Фарси – государственный язык Ирана


Проблемы и возможности Ирана в Центральной Азии и Кавказе

Регион Центральной Азии и Кавказа , который после распада СССР в 1991 г считался новой возможностью Ирана в области экономики , безопасности и политики , в течение последних 15 лет стал ареной многочисленных изменений .

  В течение последних лет Америка смогла до некоторой степени прибрать к рукам энергетические ресурсы этого региона , но всё также стоит перед проблемой конкуренции с Россией и её интересами в этом регионе с точки зрения безопасности и военной сферы . Но по мнению многих экспертов , потеря многих экономических возможностей в этом регионе - немалое упущение для Ирана . С целью рассмотрения экономических отношений Ирана со странами Центральной Азии и Кавказа , а также прошлых и будущих проблем и возможностей Ирана , "Ирас" (Центра по изучению России, Центральной Азии и Кавказа) провёл специальное интервью с доктором Аббасом Малеки , главой Международного института по изучению Каспийского моря , приведённое далее .

     По мнению некоторых экспертов , энергетические ресурсы центральноазиасткого и кавказского регионов в будущем станут одним из центров кризиса . Даже в течение 15 лет после распада СССР иногда рассматривается вопрос о том , что этот регион может быть вторым Персидским заливом . Что Вы думаете по этому поводу ?

     Я буду говорить о понятии "Большой Центральной Азии" , которая включает Великий Хорасан , упоминаемый в персидской литературе и истории Ирана . Великая Центральная Азия состоит из пяти стран Центральной Азии , Афганистана и некоторых частей Ирана , особенно провинции Хорасан . Этот регион с одной стороны граничит с Каспийским морем , а с другой  - с мусульмано населённой провинцией "Син-Кьянг" в Китае , с юга - с Гималаями , с севера  - Аральским морем . Если мы будет понимать под энергией все виды энергии , то Центральная Азия обладает не только нефтяным и газовыми энергетическими ресурсами . Так , Республика Таджикистана обладает очень значительными водными ресурсами , которые , как кажется , уникальны в своём роде . Также Киргизия , которая обладает значительно лучшими по сравнению с другими странами этого региона водными ресурсами .  Но если под энергетическими ресурсами понимать ископаемые и углеводородные виды , то следует заметить , что Центральная Азия ни в коем случае не может сравнится с Персидским заливом .

     Персидский залив обладает 65 % доказанных запасов нефти и 25 % доказанных запасов газа во всём мире . Ежедневно 17 млн баррелей сырой нефти ,  добываемой странами Персидского залива , такими как Иран , Ирак , Саудовская Аравия , Объединённые Арабские Эмраты , Кувейт и Катар , перевозится через Ормузский пролив . В то время , как в самом оптимистичном случае Цетральная Азия обладает 3 % доказанных запасов нефти мира и 5 % доказанных запасов газа мира  . Поэтому нельзя и сравнивать эти регионы между собой . Но энергетические запасы Центральной Азии важны с другой точки зрения , с которой страны мира любят разнообразить своих поставщиков энергии . То есть если западные и восточные страны будут более , чем положено опираться на Ормозский пролив , Персидский залив или же Средний Восток , то это будет иметь отрицательные последствия с точки зрения энергетической безопасности .

     Поэтому такие большие страны , как Америка , Китай и Индия преследуют своей целью оразнообразить свои источники энергоресурсов . И по этой причине внимание было обращено на газовые запасы Узбекистана и Туркменистана , а также нефтяной запас Казахстана .

     В настоящее время мы наблюдаем процесс , в результате которого , возможно , газовые запасы станут осью конкуренции в регионах Центральной Азии и Персидского залива . На самом деле , может быть рассмотрен визит Путина в  Катар , Саудовскую аравию и др  и совещание по поводу газовой энергии с одной стороны , и попытки Америки в течение прошлых лет в центральноазиатском и кавказском регионах с целью влияния и овладевания энергетическими ресурсами  - с другой . С таким положением дела считаете ли Вы новый политический курс Путина в Персидском заливе  выходом России из уединения для уравновешивания энергетической политики Америки в регионе Центральной Азии и Кавказа ?

