Хазары в исламских исторических
источниках
Мохаммад Салмаси-Заде –
кандидат в доктора наук по истории Ирана в Тегеранском университете
Хазары считаются западными тюркскими племенами. Они по цвету лица, по характеру
лица, и даже по языку отличаются от восточных тюрков. С давних пор, они
заселились в регионах севера Каспийского моря. Их историческое размещение у
этого моря, является причиной названия этого моря (Хазар). В периоде династии
Сасанидов, Хазары считались племенами, нападающими на иранские границы. Они
играли роль связывающего звена между империями Сасанидов и Римлян. По
политическим мотивам, Хазары всегда держались ближе к римлянам, и в некоторых
случаях они в союзе с римлянами воевали с Сасанидами. Хазары были склонны к
торговле и коммерции, сами они не производили продукцию, а в основном
реализовывали товары, сделанные другими народами. Хазары, для транзита товаров,
получали у русских налог в размере 10 %, за исключением определенных промежутков
времени, когда они находились под серьезным военным давлением русских.
Предисловие:
Хазары (Хозары)
или хазарские племена являются историческими племенами, которые сегодня исчезли
с лица земли. Впервые, в Закавказье, во втором веке они появились на
исторической арене в качестве отдельного племени. Затем они заселились на юге
России, между реками Волга и Дон. Там они образовали мощное государство. И,
наконец, в 965 году их государство было разрушено. Хазарские племена, длительное
время являлись северными соседями Ирана и поддерживали многочисленные мирные и
военные отношения с иранцами. В 198 году нашей эры, Хазары напали на Армению, но
были изгнаны оттуда. Однако эти нападения и отступления повторялись много раз.
Видимо эти первичные нашествия кочевых племен были связаны с получением трофеев,
или же с целью мести. Но, в войнах между Ираном и римлянами, которые в основном
осуществлялись с целью захвата Армении, дружеские или враждебные отношения с
Хазарами имели довольно серьезное политическое значение. Армения больше была
склонена к цивилизации римлян и христианству. Армянские руководители имели
старую ненависть к Сасанидским Шахам. Поэтому в войнах 200-350 гг. нашей эры
между иранскими и римскими империями, иранские Шахи придерживались политики
привлечения Хазар. В четвертом веке Иран захватил восточную Армению. Хазары
испугались своего нового сильного соседа. Поэтому сблизили свои отношения с
северными римлянами и вели эту политику до конца. В нашествиях Юлиануса в 363
году, Хазары стали помогать ему. После захвата Кавказа иранцами, Хазары попали
под угрозу опасности со стороны Ирана, а с другой стороны, им угрожали северные
Гунны. Теодсьюс II, подкупая Хазаров и возбуждая их жадность, настроил их на
войну с Гуннами. Однако Отелло, узнав об этом, сразу уничтожил государство
Хазаров и превратил их в своих подчиненных. Он, в 449 году, назначил своего сына
Аллака царем этого племени. После смерти Отелло, в 453 году, снова начались
новые беспорядки и нашествия, которые были остановлены им. Хазары, вклиниваясь в
поток различных смешанных татарских племен, прорвали оборонную позицию Ирана на
Кавказ и захватили земли между реками Кура и Арас. Они многократно нападали на
Ибрию (Грузия) и Армению. В течение всего шестого века земля Хазаров была полем
битв диких племен. Нашествие Гуннов открыло этим племенам дорогу в Европу.
Хазарам пришлось притесняться к устью реки Волги. В это время обширный регион до
Черного моря, захваченный монголами, находился под властью тюрков. Историкам
точно неизвестно, каким образом была уничтожена их государство в Восточной
Европе. Однако в VII веке, Хазары повторно появились, достигли жестокой власти и
получали дань у болгар и славян-земледельцев. Крымский полуостров, до конца VII
века, находился во владении Хазаров. Хазары господствовали до берегов Азовского
моря. Они учредили своеобразную организацию для осуществления водного транспорта
между реками Волгой и Доном. Хазары возобновили свои переговоры с восточными
римлянами, несмотря на то, что они с давних времен, являлись союзниками римлян
против иранцев. В 525 году, во время господства императора Геракла, впервые в
римских источниках упоминается имя племен Хазаров. В этих источниках Хазары
отражены в качестве восточных тюрков мощного и агрессивного народа побережья
Каспийского и Черного морей. Гракулис, при нашествии на Иран, во времена
Хосро-Парвиза, подкупая Хазарского Хана, настроил его напасть на Иран. Хан
передал в распоряжение Римского Императора армию из сорока тысяч солдат. Эта
армия вместе с римлянами вошла в Азербайджан, захватила несколько городов,
разрушила несколько храмов огня зороастрийцев. С приходом зимы, Хазары вернулись
на свои земли.
Почти в это
время появилось исламское государство. Империя Сасанидов была побеждена арабами.
Арабы напали на Армению и стали соседями Хазаров. В 71 году лунного хиджры,
Мохаммад Ибн Марван, брат Абдольмалека Анви, начал войну с Хазарами и потерпел
поражение. Хазары вошли в Армению. Наконец, в 119 году лунного хиджры, Марван
Ибн Мохаммад победил Хазаров и заключил с Хазарским Ханом мирное соглашение.
Однако Хазары смогли сохранить свои силы и независимость против арабских халифов
и императоров восточного Рима. Император Луи III организовал женитьбу дочери
Хазарского Хана со своим сыном Константином V. В результате этого сближением,
Императору Луи IV было присвоено прозвище Луи-Хазар. В это время мусульманский
властитель Армении, по приказу Халифа Мансура Аббаси, взял себе в жены одну из
дочерей Хазарского Хана. Несмотря на это, в некоторых регионах Армении -
владения Халифата Аббаси, продолжались нашествия Хазаров. Иногда, даже Хазары
нападали на страны востока Каспийского моря, которые в то время мусульмане
называли этим же именем. 183 году лунного хиджры, при халифате Харуна Аль Рашида,
войска Хазаров расширили зону своих нашествий до Мавараннахра. Это было
последним нападением Хазаров на приграничные районы исламского государства. С
появлением и усилением русских, государство Хазаров начало ослабляться, и в 826
году оно сократилось до своих бывших границ между Кавказом, Волгой и Доном. В
969 году, Хазары были полностью побеждены русскими, и их государство было
уничтожено1.
