Транспортный коридор "Север-Юг"
«Создание
транспортного коридора «Север-Юг», ключевым элементом которого является Каспий,
одобрено региональными и другими странами. Проект имеет все шансы стать важным
звеном объединения интересов Ирана, России, других государств в целях широкой
интеграции», – заявил посол ИРИ в России Голям Реза Шафеи. По словам посла,
«Иран и Россия – два крупных каспийских государства – обладают большими
потенциалами и возможностями, дополняющими потребности друг друга, в частности,
в сфере транспорта».
Во время
визита президента ИРИ Сейеда Мухаммеда Хатами во главе с высокопоставленной
делегации в Азербайджан, в Баку было подписано соглашение между главами железных
дорог Ирана и Азербайджана об увеличении сотрудничества двух стран в области
железнодорожного транспорта.
На
основании этого соглашения Иран и Азербайджан соединяют между собой железной
дорогой части иранской и азербайджанской Астары, тогда объем грузоперевозок
составит 3 млн. тонн. Следующий этап предусматривает трехстороннее
сотрудничество – между Ираном, Азербайджаном и Россией при строительстве
железнодорожной ветки Казвин-Решт-Энзели-Астара.
«Азербайджан осуществляет ряд проектов по созданию транспортного коридора из
России через Азербайджан и Иран к Персидскому заливу», – заявил на
пресс-конференции в Москве министр иностранных дел Азербайджана Эльмар
Мамедъяров.
Эльмар
Мамедъров также заявил, что Иран выделил 40 млн. долларов для создания
современной автомобильной трассы от границ с Ираном до Баку. Вопрос о
строительстве автомагистрали от Баку до границ России обсуждается.
С развитием
межгосударственных отношений одновременно формируются процессы взаимной
интеграции в каспийском регионе и вне его. Чем теснее и шире эти связи, тем
больше интеграция, которая в конечном счете и определяет внешнюю и внутреннюю
политику государств.
Подписание
Меморандума взаимопонимания между Ираном, Россией и Азербайджаном в области
железнодорожного транспорта на встрече в Москве руководителей железнодорожных
ведомств трех стран, является примером формирования такой интеграции.
По итогам
заседания представителей железных дорог трех стран в Тегеране (25-27 августа
2004 года) был подписан меморандум о создании совместного Акционерного общества
(АО) по строительству и эксплуатации железной дороги Казвин-Решт-Энзели-Астара с
первоначальным уставным капиталом 6 млн. долларов (по 2 млн. долларов от каждой
страны). Специалистами также обсуждался вопрос стоимости проекта строительства
железной дороги Казвин-Астара. Участники встречи ознакомились только с расчетами
иранских специалистов. По их расчетам стоимость участка Решт-Энзели составит 600
млн. долларов, а Энзели-Астара – 200 млн. долларов.
Таким
образом железнодорожная ветка, проходящая по территории Ирана по маршруту
Казвин-Решт-Энзели-Астара, свяжет иранскую железнодорожную сеть с
азербайджанской и российской и, следовательно, Москву – с Персидским заливом.
В Баку с 27
по 28 сентября 2004 г. проходила встреча руководителей администрации железных
дорог Азербайджана, Ирана и России.
Цель
встречи – окончательная проработка вопросов создания трехстороннего
Международного Консорциума для реализации проектов по налаживанию
железнодорожного сообщения между Россией и Ираном через территорию Азербайджана
в рамках транспортного коридора «Север-Юг».
28 июля
открылось постоянное движение от станции Яндыки Приволжской железной дороги до
порта Оля. Тем самым завершено формирование железнодорожной части коридора
«Север-Юг» на российской территории. Его функционирование позволит организовать
железнодорожную, паромную, морскую переправу по маршруту Россия – Иран. Для
строительства этого участка РЖД выделило более 100 млн. долларов своих
собственных средств.
До
недавнего времени на Каспийском море функционируют два российских порта –
Астрахань и Махачкала.
Планируется, что в 2010 г. поток внешнеторговых грузов, следующих по
транспортному коридору «Север-Юг», достигнет 15-20 млн. т. Действующие порты
могут не справиться с такими объемами. Расположение порта Оля обеспечивает выход
на речные, морские, автомобильные и железнодорожные магистрали, что создает
условия для круглогодичных перевозок по Каспию транзитных и экспортно-импортных
грузов.
Строительство подъездных путей завершает формирование инфраструктуры порта Оля
и, таким образом, создается самый мощный терминал на Каспийском побережье.
По плану,
первая очередь порта Оля, входящего в систему транспортного коридора, к 2005
году должна иметь годовой грузооборот 4 млн. т., к моменту завершения развития
порта грузооборот должен возрасти до 8 млн. т.
«Важно
сделать транспортную составляющую фактором роста экономики региона», – сказал
М.Фрадков. По его словам, в расширении транспортного коридора заинтересованы
также страны Средней Азии, Индия, Пакистан, страны Персидского залива.
«Руководство Российской Федерации уделяет большое внимание развитию транспортной
инфраструктуры», – подчеркнул Председатель Правительства.
Прямое
поручение Правительству о завершении формирования российской части
международного транспортного коридора «Север-Юг» было отдано лично Президентом
РФ В. Путиным и выполнено в обозначенные сроки.
Новый
маршрут грузоперевозок в обход Суэцкого канала в направлении Ирана и Индии
сокращает сроки прохождения грузов с 37 суток до 13, т.е. почти в 3 раза.
Функционирование коридора «Север-Юг» позволит увеличить товарооборот между
странами Запада, Россией и государствами прикаспийского региона как минимум в
1,5 раза.
Транспортный коридор «Север-Юг», соглашение о создании которого подписали
Россия, Индия и Иран, должен обеспечить доставку грузов из регионов Персидского
залива и Южной Азии в страны Восточной, Центральной и Северной Европы через
порты Каспия, внутренние водные пути России и систему российских железных дорог.
По материалам печати. Москва, октябрь 2004г. |