Выход в
открытые воды мирового океана – козырная карта Ирана в каспийской игре
Марьям
Комбар-заде
Страны,
которые относятся к числу основных потребителей энергоносителей, обеспокоены
проблемой сокращения доступных для добычи нефти и газа, и каждая из них,
опираясь на прогнозы своих специалистов, занимается поисками будущих
гарантированных источников энергоносителей.
По оценкам специалистов, мировой спрос на нефть возрастет с 76 млн. баррелей в
день в 2000 году до 89 млн. 300 тыс. баррелей в день в 2010 году.
По оценкам с использованием мировой энергетической модели OWEM, 2003, в 2010
году спрос стран-членов Организации по экономическому сотрудничеству и развитию
(OECD) составит 47 млн. 700 тыс. баррелей нефти в день, и, таким образом,
предполагаемый спрос этих стран в 2010 году возрастет более чем на 6 %.
Как свидетельствует анализ, спрос на сырую нефть в странах Северной Америки
возрастет более чем на 7%, в развивающихся странах, за исключением Китая, –
более чем на 35% и в странах Южной Азии – более чем на 61,5%.
Ожидается, что к 2010 году рост спроса на нефть в странах Латинской Америки
составит около 42%, в странах Юго-Восточной Азии – 30%, а в Китае – более 55%.
После распада бывшего Советского Союза промышленно развитые страны, которые
считаются основными потребителями нефти, получили возможность использовать нефть
Каспийского моря для удовлетворения части своих потребностей в энергоносителях.
Каспийская нефть позволяет этим странам снизить свою зависимость от государств
Персидского залива и их нефти, тем более в нынешних условиях, когда кризисы и
возникающие трудности в деле добычи энергоносителей на нефтяных и газовых
месторождениях в зоне Персидского залива в последние годы вызывают
обеспокоенность у стран-потребителей нефти с точки зрения обеспечения
энергетической безопасности.
Разработка на протяжении долгих лет нефтяных запасов стран зоны Персидского
залива сопровождается сокращением этих запасов, и уже сейчас появляются
разговоры о снижении или остановке добычи нефти в ближайшие годы в ряде
стран-производителей. Это еще больше усиливает обеспокоенность и заставляет
потребителей удваивать свои усилия в поисках надежной альтернативы нефти
Персидского залива.
На данный момент основными поставщиками нефти в Европу являются страны зоны
Персидского залива, Россия и Северная Африка. Однако, как ожидается, в ближайшие
годы с сокращением запасов нефти в названных регионах возрастет значимость
запасов Каспийского моря. Международные нефтяные компании уже сейчас ищут пути
проникновения в зону Каспийского моря. Они хотят получить свою долю, пусть и
небольшую, на возможных месторождениях Каспия.
К настоящему времени американские компании Amoco, Exxon, Pensoil, английская
компания British Petroleum и норвежская Statoil подписали контракты на
разработку месторождений и добычу нефти и газа на Каспии. По всей видимости,
после того, как завершатся споры между прикаспийскими государствами по поводу
определения правового статуса Каспийского моря и установления государственных
границ, конкурентная борьба между нефтяными компаниями за присутствие в регионе
станет еще более упорной.
Крупные нефтяные компании обратили свои взоры на Каспий фактически для того,
чтобы освободиться от проблем, связанных с добычей нефти в зоне Персидского
залива. Многие из этих компаний подписали соглашения о сотрудничестве с недавно
обретшими независимость прикаспийскими государствами, и предполагается, что в
страны региона будет инвестировано более 100 млрд. долларов.
Общие запасы нефти в Каспийском море, которые расположены между Ираном,
Азербайджаном, Казахстаном, Россией и Туркменистаном, оцениваются в пределах
50-250 млрд. баррелей, а по данным министерства энергетики США, они колеблются
между 200 и 250 млрд. баррелей.
Одна из основных причин отсутствия достоверных данных о запасах углеводородов в
регионе связана, видимо, с тем, что геологоразведочные работы с целью
определения этих запасов не проводились. Вместе с тем, такие работы в случае их
проведения покажут, что не все разведанные месторождения могут быть разработаны,
поскольку наряду с ограничениями, связанными с залеганием геологических пород,
буровые работы на море повлекут за собой слишком высокие расходы.
Проблема прикаспийских стран-производителей заключается в закрытости Каспийского
моря и в отсутствии естественного судоходного пути в открытые воды мирового
океана, необходимого для доступа к нефтяному рынку. В этой связи названные
страны и потребители, которые заинтересованы в поставках нефти из региона,
заняты поисками выхода из такой ситуации.