Слово
«Хазар» в персидском языке имеет различные значения, в том числе: смышленый и
догадливый; щурить глаза; местность в Туркестане, которую также называют «Степь
Кипчак»; название области в Туркестане или в Туране; название людей, проживающих
на берегах моря Абскун (Каспий), в связи с чем, их племена назывались Хазарами;
свойство людей, которые смотрят краем глаза или имеют маленькие узкие глаза и,
наконец, «Хазар» это имя сына Явса, сына пророка Нуя. Некоторые считают, что
хазарские племена относятся к роду этого пророка2.
В
иностранных энциклопедиях имеются очень интересные сведения о Хазарах, в том
числе в энциклопедии Энкарты3 приводится:
«Хазары4 –
это исчезнувшая группа тюрков, которые с 200 до 905 гг. нашей эры достигли
высокого уровня своего развития. Вначале, они обитали в регионе между
Кавказскими горами и Каспийским морем, а после в юго-восточных степях России.
Хазары, в IX веке, в расцвете своих сил владели территорией между Карпатскими
горами5 Черным и Каспийским морями, а с севера до середины реки Волги. Они вели
обширную коммерческую деятельность. Их столицей был город Ител6, то есть
сегодняшняя Астрахань. Ученным, из-за сложных и различных расовых признаков,
очень трудно определить расу племен Хазар. Большинство историков относят Хазар к
тюркским группам, но меньшее количество ученных считают их грузинами.
В седьмом
веке Хазарский Хан принял иудейскую веру. И вслед за ним, большое количество
людей этого племени стали евреями. Хазары, в результате многочисленных войн,
постепенно теряли свои силы и были окончательно ликвидированы русскими. Хазары
являлись существенным фактором в предотвращении развития силы арабов на Кавказ.
Их имя обычно произноситься во множественном числе.
Хазары в исламских исторических источниках.
(с III до VIII века лунного хиджры).
Якуби (умер
в 284 или 290 году лунного хиджры) является первым исламским историком, который
пишет о Хазарах. В своей ценной книге «Альбаладан» он, когда ведет речь о
городах Багдад и Самра и об особенностях этих двух городов, указывает на имя
Хазаров. Сначала он пишет о Багдаде: «Этот город имеет особое
экономическо-торговое положение. В этом городе можно встретить различные и очень
дешевые ввезенные товары со всех стран мира, то есть из Индии, Китая, Тибета,
Тюрк, Дейлама, Хазара, Хабаши (Эфиопия) и других стран мира(1)». Затем,
подчеркивая особенности улиц и районов города Самра (Сар Мен Рай), описывает
особенности жителей этого города и пишет:
«Последнее
место проживания турков и их территория ограничиваются территорией Хазаров с
Востока …». Якуби в продолжении добавляет, что Хазары отличаются от народов
Самры и никто с ними не общается(2).
В
произведениях Якуби в двух местах преследуется мысль о двух особенностях
Хазаров, то есть их стремление к торговле и их разновидность племен. Но эти
данные не увеличивают степень знаний об этом старинном племени. Однако Ибн
Хордад Бех (211-300 гг. лунного хиджры) ведет более обширный разговор на эту
тему и пишет о положении страны Хазаров, прозвищах их падишахов, обширности из
земель, городах Хазаров, их экономическом положении, посланной делегации
Халифата Аббаси Альвасег Белла в страну Хазаров, а также об историческом прошлом
этого племени во время династии Сасанидов.
Автор,
сначала разъясняет значение прозвища «Хаган» (титул китайских, монгольских и
тюркских правителей): «Всех царей тюрков, тибетцев и хазар, называют Хаганами»(3).
И «Регионы
Аран, Чарзан и Сисджан находятся на земле Хазар»(4). В другом месте он,
рассказывая о положении земель племен Хазар, подтверждает, что их страна
находится за «Бабальвабабом» и город Самандар является одним из знаменитых
городов той земли. Кроме этого города «Хамлич», «Баланджар» и «Бейза» тоже
находятся на территории Хазар(5). Очень интересно знать о том, что Ибн Хордад
Бех впервые напоминает о русских и их коммерции в этом регионе. Он пишет, что
русские коммерсанты, переходя через город «Хамлич» Хазар, переплывают море
Горган (Каспий) и ведут там коммерцию. Властитель Хазара получает от них налог
одну десятую часть, то есть 10 %(6). Автор, также пишет, что во время правления
Халифа Аббаси Альвасег Беллах, в 227-232 годах лунного хиджры, он отправил
делегацию посетить платину Яджудж ва Маджудж и написать об этом подробный отчет.
Делегация прошла всю армянскую территорию, Тбилиси, Алан, Филаншах и посетила
Настархана – падишаха Хазаров. Они стались там целые сутки и, взяв с собой
пятерых путеводителей, продолжили свою миссию(7).
Ибн Хордад
Бех бегло пишет об историческом прошлом Хазаров и затрагивает их связь с
империей Сасанидов. Он пишет: «Посланцам Хазаров никогда не разрешалось лично
посещать Касрий (прозвище Сасанидских падишахов). Их заявления преподносились
Сасанидскому падишаху только в письменном виде(8). По словам Ибн Хордад Бех
(страница 143) возникает мысль о вероятном подчинении Хазаров Сасанидской
империи, хотя бы в определенном промежутке правления этой династии.
