Фарси – государственный язык Ирана


Исламская революция и религиозные меньшинства

 Без сомнения, в мире не существует такой страны, население которой было бы абсолютно однородным с этнической и национальной точки зрения, разговаривало бы только на одном языке и исповедовало только одну религию. Практически во всех странах мира существует национальное большинство, которое имеет общую историю, культуру, язык, религию и национальность. Кроме того, присутствуют меньшие группы людей, которые имеют этнические, языковые и религиозные особенности, и называются меньшинствами. Проблема соблюдения прав меньшинств и соблюдения принципа равноправия по сравнению с большинством входит в число тех вопросов, которые сегодня находятся в центре особого внимания международных организаций, занимающихся вопросами прав человека. В целях обеспечения прав меньшинств и условий мирного сосуществования разных народностей продумана целая система мер.

Иран относится к числу стран с древней историей, где бок о бок с иранским большинством мирно сосуществовали различные религиозные меньшинства. По сути, эти меньшинства, как и иранское большинство, являются древними иранскими племенами, и вместе со всем народом Ирана всегда проявляли активность в различных сферах жизни. Иными словами, последователи других религий в течение всей истории мирно сосуществовали в Иране, и создавали предпосылки для развития иранско-исламской цивилизации. Фактически подлинно исламское мировоззрение создавало широкие возможности для сосуществования последователей всех религий. Религия ислам с самого начала своего появления на большей части Аравийского полуострова делала акцент на мирном сосуществования с религиозными меньшинствами, а пророк Мохаммад, последний пророк бога на земле, установив исламское правление в городе Медина, подписал соглашения с религиозными меньшинствами и стал жить по правилам мирного сосуществования. Поэтому в течение всей истории Ирана евреи, зороастрийцы и христиане вместе с мусульманами переносили все страдания, трудности и радости. Таким образом, какой бы период многовековой истории Ирана и иранцев не рассматривался, в каждом из них отмечается наличие религиозных меньшинств. В то же время пример иранцев поминается добрым словом в божественной книге евреев –Торе. Религиозные меньшинства с древнейших времен, а также и после появления ислама всегда существовали и продолжают до сегодняшнего дня существовать в контексте жизни иранцев. И это присутствие религиозных меньшинств является свидетельством достойной восхищения силы и потенциала иранской и исламской культуры. Культура Ирана до и после ислама всегда была примером для разных культур, и оказала разностороннее воздействие на их развитие, равно как испытала и их влияние.

Основатель исламской республики в Иране Имам Хомейни в беседе с голландской газетой «Ди Вельт Грант» 9 ноября 1978 г. коснувшись вопроса религиозных меньшинств, сказал: «Ислам дал религиозным меньшинствам больше свободы, чем любая другая религия или идеология. Они получили больше своих естественных прав, которые Всевышний дает всем людям, и поэтому ислам относится к религиозным меньшинствам с большим уважением. Религиозные меньшинства не просто свободны в Иране. Исламское правительство обязано защищать их права. Кроме того, каждый иранец вправе, как и все другие люди, иметь социальные права. И не имеет значения, кто он – мусульманин, христианин, еврей или последователь другой религии».

Правительство Исламской Республики Иран всегда в качестве одной из важнейших основ своей работы ставило уважение убеждений и верований, отраженных в исламском вероучении, принципы, заложенные в Конституции, национальные и международные обязательства в целях возвышения и защиты прав иранских граждан, в том числе религиозных меньшинств. С победой исламской революции в этой области были получены заметные достижения. Практически вся государственная политика Исламской Республики Иран опирается на принципы, заложенные в конституции страны, на воззрения Имама Хомейни и Верховного лидера Ирана. Все действия руководителей страны базируются на том, что судьбы всех иранцев переплетены между собой, и любые проблемы или трудности могут быть решены только при всеобщем взаимопонимании. Именно поэтому религиозные меньшинства Ирана в течение восьми лет иракской агрессии против Ирана (1980-1988 г.г.) защищали страну плечом к плечу рядом со всеми иранцами, и даровали стране победы.

