Фарси – государственный язык Ирана


Ходжатольэслам Сейед Мохаммед Хатами

Возродивший чистый ислам
(в кратком изложении)

Нет такого религиозного человека, который не желал бы величия, мощи, авторитета своей веры и ее ценности во всех сферах жизни, а также ее победы в борьбе с другими вероисповеданиями. История знает много религий, которые на каком-то промежутке времени пользовались доверием и становились источником многих перемен в сфере идей и повседневной жизни людей, но нередко сталкивалась с неудачами и забвением. Некогда существовало множество религий о которых ныне осталось лишь название.
В настоящее время в исламском мире также есть величайшие добродетельные борцы возрождения религии, среди которых особо почетное место занимает имам Хомейни.
Имам Хомейни заговорил о религии как о самом важном факторе спасения мусульманского общества от преступных деяний высокомерных держав и источнике независимости и суверенитета в то время, когда в течение более ста лет в силу распространенной и глубокой ненависти колонизаторов к нашим странам, с одной стороны, и беспомощности значительной части традиционных религиозных идей в осознании действительности и выработке пути грамотной борьбы с врагами – с другой, религия, пядь за пядью уступала своему мировому врагу в идейно-политической сфере.
Имам Хомейни, опираясь на священную религию, выступил против деспотизма, явившегося следствием колониализма, и с помощью верующего народа сверг его.
Исламская революция продемонстрировала мощь религии в борьбе против колониализма и неоколониализма, которые являлись самыми опасными врагами всего человечества и источниками всех трагедий народов на протяжении последних веков.
Исламская революция под руководством имама победила в то время, когда беспомощность всех «измов» в спасении угнетенных народов все больше и больше проявлялась.
Социализм, который когда-то претенциозно выступал как единственная школа спасения угнетенных людей, национальной сфере не только потерпел поражение в обеспечении социальной справедливости, – о чем громогласно заявлял, – но, используя именно этот лозунг, лишил свободы подвластных ему граждан. Наряду со своими капиталистическим противником он все больше и больше в сфере своего влияния, то есть в эксплуатируемых странах, заботился об укреплении своих военных и политических баз. В итоге мы стали свидетелями того, как социализм, столкнувшись с реальностью, потерпел поражение и приобрел такую форму, что, по выражению имама, в дальнейшем его можно найти только на страницах книг, хранящихся на полках политических и исторических архивов.
Национализм в его новой форме, который в соответствии с социально-историческими условиями западного мира способствовал возникновению и укреплению новых капиталистических государств в противовес абсолютной и мировой власти церкви, в угнетенном мире послужил тому, что историческая и культурная преемственность в колонизируемых странах была нарушена. В итоге обнаружилось, что национальные движения стран, отсталых в связи с влиянием на них фактора колониализма, либо с самого начала формировались и распространялись по выработанной колонизаторами схеме, либо, если их основоположники выступали с добрыми намерениями, в результате из-за неимения опоры в этих странах, не только не смогли проявить себя как защитники национальных интересов и культурной самоидентификации, но и первым ударом извне потерпели крах. Порой эти движения искажались и служили интересам колонизаторов.
Исламское мышление, руководствуясь религиозной целью и стимулами, победило тогда, когда во всем мире господствовало нерелигиозное и даже антирелигиозное мышление. То есть спустя много веков после исключения религии из жизни и судьбы человечества, когда оно (человечество) опиралось на ограниченный временем и пространством разум, не связанный с Откровением, ислам в Иране проявился как величественное движение, целью которого было достижение такого состояния, при котором человек сам может управлять своей судьбой, а также открытие новых горизонтов прогресса и славы.
Революция имама победила в то время, когда наше угнетенное общество страдало от двух тенденций: атеизма прозападно настроенной интеллигенции и догматизма регрессивных сил.
Первая тенденция в силу отсутствия истинного мышления и несоответствия идеологии этой интеллигенции и социального статуса ее последователей с исторически обусловленным положением общества была оторвана от народа. В итоге такая тенденция не только не была способна излечить хоть какую-то болезнь из числа серьезных недугов исламского общества, но и практически выступала против своего народа наряду с его врагами.