Ибн Росте,
другой мусульманский историк и географ, в своем великом произведении «Аль Аалаг
Аль Нафиса» в 290 году лунного хиджры, пишет: «Государство Хазар расположено на
очень обширной территории, которое с одной стороны ограничивается горами,
ведущими в Тбилиси. Их падишаха зовут Эйша8. Их великого падишаха зовут «Хазар
Хаган». Хазар Хаган - это просто имя и никто ему не подчиняется. Настоящий
властитель - Эйша, который является великим военным командиром Хазаров. Хаган и
Эйша, а также все великие люди и правители Хазаров придерживаются еврейской
религии. Другие их традиции похожи на традиции тюрков». Имена, которые Ибн Росте
называет в связи с городами Хазара, в других источниках не встречаются. Он
называет столицу Хазаров - городом «Сарисагар»9 и напоминает имя другого города
«Хаббульбалик»10. он пишет, что жители Хазара зимуют в этих двух городах, а
весной уходят в степь и до начала зимы обитают в степях. В этих двух городах
проживают, также, мусульмане, у которых имеются свои мечети, имамы и школы.
Автор считает, что военная армия Хазаров состоит из десяти тысяч воинов, часть,
которых является постоянной, а часть наемной, и получает оплату за каждый день
службы за счет налогов, взимаемых у состоятельного населения. Ибн Росте
описывает внешний вид украшения солдат, характер их движения за спиной падишаха.
Он пишет: «Весь трофей собирают в военном лагере, где падишах берет свою долю, а
остальное, делится между солдатами»(9). Автор пишет о подчиненности бардасов(11)
Хазарского Шаха(10). Он, также пишет, что Хазары, для предотвращения нападения «Маджаров»
(венгры), вокруг своего города рыли большую траншею(11).
Без всякого
сомнения, самая точная и самая подробная информация о Хазарах приводится в
произведениях знаменитого мусульманского путешественника Ибн Фазлан, который во
времена правления сильного Халифата Аббаси (295-320 гг. лунного хиджры)
путешествовал по этой стране и написал о своих наблюдениях.
В 309 году
лунного хиджры по приказу Халифа Аббаси Альмамугтадер и по вызову падишаха
Славов (вероятный властитель части земли славян, заселенной мусульманами),
который упоминается в книге по имени «Альшамс Ибн Яльтовар», Ибн Фазлан был
откомандирован в этот регион во главе делегации для обучения религиозным наукам.
Он начал
свое путешествие в четверг месяца Сафар 309 года лунного хиджры из города
Багдад. Прошел через горы Хамадана и города Рей, Джейхун, Бухара, через пустыни
и степи дошел до реки Волга. В воскресенье 12 числа месяца Мохаррам 310 года
лунного хиджры он был принят мусульманским властителем Славов(12). Оттуда он
держал путь в страну Хазаров, где подробно описывает властителя и особенности
этой земли.
Охарактеризовав падишаха Хазаров, Ибн Фазлан указывает на следующее:
1.
Имя и прозвище падишаха Хазаров – Великий Хаган. А Хаган Бех является
прозвищем его заместителя и командующего его войсками;
2.
Падишах Хазаров только раз в четыре месяца выходит из своего дворца;
3.
Хаган Бех правит административными делами страны и командует войсками;
4.
Все падишахи, властвующие по соседству и по близости, подчиняются
падишаху Хазар;
5.
Хаган Бех каждый день посещает Великого Хагана. Он покорно, босыми
ногами, держав в руках горящую палку покланяется, а затем садиться на трон с
правой стороны падишаха;
6.
Традиция у Великого Падишаха такова, что он не обращается к обществу и не
разговаривает с народом. Правление государственными делами, решение вопросов и
заключение сделок, а также наказание и казнь входят в функции Хаган Бех;
7.
Когда умирает Великий Падишах, его тело заносят в его дом из двадцати
комнат и хоронят в одной из двадцати, существующих там могил. Для того чтобы его
могила осталась не опознанной всем людям, которые участвовали на его похоронах,
отрубают голову;
8.
Могила Великого Хагана называется раем и покрыта парчой из золотой пряжи.
Для того чтобы эта могила была не доступной Шайтану, людям, червям и насекомым
ее располагают над озером;
9.
У падишаха Хазаров более двадцати пяти постоянных жен, которые являются
дочерями соседних и приграничных падишахов. Эти женщины, добровольно или не по
своей воле, стали его супругами. У падишаха, также шестьдесят красавиц рабынь,
каждая из которых живет в особом дворце и охраняется назначенным слугой;
10.
Когда Великий Падишах выходит на коне, за ним следует его войско. Однако
между ним и войском соблюдается дистанция в одну миль (1609 метров);
11.
Люди, при встрече с Великим Хаганом, падают на землю и покланяются ему.
Они не поднимают голову, пока не пройдет Великий Хаган;
12.
Время царствования Хазарских Шахов – сорок лет. Если он переживет этот
срок хотя бы на один день, народ и близкие падишаха говорят: «У этого человека
ум идет на убавление, а воля расшатана» и убивают его;
13.
Войска Хагана не должны отступать, так как в этом случае они будут
убитыми. Если Хаган Бех и командующий армией потерпят поражение то его
имущество, жены и дети будут подарены другим, а его самого раздвоят или же
повесят за горло. В случае помилования его назначат конюхом(13).
Ибн Фазлан
о столице Хазаров пишет: «Падишах Хазаров живет в большом городе на берегу реки
Волга (Ител). Город состоит из двух частей. В одной части живут мусульмане, а в
другой части проживает Шах и его люди. У падишаха раб мусульманин по имени Хаз,
который является ответственным по разбору дел мусульман(14)».
Эстахри
(год рождения 329 лунного хиджры) является другим мусульманским историком и
географом начала IV века хиджры, который в своих произведениях говорит о
Хазарах. Несмотря на то, что некоторые ученные считают, что материал Ибн Фазлана
является основой для высказываний Эстахри и Мурхана про Хазаров, однако в книге
Эстахри «Альмасалек ва Альмавалек» приводятся такие материалы, которые
отсутствуют в мемуарах Ибн Фазлана.