В настоящее время существуют северный и южный трубопроводы, которые соединяют
прикаспийские страны с Черным морем. Северный трубопровод с пропускной
способностью 100 тыс. баррелей нефти в день начинается на побережье Каспийского
моря в Азербайджане, проходит в западном направлении через Дагестан и Чечню и
заканчивается в российском порту Новороссийск на побережье Черного моря. Южный
трубопровод с пропускной способностью 100 тыс. баррелей нефти в день проложен от
Баку в сторону столицы Грузии и затем до черноморского порта Супса.
Северный и южный трубопроводы не предназначены для транспортировки большого
количества нефти, и их пропускная способность не может быть увеличена. Кроме
того, каждый из них проложен по регионам с нестабильной обстановкой, и
вооруженные столкновения или боевые действия в одном из этих регионов могут
прервать нефтяной поток.
Подписание договора о строительстве трубопровода протяженностью 1 тыс. 750 км. с
пропускной способностью 1 млн. баррелей нефти в день, который будет проложен из
Баку в Тбилиси и далее в порт Джейхан позволяет говорить о еще одном варианте
доставки каспийской нефти до потребителей.
Договор об осуществлении данного проекта, поддерживаемого США, был подписан в
сентябре 2002 года. Строительство трубопровода оценивается в 95 млрд. 200 млн.
долларов, и на реализацию проекта потребуется 30 месяцев (до начала 2005 года).
На данный момент решен вопрос об участии в проекте английских, азербайджанских,
американских, норвежских, турецких, итальянских, французских, японских и
арабских компаний.
Строительство данного трубопровода, именуемого трубопроводом Баку – Джейхан,
начато в то время, как большинство специалистов считают, что наиболее коротким и
экономически выгодным маршрутом транспортировки каспийской нефти будут
трубопроводы, проложенные через Иран. Достаточно проложить на севере страны
трубопровод, для строительства которого потребуется 400 млн. долларов, и
каспийская нефть попадет в иранскую трубопроводную сеть.
Как ожидается, строительство трубопровода Баку – Джейхан уменьшит зависимость
стран Средней Азии от экспортных поставок сырой нефти через трубопроводную сеть
России и через Персидский залив. Вместе с тем, еще в 1997 году в Иране было
завершено строительство 200-километрового газопровода, который соединил западные
районы Туркменистана с северо-восточной часть Ирана. Это первый трубопровод,
который не проходит через территорию России. Его пропуская способность
составляет 2 млрд. куб. м. газа в год, и она может быть доведена до
8 млрд. куб. м.
Устанавливая двусторонние и многосторонние связи и подписывая соответствующие
соглашения, прикаспийские государства, по всей видимости, стремятся получить как
можно большую долю Каспийского моря. Добившись более весомого присутствия в
регионе и начав практическую деятельность в акваториях, на которые названные
государства претендуют, каждое из них сможет обрести более значимую силу, во
многом определяющую положение в регионе.
В июле 2001 года, когда азербайджанские суда вошли в иранскую акваторию, за этим
последовала самая резкая реакция со стороны Ирана за всю историю его
взаимоотношений с прикаспийскими государствами. Военно-морские силы Ирана
воспрепятствовали буровым работам азербайджанских судов.
Специалисты считают, что, начав геологоразведочные работы и практическую
деятельность в Каспийском море, Иран может стабилизировать свое политическое
положение и, кроме того, занять особое место с точки зрения транспортировки
энергоносителей региона.
В настоящее время министерство нефти Ирана с целью более точного определения
запасов углеводородных соединений приступило к проведению сейсмической разведки,
и, таким образом, начался новый этап иранского присутствия в Каспийском море.
Подобная разведка необходимо в связи со сложностью геологической структуры в
южной части моря. Она позволит получить более полную информацию о залегании
пластов, точнее посчитать запасы энергоносителей и определить места для бурения
поисковых скважин.
Проведение сейсмической разведки было начато впервые в стране в конце ноября
прошлого года на площади в 2 тыс. 500 кв. км. в южной части Каспийского моря. В
ходе этих работ нефтяная отрасль Ирана приобретет новый опыт, поскольку в районе
проведения разведки море имеет значительную глубину. В некоторых местах она
превышает 800 м.
По заявлениям исполнительного директора Компании нефти и газа Каспийского моря
Мохаммеда Хосейна Даны, для проведения сейсмической разведки потребуется один
год. За этот период будет получен достаточный объем информации для уточнения
мест бурения поисковых скважин.
Основными причинами определенного отставания в проведении разведочных работ и в
начале разработки месторождений были названы значительная глубина моря в
иранском секторе, трудности, возникающие в этой связи при бурении скважин, и
необходимость в использовании сложной и высокоточной техники при разведке и
разработке месторождений.
Директор Иранской нефтяной компании континентального шельфа Аболькасем Хасани
также указал на значительную глубину Каспийского моря, которая в некоторых
местах достигает 1 тыс. метров, и отметил, что в этом районе нефтяная отрасль
страны приобретет новый опыт. По словам Аболькасема Хасани, для бурения на
больших морских глубинах требуются специальные платформы и буровые установки,
строительство которых как раз сейчас ведется.
