Фарси – государственный язык Ирана


ВЫСТУПЛЕНИЕ ЕГО ПРЕВОСХОДИТЕЛЬСТВА  ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО И ПОЛНОМОЧНОГО ПОСЛА
ИСЛАМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ИРАН В МОСКВЕ ГОСПОДИНА ГОЛЯМРЕЗЫ АНСАРИ
НА СЕМИНАРЕ ПО ЯДЕРНОЙ ПРОБЛЕМЕ ИРАНА

Фонд Карнеги – Москва

29 мая 2006 г.

 Уважаемый Директор, госпожа Геттемюллер!

         Благодарю Вас за приглашение выступить на семинаре, посвященном ядерной проблеме Исламской Республики Иран. Надеюсь, что этот семинар сможет способствовать прояснению различных аспектов ядерной проблемы  Исламской Республики Иран с позиций реального положения дел.

         Уважаемая госпожа Геттемюллер, Директор Московского центра Карнеги, уважаемые дамы и господа!

         Сегодня ядерная проблема  Исламской Республики Иран является одним из очень важных вопросов, обсуждаемых на различных региональных, международных уровнях  и даже в рамках отдельных государств. Как фактически известно уважаемым присутствующим, любое государство в соответствии с Договором ДНЯО имеет определенные права и обязанности, между которыми должно быть равновесие. В этой связи неядерные государства, как и следует ожидать, должны действовать в соответствии со своими обязательствами, и в то же время должны иметь право пользоваться правами, предусмотренными указанным договором. Такого рода баланс является  важнейшим принципом долговечности и авторитетности любого международного соглашения.

          Исламская Республика Иран не требует для себя каких-либо дополнительных прав, выходящих за рамки того, что предусмотрено Договором о нераспространении ядерного оружия, и требует исключительно реализации своих законных прав в соответствии с договором в обмен на соблюдение своих обязательств. Поэтому наша страна на пути к достижению своих национальных чаяний и целей намерена защищать свое законное право на обладание мирной ядерной энергией, и считает признание и реализацию такого права важным фактором в деле увеличения взаимопонимания, формирования взаимного доверия и развития позитивного и конструктивного двустороннего и многостороннего взаимодействия и повышения авторитета международных организаций.

         Исламская Республика Иран решительно согласна со всеми миролюбивыми государствами и  международными организациями в том, что распространение ядерного оружия угрожает региональной и международной безопасности, и убеждена, что самым логичным путем решения этой проблемы являются переговоры и диалог. В этой связи Исламская Республика Иран приветствовала и будет приветствовать любые конструктивные предложения, которые, ВО-ПЕРВЫХ, будут признавать ее права, и, ВО-ВТОРЫХ, будут содержать гарантированные средства и пути практической реализации и использования этих прав. Разумеется, что любое новое решение или новое предложение должно базироваться на существующей реальности и укладываться в логичные рамки.

         Уважаемые дамы и господа!

         Исламская Республика Иран со своей стороны предприняла массу усилий для решения проблемы мирным путем и  дипломатическими средствами. В их числе можно назвать широкое сотрудничество Ирана с МАГАТЭ и открытый доступ в страну для осуществления инспекций в беспрецедентных масштабах (более 2000 человеко-дней инспектирования и предоставление доступа для проведения более 27 инспекций даже на военных объектах, организация встреч и собеседований с большим числом иранских ученых-атомщиков)  и добровольное выполнение Дополнительного протокола без его ратификации, а также введение добровольного моратория в течение трех лет на осуществление в стране мирных ядерных разработок и др. Подтверждением этому являются высказывания Генерального директора Международного агентства по атомной энергии господина Эльбарадеи, который, в частности, заявил, что « В Исламской Республике Иран проведена ревизия всех заявленных материалов и работ, и никаких отклонений в сторону ядерного оружия отмечено не было». Также он заявил следующее: «Вся ядерная деятельность Исламской Республики Иран, включая исследовательские и опытные работы по обогащению, охвачена инспекционными проверками в рамках  Дополнительного протокола    и находится   под контролем МАГАТЭ», что отражено в Параграфе 31 Доклада от 28  апреля  2006 г. Что касается достижения полной уверенности МАГАТЭ по вопросу отсутствия незаявленных материалов и работ, то, как сказал  господин Эльбарадеи,  прояснение этого  вопроса требует  дополнительного времени.

         Естественно, что если в основе последних жестких действий лежит то, что МАГАТЭ не может объявить, что не существует незаявленных объектов, в таком случае многие из государств, включая 37 стран, которые ратифицировали Дополнительный протокол, но еще не получили «сертификат соответствия», или 82 страны, которые еще  не ратифицировали Дополнительный протокол, могут подвергнуться  жестким мерам принуждения.