Автор,
определяя пределы границ Хазаров и описывая их географическое расположение,
пишет: «Страна называется Хазар, Русь и Сарир»(15) (Альмасалек ва Альмавалек
Эстахри, стр. 180). Земля Хазар находится рядом с Дейлеманом и Хорасаном(16). В
эту страну можно попасть через Каспийское море(17). Он, указав на направление
движения к стране Хазаров, пишет: «От Апскуна до земли Хазар расстояние было в
300 верст»(18). Он добавляет, что от острова Абскун до земли Хазаров, по левой
стороне моря …, все селения присоединены друг к другу»(19). Эстахри про город
Горгандж на южном берегу реки Джейхун пишет, что коммерческие караваны
отправлялись с этого города в Хазар(20). Он, определяя расу и нацию Хазаров,
пишет: «Хазарами называют группу тюрков, которые были оторваны от Туркестана и
заселены между Каспийским морем и Римом, среди русских и Болгар(21)». Он
продолжает: «Язык Хазаров похож на тюркский. Другие племена не понимают их
язык»(22). Автор, напоминая о проживании Казов на земле Хазар, пишет(23): «На
северной части Каспийского моря находится степь по имени Казба, где проживают
Хазары. Этот регион, также называют Черной горой(24). На Черной горе, которая
является частью страны Хазаров, также проживает другое тюркское племя(25).
Эстахри, в своей книге «Альмасалек ва Альмавалек», пишет:
«У болгар и
хазар единый язык, и Болгар – это название города»(26). Это изложение указывает
на единство расы и языка болгар, казов и хазаров, которые являются тюрками».
Однако Эстахри в другой части своей книги опровергает свои слова и говорит:
«Народ Хазара близок к тюркам, но не похож на тюрков. Этот народ состоит из двух
частей: чернокожие и черноволосые как индусы, а другие белолицые и красивые(27).
Вероятно, что он имел в виду различие внешнего вида Хазаров (западных тюрков) с
другими ветвями восточных тюрков.
Эстахри о
городах Хазар, пишет: «Регион Хазара находится на земле Ител. Ител – это
территория на двух берегах реки, которая протекает из Руси. Этой страной правит
падишах по имени Малек или Бак. Там мало зданий и в основном мелкие избы. В этом
городе проживает около десяти тысяч мусульманских мужей. Этот город имеет
четверо ворота(28)».
В другом
месте он пишет: «В Хазаре есть город по имени Самандар, который находится по
соседству с Дербентом и Сариром. Там много цветущих садов и цветников(29)».
Видимо этот город был очень обустроенным, и поэтому Эстахри написал: «В стране
Хазар я не признаю другого благоустроенного города кроме Самандар»(30).
Автор
подробно пишет о религии и обычаях Хазаров. У них много традиций и обрядов.
Согласно писаниям Эстахри падишах и избранные люди Хазара – евреи. Однако там
много мусульман, которые в основном проживают в городах Ител и Самандар.
Встречаются сторонники религии Иисуса и других религий. У сторонников каждой
религии есть свои особые суды, которые по своим религиозным законам ведут
правосудие(31). Он также напоминает о наличии идолопоклонников и пишет: «Они
продают своих детей. Хазарские рабы из их числа. Однако у хазарских евреев и
христиан не принято покупать или продавать рабов»(32). Купля и продажа хазарских
рабов являются очень прибыльной коммерцией, которая получила широкое
распространение. По словам автора, народ Хорезма стал состоятельным, из-за
коммерции с тюрками и куплей и продажей хазарских рабов(33). Эти рабы
распространялись по всей обширной Исламской Империи. Они выполняли трудные
работы и военные дела. Автор пишет, что эти рабы даже дошли центра Халифата
Аббаси(34).
Хазарские
мужики были умелыми коммерсантами и удачно выполняли обмен различными товарами.
Они торговали рабами, шкурой, медом, свечами и мехом. Очень интересно, что они
сами не могли производить ни одно наименование из упомянутых товаров. Они
ввозили товар в Хазар из других мест. Эстахри писал: «У хазарского народа нет
своей одежды. Они все завозят из Горгана, Табаристана, Армении, Азербайджана и
Рима»(35).
Эстахри
подробно рассказывает о хазарских падишахах, семье хаганов, наследственной
власти и абсолютной мощи хазарских шахов и говорит: «Хаганы из знатной семьи,
которые не имеют особых богатств. Когда приходит очередь кого-нибудь из них, его
сажают на хаганский трон, хотя у него в кармане нет и гроша». Он перечисляет
особенности Хагана:
1.
Ему подчиняются до такой степени, что если Великий Хаган Бех скажет
Хазару - убей себя, то он с честью совершит это дело;
2.
Когда другие тюрки идут на войну с хазарами, если увидят Хагана,
возвратятся и не станут воевать;
3.
Перед Хаганом падают на землю и плачут до тех пор, пока он не скажет -
встаньте;
4.
Уважают гробницу Хагана и мимо него проходят, слезая с лошади;
5.
У Хагана очень высокий прекрасный золотой трон. Его дворец был самым
высоким(36).
В общем, у
хазарских падишахов существуют два основных условия:
а). Хаган
должен быть из семьи Хаганов;
б). Он
должен быть евреем(37).
Ибн Хогуль
историк и географ четвертого века хиджры, в 331 году лунного хиджры, выехал из
Багдада с целью путешествия. И в 340 году лунного хиджры, в долине Саханд
встретился с Эстахри. Он в своей знаменитой книге «Сурат Ольарз» подробно пишет
про Хазаров. Несмотря на то, что основная часть упомянутой книги переписана из
книги Эстахри «Масалег ва Мавалег», однако он добавлял в свою книгу ценные
материалы. Ибн Хогуль начинает свои наблюдения с определения географического
расположения земли Хазар и пишет: «Их земля находится на западной части
Каспийского моря(38). По морю можно попасть в их страну через остров Абскун(39).
По словам Ибн Хогуль, Хазар это название страны, столицей которой является Ител.
