разногласиям в политической элите Ирана было посвящено выступление Н.М.Мамедовой. Она отметила, что в основе этих разногласий лежат элементы противоречивости самого государственного устройства Ирана как теократической республики. Противоречие заключается в самой структуре государственной власти, в которой наряду с высшими органами, представленными духовенством, и которые избираются преимущественно представителями духовенства высоких рангов, действуют республиканские органы власти. При этом президент страны как глава исполнительной власти и меджлис как высший орган законодательной власти избираются путем прямых выборов, т.е. являются более легитимными. Поэтому до сих пор официальная политика Ирана, которую представляют республиканские структуры власти, особенно во взаимоотношениях с зарубежными государствами, может не совпадать с действиями, которые предпринимает исламский режим от лица своих исламских структур. Наиболее ярким проявлением этой противоречивости может быть позиция Ирана в отношении исламистских организации, в первую очередь, «Хезболла», официальные контакты с которой осуществляются только на уровне политических, а о наличии военно-экономических можно говорить только как о возможных со стороны исламских структур.
Противоречивость заложена также в характере отношений шиизма и власти, а также в отсутствии организационно структуризированного единства шиитского духовенства. Принцип, который должен был нивелировать до минимума эту противоречивость и обеспечить главенство религиозной составляющей в структуре власти, - принцип велаяте факих(velaiate fakih) – был закреплен конституционно, а в структуре власти выразился в установлении поста рахбара (rahbar) во главе страны. Именно он должен был разрешать все противоречия, возникающие между различными ветвями власти, т.е. возможность таких противоречий как бы была предопределена уже Конституцией. разногласия в правящих кругах были всегда, отражаясь на противоречивости внутреннего и внешнего курса Ирана, иногда достигая критического уровня, грозящего развалом системе. Но никогда за этот критический уровень не переходили. Пожалуй, самым критическим моментом с точки зрения не только сохранения равновесия сил в правящей элите, но и сохранения самого режима как теократического, стал период после причисления США Ирана к "оси зла" и военной операции США в Ираке. От расстановки политических сил в Иране, от их целей и направлений политики - как внутри страны, так и в отношениях с мировым сообществом, во многом зависят сейчас как динамика внутренней трансформации режима, так и форма разрешения противоречий между Тегераном и Вашингтоном. От этого зависит и корректировка политики России в отношении Ирана.
Содержание политического процесса в Иране в последние годы составляет борьба между реформаторами» и «консерваторами». Реформы стали проводится в Иране после смерти Хомейни, сначала как экономические ( при правительстве Рафсанджани), а после 1977г.(при правительствах Хатами)- и как политические. Однако особенностью реформаторского движения, возглавляемого Хатами, является то, что реформирование предполагается проводить в рамках конституционного поля. С конца 90-х гг. все большую роль в реформаторском движении играет студенчество и его организации. Демографические изменения привели к тому, что доля населения до 30 лет составляет 70%, в т.ч. группа лиц от 15 до 25 лет - пятую часть населения. Возраст для участия в выборах- 16 лет, иногда снижается до 15 лет. Именно эта наиболее активная часть электората, выросшая в условиях исламской системы, приведшей к углублению разрыва в уровне развития не только с другими странами, но и к снижению уровня жизни по сравнению с дореволюционным периодом, становится камертоном общественно-политической жизни. Миллионная армия студенчества, сконцентрированная в крупных городах, особенно в Тегеране, крайне политизирована, основная масса студенчества объединена в партию «Дафтаре Тахкиме вахдат», поддержавшей реформаторское движение и влившейся во «Фронт 23 мая» (Islamic Iran Partnership Front). Отделения действуют при всех (более 60) университетах, объединенных в Центральный Совет(Office to Consolidate Unity), способный на оперативную мобилизацию студентов для проведения демонстраций в защиту реформаторского движения.( лето 1999г., осенью 2002г.).Фактически эта студенческая организация раскололась на две группы, одна из которых выступает за радикализацию реформ и концентрируется вокруг одного из университетов Тегерана-университета Оламее Табатабаи. Именно члены этой группировки Тахкиме вахдат явились организаторами массовых выступлений студенчества за отмену смертного приговора Хашему Агаджари.
