Фарси – государственный язык Ирана


США: те ли выбраны приоритеты?

13-07-2007

Евгений Примаков

Главное, что разделяет США и Россию в последнее время, - это планы размещения элементов американской ПРО на наших границах в Восточной Европе и будущее Косово. Характерно, что ни одна из этих проблем не имеет жизненно важного значения для США, чего не скажешь о России. Более того, эти проблемы стали индикатором напряженности в американо-российских отношениях в то время когда, казалось бы, Вашингтон объективно заинтересован в тесном сотрудничестве с Москвой для разрешения целого ряда конфликтов, что куда более важно для США и всего мирового сообщества. Я бы назвал в этой связи ситуации, сложившиеся в Ираке, Афганистане, Пакистане, Иране, палестино-израильские отношения.

Через четыре года после начала американской военной операции, которая погрузила Ирак в хаос, гражданскую войну, поставила его на грань территориального развала, президент Дж. Буш провозгласил "новую стратегию", а затем определил сентябрь этого года в качестве срока коренного улучшения обстановки в этой стране. "Новая стратегия" свелась к дополнительной посылке в Ирак американских войск, чтобы активизировать действия против антиоккупационных сил в Багдаде и в контролируемых ими районах на периферии. А в середине сентября командующий американской армией в Ираке должен доложить президенту о наступившем переломе и предложить дальнейшие меры. Однако уже за два месяца до середины сентября стало ясно, что ставка на эскалацию силы несостоятельна. Резко возросли потери американцев при полной неудаче привести дело хоть к какой-нибудь стабилизации.

В таких условиях президент Ирака Джалял Талабани призвал США вовлечь Иран и Сирию во внутрииракское урегулирование. Аналогичный призыв содержался несколько месяцев назад в рекомендациях комиссии Конгресса, возглавляемой Джеймсом Бейкером - госсекретарем в администрации Буша-старшего и экс-сенатором Ли Гамильтоном. Упор на вовлечение этих двух стран в урегулирование с учетом того, что они оказывают серьезное влияние на ряд шиитских и суннитских организаций в Ираке, плюс придание гласности расписания вывода американских войск (это тоже рекомендовала комиссия Бейкера - Гамильтона) могло бы высветить путь выхода из иракского тупика. Тем более что Иран и Сирия проявляют заинтересованность в контактах с Соединенными Штатами, а отказ Вашингтона назвать сроки вывода своих вооруженных сил уже ослабил правительство Нури аль-Малики - основного партнера США в Ираке. Россия, имеющая тесные отношения с Сирией и Ираном, могла бы быть, мягко говоря, небесполезной в преодолении сложившейся в Ираке критической ситуации.

А в Афганистане? Антитеррористическая операция НАТО в этой стране явно буксует. Талибан по-прежнему чувствует себя вольготно на юге. Недавно президент Афганистана Хамид Карзай обвинил американских военных и их союзников по НАТО "в отсутствии координации", в "бессмысленных обстрелах террористов из орудий, расположенных в 37 км от целей - в результате главной мишенью становится мирное население". Более 50 тыс. войск НАТО оперируют в Афганистане, но до разгрома талибов, аль-Каиды, поимки или уничтожения главарей террористов так же далеко, как и в начале операции. Причем положение усложняется. Оппозиция центральному правительству расширяется не только со стороны талибов, но и тех сил, которые еще недавно были сторонниками Карзая.

Я не думаю, что Россия согласилась бы вводить свои вооруженные силы в Афганистан: еще свежи в народной памяти годы пребывания в этой стране нашего "ограниченного контингента". Но разве можно недооценивать роль России, которая помогла президенту Дж. Бушу начать антитеррористическую операцию в Афганистане? Разве талибов выбили из Кабула американские или натовские силы, а не афганцы-северяне, тесно связанные с Москвой, Душанбе, Ташкентом? Разве афганский опыт Москвы не мог бы быть востребован в борьбе с террористами сегодня?

А теперь о Пакистане. Мне представляется, что Вашингтон, будучи увлеченным дислокацией на территории новых членов НАТО своих воинских подразделений и элементов ПРО, может "проспать" ситуацию в этой стране. В Пакистане борются между собой три силы: правящая военная группа во главе с президентом Первезом Мушаррафом, гражданское движение, возглавляемое бывшим премьер-министром Беназирой Бхутто, и радикально настроенные исламисты. Эта борьба приводит к прогрессирующей дестабилизации обстановки. Между тем нельзя забывать, что Пакистан обладает ядерным оружием, которое реально может попасть в руки экстремистов-исламистов. По сравнению с такой перспективой бледнеют опасения того, что Иран через энное число лет сможет обрести ядерное оружие в его "зачаточном" виде. Тем более что Иран начал в последние недели подавать сигналы в направлении сотрудничества, и это в определенной степени результат того, что США, первоначально грозившие Ирану применением силы, склонились к позиции России, которая считает, что решать проблему нужно политическими средствами. Не настала ли пора консультаций США с Россией, Индией, Китаем по поводу возможного развития обстановки в Пакистане?

Или нынешнее состояние израильско-палестинских отношений. Мне представляется, что США вновь возвращаются здесь к идее монополизации процесса мирного урегулирования, а "квартету" все больше отводится роль аккомпаниатора американскому сольному исполнению. Навряд ли это приведет к успеху.

Целый ряд актуальных, животрепещущих проблем требует своего решения. От них не должны отвлекать внимание проблемы, если не надуманные, то все же далеко не первого ряда.

Московские новости

Hosted by uCoz