Фарси – государственный язык Ирана


Дипломатический протокол и дипломатическая практика

Ф.Ф.Молочков

Дипломатический протокол– политический инструмент дипломатии

Дипломатическая служба, выполняя стоящие перед ней задачи, соблюдает при осуществлении различных внешнеполитических мероприятий определенные традиции, условности и правила, совокупность которых называется дипломатическим протоколом или сокращенно протоколом.

Дипломатический протокол является  формой, в которую облекается та или иная внешнеполитическая акция (акт, мероприятие) государства, его представительства или представителя. В этом – политический смысл и значение дипломатического протокола.

Правила дипломатического протокола основываются на так называемом принципе «международной вежливости», в понятие которого входит соблюдение почтительности и уважение всего, что символизирует и представляет государство.

Именно из этого принципа взаимного уважения и вежливости в международном общении возник, развился и существует дипломатический протокол.

Дипломатические отношения между странами, дипломатические акции в письменной форме поддерживаются с соблюдением правил вежливости. Если известный афоризм Сервантеса: «Ничего не дается нам так дешево и ничто так не ценится так дорого, как вежливость» имеет общечеловеческое значение, то для дипломата или другого лица, участвующего «в сфере международной», вежливость непременная норма дипломатического протокола.

С соблюдением правил дипломатического протокола назначаются главы дипломатических представительств, а также военные атташе, происходит вручение верительных и отзывных грамот; осуществляются дипломатические визиты и ведутся беседы; проводятся разные виды дипломатических приемов, ведется дипломатическая переписка; происходят прием и проводы официальных делегаций; ведутся переговоры; созываются международные конференции и совещания; осуществляется реагирование на разного рода праздничные, а также траурные события; соблюдается этикет гимна и государственного флага.

В соответствии с правилами дипломатического протокола определяется поведение дипломатов в стране пребывания, их одежда в официальных случаях и т.д.

Этот перечень не является исчерпывающим, и, можно сказать. ни одна из внешних форм деятельности в международном общении не осуществляется без соблюдения правил дипломатического протокола..

Дипломатический протокол лежит в основе протокольных норм, принятых в таких международных организациях, как ООН, ЮНЕСКО, МОТ, ВОЗ, МАГАТЭ и многие другие. Применение протокола в международных организациях заслуживает особого изложения и поэтому ему посвящена отдельная глава.

Протокол является международным, поскольку его основные правила общепризнанны и во всех странах соблюдается более или менее одинаково. Дипломатический работник, приезжая в любую другую страну любого континента, будь то Париж или Вашингтон, Прага или Дели, Анкара или Токио, встречается в основном с одинаковыми правилами дипломатического протокола. Конечно, каждая страна может вносить и вносить в них свои дополнения и поправки, вытекающие из ее социального строя, национальных или религиозных традиций и обычаев. В Индии, например, существует прекрасный обычай надевать на пребывающего в страну почетного гостя венок из цветов. На острове Бали (Индонезия) автор был свидетелем колоритной религиозной церемонии, отгонявшей «злых духов» от прибывших гостей. В Болгарии, Югославии и в ряде других странах почетным гостям предлагается хлеб-соль и чарка национального вина.

Советский протокол отличается от буржуазного тем, что, соблюдая основные нормы международной протокольной практики, он  в соответствии с принципами ленинской национальной поли тики не делает различий между представителями больших и малых стран и не допускает дискриминации в отношении последних. Советский протокол стремится к максимальном у упрощению протокольных церемоний, к демократизации и простоте протокольных норм, к деловитости.

Так, беседуя 10 марта 1974 года с французскими журналистами о предстоящей встрече с президентом Франции Ж.Помпиду, Генеральный секретарь ЦК КПСС, Л.И.Брежнев подчеркнул: «Мы условились с Президентом как можно меньше времени отвести на так называемым протокольным мероприятия и максимум внимания уделить деловым переговорам».

В нормах советского протокола отсутствует то, что противоречит советскому строю и правилам социалистического общежития.

Советскому дипломату, а также другим советским работникам в области международных отношений хорошее знание правил дипломатического протокола важно и необходимо, во-первых, для того, чтобы самому правильно применять их в своей работе, и, во-вторых, для того, чтобы распознавать их значение, в особенности когда они содержат в  себе преднамеренное желание нанести протокольной формой ущерб престижу Советского государства, его руководителям или его официальным представителям.