Вторая тенденция исходила от тех, кто, будучи погружен в свои старые и субъективные понятия, вместо правильного определения противника, познания болезней общества, поисков нужных путей выхода выступал с полным отрицанием всего нового. Они, вместо того чтобы стараться понять, что такое Запад и в чем нуждается общество, считали все то, что не сочеталось с их субъективным представлением, антирелигиозным и порочным. Так как они не были знакомы с потребностями своего времени, то постепенно уступали по своему духовному и общественному влиянию новоиспеченному врагу. И в конце концов практически оставили ему поле деятельности.
Исламская революция была самым важным  движением возрождения религии в наше время. Она боролась на трех фронтах. И после победы в первом периоде, то есть после победы над разложившимся деспотическим режимом, открылся новый фронт в беспощадной и открытой борьбе со всей мировой деспотической системой, во главе которой стояли США как самый большой сторонник прежнего режима.
Целью революции имама на первом этапе было свержение государства, которое, по мере унизительной и вредной покорности чужеземцам, игнорировало свои национальные интересы и было чуждо своему культурному началу. А на втором этапе борьбы цель состояла в формировании исламского государства, задачей которого являлось распространение и углубление общечеловеческих ценностей среди населения, а также обеспечение социальной справедливости.
Почвой для исламского движения служила вера и пробудившаяся воля народа. Победа исламской революции не только переменила судьбу иранской нации. Возродившаяся в результате нее гордость пробудила весь исламский мир. Солнце исламской революции согрело увядшую, угнетенную и отчаявшуюся душу мусульманского народа, и сама исламская религия выступила как наиважнейший фактор народного движения направленных против марионеточных и зависевших от захватчиков режимов и на защиту своих прав. Свободолюбивые мусульмане, где бы они не находились, стали гордится своей религией и встали на путь борьбы во имя достижения своих прав.
Теперь возникает вопрос: каков тот ислам, лозунг которого поднял имам, на основе которого формировалась революция? Ответ на этот вопрос является приоритетной задачей сегодняшних мыслителей, особенно научных кругов («хавза»). В современном Иране так называют духовные школы, где преподают богословие, теологию, шариат, фикх, философию. Ответ надо искать при помощи анализа и исследования речей имама, который достиг самого высокого уровня познания исламской религии. Имам был родоначальником самого значительного идеологического и революционного движения нашего времени.
1. То, что находится в центре внимания и веры имама, – это сам ислам. Имам везде и во всем думает только об исламе и Божьих заповедях.
2. Имам всегда серьезно настаивал на значимости и привилегированности исламских наук и высоком месте научных кругов как центров, вокруг которых объединялись страждущие религии и ее истинной сути.
3. По мнению имама, опасность закоснения и реакционных сил является самой разрушительной опасностью, угрожающей исламу и мусульманскому обществу изнутри.
4. Утверждение, что ислам должен быть способным решать сегодняшние проблемы и отвечать современным требованиям, является центральной идеей в размышлениях и мировоззрениях имама.
5. Имам настаивает на необходимости перемен в религиозном мировоззрении, выражает озабоченность возможным обвинением религии в неспособности управлять обществом, а также препятствовать прогрессу и процветанию.
6. Согласно мировоззрению имама, необходимым условием для «иджтихада» является использование умственных достижений и опыта человечества, соблюдая все при этом определенные критерии и принципы.
7. Ядром исламского государства, по истолкованию имама, является благополучие общества, и естественно, что функцию определения благополучия общества и знания о способах и средствах прогресса и факторах упадка выполняет здоровый человеческий разум. Человеческий разум играет первостепенную роль в управлении обществом, и святой шариат не препятствует исполнения этой роли. Это требование шариата.
8. Надо добавить бесподобную компетентность имама в рациональных науках, этике, теоретическом мистицизме и его духовное самоусовершенствование и достижение высоких степеней нравственности и практического мистицизма. Его ясный взгляд на события современности, ответственность перед Богом за судьбу мусульман и всего человечества.
Хотя имама нет среди нас, однако его бодрый призыв громче, чем когда-либо, слышится и сейчас. Он призывает:
«Мусульмане и угнетенные люди всего мира! Вставайте, объединяйтесь, защищайте ислам и свои ценности! Не бойтесь власти имущих, ибо наш век волей Всевышнего станет веком победы угнетенных над угнетателями, победы истины над ложью!
Послание паломникам Каабы от 15.06.1360 от хиджры».


Да будет вечной его память и да умножатся его последователи!.
 

Полный текст см. Сейед Мохаммад Хатами, "Страх перед бурей", М.: Изд-во МГУ. 2001.

Hosted by uCoz