Каспийское море и исторические договоры по Каспию
Развивается
сотрудничество между прикаспийскими государствами в отношении Каспийского моря,
проводятся многосторонние, а иногда и двусторонние встречи и дискуссии.
До
настоящего времени прошло 18 раундов переговоров и заседаний специальной рабочей
группы (СРГ) на уровне заместителей министров иностранных дел прикаспийских
государств, последний из которых состоялся в Азербайджанской республике, где
стороны добились определенных результатов. Из проблем сотрудничества в области
Каспия можно выделить следующее:
– изучение
путей окончательной разработки юридического статуса Каспийского моря. На 18-м
заседании СРГ в Баку (6.10.2005) были достигнуты определенные результаты в этом
направлении;
– проблема
экологии Каспия: недавно в Москве состоялось заседание экспертов, на котором
было утверждено несколько статей соответствующей конвенции;
– транзит
судов, принадлежащих прикаспийским государствам, через Волгу: этот вопрос должен
был быть поставлен в Баку, чтобы стороны поставили перед Россией вопрос о
свободе прохода и транзита судов прикаспийских государств;
–
рыболовство и рыбные промыслы;
– по Каспию
проходят морские пути, соединяющие Иран с Россией. По этим путям на 70
российских и 6 иранских судах осуществляется транспортировка товаров как этих
двух стран, так и других государств. В настоящее время российские суда имеют
доступ во все иранские порты, где могут причаливать, разгружаться и загружаться.
Недавно министерство транспорта РФ внесло в правительство РФ предложения об
облегчении заходов судов иностранных государств в Астраханский порт. Если эти
предложения получат одобрение, решится проблема использования указанного порта
иранскими судами;
– перекачка
энергоносителей по подводным трубопроводам;
– военные
проблемы и стремление Ирана к сохранению демилитаризованного состояния Каспия:
этот вопрос обсуждался во время последнего визита министра иностранных дел ИРИ в
Москву и его встречи с его российским коллегой, когда Иран подчеркнул
необходимость сохранения Каспия в качестве демилитаризованной зоны. Кроме того,
в ближайшие месяцы в Москве состоится заседание, на котором также будет
обсуждаться этот вопрос;
– вопрос
охраны правопорядка и береговой охраны: в этой области также наблюдалась
положительная динамика развития ирано-российского сотрудничества. Недавно
российская сторона подчеркнула, что до окончательной выработки нового правового
статуса Каспийского моря сохраняют свое юридическое значение договоры от 1921 и
1940 гг., а также призвала Иран создать совместные военно-морские силы и
провести совместные маневры силовых структур, чтобы проблемы Каспия решались
самими прикаспийскими государствами, без иностранного вмешательства. Хотя
некоторые прикаспийские страны своими односторонними действиями создали
предпосылки для иностранного присутствия в зоне Каспия, сотрудничество между
прибрежными странами решит и эту проблему.
В
заключение, можно отметить, что прикаспийские страны успешно сотрудничают по
вопросам, связанным с морем, проводя различные заседания и форумы для решения
встающих перед ними проблем.
–
Сотрудничество в деле борьбы с чрезвычайными происшествия на море, в частности с
кораблекрушениями, а также в вопросах поиска и спасения экипажей. По этому
вопросу идут переговоры.
– МТК
Север-Юг для транзита товаров и энергоносителей: сотрудничество в этой сфере
продолжается. В настоящее время организованы поставки нефти по схеме обмена
«своп» между ИРИ, Казахстаном и некоторыми другими прикаспийскими государствами. |