Фактически Иран является единственной страной, в парламенте которой – Меджлисе Исламского Совета представлены депутаты – представители религиозных меньшинств именно в силу существования своих религий, и они имеют в меджлисе равные права с другими депутатами. Аналогов этому в мире нет. В настоящее время каждое из религиозных меньшинств – зороастрийцы, евреи и ассирийцы – имеют в Меджлисе Исламского Совета по одному депутату, а армянское меньшинство – двух депутатов. Наличие в Иране древних церквей и храмов, а также присутствие депутатов – представителей религиозных меньшинств в Меджлисе Исламского Совета свидетельствует о том уважении, которое проявляет Исламская Республика Иран к монотеистическим религиям.

В статье 13 Основного закона говорится, что иранцы, зороастрийцы, евреи и христиане признаются в качестве религиозных меньшинств, которые свободны в отправлении своих религиозных обрядов, и могут действовать в частной жизни и религиозном учении в соответствии со своими религиозными установлениями. В указанной статье конституции поясняется вопрос отправления религиозных обрядов, и в практическом плане последователи трех указанных религий выполняют все свои обряды в своих храмах, синагогах и церквях, а в ряде случаев их богослужения транслируются по различным телевизионным каналам Ирана. Также в соответствии с упомянутой статьей конституции, в области частной жизни, т.е. в том, что касается бракосочетаний, развода, распространения вероучения, заповедей последователи религиозных меньшинств действуют в соответствии с законами своей веры, и даже если возникает какое-либо судебное разбирательство, судья выносит решение в соответствии с неоспоримыми законами соответствующей религии.

В соответствии со статьей 26 Основного закона признанные религиозные меньшинства могут в соответствии с определенным порядком иметь свои общины и общества. В законе о деятельности партий (утвержден в 1981 г.) официально признается право на создание обществ религиозных меньшинств, и в настоящее время в стране действует множество обществ, принадлежащих религиозным меньшинствам.

Общество «Страждущей церкви», существующее при Ватикане, в своем докладе за 2001 год писало следующее о положении религиозных меньшинств в Иране: В Иране исламское законодательство самым скрупулезным образом оговаривает отношение к религиозным меньшинствам, и монотеистическим религиям разрешается в рамках ислама иметь отдельную религиозную и культурную жизнь. Религиозные меньшинства в Иране в своих центрах отмечают свои праздники, отправляют свои обряды и свои годовщины, и имеют разрешение устраивать нерабочие дни на свои праздники. Они в соответствии со своим уставом устраивают бракосочетания и разводы, а также оформляют вопросы наследования в соответствии со своими религиозными правилами. Они издают еженедельные газеты и ежемесячные журналы.

Зороастрийцы издают два ежемесячных журнала под названием «Чиста» и «Форухе», а также еженедельник «Амордад». У евреев есть ежемесячник «Офог-е Бина». У армян издается многотиражная газета «Алик», журнал «Луис», а также журнал христианской культуры и ежемесячник «Авакс». У ассирийцев имеется ежемесячный журнал «Пеймане ашуриян». Все они имеют свои издательские дома. Также религиозные меньшинства в Иране имеют религиозные школы, в которых преподается язык и религия, причем Министерство просвещения не имеет права вмешиваться в дело назначения директоров их школ.

В целом, зороастрийцы составляют 2,8%, христиане 0,5% и последователи других религий о,4% от всего населения страны. Ассирийцы, проживая в более чем 14 городах, имеют 90 церквей. Все они грамотны.

Юнатен Боткалия, депутат от ассирийцев и каледонцев в Меджлисе Исламского Совета 3 ноября 2000 г., выступая в Риме, сказал: «Жизнь ассирийцев и халдеев в Иране нельзя сравнить ни с какой другой страной мира, потому что в Конституции определены права меньшинств. При том, что у нас, ассирийцев и халдеев и у восточной церкви есть проблемы с католической церковью, с Исламской республикой у нас проблем нет».

Он же, выступая в Меджлисе Исламского Совета 19 июня 2001 г., отметив ущемление прав ассирийцев в ряде ближневосточных стран, сказал, что с началом исламской революции в Иране ассирийцы получили различные права и получили возможность продемонстрировать свои исторические качества.

