Иран на
пороге ВТО
В конце мая
ВТО сообщила о готовности начать переговоры с ИРИ о ее приеме в эту организацию.
Такой шаг стал возможен после того, как США отказались от использования вето в
отношении Ирана в ответ на его согласие пойти на уступки в деле «замораживания»
национальной ядерной программы. Членство в ВТО фактически означает вступление
той или иной страны в «клуб» государств, которые готовы признать общепринятые
правила международных экономических отношений и участвовать в рамках
многосторонних переговоров по снижению таможенных пошлин на товары. ВТО также
занимается урегулированием торговых споров, возникающих между
странами-участницами.
В ВТО, в
состав которой входит 148 стран, решения о приеме принимаются единогласно,
поэтому голосование США 22 раза против кандидатуры Ирана было для него
неопределимым барьером. В качестве формальных претензий к Исламской Республике
Иран выдвигалась, в частности, такая, как неготовность ее экономики к вхождению
в многостороннюю систему регулирования торговли. Иранские представители отмечали
надуманность таких утверждений, указывая на наличие в составе ВТО целого ряда
государств-участников, экономика которых менее реформирована, чем иранская. В
создавшихся условиях американской администрации пришлось кардинально
пересмотреть тактику изоляции ИРИ; в марте США согласились рассмотреть
возможность продажи этой стране запчастей к гражданским самолетам. Позитивную
роль сыграла ориентация западноевропейских государств на достижение компромисса
с иранскими лидерами. На предварительных переговорах с Ираном в ноябре прошлого
года Франция, Германия и Великобритания пообещали ИРИ сотрудничество в
экономической, политической сфере и в области безопасности в обмен на иранские
гарантии мирного характера осуществляемой в ИРИ ядерной программы. По
экономической проблематике дано согласие на стимулирование частных инвестиций,
оказание технической помощи в автомобилестроении, телекоммуникационном бизнесе,
гражданской авиации, сельском хозяйстве и других отраслях, содействие при приеме
в ВТО. Иран рассчитывает, что, находясь в этой организации, ему будет легче
противодействовать санкциям, которые часто вводятся по политическим
соображениям.
Получение
согласия на ведение полномасштабных переговоров о приеме Ирана в ВТО не означает
легкого и быстрого пути к достижению этой цели, так как от иранской стороны
потребуется реализация широкого спектра экономических и политических реформ. В
этой связи наблюдатели упоминают, что Китаю для вступления в ВТО потребовалось
участие в сложнейших переговорах на протяжении более 15 лет. В настоящее время
на прием в данную универсальную организацию претендуют более 30 государств, в
том числе Россия, Саудовская Аравия, Ирак, Афганистан. Другая западноазиатская
страна – Сирия еще не получила согласия на ведение полномасштабных переговоров о
приеме в ВТО.
Пока ИРИ
имеет в данной организации статус наблюдателя и пользуется правом присутствовать
на совещаниях в ВТО; в ее рамках создана специальная рабочая группа по приему
Ирана.
Некоторые
наблюдатели сомневаются в том, что Всемирная торговая организация согласится с
шестью предварительными условиями, выдвинутыми Ираном, который, в частности,
рассчитывает на получение разрешения на свободную деятельность иранских банков в
Европе, отмену ввозных пошлин на свои основные экспортные товары, возможность
приобретать современные технологии на Западе, увеличение инвестиций из
европейских стран в ИРИ.
Параллельно
Иран ведет переговоры по другим направлениям.
Как
ожидается, особо продолжительным будет переговорный процесс с ЕС. Иран планирует
подписать соглашения о профессиональной торговле со своими соседями по региону,
с государствами СНГ и Организации экономического сотрудничества.
Эти шаги
должны упростить вступление ИРИ в ВТО.
Предполагается принятие законодательных инициатив в соответствии с требованиями
ВТО, в частности в области инвестиций, страхования, банковского дела, в
таможенной налоговой сфере. Планируется резко усилить конкурентоспособность
экспортных отраслей, особенно в не нефтяной промышленности.
