Фарси – государственный язык Ирана


Персидский театр

Таз'ийа

Несомненно, что первоначально поминовение памяти замученного имама не носило характера театрального действа. Современная структура заставляет предполагать, что ранее центральный момент торжества сводился к рассказу об этих событиях, исполняемому одним лицом – муллой или кем-нибудь в этом роде. Аналогичное явление можно доныне наблюдать на Яве, где в известное время года справляются торжества, посвящаемые подобному же рассказу о различных эпизодах из жизни Будды.

Нам еще придется говорить о своеобразной роли так называемого раузахана – чтеца, рассказывающего в драматической форме различные сцены, относящиеся к истории имамов. Вероятно, из этого рассказа и развилась в дальнейшем мистерия. Можно предположить, что сначала рассказ «оживляли» путем введения в него диалогов, затем постепенно включили действие и, наконец, добавили костюмы и обстановку.

Исполняются та'зийа только в определенное время года: в первые десять дней мухаррама – первого месяца мусульманского лунного календаря. Напомним, что Хусейн был убит 10 мухаррама; таким образом, основным моментом та'зийа является не просто наслаждение зрелищем, а выполнение своего рода религиозной обязанности. Исполнение та'зийа и всякое содействие их постановке считается богоугодным делом. Более того вменяется в заслугу и слезы, пролитые зрителем во время представления. В старину ревностно относящиеся к своим религиозным обязанностям люди брали с собой изящные стеклянные флакончики вроде древних «слезниц», которые и наполняли драгоценной влагой. Слезы эти сохранялись и при тяжких заболеваниях применялись как последнее и, безусловно, верное средство для исцеления.

Та'зийа могут исполняться где угодно: любая площадь. любое открытое место пригодно для постановки, если оно только может вместить достаточное количество зрителей. Но все чаще для исполнения их пользуются специально предназначенными помещениями, так называемыми такйа. Они могут быть временными – тогда это просто большие шатры из черного полотна, разукрашенные различными эмблемами траура, или постоянными, но такие имеются далеко не всюду. В Тегеране есть большое постоянное такйа, выстроенное на средства шаха; известно также такйа в Исфахане, вмещающее 20000 зрителей. Весь год ими не пользуются, они стоят пустыми и заброшенными, но, когда приближается священный мухаррам, их начинают обновлять, приводить в порядок и украшать. Обойтись без них не всегда возможно уже потому, что при лунном календаре мухаррам может выпасть и на холодное время года, когда подобное представление под открытым небом окажется довольно неприятным.

Устройство такйа крайне просто. Это огромный сарай, посреди которого находится довольно высокая эстрада. Помещение под эстрадой служит для артистов уборной, где они наряжаются и переодеваются, туда же в случае необходимости проваливаются по ходу действия различные демонические персонажи. От эстрады в публику ведут лестницы, по которым поднимаются и спускаются актеры во время игры. В более роскошных такйа имеются своего рода галереи или балконы, которыми пользуются как ложами зрители привилегированных сословий. Если таких лож не имеется, их заменяют просто окна, которые приспосабливают для сидения. Все помещение внутри драпируется шелком и другими ценными тканями. Их обыкновенно доставляют обитатели расположенных по соседству с такйа домов, конечно зорко следя за тем, чтобы они не исчезли. Вторым и весьма существенным видом украшений являются различные стеклянные и хрустальные светильники, к которым персы питают весьма большое пристрастие. Лампы считаются главным образом предметом роскоши; то, что ими можно пользоваться как источником света, – обстоятельство вполне второстепенное.

Этим убранством такйа исчерпывается, если не считать колоссальных размеров портретов Мухаммада и 'Али, помещаемых на стенах. Зрители располагаются на полу, как и где им заблагорассудится. Для женщин обыкновенно отводится особое отделение – для соблюдения строгих правил мусульманской этики.

Все зрители облачены в одежды темных, преимущественно синих, тонов в знак траура. Среди публики толкаются водоносы – специфическое, весьма интересное явление. Бездетные родители, желая иметь сына. дают обет (назр), если у них родится сын, он будет исполнять роль водоноса во время та'зийа. Эти водоносы так и называются – назри, т.е. «обетные». Это хорошенькие мальчики, нарядно одетые, с длинными завитыми локонами. Они ходят среди публики и предлагают истомившимся от жажды и жары зрителям прохладительные напитки, сдобренные разными благовониями. Тут же различные торговцы расхваливают свои сласти или ароматные кальяны. Особенно бойко идет торговля мухрами. Мухр – это маленькие прессованные плитки, сделанные из какой-нибудь священной земли, например из земли Кербелы, той местности на Евфрате, где погиб имам Хусейн. Или из других священных мест шиитов, и, конечно, прежде всего из земли мекканской. На них обыкновенно вытеснены цитаты из Корана и разные украшения. Но над всей толпой могуче властвуют фарраши, блюстители правосудия и порядка. Все готово, зрительный зал набит битком, и действие может начинаться.

Но восточное театральное искусство прекрасно учитывает эффекты. Начинать действовать без всякого вступления было бы недостаточно торжественно, надо подготовить зрителя, вызвать у него подобающее настроение, спаять одним могучим импульсом всю наполняющую такйа разношерстную толпу. Это обязанность раузахана, или проповедника.

Обыкновенно раузахан – почтенный мулла, седобородый, величавый старец, зачастую в зеленой чалме, указывающей на то, что он сейид, т.е. ведет свой род от потомков самого пророка Мухаммада. Раузахан выходит на эстраду, усаживается на особое, приготовленное для него кресло и начинает проповедь. Иногда это просто набор патетических фраз, почти ничего не выражающих, пламенная импровизация, в которой не так важно содержание, как скорбный и трагический тон оратора. иногда же проповедь –образец искусственной и цветистой прозы, изобилующей тщательно построенными периодами.

Проповедь продолжается довольно долго. Когда публика достаточно подготовлена, раздаются мрачные звуки длинных труб, и появляется процессия актеров с различными знаменами, значками и эмблемами мучеников. Начинается сама мистерия. (См. далее).

 Материал изложен по книге «История литературы и культуры Ирана»; избранные труды Е.Э.Бертельс.
Изд-во «Наука», Москва, 1988г.

Hosted by uCoz