          В основе этих проблем лежит отсутствие уверенности, означающее, что между Исламской Республикой Иран, с одной стороны, и европейскими странами и Америкой, с другой стороны, присутствуют сомнения и взаимное недоверие. Однако необходимо устранить эти сомнения и стремиться к установлению доверия в рамках договоров и правил МАГАТЭ и ДНЯО. Исламская Республика Иран до сего времени сделала различные  предложения для того, чтобы наглядным образом продемонстрировать  мирную направленность своей ядерной программы, но, к сожалению, указанные страны единственно потребовали от Ирана, чтобы он взял на себя безусловное обязательство остановить, приостановить, или прекратить ядерную программу. Однако с учетом трехлетнего моратория на эти работы в Иране и имеющихся фактов (запуск первой цепочки из 164 центрифуг и освоение Ираном ядерной науки и технологии) любые требования о приостановке или о моратории являются нелогичными и не принесут результата, и только приведут к росту с нашей стороны сомнений в искренности  тех, кто этого требует.

         Уважаемые дамы и господа!

         Решение ядерной проблемы Исламской Республики Иран можно найти среди тех средств и инструментария, которые лежат в сфере реальности и  позволяют проследить отсутствие отклонений в ядерной программе. Политика исключения должна уступить место политике взаимодействия, что позволит создать предпосылки  для того, чтобы Иран смог помочь своему политическому, экономическому и научно-техническому развитию, а также всему региону. С учетом весьма конструктивной  роли Ирана в Афганистане, Ираке, в Средней Азии, на Кавказе, в регионе Каспийского моря и Персидского залива    втягивание Ирана в конфликт создаст в регионе обширный вакуум безопасности, который будет невозможно компенсировать в течение многих лет, что, захотим мы этого или не захотим, повлияет на все политические структуры региона. Разумеется, Запад полностью отдает себе отчет в том, что стабильная безопасность в регионе невозможна без активного и стабильного иранского присутствия.

         Здесь не лишним будет оглянуться на историю существования Исламской Республики Иран. В течение этого периода, несмотря на все усилия  правительства Исламской Республики Иран по установлению политического и экономического взаимодействия  со странами региона, Иран постоянно сталкивался с противодействием Америки и Запада: была развязана война Саддама Хосейна против Ирана, Саддаму была оказана всесторонняя помощь, в разгар войны начали проводить политику  блокирования  и сдерживания в отношении Ирана. В послевоенный период, во время восстановления страны, был взят курс на изоляцию  Ирана, и все это время в отношении Ирана действовали санкции. То есть, не останавливались ни перед чем, чтобы свергнуть народную власть Исламской Республики Иран (в которой за 27 лет существования  выборы проводились  27 раз). Складывается впечатление, что причиной разногласий Ирана с Западом является не топливо и не ядерная энергия или что-либо подобное, а то, что, как говорят, «Иран не имеет права на реализацию своих прав в рамках международного законодательства по причине некомпетентности и отсутствия доверия».  От Ирана требуют, чтобы он мирно отказался от своего права, что означало бы своего рода признание в «своей некомпетентности  в самостоятельном правлении страной».

         Уважаемые дамы и господа!

         Логично ли, чтобы власть согласилась с тем, что она некомпетентна как власть? Причем не законным образом, но в результате политической и пропагандистской  шумихи.

         Еще более интересно то, что Запад полагает, что правительство Ирана должно согласиться с этим по причине своего стремления к достижению экономического роста и благосостояния, не осознавая  того, что главной целью исламской революции в Иране является возрождение национального исламского иранского  самосознания и   гордости, а уже потом – обеспечение роста и национального развития за счет научно-технических и технологических достижений.  Если сегодня  снова провести всеобщий опрос населения страны о популярности господина Ахмадинежада в Иране, без сомнения и, как считают многие аналитики в области социальных проблем, будет доказано, что его популярность сейчас во много раз превосходит период его прихода к власти. Такое положение объясняется главным образом тем большим вниманием, которое уделяет президент вопросам развития отечественного потенциала, росту национального самосознания и национальной  гордости, а не только вопросам экономики.

         Уважаемые дамы и господа!

         Народ Исламской Республики Иран не нуждается в жалостливом, с оглядкой на безопасность, взгляде других, и настаивает только на реализации своего права, ясно оговоренного в международных договорах. Мы убеждены, что существует возможность решения проблемы   путем диалога. Иран стремится к экономическому развитию региона  и своей страны, и в противоположность пессимистическим высказываниям моего дорогого друга (предыдущего оратора из института Брукингса) я уверен, что для всех стран также нет иного пути, кроме диалога.

         Благодарю Вас за  терпение, с которым вы выслушали мою речь.

Hosted by uCoz