В этом отношении характерен и поучителен следующий исторический факт. Английский представитель в Москве Ходжсон передал народному комиссару по иностранным делам Г.В.Чичерину ноту министерства иностранных дел Великобритании Керзона от 7 сентября 1921 года. Нота не имела ни заголовка, ни обращения, ни подписи. В связи с этим В.И.Ленин направил Г.В.Чичерину записку, в которой писал:

"Т.Чичерин!

По-моему, надо отучить от этой манеры. Нельзя ли отучить так: ответить формально и письменно с ссылкой на «ноту». Тогда они поймут, что мы будем (вскоре) публично издеваться над ними и gifler их за неподписанные ноты.

Ваш Ленин."

Ленинское указание касалось грубого нарушения англичанами международных протокольных норм, принятых в дипломатической переписке. За этим нарушением скрывался политический смысл. Посылая свою ноту в такой форме, английский МИД хотел продемонстрировать свое неуважение к молодой Советской Республике. Это и вызвало такую реакцию со стороны В.И.Ленина. 27 сентября 1921 года Англии был дан соответствующий ответ.

Протокольные правила возникли не вдруг и не в результате изобретения, сделанного каким-либо дипломатическим или политическим деятелем, или же решения какого-либо дипломатического форума. Исторические правила дипломатического протокола в виде обычая возникли в глубине веков, начиная с образования примитивных государственных форм, в результате частого и однообразного соблюдения обычаев и условностей в общении при одинаковых, по существу, событиях – объявления войны, предложении о замирении, заключении договора и т.п.

Время шло. Обычаи эти развивались, усложнялись. Складывались особые правила. На Руси, например, с другими государствами утверждались присягой – «крестным целованием», Великий князь, а позднее царь присягал в присутствии иностранных послов. Придворный протокол после молебна читал «заклинательное письмо о содержании вечного покоя», за ним повторял слова царь, а «грамота докончательная» в то время лежала под Евангелием. По окончании чтения клятвы царь прикладывался к кресту и, взяв «грамоту докончательную», отдавал ее послам государства, с которым заключался договор.

Исполняя со всей пунктуальностью требуемые обряды, цари также внимательно наблюдали за исполнением их другой стороной. Иван Грозный, например, требовал, чтобы посол при присяге прикладывался «в самый крест», а не «ми мо креста. да и не носом».

Утвержденный крестным целованием договор считался нерушимым «во всех статьях, запятых, и точках, безо всякого умаления .. в целости». Форма договора была аналогична западноевропейским образцам.

До конца 17 века русские государи договоров не подписывали, а подписывали вместо них царское имя дьяки, потому что «цари и бояре ни к каким делам руки не прикладывают, для того устроены дьяки».

С развитием общества, сменой общественно-экономических формаций менялись и протокольные нормы. Интересна, например, история возникновения такой нормы дипломатического протокола, как почетный караул в честь высоких иностранных гостей.

Известно, что до конца 15 века, а в некоторых странах до 17 века постоянных дипломатических представительств не существовало, а отношения между государствами поддерживались направлением время от времени специальных посольств. Обычно такие посольства сопровождались большой свитой. С посольством следовал  значительный багаж богатого гардероба  посла и свиты, а также ценных подарков. Такие подарки, преподнесенные русским царям иностранными послами, можно видеть в Оружейной палате Московского Кремля. Богатые одежды посла и его свиты и ценные подарки должны были свидетельствовать о богатстве страны и посла.

В те времена было небезопасно путешествовать без вооруженной охраны. В дополнение к собственной посольской охране охрану выделяло и принимающее государство, и она от границы сопровождала посольство.

Со временем простая форма охраны посольства превратилась в форму демонстрации военной силы принимающего государства. Кроме караула, сопровождавшего посольство, в главных городах на пути следования, а в особенности в столице, стали выставлять войска с вооружением. Во время следования посольства шла стрельба из пушек, играла военная музыка.

