Фарси – государственный язык Ирана


Состояние экономики Ирана и планы ее развития

(По материалам американской печати)

Геополитическое значение Ирана определяется его богатыми полезными ископаемыми, доступом одновременно к двум крупнейшим в мире районам залегания углеводородов и уникальным географическим положением как центра переплетения транспортных путей, связывающих Ближний Восток, Юго-Восточную Азию, Центральную Азию и Европу.
По уровню экономического развития Иран занимает в регионе второе место после Саудовской Аравии. При этом он располагает самой деверсифицированной экономикой на всем Ближнем Востоке.

Ключевой отраслью экономики является нефтедобывающая отрасль. Согласно оценкам, по объему залежей нефти Иран стоит на втором месте в мире после Саудовской Аравии, превосходя по запасам Африку и Латинскую Америку вместе взятые. На долю Ирана приходится 5% мировой добычи нефти. Занимает второе по значению место среди стран-членов ОПЕК.
Кроме того, среди стран Ближнего Востока Иран занимает первое место по запасам природного газа, а в мире – второе после России. Доля Ирана в мировом производстве газа составляет 2%.
Нефтегазовая промышленность обеспечивает 80% иранского экспорта. Основными потребителями иранской нефти являются страны Юго-Восточной Азии, куда экспортируется до 40% иранской нефти, и Китай. Что касается Японии, то она почти полностью зависит от иранских поставок углеводородного сырья.
Как показывают макроэкономические расчеты, стремительное промышленное развитие стран ЮВА потребует уже в ближайшей перспективе значительного роста добычи нефти. Так, ожидается, что производство нефти Ираном по сравнению с уровнем 2000 г. увеличится в 2005 г. на 10% и составит до 4,7 млн. баррелей в день, а к 2020 г – до 7 млн.
Прогнозируется чрезвычайно динамичное развитие газовой промышленности, которая будет обеспечивать потребности Европы и удовлетворять возрастающие нужды уже действующих и строящихся ТЭС, составляющих основу энергетики страны.
В настоящее время на рассмотрении иранской стороны находятся 43 крупных проекта по разработке источников углеводородного сырья, 10 из которых уже подписаны. Среди стран-участниц проектов – Италия, Франция, Норвегия, Россия, Великобритания, КНР, Япония, Малайзия и Южная Корея. Предполагается, что иностранные инвестиции в производство нефти и газа составят к 2005 г. 4,5 млрд. долларов.
Помимо нефти и газа Иран располагает значительными запасами золота, свинца, магния, ртути, серебра, фосфора.
Состояние экономики Ирана оценивается американскими специалистами как кризисное. Наиболее острыми экономическими проблемам страны является высокий уровень инфляции и безработица. С учетом преобладания в возрастном составе населения молодежи для поддержания социальной стабильности правительству Ирана требуется ежегодно открывать до 800 000 рабочих мест, однако рабочими местами обеспечивается только половина желающих. Данное обстоятельство побуждает молодежь, прежде всего дипломированных врачей, инженеров и программистов, искать работу за границей.
Заметное негативное влияние на социально-экономическую ситуацию оказала длившаяся в течение 4 последних лет засуха, ставшая причиной гибели урожая и скота и подтолкнувшая сельское население к миграции в города. Число в той или иной мере пострадавших от засухи оценивается в 37 млн. человек при общей численности населения страны в 65 млн. человек.
Вместе с тем, по взглядам американских специалистов, иранский рынок сельского хозяйства чрезвычайно перспективен и является одним из наиболее привлекательных направлений инвестиционной деятельности. Его емкость, по данным за 2000 г., при объеме ВВП страны в 63 млрд. долл. оценивалась в 2,7 млрд. долларов.
Промышленная структура Ирана помимо производства нефти и газа представлена нефтехимической промышленностью (Иран является вторым после Саудовской Аравии  импортером химической продукции на Ближнем Востоке), черной и цветной металлургией, поставляющей на внешние рынки сталь и медь, автомобильной промышленностью.
Рост населения диктует необходимость расширения жилищного строительства, на которое Ирану требуется, по оценкам за 2000 г., до 7,8 млрд. долларов. Четвертую часть средств предполагается получить в виде иностранных инвестиций.
Полного структурного обновления требует система связи, обеспечиваемой морально устаревшим оборудованием.