Среди
препятствий на пути к вступлению в ВТО следует отметить повышенную долю в
национальной экономике государственного сектора, сопротивление в определенных
кругах процессам глобализации, недоверие в обществе к планам и решениям
правительства, многочисленные случаи злоупотребления властью, приоритет личных
интересов над национальными.
Правящие
структуры ИРИ должны убедить представителей международных торговых и финансовых
организаций в готовности страны идти по пути экономических реформ,
предусматривающих в первую очередь приватизацию предприятий и дерегулирование
экономики. Перед иранскими властями стоит задача убедить отечественных
производителей в возможности существования в рамках неукоснительного выполнения
норм и требований ВТО, в условиях большей открытости товарных рынков для
импортной продукции. Как показало недавнее ослабление ограничений на импорт
автомобилей, подобные инициативы ведут к массовым протестам отечественных
производителей.
Конфликты
возможны и в традиционных для Ирана экспортных отраслях. На протяжении многих
лет одной из важных статей товарного экспорта из этой страны являются фисташки.
При наличии возможности приобретения этого товара в другой стране по более
низким ценам иранским компаниям для поддержания конкурентоспособности придется
снижать производственные издержки. По правилам ВТО правительство ИРИ не сможет
оказывать поддержку местным продуцентам. На каждой производственной стадии
потребуется достижение дополнительной экономии (за счет снижения расходов на
упаковку, транспорт, складирование и другие операции).
В
преддверии вступления в ВТО в центре внимания иранских властей находится экспорт
не только товаров, но и услуг. Иран готов существенно либерализовать, например,
такую перспективную отрасль, как туризм. Уже сейчас иностранным гостям разрешено
при прибытии в любой из пяти международных аэропортов получать въездные визы на
месте (сроком на семь дней), ценообразование в гостиничной сфере отдано целиком
в руки частного сектора, поставлена цель в ближайшие 20 лет добиться долевого
участия в суммарном числе иностранных туристов на уровне 1,5%, т.е. осуществлять
прием приблизительно 20 млн. иностранцев в год. Для выполнения намеченных целей
планируется в 8 раз увеличить бюджетные средства на развитие данной отрасли.
Параллельно намечается инвестировать 5 млрд. долл. на сопутствующие отрасли –
инфраструктуру и восстановление культурно-исторических и религиозных памятников.
Многие местные эксперты обращают внимание общественности на ряд проблем,
связанных с необходимостью уже в ближайшем будущем подчиняться требованиям ВТО.
По мнению
иранского экономиста Ю. Аль-Хаббаза, вступление в ВТО означает ограничение
влияния местных профсоюзов (в Иране они традиционно играют большую роль) и
разрешение иностранным компаниям инвестировать в экономику ИРИ часто в ущерб
местным продуцентам и инвесторам, фактически вытесняя их с рынка. Приватизация
коммунальных и общественных служб (также имеют особое значение в рассматриваемой
стране) сопряжена с неминуемым ростом цен и игнорированием местных обычаев и
традиций. В конечном итоге, по мнению Ю. Аль-Хаббаза, ВТО в глобальных масштабах
сужает роль правительств (особенно в экономической сфере), возрастает ее
воздействие на такие важнейшие сферы, как благосостояние местного населения.
Иранский
экономист считает, что ВТО усиливает эрозию национальных избирательных структур
и системы народного волеизъявления. Местные правительства ограничиваются в
принятии законов и регулировании экономической жизни. Даже если все иранские
избиратели выскажутся в пользу протекционистской защиты местных продуцентов, ВТО
сможет заставить центральные власти согласиться с продажей более дешевой
иностранной продукции и вытеснением местных компаний с рынка. Внутри же ВТО
несомненна господствующая роль крупных ТНК.
БИКИ. № 66, 16 июня 2005 г.
(Бюллетень иностранной коммерческой информации.
Всесоюзный научно-исследовательский конъюнктурный институт). |