     В период Путина Россия преследует политический курс царской России . Но пользуется больше экономическо-политическими , нежели военными способами . Конечно , там , где надо , она воспользуется своими военными возможностями . Во всяком случае , по-моему Россия с точки зрения энергетического вопроса сделала несколько шагов . На первом этапе она пытается снова возродить своё влияние на страны СНГ или же страны-члены бывшего СССР . Но в этот раз с точки зрения энергии . Между Россией и Туркменистаном был заключён самый крупный газовый контракт в мире . В период правления Ниязова Туркменистан заключил соглашение об ежегодном экспорте до 100 млрд м³ газа в Россию . И это в то время , когда в 2006 г Туркменистан экспортировал 8 млрд м ³ газа в Иран . Мы надеемся , что в 2007 г этот обём увеличится до 14 млрд м³ . В то же время договор Путина с Ниязовым предполагает поставки объёмом 100 млрд м ³ в год , при том , что стоимость этого газового договора намного меньше мировых расценков . В этом же направлении , Россия выкупила почти все энергетические застройки соседних ей стран . Один из выгодных курсов Ирана - строительство газопровода объёмом передачи 2 млрд м³ газа в год по направлению в Армению . Однако сейчас , когда этот газопровод построен и скоро должна начаться его эксплуатация , все акции Газовой компании Армении были выкуплены российской компанией "Газпром" . Поэтому противная сторона Ирана в Армении -  Россия .

     В таких странах , как Болгария , Румыния , Венгрия , Беларусь и Украина , Россия также наложила руку на нефтегазовые структуры этих регионов и взяла их в своё распоряжение . По-моему , второй шаг , предпринятый Россией в области энергетических ресурсов ,  -  это то , что после событий 11 сентября 2001 г она сблизилась с Америкой и промолчала в отношении вмешательства Америки в Афганистан и Ирак . Взамен на это нефтяные и газовые компании Америки сделали капиталовложение в регионах Сахалина , Камчатки , Сибири , на севере Каспийского моря и в других точках России .

     На основании этого , в настоящее время Россия считается важным игроком на международной арене .

    Третий шаг , предпринятый Путиным в области энергии , состоял в том , что по причине кризисного положения в регионах , таких как ущелье Фаргане в Центральной Азии и Чечня на Кавказе , он попытался перенести трубопровод и структурные единицы России на север , подальше от мусульмано населённых регионов . По этой причине российский трубопровод больше протянулся к Балтийскому морю и Северному полюсу и оттуда российские нефть и газ напрямую экспортируются в Америку .

     И в конце концов , четвёртый шаг , на который Вы также обратили внимание , относится к тому , что сейчас Россия , исполняя роль основного игрока в области нефти и газа на международной арене и первого экспортёра непереработанной нефти и газа  в мире , - и даже экспортирует больше непереработанной нефти , чем Саудовская Аравия  - сейчас ищет подходящую роль на Среднем Востоке . На самом деле , русские серьёзно восприняли предложение Ирана о создании газового ОПЕКа и работают над ним вместе с Саудовской Аравией , Катаром и Ираном . И в то же время я считаю , что отношения России с Ираном обладают своеобразными ограничениями и об этом говорит то , что после получения РФ независимости до сих пор ни один  российский президент не посетил с визитом Иран .

     Но российский президент Путин заявил , что не вступит ни в какой общий союз ни с одной из стан региона , особенно по вопросу газа !

     Трактуются многие высказывания Путина , но я думаю , что Путин не желает создавать какую-либо новую картель , подобную ОПЕКу . И это касается не только России ; но и потребительское сообщество газа , то есть Европа , Америка и даже Китай , Япония и Индия не хотят создания газового ОПЕКа . И в настоящее время происходит процесс , который происходил с ОПЕКом по поводу цены на непереработанную нефть , но в то же время , совсем не обязательно создавать какую-либо картель или же что-то подобное .

     Если потребительское газовое сообщество не желает создания газового ОПЕКа , то какое объединение может возникнуть в сфере производства и потребления газа ?

     По-моему , наилучший способ состоит в том , чтобы создать одну группу . Промышленная группа  G8 не только не действует в качестве картели , но и не умещается в рамки никакой организации или агентства . Это группа , члены которой как только почувствуют потребность , то сразу же собираются вместе и обсуждают возникнувшую проблему . Несомненно , G8 является одной из самых крупных и сильных обединений мра . Поэтому Иран , Сирия , Катар , Алжир и Ливия также могут составить одну газовую группу , без создания для себя каких-либо лишних обязательств . Кроме того , газ , напротив непереработанной нефти , обладает некоторыми проблемным моментами , такими как добыча , технология , передача и правовые и договорные вопросы , и цена не является его единственной проблемой .

     Кроме нефтяных и газовых энергетических ресурсов , какие ещё ресурсы имеются в Центральной Азии и на Кавказе , которые смогли бы повысить уровень экономческих отношений с Ираном и сблизить их торговые сферы ?