Почти полностью изношен парк гражданской авиации, прежде всего транспортной. Существует острая потребность в запасных частях для самолетов, две трети из которых были поставлены корпорацией Боинг. На обновление авиапарка требуется порядка 1 млрд. долл. Программа будет осуществляться совместно с европейскими авиастроительными компаниями.
В электроэнергетике основной акцент делается на строительстве ТЭС смешанного цикла. Энергетические проекты осуществляются совместно с такими компаниями, как Сименс, Джон Браун, Мицубиси. Чрезвычайно перспективной для иранского энергетического комплекса является атомная энергетическая программа, осуществляемая при исключительном участии Минатома РФ.
Сложное социально-экономическое положение страны, характеризуемое американскими экспертами как кризисное и чреватое внутренней нестабильностью, требует от государственно-политического руководства Ирана незамедлительных шагов к пресечению негативных тенденций в экономике и развитию экономического потенциала.
В этих целях правительство принимает меры по реформированию экономики, ее реструктуризации и обеспечению ускоренных темпов развития страны.
В качестве первоочередной меры, предусматриваемой государственным планом экономического развития Ирана на 2000 – 2005 гг., рассматривается осуществление объявленной в 1999 г. программы денационализации. В соответствии с программой, передаче в частные руки подлежат около 500 крупных компаний, действующих в автомобилестроении, судостроении, на железнодорожном транспорте, в банковской и финансовой сфере, что будет способствовать формированию условий для конкуренции. Ожидается, что конкуренция наряду с заменой изношенного и морально устаревшего оборудования, а также и вводом в строй новых производственных мощностей повысит эффективность и гибкость экономики, создаст благоприятную среду для привлечения иностранных инвестиций.
Первостепенное внимание программа модернизации макроэкономической структуры страны помимо газовой и нефтяной отрасли, уделяет проектам в области связи, энергетике, авиастроении, автомобилестроении, жилищном и дорожном строительстве, транспорте. Амбициозные планы требуют мобилизации значительных финансовых ресурсов и притока инвестиций из-за рубежа.
На настоящий момент государство удерживает под своим контролем 60% хозяйствующих субъектов. 20% компаний действуют при частичном участии государственного капитала. Банковский сектор является полностью государственным.
Контроль за экономикой осуществляется через т.н. исламские фонды, которые, в свою очередь, являются составной частью общей структуры государственной власти. К настоящему времени пользующиеся значительными привилегиями и льготами фонды превратились в оплот коррумпированных представителей духовенства, стали источником различных злоупотреблений, оказывающими сдерживающее влияние на проведение любых преобразований, объективно подрывающих их влияние. Поэтому, как полагают, одной из задач реформаторов, поддерживающих президента Мохаммеда Хатами, является нейтрализация влияния исламских фондов и установление над ними контроля со стороны светской власти. Задача трудно выполнимая, так как фонды являются основными поставщиками кадров в государственный аппарат и, прежде всего в силовые ведомства и вооруженные силы.
К числу наиболее злободневных проблем, которые предстоит решать правительству Ирана в ближайшей перспективе, американские эксперты относят борьбу с распространением наркотиков и перекрытие каналов их транзита из Афганистана в Европу. По некоторым данным, до 70% заключенных в иранских тюрьмах, отбывают наказания, за преступления, прямо или косвенно связанные с наркотиками. Ежегодно на цели борьбы с распространением наркотиков и наркотрафиком Иран расходует до 1 млрд. долларов. Какая-то незначительная часть средств поступает от международных организаций в рамках различных программ ООН. Средства направляются на техническое обеспечение полиции, оснащение погранслужбы и содержание лечебных учреждений.
Весьма перспективной для потенциальных зарубежных участников является экологическая программа и природовосстановительные проекты в области безопасности важных для страны водных ресурсов и лесов, подвергшихся в последние два десятилетия бесконтрольной вырубке. Эти программы рассматриваются американскими экономистами в качестве наиболее перспективных, привлекательных в инвестиционном отношении и весьма выигрышных с точки зрения привязывания страны к собственной политике.

Hosted by uCoz