Ител – это название реки, которая вытекает из Руси и Болгар и сливается в
Каспийское море. Город Ител расположен на двух берегах реки. Его левое побережье
сравнительно больше. Там проживает падишах. Это место называется Хазраном.
Восточное побережье называется Ителом. Длина каждой части города около одной
версты. Здания города в основном небольшие и деревянные. Редко можно встретить
здания из глины и камня. В городе много базаров и бань. Там проживает большое
количество мусульман, и говорят, что их число более десяти тысяч. У них тридцать
мечетей. Не далеко от реки, стоит дворец падишаха, построенный из кирпичей.
Никто кроме него не имеет право строить кирпичные здания. Город Ител имеет
четверо ворот. Одни выходят к реке, а еще одни с задней части города - к степи.
Основная часть населения Итела – мусульмане. Падишах и его близкие - евреи. В
городе также проживают идолопоклонники и христиане. Их ритуалы обычно схожи с
ритуалами идолопоклонников, например поклонение друг перед другом и выполнение
предписаний древних традиций, несоответствующих с предписаниями ислама,
иудейства и христианства. Говорят, что численность армии Хазаров двенадцать
тысяч воинов. Когда воин умирает или погибает, его сразу заменяют другим. Войска
служат непостоянно и мобилизуются при необходимости, например при угрозе врагов.
Падишах получает доход от налога одной десятой части, которая взимается у
торговцев(40).
Ибн Хогуль
подробно пишет о принципах правосудия Хазаров: «Хазарский Падишах имеет семь
судей и арбитров из числа евреев, христиан, мусульман и идолопоклонников. При
лишних или общественных разногласиях обращается к ним и заявляет о своих
претензиях. Никто не имеет право лично обращаться к падишаху. Особый связной
передает материал судей к шаху, а также объявляет мнение Хагана». Ибн Хогуль,
указывая на некоторые принципы, придерживающиеся между Хазарами, пишет: «В
случае если конфликт растягивается, и решение судей не сможет разрешить
конфликт, то падишах сам создает суд и издает окончательное решение(41). Ибн
Хогуль про земледелие и работы населения Итела пишет: «У них обширные плантации,
где летом выращивается урожай, который после сборки, через реку привозится в
город. Обширные плантации расположены на расстоянии до двадцати верст вокруг
города. Их основная еда – рис и рыба. Они экспортируют свечи, шкуру, мех и
волосы, которые, на самом деле, получают из северных стран Руси и Болгар». Он
также говорит о разрушениях в 358 году лунного хиджры русскими болгар и хазар.
Он добавляет, что русские коммерсанты экспортируют основной свой товар,
состоящий из шкур и меха, через Хазаров, платит им за это налог в десять
процентов. Ибн Хогуль, о языке Хазаров пишет, что их язык отличается о тюркского
и персидского. Ни одна другая нация не разговаривает на их языке(42). В другом
месте он говорит, что язык болгар и хазаров похож друг на друга(43).
По словам
Ибн Хогуль больше семидесяти больших и малых рек берут свое начало у большой
реки Ител и протекают по русским, болгарским и хазарским землям. А после
вытекают в Каспийское море. Общий объем воды этих рек больше чем у реки Джейхун(44).
Автор,
рассказывая о городе Самандар, пишет, что этот город находится между Ителем и
Боб Альбавобом (Дербентом), имеет много плодородных садов и плантаций. Там
проживают мусульмане, евреи, христиане и идолопоклонники. Каждый из них имеет
свои мечети, церкви и синагоги. Их дома в основном небольшие и деревянные. Их
Шах является близким родственником Хагана Хазара. Самандар является самым
многочисленным городом среди городов Хазара(45).
Ибн Хогуль,
о расе хазар, пишет, что они не тюрки и даже, не похожи на тюрков. Все хазары
черноволосые и делятся на две группы. Одна группа смуглые и даже темные как
индусы. Их называют «карахазар». Другая группа с белой кожей и красивые(46).
Тут
кажется, что автор, разделяя Хазаров на категории, разделяет их от восточных
тюрков. Интересен тот факт, что даже сам автор, для точного определения
смуглости Хазаров, применил тюркское слово «кара» (черное). Он называет Хазаров
народом с коммерческим уклоном, который сам, не имея ничего, даже одежду,
завозит все из других стран, то есть Джорджана, Табарестана, Азербайджана и
Рима. Занимается торговлей медом, свечей, мехом и другим, даже хазарскими
рабами. Но только хазарские идолопоклонники продают своих детей в качестве
рабов. Сторонники единобожья считают это дело не дозволенным(47).
Ибн Хогуль,
о политике и землевладении Хазаров, повторяет слова Эстахри. Он пишет: «Самый
высокий политический статус Хазаров является Хаган, степень которого выше чем
падишах. Власть передается по наследству Хагана. Когда падишах Хазаров умирает,
Хаган идет к человеку, которого желает назначить Шахом. Он дает будущему Шаху
свои наставления и знакомит его со своими правами и обязанностями, а также с
грехами, которые вероятно он совершит из-за халатности или нарочно, при
исполнении своих обязанностей. Бывает, что по причине слабости не передается
власть этому кандидату, и он представляет другого дееспособного человека на этот
пост. Затем Хазары спрашивают у нового падишаха: «Сколь лет ты желаешь
властвовать?». Падишах называет определенное время. Если он умрет до завершения
этого времени, то считают, что это воля Аллаха. В случае, если он переживет
заявленный срок, то на него нападают и убивают. Но быть Хаганом – это
исключительное право особой и определенной семьи. Хаган не вмешивается в дела
управления государством. Падишах и простой народ обязаны его уважать, при
встрече с ним должны падать на землю и не вставать пока он не разрешит. При
важных случаях или начале войны, выводят Хагана. Другие тюрки или прочий не
мусульманский народ, которые пришли на войну с Хазарами, увидев Хагана,
останавливают войну и возвращаются назад в знак уважения Хагану. После смерти,
Хагана официально хоронят в специальном месте. Всадник проезжая около его
могилы, в знак уважения слезает с лошади, кланяется ему, и не имеет права сесть
на лошадь пока можно увидеть могилу. Хазары подчиняются своему Падишаху до такой
степени, что если Падишах кому-нибудь скажет, убей себя, то он пойдет домой и
убьет себя. Как было упомянуто, Хаганы принадлежат особой семье и переходят по
наследству. В этой семье живут бедные и богатые. Для того, кто назначается
Хаганом, не имеет значение насколько он богат. Даже молодой человек - продавец
лепешек, принадлежащий этой семье, может сесть на трон Хагана, только при
условии, если он еврей. Хаган проживает в золотом своде. В важных случаях или во
время войны, он выходит на этом же своде. Дворец Хагана выше и больше других
зданий города. Ему оплачивается персональная пенсия. Он имеет определенные
права(48).
