Фарси – государственный язык Ирана


История ковроткачества в Иране

У нас нет точных сведений о том, как зародилось это искусство. Мы не знаем, когда, где и как был соткан первый ковер и какими особенностями он обладал. По всей вероятности, паук со своей паутиной, то, как птицы строят гнезда, а также плетение циновок и корзин навели человека на мысль об изобретении ковровых узелков и придании этому ремеслу формы настоящего искусства.

Можно предположить, что одновременно с появлением скотоводства на Иранском нагорье получило распространение изготовление ковров, валяние войлока и создание примитивной одежды. Ковры появились с сугубо утилитарной целью: они использовались для того, чтобы противостоять влажности и холоду, который шел в жилище от глиняного пола.

Нельзя с полной определенностью сказать, был ли первый в мире ковер соткан иранцами, китайцами или каким-либо другим народом. Тем не менее, древнейший из найденных в мире ковров, который по названию места находки получил имя «Пазырык», относился к древним мидийцам или эпохе правления Ахеменидов. Эта находка доказала, что как минимум 25 веков назад в Иране уже существовало ковроткачество.

В конце эпохи Сасанидов иранский ковер получил мировое признание и известность. В этот период проявилось увлечение иранцев использованием изображений животных в качестве составной части ковровых узоров. Одним из саамы известных ковров той эпохи является ковер «Бахрестан», который, как гласит легенда, был соткан для Хосрова Парвиза. Его использовали по особым случаям во Дворце Мадаен до эпохи Йездигерда III. О судьбе ковра Бахарестан говорят, что во время захвата Ирана арабами он был разрезан на кусочки и растащен завоевателями.

После захвата Ирана арабами многие изящные искусства, в частности ковроткачество, поощрявшееся шахским двором, вошли в период застоя…

Но иранские художники постепенно стали проявлять свои таланты уже в новой религиозной форме. В результате определенных изменений в подходе к ковроткачеству, вместо животных в узорах стали использоваться цветы и растения.

Омеййядские и Аббасидские халифы обращали особое внимание на производство редких и ценных ковров. Но в результате нашествия монголов, а затем Тамерлана все проявления искусства в Иране, в том числе ковроткачество, вошли в черную полосу своего существования. Но в конце правления Тимуридов это искусство снова привлекло к себе внимание власть имущих. Шахский двор начал создавать ковроткаческие и красильные производства. Шахрох Тимурид поощрял труд ковроткачей и художников по ковровым узорам.

В эпоху Сефевидов были созданы многочисленные центры ковроткачества в Тебризе, Казвине, Исфахане и других иранских городах, которые были оборудованы всем необходимым. Специальные шахские чиновники проверяли состояние работ над коврами в этих мастерских, дабы сохранялась оригинальность продукции. Самый ценный ковер эпохи Сефевидов под названием «Ардебил» в настоящее время хранится в музее Виктории и Альберта в Лондоне. Еще один знаменитый ковер – «Шекаргах» «Охота» – находится в Миланском музее в Италии.

В эпоху Сефевидов постепенно стала развиваться торговля коврами. Из Исфахана их стали экспортировать в Турцию, откуда они уже потом попадали в Европу. Затем нашествие афганцев и эпоха Надиршаха снова неблагоприятно отразились на иранском ковровом искусстве. В годы правления династии Каджаров ковроткачество значительно уступало произведениям сефевидской эпохи по своему изяществу и совершенству.

В начале прошлого века иранское правительство создало акционерную компанию иранского ковроткачества с уставным капиталом 30 млн. риалов, которая должна была обеспечить оригинальность иранских ковров и способствовать развитию этого ремесла. Здесь не было четких правил контроля за качеством продукции, а потому создание указанной компании не привело к положительным изменениям в иранском ковроткачестве.

Самые старые достоверные статистические данные о производстве ковров в Иране относятся к 1963 году, когда сведения на эту тему собрал Отдел социальных исследований Тегеранского университета. В тот год уровень производства составил порядка 4,8 млн. кв. м. ковров. В 1948 году этот показатель достиг 5 млн. кв. м.

Производство ковров ручной работы сократилось с 5,6 млн. кв. м. в 1971 году до 5,3 млн. в 1982 году.

Экспорт иранских ковров

Экспорт иранских ковров ручной работы начался, в основном, в середине 10 века хиджры, в годы правления Сефевидов. Конечно, до этого, в частности при Сасанидах, ковры также экспортировались в Грецию и Рим, а также в Закавказье, но в Западную Европу иранские ковры стали поступать не ранее эпохи Возрождения.

С давних пор в Европе и Америке было много ценителей этих произведений иранского искусства. Так, в Европе со времен Генриха VIII получило распространение коллекционирование ковров. Герцог Букингемский даже отказывался подписать один международный договор, пока ему не передадут ковер, на который он «положил глаз». Ван Дейк и Рубенс имели у себя иранские ковры, которые часто давали им вдохновение.

В Германии рынок ковров получил свое развитие благодаря усилиям иранских бизнесменов, которые после второй мировой войны обосновались преимущественно в Гамбурге. В начале 50-х годов они активно вели там торговлю иранскими коврами.

Экспорт иранских шерстяных, шелковых иных ковров ручной работы осуществлялся в такие страны, как ФРГ, Швейцария, Италия, Саудовская Аравия, Великобритания, Австрия, Франция, Бельгия, Люксембург, Нидерланды, Кувейт, Россия, Австралия, Швеция, Дания, Япония, Испания, ОАЭ, США, Оман и Канада.

Международная газета для деловых людей "Америка, Азия, Европа",
специальный выпуск, посвященный 26-ой годовщине победы Исламской революции в Иране

Hosted by uCoz