Внешне это носило форму оказания воинских почестей, а по существу являлось замаскированной военной демонстрацией. Она должна была показать военную мощь страны и тем самым поразить воображение иностранных гостей. Вот как в те времена встречали послов в Москве. Въезд послов в город происходил с пышностью, при большом стечении народа. Вдоль всего пути стояли конные служилые люди и боярские холопы в богатом вооружении, на роскошно убранных конях, выстроена пехота со знаменами и пушками. Вся эта обстановка должна была внушать послам представление о богатстве и могуществе Русского государства.

В дальнейшем с учреждением постоянных дипломатических представительств – посольств и миссий – необходимость в демонстрации военной силы в таком виде отпала, но сама форма выставления почетного караула, во многом измененная, осталась и превратилась в современную норму международного протокола.

В настоящее время в большинстве стран мира в честь иностранных официальных делегаций, возглавляемых руководящими деятелями государства, при их встрече выставляется военный почетный караул исполняются государственные гимны, производится артиллерийский салют.

Потребовалось очень много времени, прежде чем выработались и стали общепринятыми также другие современные правила протокола. Так, по вопросу определения старшинства между главами дипломатических представительств состоялись специальные постановления Венского конгресса от 19 марта 1815 г, подводившего итоги наполеоновским, и Аахенского конгресса Священного союза от 21 ноября 1818 г. Эти два постановления лежали в основе международной протокольной практики до 1961 года, просуществовав, таким образом, почти 150 лет.

Согласно этим постановлениям, были установлены следующие классы дипломатических представителей:1) послы и нунции, 2) посланники и интернунции, 3) министры-резиденты. 4) постоянные поверенные в делах. При этом право назначения послов первоначально признавалось за ведущими державами антинаполеоновской коалиции – Россией, Австрией, Англией, Пруссией, а также Францией. После Крымской войны 1853-1856 годов это право получила Турция; после франко-прусской войны 1870-1871 годов – Германия: после русско-японской войны 1904 года –Япония.

Эволюция вышеприведенной классификации на протяжении 19 века и первой половины 20 века привела кроме исчезновения класса министров-резидентов к постепенному сглаживанию различий между послами и посланниками, являющихся отражением неравенства в отношениях между государствами.

В утверждении принципа суверенного равенства государств, больших и малых, видную роль сыграл декрет от 4 июля 1918г., подписанный В.И.Лениным. Декрет отменял дипломатические ранги для глав советских дипломатических представительств и устанавливал для них единое название – полномочный представитель, полпред.

Некоторые капиталистические государства под предлогом мнимой неясности протокольного положения советских дипломатических представителей стали допускать дискриминационные действия. Они пытались рассматривать полпредов, как представителей 4 класса, то есть после послов, посланников и постоянных поверенных в делах, а там, где еще сохранились министры-резиденты, и как представителей 5 класса. Тогда для того, чтобы полпред  мог занять подобающе ему место среди дипломатических представителей других государств в стране пребывания, в его верительных грамотах стали указывать, к какому дипломатическому рангу он относится – к послу или посланнику.

В результате многолетней работы по кодификации посольского права различных комитетов и комиссий Лиги наций, а затем Организации Объединенных Наций 18 апреля 1961 г. в Вене была подписана с участием СССР Венская конвенция о дипломатических сношениях. Эта конвенция в настоящее время регулирует многие вопросы дипломатической практики, в том числе и протокола.

До постановлений Венского и Аахенского конгрессов вопрос о старшинстве глав дипломатических представительств вызывал очень много споров, поскольку каждый из них считал себя более старшим, нежели другой, и поэтому претендовал на более почетное для себя место на официальных церемониях, на приемах и т.д. Эти споры приводили к вооруженным столкновениям и даже убийствам.

В книге Жюля Камбона «Дипломат», например, описывается следующий случай: «Раньше, когда посол прибывал на свой пост, его принимали с церемониями. Он, как выражались, совершал свой въезд. Все послы выезжали к нему навстречу в своих каретах и провожали его до дома. Это показное проявление вежливости чаще всего служило поводом для конфликтов, ибо каждый из этих господ оспаривал у других право на занятие более почетного места.   Дипломатическая история полна таких ссор. В 166году в Лондоне во время въезда шведского графа Ваттевиля поссорились с лакеями французского посла графа д'Эстрада и перерезала постромки у его коляски; были пущены в ход шпаги и много французов, испанцев и англичан были убито на месте».