Ибн Хогуль
ведет речь о постоянной интервенции русских над болгарами, римлянами и хазарами
и пишет: «Многие из них заселились в Ителе и за небольшую оплату переходят в
подчинение Хазаров(49).
Автор, в
последней части своей книги «Сурат Аль Арз», пишет о расстояниях между объектами
Хазаров. Он пишет: «от Абскуна до страны Хазаров расстояние около трех сот
верст. От Итела до города Самандар - восемь дней пути. От Самандара до
Бабольвабаба – четыре дня пути. От Итела до границы Бартас (племена, проживающие
на границах Хазаров с Русь) – 20 дней пути. От Итела до Болгар около одного
месяца пути по степи и два месяца пути по воде(50) » (тот же, стр. 336-337).
Остроглазый
коммерсант и великий путешественник Абу Абдулла Могадесси, в своей ценной книге
«Ахсан Аль Тагасим фи Маарефатоль Агалим» пишет: «Земля Хазаров находится на
шестом континенте(51). Его столица – большой город Ител, который находится на
прибрежье одноименной реки. Их падишах – еврей, а судьи – христиане, евреи,
мусульмане и идолопоклонники, принимают решение по народным делам. Там проживает
много мусульман»(52). Затем, Могадесси пишет, что город Ител похож на Джорджан.
Здание в основном палаточные, деревянные и шатровые. Глиняных зданий очень мало.
Только дворец Падишаха построен из кирпича. В городе четверо ворот, одни из
которых открываются на реку и можно заплыть туда на корабле. Другие ворота
открываются в сторону сухой пустыни. Другой большой город Хазаров называется
Самандаром, который расположен на берегу моря и между реками Хаз и Бабольвабабом.
Его население в основном христиане и очень гостеприимны. Автор указывает на
данные о войне мусульман с хазарами, во время правления Мамуна, и считает, что в
действительности, вероятность достоверности этих событий очень мала. Он пишет о
регулярном столкновении хазаров с русскими, которых считаю римлянами(53).
Другой
мусульманский историк и географ седьмого века лунного хиджры Ягут Хамвей, в
своей ценной энциклопедии Мааджам Аль Баладан подробно говорит о хазарах. Ягут,
в своей книге, в основном пересказывает материал Ибн Фазлана о хазарах. Однако
он указывает на отдельные моменты, которые нельзя встретить в других книгах.
Автор, изучая род хазаров и их происхождение, пишет: «Их род связан с Хазр
Ибнявс Ибннох – сыном пророка Нойя. Поэтому их называют хазарами. Их земля
находится за Бабольвабабом и Дербентом, то есть в стране тюрков(54). В другом
месте неизвестные историки их называют тем же знаменитым племенем «Яджудж и
Маджудж», о котором пишется в Коране(55). Также он пишет, что их язык отличается
от тюркского и персидского и непохож на язык других наций. Их раса отличается от
тюрок. Хазары разделяются на две: белые и черные группы. Черные называются «карахазаром»
и похожи на индусов. А белые хазарские рабы самые красивые(56).
Ягут
упоминает о силах и политической мощи Хазаров в северном регионе Каспийского
моря и пишет, что славяне и прочие соседние племена подчиняются Хазарскому
Падишаху, который считает их своими рабами. Все эти племена молятся Хагану(57).
Ягут в своих произведениях о Хазарах, городе Ител и его зданиях, мирном
проживании рядом мусульман, христиан, евреев и идолопоклонников, коммерции,
морали и поведении, правлении государством, земледелии, морских перевозках,
культуре пище, Падишахе и экспорте этого народа точно повторяет слова Ибн
Фазлана(58). Автор, напоминая о событиях разрушения соборной мечети города Ител
в 310 году лунного хиджры, пишет: «По приказу Падишаха Хазаров, в ответ на
разрушение еврейской синагоги мусульманами, издал приказ разрушить мусульманскую
мечеть и казнить его многочисленных муэдзинов(59).
Эти события
точно, также приводятся Сейфидинном Абдольмоменом Ибн Абдольхаком Альбагдади в
его книге «Марасед Аль Этелаа»(60).
Хамдуллах
Мустуфи, в книге «Назакат Альгулуб» более подробно пишет о Хазарах и их землях.
Автор, указав на древне иранские традиции о разделении обитаемой четверти
земного шара, пишет: «Древние иранцы разделяли обитаемую четверть земного шара
на семь частей. Одна из этих частей, то есть шестая часть называлась страной
тюрок и хазаров, и считали, что эта земля находится между Китаем и
славянами(61). Автор, также приводит теорию греков и говорит: «Греки разбивают
обитаемую четверть земного шара на две части, где Иран, Хеджас, Йемен и Хазар
называют Ближним Востоком(62). В другом месте Мустуфи считает, что степи Хазар –
это те же самые степи Гибчак, находящиеся на севере Ирана(63). Чуть позже он
пишет: «Хазарская степь, которую называют Гибчакской степью … (64)».
