Голям
Реза Шафеи: военное сотрудничество России и Ирана
носит исключительно оборонительный характер
Посол
Ирана в РФ в интервью "Интерфаксу" рассказывает о сотрудничестве России и Ирана,
в том числе в военной области, отвергает обвинения в адрес Тегерана в попытках
создать ядерное оружие и говорит о перспективах определения статуса Каспия
- Как в Тегеране оценивают уровень сотрудничества с Россией и его перспективы?
- Тегеран
придает большое значение отношениям с Российской Федерацией. Здесь приветствуют
волю господина Путина и других руководителей России к укреплению связей с
Исламской Республикой Иран и активизации потенциалов наших стран.
Это важно
еще и с той точки зрения, что Россия занимает независимую позицию, основанную на
своих национальных интересах, и противостоит политизированным и нереальным
подходам к мировым событиям.
В нашем
регионе мы стали свидетелями подобных подходов во время нападения США на Ирак.
Сегодня мы видим правильность позиции, которую заняла Россия. Мы видим, в какой
водоворот событий вовлечены сторонники однополярного мира, какие беды и
несчастья принесли они народу Ирака. Другая причина дальнейшего углубления
отношения между нашими странами - это противодействие применению двойных
стандартов и политизации различных проблем, возникающих в мире.
Такой же
односторонний подход явился причиной усложнения ситуации в таком регионе, как
Средний Восток.
Мы уверены
в том, что взаимодействие наших стран в политической, экономической сфере, а
также в вопросах безопасности, способствуют безопасности наших стран в
среднесрочной и долгосрочной перспективе. Иран и Россия должны приложить все
свои усилия для укрепления этих отношений.
Кстати, что
касается экономической сферы, обмен товарами и услугами между Ираном и Россией в
прошлом году возрос минимум на 35% и достиг небывалой цифры - 1,2 миллиарда
долларов.
- Американские власти обвиняют Тегеран в разработке программ создания оружия
массового уничтожения, средств их доставки. При этом как источник поступления
технологий в Вашингтоне называют прежде всего Россию. Соответствуют ли
действительности подобные утверждения?
- Исламская
Республика Иран, являющаяся членом Организации Объединенных Наций и ее
специализированных институтов, подписала все конвенции, принятые мировым
сообществом, в том числе и конвенцию о нераспространении оружия массового
поражения. Все ее программы являются прозрачными и находятся под контролем
специализированных органов ООН.
Международные инспекторы неоднократно проверяли научно-исследовательские центры
Исламской Республики Иран. Они наблюдают за тем, чтобы деятельность этих центров
соответствовала международным нормам.
С другой
стороны, утверждается, что Исламская Республика Иран в соответствии с исламским
учением не имеет никаких сдерживающих факторов для применения или производства
оружия, угрожающего жизни людей. Подобным рода рассуждениям нет места в
военно-оборонительной доктрине нашей страны. Если взглянуть на суммы, которые
различные страны региона тратят на свою военную промышленность, то станет видно,
что Иран тратит на эти цели значительно меньше своих соседей. К сожалению, в
этом отношении мы видим корыстное политическое вмешательство некоторых держав,
которые односторонне, с применением двойных стандартов оценивают поведение
других стран в соответствии со своими взглядами. Ярким примером, подтверждающим
вышесказанное, является отношение США к странам Среднего Востока: сионистский
режим, обладая доказанной военной мощью, находится вне зоны внимания мирового
сообщества, в то время как другие страны подвергаются давлению. Естественно,
подобное отношение не может принести ничего хорошего для мирового сообщества, в
том числе и для стран Среднего Востока. Такой подход вызывает подозрение этих
стран в отношении тайных замыслов американцев. Учитывая вышесказанное, мы
по-прежнему считаем, что нужно создать Средний Восток, свободный от ядерного
оружия. В этой связи мы рады, что Россия поддерживает нашу логичную позицию.
- Намерен ли Иран активизировать сотрудничество с Россией в атомной энергетике,
военно-технической сфере?
- Исламская
Республика Иран и Российская Федерация благодаря воле своих руководителей и в
соответствии с принятыми международными нормами и соглашениями продолжают
сотрудничество в области атомной энергетики и военного оборудования.
Естественно, подобное сотрудничество принято в современном мире и реализуется в
рамках естественного права стран на обеспечение своих потребностей, и эти
потребности должны быть обеспечены странами, обладающими более высокими
технологическими возможностями. Хочу отметить, что военное сотрудничество наших
стран ведется исключительно в рамках оборонной доктрины Исламской Республики
Иран и сохранения готовности страны к обороне и обеспечения своих национальных
интересов, и ни в коей мере не имеет никаких агрессивных намерений.
Что
касается атомного оружия, то здесь, как я уже говорил, у нас нет никаких
намерений двигаться в этом направлении, иметь доступ к нему. Мы уверены, что
наличие атомного оружия в современном мире не обеспечивает странам безопасность
и стабильность, а, напротив, создает для них многочисленные проблемы.
- Насколько соответствуют действительности утверждения о том, что из всей
прикаспийской пятерки Иран продолжает занимать обособленную позицию по будущему
правовому статусу Каспия, и это осложняет перспективы заключения пятистороннего
соглашения по данному вопросу?
- На основе
договоренностей министров иностранных дел прикаспийских стран, достигнутых в
1996 году в Ашхабаде, любое решение по Каспию должно быть принято консенсусом, и
ни одна страна не имеет права без учета этого принципа предпринимать
односторонние шаги, идущие вразрез с интересами других стран. Что касается
правового статуса Каспийского моря, то следует сказать, что у каждой из
прикаспийских стран есть свое особое виденье этой проблемы. Конечно же
существуют и схожие точки зрения, но это отнюдь не означает, что они разделяются
всеми сторонами. В настоящее время важнейшими вопросами Каспийского моря
являются: методика раздела этого водоема и его использование прикаспийскими
государствами, демилитаризация Каспия, доступ к мировому океану, стран, не
имеющих выхода к нему, вопросы безопасности Каспия. Однако до сих пор
пятисторонняя рабочая группа, не смогли решить эти вопросы. Для их решения
назрела необходимость подключения деятелей более высокого ранга. В связи с этим
было предложено провести дополнительные встречи и переговоры. Весной этого года
состоялась встреча министров иностранных дел прикаспийских стран в Москве.
На этой
встрече было решено провести саммит прикаспийских стран во второй половине 2004
года. Исламская Республика Иран как принимающая сторона проводит в связи с этим
необходимые мероприятия. |