Основной базой реформаторских сил является исполнительная власть во главе с президентом страны, особенно, после того как большинство в меджлисе (после выборов 2000г.) составили сторонники курса президента. Формирование действующего правительства не вызвало противоречий между президентом и меджлисом. В меджлисе 6 созыва реформисты имеют 222 места, консерваторы-55, независимые- 13.
Основным противостоящим реформатором центром силы являются консерваторы. Они продолжают сохранять значительные позиции во властных структурах. К ним относятся, прежде всего, те органы власти, которые являются религиозными в структуре исламской республики. Это - рахбар, определяющий основные направления политики страны, Наблюдательный Совет, проверяющий законы на соответствие их нормам Конституции и ислама, судебная власть.
С достаточно высокой степенью достоверности к числу высших органов, отражающих преимущественно позицию консерваторов, следует отнести и Совет по целесообразности(The Expediency Council). Несмотря на то, что среди его членов есть сторонники реформаторского крыла, а сам председатель Совета- Али Акбар Рафсанджани занимает центристские позиции, его члены назначаются рахбаром, стремящимся не допустить перевеса реформистских сил.
В работе с молодежью консерваторы опираются на партию "Ансаре Хезболла", программа которой носит отчетливо выраженный экстремистский характер, отдает приоритет исламским целям перед национальными, но которая в последние годы утратила позиции в молодежном движении.
Военной опорой консерваторов продолжает оставаться КСИР, так как непосредственно подчиняется рахбару, хотя в его руководящем звене есть сторонники реформаторов. Более нейтральна армия.
Одной из главных опор консерваторов является судебная власть, во главе которой стоят представители духовенства. Активно используются специальные суды для духовенства для борьбы с реформаторами, т.к. большинство из лидеров движения являются теологами. Вынесенные в конце 2002г.на рассмотрение законодательной власти конституционные по своему характеру законопроекты президента главной своей целью ставят возможность контроля за деятельностью судебных органов.
Несмотря на большинство реформаторов в меджлисе и правительстве, заметного изменения баланса сил власти в пользу реформаторов не произошло. Любые попытки поставить под контроль, даже бюджетный, деятельность КСИР или исламских фондов была блокирована Наблюдательным Советом и Советом по целесообразности. Отклонены ими и законопроекты о наделении президента дополнительными полномочиями, и ограничении прав Наблюдательного Совета в избирательной системе. Стало очевидным, что необходимо конституционное изменение структуры государственной власти, чтобы продолжалась эволюция режима в сторону его демократизации.
Сохранение «статус-кво» внутри политических сил и отсутствие заметных результатов либерализации внесли раскол в само реформаторское движение. Самым главным политическим итогом стала потеря наступательной потенции реформаторского движения. Представляется, что уровень компромиссности достиг своего пика. В обществе отчетливо нарастает недовольство не только консерваторами, но и сторонниками Хатами, не способными переломить ситуацию в свою пользу. Отражением недоверия общества к возможности реформирования системы конституционным путем, стал фактический бойкот муниципальных выборов в феврале 2003г, когда на выборы пришло только 15% населения(с правом голоса). Возникли первые организации «неореформистов», которые своей целью ставят борьбу за полную секуляризацию и демократизацию власти. Эти же требования выдвигают большинство из студенческих организаций. Возможно, что в ситуации нарастания опасности военного вмешательства в Иран можно ожидать укрепления позиций этого нового более радикального центра политических сил.