Еще один подобный случай. В 1768 году в Лондоне происходил дворцовый бал. Французский посол, опоздав на него, увидел, что на его место рядом с австрийским послом сидит русский посол Чернышев. Француз обошел их, а затем втиснулся между ними. Это привело к дуэли, во время которой Чернышев был ранен.

В настоящее  время дипломатам нет необходимости браться за шпаги в споре за свое старшинство. Дипломатический протокол очень быстро и точно решает этот вопрос.

Следует отметить, что старшинство для официального лица сейчас также имеет значение и в частности дома. Однажды «Нью-Йорк таймс мэгэзин» сообщил, что французский посол в Вашингтоне Э. Альфан, будучи главным гостем на обеде в доме сенатора, где присутствовали и другие официальные лица, отказался сесть за обеденный стол, так как ему было отведено недостаточно почетное место. Э.Альфан сказал, что как частное лицо он мог бы сидеть даже и под столом, но как представитель своей страны должен занять достойное место. Хозяин дома не стал спорить и посадил его первым по правую от себя руку.

В историческом прошлом нашей родины дипломатический протокол, называвшийся в те времена церемониалом, является одним из орудий борьбы за становление и суверенитет Московского государства. Московские послы весьма ревностно, например, отстаивали «государеву честь», государственное именование великого князя, его титул, в котором перечислялись все принадлежавшие ему земли, в том числе завоеванные. Как говорилось в 17 веке, «самое большое дело государскую честь остерегать; за государскую честь должно нам всем умереть. Прежде всего нужно оберегать государское наименование». Титул великого князя Московского, а позднее царя как протокольная форма выражал целостность государства и подтверждение конкретных территориальных прав. Искажение титула или пропуск его составных чат ей в устном обращении или в дипломатических документах был равнозначен отрицанию приобретенных прав. Известно, что титул царя Ивана IY (Грозного), венчавшегося на царство в 1547 году, различные государства признали не сразу. Английская королева Елизавета I, будучи заинтересованной в торговле с Россией и в отмене таможенных пошлин для английских купцов, стала именовать Ивана IY (Грозного) в своих письмах «царем» с 1555 года, а Польша признала это титул только в 1634 году по Поляковскому договору. При этом Россия обязывалась выплатить Речи Посполитой 200 тыс.рублей за отказ короля Владислава IY от претензий на московский престол, на который его избрали 4 февраля 1610 года представители феодальной знати, служившей тушинскому самозванцу.

Хотя Петр I игнорировал многие правила дипломатического этикета, русская дипломатия по его указанию настойчиво боролась за международное признание его императорского титула. Петр I был провозглашен императором 22 октября 1721 года. При его жизни этот титул признали лишь Голландия и Швеция.

Очень большую щепетильность в вопросе о титуле проявляла Екатерина II. В 1766 году французский двор отказался к титулу «Величество» прибавить слово «Императорское», объясняя это тем, что такое добавление будто противоречит правилам французского языка. Резолюция Екатерины II по этому поводу гласила: «Противу же правилам языка и протокола российского принимать грамоты без надлежащей титулатуры». Речь шла о верительных грамотах французского посла, назначенного в Петербург.

В истории много других примеров, подтверждающих важное значение протокола в дипломатической деятельности любого государства.

Соблюдение протокола в международном общении является обязательным, поскольку отступление от его общепризнанных правил или тем более нарушение их может нанести ущерб престижу, чести и достоинству другого государства, его руководителям или его официальным представителям, а следовательно, привести в какой-то мере к осложнениям во взаимоотношениях..

В дипломатической практике немало случаев, когда из-за нигилистского отношения к правилам дипломатического протокола («обойдемся без протокола») создавались конфликтные ситуации в отношениях.

Сложившиеся в настоящее время правила, нормы протокола регулируют почти внешние формы  дипломатической практики. Однако очень важно иметь в виду, что в зависимости от состояния политических отношений с той или иной страной при практическом применении правил протокола им придается, без нарушения их основ, большая или меньшая торжественность, расширяется или уменьшается их размах, количество и уровень участия официальных лиц и т.д. В этом смысле интересна восточная поговорка: «Церемониал – это фимиам дружбы».

Таким образом, дипломатический протокол отражает состояние политических отношений между странами и полностью подчинен целям и задачам внешней политики. И хотя его основные нормы соблюдаются всеми государствами, его нельзя считать космополитической категорией, одинаково применяемой в международном общении вне зависимости от целей внешней политики государства.