Автор,
подробно описывая климатическое и географическое расположение земли Хазаров,
приводит интересную и нетронутую информацию. Он пишет: «У Хазаров очень хорошие
пастбища на севере Каспийского моря на шестом континенте. Там очень мало
населенных пунктов и народ, в основном, ведет кочевнический образ жизни. Там
знаменитая страна Хазар, которая разделяет степь на две части и называется
Хазарской степью. Кроме Хазара, там находятся Бартас, Савар, Мухтал, Сарай-Бату
и Сарир(65)». Как ранее упоминалось, Морхан и другие географы называли
знаменитые города Хазара Ителом и Самандаром, и считали, что города Бартас и
Сарир относятся к другим странам. Но нигде не упоминали имена городов Савар,
Мухтал и Сарай-Бату. Мустуфи, определяя территорию страны Хазаров и ее климат, а
также положение степей и плантаций пишет:
«В течение
одного месяца пути, в основном нас сопровождала пустыня, на возвышенных холмах
который изредка можно было встретить плантации зерновых или бобовых. Очень редко
можно было встретить виноградники и фруктовые деревья. Плантации хлопчатника
вообще не встречались. Однако эта земля богата пастбищами, которые обеспечивают
основной доход населения. Климат холодный. Воду берут из родников или собирают
дождевую воду. Там находятся горы Арнаб и Кармаг(66)».
Мустуфи,
возвращаясь в далекое прошлое, пишет: «Царь Ануширван Сасани построил в городе
Дербент (Баб Альбаваба) знаменитую платину для предотвращения нападения Хазар.
Он также считает, что города Самандар и Сагдбиль расположены между Баб
Альбавабом и Хазарской степью, построенной Ануширваном Сасани(67).
Автор,
также указывает на совсем новую информацию и пишет: «Падишаха Хазаров называли «Торхан»».
Он, в 228 году лунного хиджры, поручил путеводителям указать посланной делегации
Халифата Аббаси Аль Васег Беллах дорогу к платине Яджудж ва Маджудж. Делегация
после двадцати шести дней пешей ходьбы по землям Хазаров дошла до зловонной
земли (Абхаз?), а оттуда, после тридцати семи дней пути, до платины(68)».
В
персидских географических и исторических источниках, а также в стихах персидских
поэтов, неоднократно упоминается имя Хазаров. Это имя часто можно встретить в
произведениях Хагани, Фирдоуси и Фаррухи. Фирдоуси в своем знаменитом
произведении «Шахнаме» напоминает Хазар в качестве граничащей земли с Ираном и в
сказании «о Сиявуше» говорит о противостоянии армии двух стран. В другом месте,
Фирдоуси подтверждает, что Хазары обитали за западными границами Ирана, и они
держались ближе к Римской Империи. В «Шахнаме» можно встретить фрагменты, где
иранцы встречают делегацию Рима на границе с Хазаром. Римляне платят дань
иранскому Падишаху, а эту дань получают на границах с Хазарами вместе с данью
Хазаров. Фирдоуси, описав торжественную обстановку коронации Ануширвана Сасани и
разделения ими страны на четыре, части пишет, что Парс, Ахваз и граница Хазара,
находились на третьей части. Он подчеркивает, что войска Ануширвана воевали с
римлянами, которые вошли в страну через границу Хазаров, и считал границу с
Хазарами всегда неспокойной и опасной. И, наконец, Фирдоуси, описывая границу
Ирана во времена Ануширвана, называет Хазар в качестве одной из границ Ирана.
Учитывая
героические сказания великого поэта в «Шахнаме» можно представить следующее о
Хазарах:
1.
Границы Ирана с Хазаром проходили по всей северной части Ирана от востока
к западу;
2.
Граница с Хазарами являлась уязвимой и стратегической точкой во времена
династии Сасанидов и для ее охраны, туда отправлялись знаменитые полководцы;
3.
Между армиями иранской империи и римлянами, войска которых наступали со
стороны границ Хазаров, произошли не менее двух больших войн;
4.
Хазары держались ближе к римлянам и находились под их влиянием и
давлением.
Заключение.
Учитывая
ранее приведенный материал, Хазары считаются западными тюркскими племенами. Они
по цвету лица, по характеру лица, и даже по языку отличаются от восточных
тюрков. С давних пор, они заселились в регионах севера Каспийского моря. Их
историческое размещение у этого моря, является причиной названия этого моря
(Хазар). В периоде династии Сасанидов, Хазары считались племенами, нападающими
на иранские границы. Они играли роль связывающего звена между империями
Сасанидов и Римлян. По политическим мотивам, Хазары всегда держались ближе к
римлянам, и в некоторых случаях они в союзе с римлянами воевали с Сасанидами.
Хазары были
склонны к торговле и коммерции, сами они не производили продукцию, а в основном
реализовывали товары, сделанные другими народами. Хазары, для транзита товаров,
получали у русских налог в размере 10 %, за исключением определенных промежутков
времени, когда они находились под серьезным военным давлением русских.
Религиозное
пренебрежение Хазарских Хаганов способствовало тому, что в столице этой страны
- в городе Итле (сегодняшняя Астрахань), мирно жили рядом мусульмане, христиане,
евреи и идолопоклонники. У мусульман в этом городе было более тридцати мечетей,
и по количеству они превышали других. Мусульмане ходили в мечеть, христиане
проводили свои религиозные обряды, а у евреев были такие преимущества, что Хаган
и правители Хазаров выбирались из их числа. Идолопоклонники, также могли
свободно проводить свои ритуалы и даже продавать своих детей на Гурганджеском
рынке в качестве хазарских рабов, которые имели всемирную известность.
Хазары
сильно уважали своего Великого Хагана. Ему подчинялись как Богу. Если бы Хаган
отдал приказ «убей себя» то хазарец обязательно исполнил бы это. Другие племена,
также при встрече проявляли честь и уважение Хагану. В самом деле, Хаган
считался моральным и формальным статусом и не имел особых административных
полномочий. Но, нельзя не учитывать его политическую силу, связанную с
назначением и увольнением судей и военных начальников. Хаганы выбирались из
особой семьи и получали пожизненную, хорошую оплату и пенсию. Даже после
смерти все с уважением относились к их могилам.