В состоянии неустойчивого равновесия между реформаторами и консерваторами в качестве одного из центров силы стали укрепляться позиции Рафсанджани. С одной стороны, к безусловно поддерживающим его политическим силам можно отнести лишь партию «Каргозаран»(Kargozaran), но большинство из высшего административного аппарата являются его сторонниками. Но не исключено, что если противостояние с Хаменеи будет нарастать, Рафсанджани может расчитывать на поддержку части Организации борющегося духовенства, официальным членом которого он является. Можно предположить, что в случае прихода к власти группировки Рафсанджани можно ожидать ориентации на модель развития, более близкой южно-корейской или китайской. Вопросы экономической целесообразности, особенно заинтересованность в привлечении иностранных инвестиций, снизят до минимума значимость поддержки исламских экстремистских организаций, необходимость наращивания военного потенциала. Последние действия Рафсанджани- будь то вмешательство в бюджетное финансирование Наблюдательного Совета, или заявление о проведение всенародного референдума о налаживании отношений с США- явно выходят за рамки полномочий главы Совета по целесообразности, и могут расцениваться как стремление перехватить инициативу у действующего президента.
Таким образом, главными проблемами Ирана на сегодняшний день является внутренняя борьба политических сил и разрешение отношений с США. В условиях усиления конфронтации США и Ирана одним из вероятных прогнозов могло бы стать сближение позиций консерваторов и реформаторов перед лицом общей опасности. Однако реформистский потенциал оказался выше. Усиливающиеся в последние месяцы разногласия между Хатами и Хаменеи, а также разногласия между Хаменеи и Рафсанджани по вопросам налаживания отношений ИРИ и США, уменьшают возможность усиления перевеса сил в пользу консерваторов. Альтернативой не допустить возможности военной операции, могло бы стать установление отношений с США. Население Ирана отчетливо высказывается за нормализацию отношений с США, большинство меджлиса обращается к консервативным кругам с призывом ускорить принятие законопроектов, которые смогут ускорить модернизацию общества. Если консервативные круги пойдут на это, то реформаторский потенциал существующей структуры власти сохранится, и система может быть в кратко и среднесрочной перспективе фактически изменена- без социальных катаклизмов и с сохранением атрибутов исламской власти. В ситуации «статус-кво», которая не может быть достаточно длительной, внешнее давление на систему, скорее всего приведет не к ее консолидации, а к развалу.
Проблема неустойчивости режима и перспектив его экономической эволюции была рассмотрена В.П.Цукановым, который основное внимание уделил экономической политике реформаторского крыла политических сил Ирана, как одного из важнейших факторов реформирования режима в целом. Реформирование режима было начато Рафсанджани, который в основу перехода экономики от военного времени к мирному этапу положил политику экономического сбалансирования. Эта политика включала в себя: либерализацию внутренних цен, либерализацию валютного обмена и внешней торговли, частичную приватизацию госсектора, постепенный отказ от ценового субсидирования и замена его адресным вспомоществованием. Однако фактически эта политика ограничилась только мерами по либерализации цен, что привело к неудаче в ее реализации, и стало одной из причин усиления дифференциации между консерваторами и реформаторами.
В настоящее время реформаторы в области экономической политики ставят несколько наиболее важных задач.
В области бюджетной политики - постепенное снижение доли государственных расходов в ВВП, отсечение госкомпаний от финансирования из бюджета, переоценка стоимости активов госкомпаний, пересмотр программы приватизации с целью подчинения ее задаче повышения бюджетных доходов, рационализация налоговых ставок, включая отмену налоговых льгот, составление отдельного валютного бюджета на три года вперед с созданием резервного фонда. Центральный банк ИРИ предлагает разделить все государственные компании на 2 группы, в одну из которых войдут предприятия, остающиеся государственными, а во вторую- попадающие под программу приватизации.
В области денежно-кредитной политики предлагается расширить полномочия ЦБ и передать ему право определять цели кредитно-денежной политики, право выбора рычагов денежного регулирования ( нормы резервов, определение учетной ставки, проведение операций на открытом рынке), сделать банковскую ставку единой, а приоритетные отрасли поощрять через бюджет. По мнению ЦБ, руководство которого принадлежит реформаторскому крылу, все законы, регулирующие деятельность банков в Иране, должны быть пересмотрены с учетом мировой практики. В целом позиция ББ полностью абстрагируется от исламских принципов ведения банковских операций.