Протокол является политическим инструментом дипломатии. Результаты его применения в определенной мере сказываются на отношениях между странами и на отношениях их официальных представителей. Вот почему необходимо знание норм дипломатического протокола и их правильное и умелое применение в практической деятельности.

Знание этих норм и умелое их применение – один из элементов дипломатической квалификации и дипломатического мастерства.

Но надо подчеркнуть, что в понятие умелого применения советского дипломатического протокола включается не только знание его технических приемов – где, когда и какую норму протокола следует применять, но прежде всего глубокое знание и понимание принципов, основ, целей и задач внешней политики партии и государства.

Член Политбюро ЦК КПСС, министр иностранных дел СССР А.А.Громыко отметил: «Идеи марксизма-ленинизма, принципы пролетарского интернационализма и мирного сосуществования, высокие гуманистические идеалы, исторический оптимизм, составляющие надежную основу нашей внешней политики, определяют ее благородные цели, ее задачи – как ближайшие, так и отдаленные. Прямая непрерывная линия последовательной борьбы партии за претворение в жизнь этих целей и решение поставленных задач протянулась от Декрета о мире к принятой 24 съездом партии Программе мира и намеченным 25 съездом новым задачам КПСС в международных делах.

На нынешнем этапе советские внешнеполитические цели, как сформулировал их 23 съезд и подтвердили оба последующих съезда партии, состоят в обеспечении совместно с братскими странами благоприятных международных усилий для социалистического и коммунистического строительства; в укреплении единства и сплоченности стран социализма, их дружбы и братства; поддержке национально-освободительного движения и всестороннем сотрудничестве с молодыми развивающимися государствами; в последовательном отстаивании принципа мирного сосуществования стран с различным социальным строем, решительном отпоре агрессивным силам империализма, избавлении человечества от новой мировой войны».

 УСТАНОВЛЕНИЕ ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Последовательно претворяя в жизнь Программу мира, принятую 24 съездом КПСС, Советский Союз выступает за утверждение принципов мирного сосуществования государств с различным общественным строем, за развитие международного сотрудничества. На этом пути задача расширения дипломатических отношений СССР с зарубежными странами занимает одно из первых мест.

На 1 января 1979 г. СССР имел дипломатические отношения со 130 государствами, в то время как членами Организации Объединенных Наций состояло 151 государство.

Кроме того, рационально-освободительная борьба народов колониальных и зависимых стран против империализма будет продолжать завершаться образованием самостоятельных государств и тем самым получением права устанавливать дипломатические отношения с другими государствами. Таким образом, число самостоятельных государств на земном шаре будет увеличиваться, и для советской дипломатии практическая работа по установлению дипломатических отношений с другими странами будет оставаться актуальной задачей.

Факт установления дипломатических отношений может быть зафиксирован в телеграммах глав двух государств: главы вновь образованного государства, сообщавшего об образовании государства и согласии установить дипломатические отношения.

Переговоры по вопросу об установлении дипломатических отношений могут быть поручены правительственной делегации, выезжающей в ту или иную страну на празднества по случаю провозглашения в этой стране независимости, и ли одному из дипломатических представительств СССР за границей.

Практика показывает, что к таким переговорам следует тщательно готовится и заранее определить, в какой форме они должны быть закончены. Недоговоренность, половинчатость в результатах переговоров, неточность в заключенном документе или коммюнике делают впоследствии неясным вопрос, установлены дипломатические отношения с этой страной или нет. Неясным бывает также вопрос, на каком уровне установлены эти отношения – на уровне посольств или миссий, с какого момента вступает в действие договоренность.

Во время этих переговоров обычно договариваются о самом факте установления дипломатических отношений, об уровне  дипломатических представительств, которыми будут обмениваться стороны, о сроке вступления в действие достигнутого соглашения об установлении отношений. Договариваются также о форме документа, который зафиксирует соглашение, о порядке и сроке опубликования этого документа или только сообщения (коммюнике) о с оглашении. В последнем случае согласовывается текст коммюнике.

Документами, оформляющими соглашение, могут быть или двусторонние соглашение, или идентичные ноты, которыми обмениваются представители, ведшие переговоры.