Основное
разногласие исторических источников заключается в точном определении рода
Хазаров, и относятся ли они к тюркам или нет? Как было сказано, разделяя
восточных и западных тюрков, учитывая разность их языков и цвет кожи, которые
появились в результате длительного проживания тюркских племен в кавказском
географическом климате и их смешивание с местными, способствовали ответу на этот
вопрос. При анализе структуре общества хазаров можно заметить два интересных
момента, то есть принципы точного и общего судейства и своеобразная демократия
при выборе Великого Хана. Большинство исламских историков, в период от VII до
VIII века лунного хиджры, подтверждают эти два особых момента. Семь судей
разного вероисповедания, ведут судоустройство по различным законам и традициям.
Если подсудимый опротестует решение суда, он может обратиться в верховный суд,
который проводился под председательством Падишаха. Хаган выбирался старейшими
племени. Бывало, что до выборов он был простым бродягой и, достигнув этого
статуса, он получал хорошую оплату и определенную пенсию.
Внимательно
изучив методы градостроения Хазаров, где согласно подтверждению основных
источников - «дома были палаточными или из дерева, редко можно было встретить
глиняный или каменный дом» - можно уверенно выявить их расу и традиционную
кочевническую структуру проживания. Другие тюркские кочевники, также
предпочитали иметь легкое и транспортабельное жилье. Хазары имели полную
самостоятельность и свои особенности, так как исламские историки подчеркивали
отличие их языка и традиции от «казов», «болгар» и других ветвей тюркских
племен.
По словам
Могадесси: «Хазары не были хорошими земледельцами». Видимо это связано с
обезвоженными пустынями, окружающими город Ител. А может быть, они просто
предпочитали прибыльную профессию коммерсанта. Одновременно с продуктами питания
они завозили мех, кожу и мед.
ЛИТЕРАТУРА:
-
Якуби
Альбаладан, перевод Мохаммад Ибрагим Аити, Тегеран 1969 г., издание «Тарджуме
ва Нашре Кетаб», стр. 4.
-
Тоже,
стр. 35.
-
Ибн
Хордад, Альмасалег ва Альмавалег, перевод доктора Хосейн Карачанлу, Тегеран,
1992 г., издание «Нашре Ноу», стр. 97.
-
Тоже,
стр. 100.
-
Тоже,
стр. 101.
-
Тоже,
стр. 129.
-
Тоже,
стр. 140.
-
Тоже,
стр. 149.
-
Ибн
Росте, Альаалаг Альнафиса, перевод доктора Хосейн Карачанлу, Тегеран, 1987
г., издательство Амир Кабир, стр. 161-162.
-
Тоже,
стр. 163.
-
Тоже,
стр. 167.
-
Ибн
Фазлан, Сафарнаме, перевод Абульфазла Табатабаи, Тегеран, 1967 г.,
издательство Боняде Фарханге Иран, стр. 19-23.
-
Тоже,
стр. 113-115.
-
Тоже,
стр. 115.
-
Эстахри, Масалек ва Мамалек, оформление Ирадж Афшар, Тегеран, 1989 год,
издательство Эльми Фарханги, стр. 180.
-
Тоже,
стр. 5.
-
Тоже,
стр. 173.
-
Тоже,
стр. 182.
-
Тоже,
стр. 177.
-
Тоже,
стр. 235.
-
Тоже,
стр. 12.
-
Тоже,
стр. 179.
-
Тоже,
стр. 11.
-
Тоже,
стр. 175.
-
Тоже,
стр. 177.
-
Тоже,
стр. 182.
-
Тоже,
стр. 180.
-
Тоже,
стр. 176-178.
-
Тоже,
стр. 179.
-
Тоже,
стр. 180.
-
Тоже,
стр. 179.
-
Тоже,
стр. 180.
-
Тоже,
стр. 239.
-
Якуби
Альбаладан, стр. 35.
-
Эстахри
Масалек ва Мавалек, стр. 180.
-
Тоже,
стр. 181.
-
Тоже,
стр. 180-181.
-
Ибн
Хогуль, Сурат Альарз, Бейрут, издательство Дор Мактабут Альхайат, стр. 327.
-
Тоже,
стр. 329.
-
Тоже,
стр. 330.
-
Тоже,
стр. 331.
-
Тоже,
стр. 332.
-
Тоже,
стр. 335.
-
Тоже,
стр. 332-333.
-
Тоже,
стр. 333.
-
Тоже,
стр. 334.
-
Тоже,
стр. 334.
-
Тоже,
стр. 334-335.
-
Тоже,
стр. 336.
-
Тоже,
стр. 336-337.
-
Могадесси, Альхосн Альтагасим фи Маарефат Альагалим, Лондон, издание Брил,
1909 г., стр. 61.
-
Тоже,
стр. 360.
-
Тоже,
стр. 361.
-
Ягут
Хамвей, Мааджам Альбаладан, Берут 1979 г., издательство Альмаджалад Альсани,
стр. 267.
-
Тоже,
стр. 369.
-
Тоже,
стр. 368.
-
Тоже,
стр. 369.
-
Тоже,
стр. 367-368.
-
Тоже,
стр. 369.
-
Сафиадин Абдольмомен Ибн Абдольхак Альбагдади, Марасед Альэталаа,
Исследования Мохаммад – Али Альбаджави, 1954 г., издательство Альмаджзл
Алавел, стр. 465.
-
Мустуфи
Хамдоллах, Назахат Альгулуб, Исправление Гай Листрандж, Лондон, 1913 г.,
стр. 18.
-
Тоже,
стр. 19.
-
Тоже,
стр. 21.
-
Тоже,
стр. 238.
-
Тоже,
стр. 258.
-
Тоже,
стр. 258-259.
-
Тоже,
стр. 255.
-
Тоже,
стр. 243.
-
Фирдоуси «Шахнаме», компьютерная программа Дардж, Иран, Тегеран, 1999 г.
|