Валютная политика также требует реформирования. Валютная система фактически базируется на принципе множественности курсов, однако, немедленное введение единого и свободного курса считается нереальным, по крайней мере, по двум причинам. Одна из них - чрезвычайная зависимость валютных доходов от экспорта нефти. Другая- необходимость опережающего реформирования банковской деятельности. Поэтому пока предполагается сохранять «плавающий» регулируемый курс, особенно для поощрения не нефтяного экспорта, но при этом узаконить держание валютных вкладов и расширить права экспортеров в использовании валютной выручки. Импорт постепенно освобождается от количественных ограничений и валютного квотирования, регулирование им переходит к валютному курсу и таможенным пошлинам.
Функционирование рынка труда требует изменения закона о труде, который в целом способствует росту издержек и препятствует расширению занятости. Среди основных направлений рынка труда называются: налаживание связи между ростом зарплаты и ростом производительности труда, развитие частного сектора, в том числе с использованием иностранного капитала, введение запрета на использование иностранной неквалифицированной рабочей силы вместо местной, расширение занятости в современном частном секторе.
Относительно социальной стороны экономического развития экономисты ЦБ стоят на весьма радикальных позициях. По их мнению, выплата субсидий в ее нынешней форме оборачивается дискриминацией села в пользу города, кроме того, ряд субсидий (на горючее, воздушные перевозки) поддерживают в большей степени богатые, а не бедные слои населения. Предлагается часть нефтепродуктов распределять по квотам, а остальную- по мировым ценам.
Сегодняшняя система принятия решений работает неэффективно, прежде всего, из-за дублирования функций ее органами и отсутствия четкого разделения обязанностей между органами, которые курируют направления, и органами, которые курируют проблемы. Действуют более 30 советов, в которых нет четкого разделения функций планирования, принятия решений и исполнения. По схеме реформаторов исламские органы государственного управления, в том числе предусмотренные Конституцией, не находят себе места. Поэтому на вопрос: смогут ли реформаторы, действуя лишь в пределах конституционного поля, добиться размывания теократических характеристик в государственном строе Ирана, ответ может быть скорее отрицательный, нежели положительный.
Проблемы международного положения Ирана и его внешней политики были рассмотрены в докладах Л.М.Кулагиной, С.Б.Дружиловского, В.И.Сажина, И.Е.Федоровой и др.
Л.М.Кулагина отметила, что война в Ираке и присутствие американских войск в Ираке несомненно будет оказывать серьезное влияние на формирование внешней политики ИРИ, так как Иран оказался окружен странами, где присутствуют американские военные силы. Иракская война оказала неоднозначное воздействие на политику соперничающих группировок в иранском руководстве. Если М.Хатами и его сторонники могут проявлять больше гибкости в поисках компромиссов и диалога с США, то консервативные элементы во главе с А.Хаменеи пытаются активизировать усилия по эксплуатации антиамериканских настроений. Бывший президент А.Рафсанджани не исключает возможности изменений в традиционно враждебном отношении ИРИ к США и Египту. Он считает, что проблему можно решить с помощью референдума. Л.М.Кулагина отметила, что у Ирана имеются долгосрочные интересы в отношении шиитской общины в Ираке. Иранская политика в отношении шиитской общины Ирака будет определяться стремлением иметь на своих границах дружественный Ирак с сильным шиитским элементом во властных структурах. Еще одним из последствий войны в Ираке являются вопросы ближневосточного урегулирования. Если США смогут разблокировать этот процесс по своему сценарию, то это может привести к изменению баланса сил в регионе не в пользу ИРИ, которая может быть изолирована от участия в важнейших политических процессах на Ближнем Востоке. Поэтому ближневосточное направление внешней политики ИРИ является одним из основных на сегодняшний день. Это подтверждают визиты Хатами в Сирию и Ливан в мае 2003г. Иран сталкивается с очень серьезными проблемами в регионе и враждебной политикой США, что заставляет его опасаться за свою безопасность.