В практике проведения переговоров об установлении или о восстановлении дипломатических отношений иногда допускаются пробелы, которые трудно восстанавливать и которых, следовательно, следует избегать. Так, например: а) иногда переговоры не завершаются подписанием документа, а ограничиваются устным обменом мнений, в результате чего одна сторона считает, что договоренность достигнута и отношения установлены, а другая полагает, что договоренность достигнута лишь в принципе (что означает «в принципе», установить бывает крайне трудно); б) в некоторых документах, как уже упоминалось выше, не уточняется уровень диплом аттических представительств (посольства или миссии), которыми будут обмениваться договаривающиеся стороны, если конечно, невозможность этого уточнения определяется политическими обстоятельствами; в) в документах об установлении дипломатических отношений вопрос об определении уровня дипломатических представительств, которыми будут обмениваться стороны, иногда формулируется следующим образом: «обменяться дипломатическими представительствами в ранге посольств», что неправильно, так как ранги присваиваются людям, а не учреждениям. следует писать: «обменяться дипломатическими представительствами в ранге послов».

ОБМЕН НОТАМИ
МЕЖДУ НАРОДНЫМ КОМИССАРОМ
ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ СССР М.М. ЛИТВИНОВЫМ И
ПРЕЗИДЕНТОМ США РУЗВЕЛЬТОМ
ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
МЕЖДУ СССР И США

«НОТА ПРЕЗИДЕНТА США НАРОДНОМУ КОМИССАРУ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ СССР М.М.ЛИТВИНОВУ

Белый дом, Вашингтон
16 ноября 1933г.

Уважаемый Господин Литвинов,
Я крайне счастлив уведомить  Вас, что в качестве результата наших переговоров Правительство Соединенных штатов решило установить нормальные дипломатические отношения с Правительством Союза советских Социалистических Республик и обменяться Послами.

Я верю, что установленным ныне между нашими народами отношения удастся навсегда о статься нормальными и дружественными и что нашим нациям отныне удастся сотрудничать для взаимной пользы и для ограждения всеобщего мира.

Я остаюсь, уважаемый Господин Литвинов, весьма искренне Ваш

Франклин Д. Рузвельт».

 «НОТА НАРОДНОГО КОМИССАРА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ СССР ПРЕЗИДЕНТУ США РУЗВЕЛЬТУ

Вашингтон,
16 ноября 1933г.

Уважаемый Господин Президент,
Я крайне счастлив уведомить Вас, что Правительство Союза Советских Социалистических республик радо установить нормальные дипломатические отношения с Правительством Соединенных Штатов и обменяться Послами.

Я также разделяю надежду, что установленным ныне между нашими народами отношениям удастся навсегда остаться нормальными и дружественными и что нашим нациям отныне удастся сотрудничать для своей взаимной пользы и для ограждения всеобщего мира.

Я остаюсь, уважаемый Господин Президент, весьма искренне Ваш.

Максим Литвинов,
Народный Комиссар по Иностранным Делам
Союза Советских Социалистических республик».

ПРЕОБРАЗОВАНИЕ МИССИЙ В ПОСОЛЬСТВО

В практике межгосударственных отношений в годы после второй мировой войны укрепилась тенденция к повышению уровня дипломатических представительств до 1-го класса – посольств.

Преобразование дипломатических представительств из одного уровня в другой происходит, когда отношения между отдельными государствами становятся более тесными и дружественными. В таких случаях правительства соответствующих стран, желая подчеркнуть состояние хороших между ними отношений, решают повысить уровень своих дипломатических представительств и преобразовать их из миссий в посольства, а посланников, которыми обменялись до этого решения, возвести в ранг послов.

В настоящее время СССР поддерживает активные дипломатические отношения со 105 странами, причем только на уровне посольств; с остальными 25 странами из 130, с которыми СССР установил дипломатические отношения, активных отношений в настоящее врем я нет. Эти страны не имеют своих дипломатических представительств. Но среди них есть страны, с которыми дипломатические отношения в свое время были установлены на уровне миссий. Следовательно, в будущем может возникнуть вопрос о повышении уровня представительства до уровня посольства.

Преобразование миссий в посольства происходит в результате двусторонних переговоров между правительствами соответствующих стран.