В различных городах Ирана проживает около 97 тысяч зороастрийцев, которым разрешено отправлять свои религиозные обряды в своих храмах, в которых никогда не гаснет священный огонь. Депутат меджлиса от зороастрийцев доктор Хосроу Дабестани 3 ноября 2000 г. на праздновании Миллениума в Риме, коснувшись положения зороастрийцев в Иране, сказал, что у зороастрийцев в Иране хорошие отношения с мусульманами. Их религия официально признана, у них есть депутаты в меджлисе, они участвуют в законотворчестве, и они пользуются полной свободой в плане своих обычаев и частной жизни.

Армянское население Ирана, насчитывающее свыше 200 тысяч человек, является самым большим и наиболее организованным религиозным меньшинством в стране. Большая часть армян проживает в Исфагане, история поселения которых в этом городе началась в 1604 году. У армян 34 школы, из которых 23 школы и 5 детских садов находятся в Тегеране. Ежегодно армяне проводят для своей общины более 400 культурных программ. В принципе история расселения армян на территории Ирана относится к дохристианским временам, и поэтому армяне всегда считали себя гражданами Ирана. Во время восьмилетней войны с Ираком армяне потеряли 120 своих соплеменников.

Сибух Саркисян, главный епископ армянской церкви в Иране, 27 января 2001 года заявил, что помимо существующих общих связей между иранским обществом и армянами после исламской революции в стране положение армян улучшилось несомненным и самым разительным образом. Армяне после исламской революции ощущает больше свободы и испытывает большую уверенность. Улучшились отношения с государством, легче стало отправлять религиозные обряды.

Высказывания руководителей и представителей религиозных меньшинств по поводу их положения в Иране ярко свидетельствуют об их свободах в Иране. Морис Моатбед, депутат меджлиса от еврейского меньшинства, 29 августа 2000 г во время выступления в азиатском обществе в Нью-Йорке, коснувшись положения религиозных меньшинств в Иране после исламской революции, сказал, что с точки зрения иностранных наблюдателей, оценивающих революцию в Иране со своих позиций, участие не мусульман в революционном движении за установление исламского строя в стране, равно как и участие в восьмилетней войне, вообще казалось невозможным, как неестественным казался диалог между христианами, евреями и зороастрийцами. Однако лидер революции в первые дни после провозглашения нового строя четко сформулировал свои видения исламского Ирана. Он сказал: «После установления исламской республики в Иране и формирования органов народной власти был определен статус религиозных меньшинств. в том числе евреев».

В целом правительство Ирана стремилось в рамках Основного закона обеспечить права всех религиозных меньшинств наравне с о всеми остальными гражданами страны. В этом направлении были предприняты капитальные шаги. Например, 31 августа 2000 г.комиссия по контролю за работой религиозных медресе Ирана утвердила прошение Культурного комитета Еврейского общества Тегерана, в соответствии с которым 11 официальных нерабочих дней в соответствии с обычаями меньшинств были распространены на евреев-школьников.

26 декабря 2003 г стал одним из знаменитых дней для проживающих в Иране религиозных меньшинств. В этот день с одобрения правительства и по постановлению меджлиса был принят закон об установлении равных для всех меньшинств страны размеров церковного сбора. В результате этот сбор стал одинаковым и для мусульман, и для других религиозных меньшинств. Также заметным событием стало решение меджлиса шестого созыва о принятии на государственную службу в систему просвещения 200 представителей религиозных меньшинств. Кроме того, в 2003 году президент страны принял указ о выделении отдельной строкой бюджета ассигнований на охрану школ, памятников и исторических зданий религиозных меньшинств Ирана. С учетом всего этого религиозные меньшинства не считают себя гражданами второго сорта в Иране, и в соответствии с Конституцией пользуются равными с другими гражданами всеми правами.

Международная газета для деловых людей "Америка, Азия, Европа",
специальный выпуск, посвященный 26-ой годовщине победы Исламской революции в Иране

Hosted by uCoz