Нефтяная отрасль располагает квалифицированным персоналом, который способен
работать в море и использовать технику и технологии бурения на любых глубинах.
Единственная проблема состоит в отличии платформ и оборудования, необходимых в
Каспийском море, от тех, которые применяются при работах в Персидском заливе.
Как отметил Аболькасем Хасани, работы Иранской нефтяной компании
континентального шельфа ограничиваются морскими глубинами от 10 до 64 метров при
глубине скважин в пределах от 15 до 304 тыс. футов.
Министр нефти Ирана Бижан Зангене заявляет, что для поисковых работ на больших
глубинах в Каспийском море необходима полуплавучая платформа, строительство
которой ведется в настоящее время компанией «Садра» в порту Нека.
По мнению некоторых аналитиков, отсутствие инфраструктуры, необходимой для
бурения на больших глубинах в Каспийском море, не может служить веской причиной
для задержек в разработке Ираном углеводородных запасов данного региона.
Передача геологоразведочных работ на вероятных месторождениях компаниям,
располагающим достаточным для этого опытом, или консорциуму, объединяющему такие
компании, не только ускорит процесс добычи углеводородов, но и позволит
освободить Иранскую национальную нефтяную компанию (ИННК) от части расходов и
довольно высоких рисков, связанных с поисковым бурением. При такой ситуации в
случае неудачи проекта и отсутствия практических результатов страна,
располагающая нефтью, не понесет убытки. Кроме того, в результате проделанной
работы в ее распоряжении окажется ценная информация, которая может быть
использована в дальнейшем при заключении новых контрактов на проведение
разведки.
Упомянутые аналитики фактически обеспокоены тем, что все прикаспийские
государства (за исключением Ирана) ведут добычу нефти и газа в прибрежных
районах и в своих территориальных водах, а Иран до сих пор не получил доступа к
нефти или газу в коммерческих масштабах.
Вместе с тем, по оценкам, даже в случае обнаружения достаточных запасов
углеводородов в иранском секторе Каспийского моря добыча нефти будет
осуществляться только при вполне определенных экономических условиях.
Как заявил заместитель министра нефти по вопросам нефти и газа Каспийского моря
Хамадолла Мохаммед Нежад, за исключением казахстанского месторождения «Тенгиз»,
где расходы на добычу каждого барреля нефти колеблются от 2 до 2,5 долларов, в
остальных районах этот показатель равняется 5 и более долларам.
Хамадолла Мохаммед Нежад считает, что поскольку расходы на добычу и
транспортировку каспийских энергоносителей слушком высоки по сравнению с другими
регионами, в том числе с Персидским заливом, то для добычи сырой нефти в
Каспийском море необходимо создать соответствующие условия и предпринять шаги
для снижения расходов на ее транспортировку.
Те, кто критически относится к подобной точке зрения, говорят, что высокие
расходы на добычу нефти в Каспийском море по сравнению с расходами в Персидском
заливе не могут служить поводом для отказа от присутствия в зоне Каспия. Начав
активную экономическую, коммерческую и торговую деятельность в Каспийском море,
Иран укрепит свои позиции на переговорах по техническим и правовым проблемам.
Определение правового статуса Каспийского моря, что считается основной причиной
разногласий между прикаспийскими государствами, является, по всей видимости,
важным фактором, который влияет на процесс проведения разведки и разработки
месторождений углеводородов. После определения правового статуса моря и доли
Ирана в нем разработка месторождений нефти и газа в Каспии будет проводиться
значительно быстрее.
Вопросы транспортировки каспийской нефти и ограничения в деле использования
крупнотоннажных нефтеналивных танкеров в Каспийском море, что считается
основными трудностями при добыче нефти в этом регионе, могут укрепить позиции
Ирана в ходе обсуждения политических и экономических проблем с соседями. Иран
занимает особое положение, имея выход в Персидский залив, и это дает ему
определенное преимущество как одному из основных производителей нефти в мире.
Благодаря этому Иран находится в благоприятных условиях, которые позволяют ему
пользоваться в регионе влиянием и играть во многом определяющую роль. Если ему
удастся воспользоваться таким преимуществом, он сможет не только добиться своих
целей при определении правового статуса Каспийского моря, но и занять особое
место в области транзита каспийской нефти и газа.
Для достижения целей, которые поставлены перед руководителями страны в
политических и экономических программных документах, необходимы удвоенные
усилия. Правильная внешняя политика и разумные действия в нефтяной сфере
позволят сохранить национальное богатство, которое принадлежит и сегодняшнему, и
будущим поколениям.
ШАНА, 20.04.04 |