Достигнутая договоренность о преобразовании миссии в посольство оформляется путем обмена нотами между соответствующей миссией и министерством иностранных дел страны, в которой находится эта миссия.

 ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ РАНГИ

С 16 века в Европе наступает новая эпоха – эпоха разложения феодального строя и формирования новых буржуазных общественных отношений. Как пишет К.Маркс в «Капитале», к 16 столетию относится «начало капиталистической эры», К этому времени окончательно складываются централизованные государства –Испания, Португалия, Франция, Польша, Австрия, Турция; мене крупные, скандинавские государства –Дания, Швеция, Норвегия.

Во второй половине 16 века на европейскую арену выступает Русское государство. Происходит общее усиление политических, экономических и культурных связей. Европа вступает в новый период международных отношений, характеризующихся учреждением постоянных дипломатических представительств. Временные дипломатические представительства, которыми государства обменивались от случая к случаю, перестали удовлетворять расширяющиеся и углубляющиеся международные связи.

Как указывает Г.Никольсон в своей книге «Дипломатия» (Москва, 1941,с.27), первая отмеченная в истории постоянная миссия была учреждена в Генуе в 1455 году миланским герцогом Франческо Сфорца. Пять лет спустя герцог Савойский назначил Юзебио Маргария, протодиакона из Верчелли, своим постоянным представителем в Риме. В 1496 году Венеция назначила двух купцов, живущих в Лондоне, помощниками посла на том основании, что «путь в Лондон очень длинен и опасен». Через несколько лет постоянные посольства были учреждены итальянскими городами в Лондоне, Париже и при дворе Карла Y. Другие державы последовали их примеру.

В 16 веке Венеция уже имела постоянных послов в Вене, Париже, Мадриде и Риме; резидентов – в Неаполе, Турине, Милане, Лондоне; в свою очередь, император Священной Римской империи, короли Франции и Испании имели в Венеции послов, а Рим – нунция.

Укреплялся международный авторитет Российского государства, расширялись его связи с другими странами Первым постоянным представителем России за границей был ее резидент в Швеции с 1634 - 1636 год Д.А.Францбеков.В 1673 –1677 годах Василий Тяпкин был постоянным резидентом Москвы в Польше. В 1666 году в Москве появился постоянный шведский резидент, в 1672 году – датский, в 1673 году – польский и в 1967 году – голландский.

Постепенно устанавливалась дипломатическая иерархия, вырабатывались формы дипломатической переписки, более точно регламентировался дипломатический церемониал (протокол). Французский язык становился (вместо латыни) общепринятым языком дипломатических сношений.

Однако эти организационные элементы дипломатической службы развивались и делались общепринятыми медленнее, чем шло развитие самой дипломатической деятельности, что и создавало почву для острых конфликтов во взаимоотношениях, в особенности в вопросе старшинства глав дипломатических представительств.

В ходе борьбы государств за укрепление своего международного престижа дипломатические ранги исторически претерпевали многочисленные изменения как в названиях, так и в значении. Так, например, современное полное название ранга посла –«чрезвычайный и полномочный посол» – возникло не сразу, а постепенно в борьбе постоянно аккредитованных полномочных послов за свое протокольное старшинство с чрезвычайными послами, прибывавшими со специальными поручениями во главе чрезвычайных послов (например, на коронацию и по другим особым случаям) и на этом основании претендовавшими на особые почести и первые места по отношению к постоянным послам. Чтобы на уступать старшинства чрезвычайным послам, во второй половине XVII века в верительных грамотах постоянных (полномочных) послов стали добавлять слово «чрезвычайный», уравнивая тем самым в протокольном отношении постоянных послов с чрезвычайными послами. Именно таким образом возникло современное полное название ранга посла – «чрезвычайный и полномочный посол». Соответствующим изменениям подвергались и другие названия дипломатических рангов.

Например, русские дипломатические представители, посылавшиеся в иностранные государства, когда-то имели названия: «послы великие», «легкие послы», «посланники», «гонцы», «посланцы» и «посланные». Эти названия находились в зависимости от цели и значения посольства и важности государства, в которое посольство отправлялось, а также от степени торжественности, которую желали придать посольству.

Дипломатические ранги – это степени отличия глав дипломатических представительств, дипломатического персонала посольств и миссий, а также работников центрального аппарат министерств (ведомств) иностранных дел.