С.Б.Дружиловский дал ретроспективный анализ развития отношений США, ИРИ, СССР ( и России). Остановившись на последствиях войны в Ираке, он высказал мнение, что в условиях, когда ситуация вокруг Ирана серьезно осложнилась, российские возможности на иранском направлении ослабли. В сложившихся условиях США могут рассчитывать на решение иранской проблемы по своему сценарию. Нападение на Иран, в отличие от Ирака и Афганистана, может быть быстрым, так как войска находятся рядом с Ираном, и времени для выражения протеста со стороны других стран мира может просто не хватить. В то же время он считает, что с нападением на Иран США могут и не торопиться, так как получили мандат на долголетнее присутствие в соседнем Ираке и могут использовать как силы «моджахеддине хальк», так и иракских курдов. Ирану, видимо, придется в ближайшее время пойти на определенные политические компромиссы, чтобы подтвердить мировому сообществу свою приверженность миру и международной безопасности. Давление же на Иран будет усиливаться, будет усиливаться давление и на Россию, особенно, с точки зрения, обеспечения ядерной безопасности.
В.И.Сажин, оценивая цели США на Ближнем Востоке, считает, что их главное стратегическое направление, цель N1- это Иран. После смены режима в Ираке воздействие на Иран уже осуществляется по нескольким направлениям: 1).срыв ракетно-ядерной программы ИРИ, 2).предотвращение поддержки антиизраильских группировок, прежде всего «Хезболла», 3). Защита прав человека. При этом главной целью является трансформация режима в Тегеране. Сами иранские власти квалифицируют угрозы, исходящие от США, следующим образом:
1)размещение американских войск по периметру границ Ирана, которое усложняет обстановку для Ирана в военном, политическом и социальном отношении,
2)контроль над иракской нефтью позволит оказывать США влияние на политику ОПЕК, что сделает экономику Ирана очень уязвимой,
3)постоянное присутствие США в Ираке укрепит позиции Израиля, что усилит угрозы национальной безопасности ИРИ,
4) успех военных операций в Афганистане и Ираке облегчил цель США создать однополярный мир, что представляет реальную угрозу для национальной безопасности исламских государств, цивилизационно противостоящим, согласно Хантингтону, Западу.
Главное обвинение Ирану со стороны США заключается в том, что Тегеран активно осуществляет ядерную программу, которая имеет военную составляющую. По данным Центра изучения проблем нераспространения Монтерейского института международных исследований (США) в Иране работают 7 крупных центров ядерных исследований, осуществляется программа создания еще около 10 новых центров. Руководство Ирана отрицает наличие военной составляющей всех этих программ.
В администрации Буша нет единства по поводу способов разрешения иранской проблемы. Сторонники жестких мер в министерстве обороны поддерживают идею вынесения вопроса о ядерной программе Ирана на рассмотрение ООН, умеренные – за проведение соответствующих переговоров, те, кто поддерживает тесные отношения с военными кругами Израиля заявляют, что Израиль может нанести удар по ядерным объектам Ирана.
В Кувейт прибыла в июне т.г. группа экспертов по организации поддержки военной операции для подготовки удара по Ирану, который планируется нанести в начале 2004г. Британский аналитик Р.Беннет считает, что США прибегнут к интригам, экономическому давлению, действиям спецслужб, и лишь в конце проведут военную операцию.
В.И.Юртаев в своем докладе «Шанс России и Ирана: лидерство в евразийской интеграции» отмечает, что в эпоху глобализации при решении геостратегических задач на первый план выходит проектная деятельность. В этой связи большое значение приобретает реализация проекта транспортного коридора «Север-Юг». Соглашение по его созданию было подписано в 2000г. в Санкт-Петербурге Россией, Ираном и Индией. К этому проекту выразили желание присоединиться Саудовская Аравия, Сирия, Ирак, ОАЭ, Кувейт, Пакистан, Шри-Ланка, Таиланд, Казахстан, Туркменистан, Финляндия и ряд других стран. Перспективы формирования единой интегрированной транспортной системы Евразии будут обсуждаться на 3 международной евроазиатской конференции по транспорту в сентябре 2003г. В целях развития международного туризма требуется создание международного Фонда «Диалог цивилизаций-3000», в рамках которого получит реализацию стратегический проект в области евразийского туризма – «Путь из варяг в персы».