Как уже упоминалось выше, чтобы ликвидировать конфликты, возникающие на почве отсутствия единой международной классификации дипломатических рангов, на Венском конгрессе 1815 года и Аахенском конгрессе 1818 года были приняты специальные решения по вопросу о дипломатических рангах глав дипломатических представительств, которые до заключения в 1961 году Венской конвенции о дипломатических отношениях лежали в основе международной дипломатической практики.

Полные официальные наименования глав дипломатических представительств, принятые в современной международной практике, следующие:

Посла – Чрезвычайный и Полномочный Посол, сокращенно – Посол;

Посланника – Чрезвычайный Посланник и Полномочный Министр, сокращенно – Полномочный Министр, или Министр;

Постоянного Поверенного в Делах – Поверенный в Делах. Чтобы отличить главу дипломатического представительства этого класса от временного поверенного в делах, принято в адресовании документов (и вообще в документах) постоянному поверенному в делах употреблять его французское наименование – Chargé d’Affaires en pied, или Chargé d’Affaires avec letters;

Временного Поверенного в Делах – Временный Поверенный в Делах. Его французское наименование, являющееся общепринятым, – Chargé d’Affaires ad interim или Chargé d’Affaires a. i.

Служебные должности дипломатических работников советских посольств и миссий следующие: советник-посланник, советник, 1-й секретарь, 2-й секретарь, 3-й секретарь, атташе. Названия этих должностей международные.

Дипломатические работники центрального аппарата Министерства иностранных дел СССР, дипломатических и консульских представительств СССР за рубежом имеют личные дипломатические ранги.

Для глав дипломатических представительств дипломатические ранги установлены Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 мая 1941 г.: Чрезвычайны и Полномочный Посол, Чрезвычайный и Полномочный Посланник, Постоянный Поверенный в Делах.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 мая 1943 г. для дипломатических и консульских работников установлены следующие личные дипломатические ранги: посол, посланник 1-го класса, посланник 2-го класса, советник 1-го класса, советник 2-го класса, 1-й секретарь 1-го класса, 1-й секретарь 2-го класса, 2-й секретарь 1-го класса, 2-й секретарь 2-го класса, 3-й секретарь, атташе. Эти ранги присваиваются в зависимости от квалификации и успешного прохождения службы как в центральном аппарате, так и в заграничных учреждениях СССР.

Ранги посла и посланника присваиваются Указами Президиума Верховного Совета СССР. Право присвоения других дипломатических рангов предоставлено министру иностранных дел СССР.

В составе дипломатического представительства имеются различные категории атташе:

- атташе военные, военно-морские и военно-воздушные. Будучи квалифицированными военными специалистами, они являются представителями своего военного ведомства при военном ведомстве страны пребывания. Одновременно они являются советниками главы дипломатического представительства по военным вопросам;

- атташе специальные – по культуре, науке и технике, сельскому хозяйству, экономике, промышленности, финансам, труду и т.п. Некоторые капиталистические страны назначают атташе по делам религии. Атташе специальные являются квалифицированными специалистами в своей области; им поручается изучать в стране пребывания вопросы по их специальности, а также вести оперативную работу, связанную с поддержанием и развитием связей между своими ведомствами и соответствующими ведомствами страны пребывания. Иногда специальные атташе имеют дипломатические ранги советника;

- атташе по делам печати (пресс-атташе). Это работник дипломатического представительства, ведающий вопросами печати и информации этого представительства. Им может быть любой опытный дипломатический работник – один из секретарей или атташе;

- атташе дипломатический – младший дипломатический работник дипломатического представительства и центрального аппарат Министерства иностранных дел СССР. На эту должность назначаются молодые люди, начинающие свою дипломатическую службу;

атташе почетные – лица, избравшие дипломатическую карьеру, но еще не числящиеся на постоянной службе и не получающие жалованья. Атташе почетные получают право проходить стаж в каком-либо дипломатическом представительстве. По окончании стажа они зачисляются на штатную дипломатическую службу. В советской дипломатической службе атташе почетных нет.

Все категории атташе являются дипломатическими работниками дипломатического представительства и включаются в состав членов дипломатического корпуса. Они так же, как и члены их семей, пользуются всеми дипломатическими привилегиями.

 

Hosted by uCoz