Для России и Ирана пришло время выработать новый формат взаимодействия. Актуальным становится вопрос создания постоянного российско-иранского института стратегической коммуникации, главной целью которого должна стать выработка и интеллектуальное сопровождение международных проектов в рамках единой концепции сотрудничества России и Ирана. Путем совместного планирования и реализации транспортно-коммуникационных и иных проектов для Евразии Россия и Иран имеют шанс определить формат и содержание современных глобализационных процессов в Евразии.
Тема коммуникационных проектов нашла свое отражение также в докладе Е.В.Дунаевой. Иран принимает участие в международном туристическом проекте «Великий шелковый путь», который осуществляется ВТО и ЮНЕСКО. Основная цель проекта – привлечение туристов в ИРИ. Как было отмечено, за период 1998 – 2001 гг. поступления от туризма увеличились в три раза, хотя в общем экспорте страны туристические услуги составляют только 2,4%. Основная проблема страны на пути дальнейшего развития туристической индустрии – недостаток капиталов. Правительство прилагает определенные усилия по привлечению инвестиций в этот сектор экономики, вводит определенные налоговые льготы. Е.В.Дунаева отметила, что туристский рынок Ирана может представлять особый интерес для мусульман России.
Доклад М.С.Каменевой был посвящен языковым контактам России и Ирана, которые имеют давнюю традицию и успешно развиваются в наши дни. Обучение иранским языкам, в том числе персидскому, началось в русских университетах России в первой половине 19 в., когда иранистика делала в России свои первые шаги. Однако возникновение интереса к персидскому языку относится еще к более раннему периоду – первой половине 18 в., что диктовалось активным развитием экономических и дипломатических отношений двух стран. Этот интерес не ослабевает и в наши дни. Что касается изучения русского языка в Иране, то этот процесс идет особенно активно в последние несколько десятилетий, особенно после исламской революции, хотя интерес к русской культуре, прежде всего литературе, всегда был достаточно велик.
Говоря о собственно лингвистической стороне проблемы языковых контактов, следует в первую очередь обратиться к заимствованиям. Русские заимствования в персидском языке и персидские лексемы в русском языке занимают далеко не первое место, однако они активно функционируют в обоих языках и имеют различную историческую окраску.
Доклад О.Ишмухаметова был посвящен сотрудничеству Ирана и России в области гражданской авиации, проблеме весьма актуальной, т.к. около трети иранского парка самолетов – самолеты российского производства. В 2002 год в парке иранских авиакомпаний, насчитывавшем 141 самолет, имелось 15 закупленных самолетов российского производства, кроме того- 25 арендованных. Реструктуризация гражданской авиации в России и удорожание авиаперевозок в течение 90-х годов привели к тому, что у российских авиакомпаний сформировался определенный резерв свободных самолетов, которые компании охотно отдавали в лизинг. Следует отметить, что в настоящее время в некоторых российских авиакомпаниях поступления от сдачи самолетов в лизинг составляют основную часть доходов.
Предпосылкой развития лизинга послужила также растущая в 90-е годы потребность Ирана в самолетах в связи с ростом пассажиропотока. Важную роль в налаживании лизинговых отношений между двумя странами сыграла относительная дешевизна аренды российских самолетов. Поставки самолетов приносят ежегодно в среднем до 6-8 млн. долларов, доход российских авиакомпаний от лизинга самолетов в Иране составляет около 40-45 млн. долларов.
Дискуссия, развернувшаяся в конце конференция, еще раз показала актуальность избранных для обсуждения тем, касающихся возможных сценариев развития ситуации в Иране и отношений Ирана с Россией. Большинство участников конференции отметили, что сегодня Иран переживает крайне напряженный период в своем развитии, который характеризуется как противоречиями внутриполитического характера, так и проблемами внешнеполитического характера. Выходом из этих противоречий могло бы стать усиление эффективности реформаторского потенциала существующей системы власти.

 

www.iras.ir

Hosted by uCoz