     По-моему , Центральная Азия обладает многими возможностями для Ирана , в том числе :

1) Большое количество населения и человеческого ресурса в регионах ущелья Фаргане , ущелье Бадахшан , Уранджед , Марв , Ашхабад , Ходжанд и Аваш .

2) Природные ресурсы , такие как большое количество воды , уран , золото и т. д.

3) Широта земель этого региона .

4) И самая главная возможность заключается в геополитическом вопрсе . Центральная Азия - это точка , расположенная между Россией , Китаем , Индией и Ираном .

     Я ожидаю того дня , когда эти четыре государства начнут более расширенное сотрудничество . Так как одной из стратегически важных точек для них является Центральная Азия . Но для Ирана в ней есть и нечто большее , нежели просто такого рода интересы , но и то , что зовётся общей культурой .

     Скажем , в Казахстане есть город под названием Ханиоль , то есть тот же Атрар , который и был частью империи Хорезмшахов и который сейчас находится на границе с Ираном и Монголией . На юге Казахстана население города Аваша говорит на фарси . Население ущелья Фаргане на побережье реки Зарафшан , а также в Самарканде и Бухаре Узбекистана также имеет культурные сходства с населением Ирана . В Таджикистане народ живёт как в Иране . Культура Марва и Ашхабада Таджикистана близка культуре Ирана . Поэтому эти особенности создают возможность для Ирана экспортировать туда свои товары . Потому что наши товары , напоминающие о совместном историческом прошлом , более приемлемы в тех регионах . Принимая во внимание , что иранские товары не обладют высокой технологией , они хорошо продаются в тех регионах . Даже такие потребительские товары , как иранское мороженое , завоевали рынок Таджикистана . Конечно , кроме этих возможностей , должны существовать также и крупные государственные соглашения , которые , на мой взгляд , существуют . Во всяком случае , на сегодня мы имеем договорённость об импорте газа из Туркменистана , строительстве плотины в Таджикистане и законченного тунеля дороги из Душанбе Таджикистана в Ходжанд и т.д.

    Конечно , вид отношений , существующий между Ираном и Узбекистаном , напротив виду взаимосвязей этой страны с другими государствами , очень выгоден для иранцев и они с лёгкостью могут повлиять на эту страну .

     С какой точки зрения ?

     С точки зрения экономического сотрудничества . Если бы я был на месте иранских государственных постов , то дал бы каждой из стран Центральной Азии по одному определённому порту в Персидском заливе . Конечно , я не имею в виду потерю господства . Но  принимая во внимание национальную государственную власть , на протяжении 800 км нашей водной границы с Оманским заливом от Бандар-Аббаса до порта Гуадр  я бы соорудил места вблизи Чабахара и порта Гуа и предоставил их в распоряжение этих стран и Афганистана , чтобы они почувствовали , что у них у каждого есть свой собственный порт для ввоза их товаров и затем перевозили бы их в свои страны железнодорожным путём . Несомненно , это самый дешёвый путь для Центральной Азии . Даже дешевле российских путей . Единственная проблема здесь состоит в том , что нам необходимо предпринять некоторую инициативу в этом вопросе . В настоящее время у нас с центральноазиатскими странами имеется дорожное и железнодорожное сообщение . Кроме того , с Туркменистаном и Казахстаном у нас есть также и судоходное сообщение . Поэтому я считаю , что Иран с точки зрения транзита очень легко может взять эти регионы в свои руки . Кроме того , для Ирана существует также и возможность импорта китайских товаров через транзитные пути этих регионов . То есть по маршруту Китай - Таджикистан или же Китай  - Афганистан , Казахстан , Киргизия и , наконец , Иран . На самом деле , этот маршрут ещё не освоен полностью . Китайцы также очень заинтересованы в газовом и нефтеносном трубопроводе через Каспийское море в свою страну , чтобы не входить в международные воды . Так как международные воды в Индийском океане означают наблюдение и контроль Америки . Поэтому когда судно , перевозящее непереработанную нефть , направляется в сторону Китая , несомненно , американцы , расположенные в Маллакском проливе могут контролировать его . Но если этот трубопровод будет проходить по земле , то может использовать для этого территорию вышеуказанных регионов , то есть пролив Вахан в Афганистане  или же территорию Туркменистана , Узбекистана и Таджикистана .

     И последнее , если Иран серьёзно озабочен своей изоляцией в будущем , то он может использовать такие регионы , потому как изоляция , наложенная ООН или же Америкой ,  может в меньшей степени быть реализована в них . В то время , как в Персидском заливе по причине присутствия и постоянного трафика американских военных сил это эмбарго будет более ощутимо .

     Может ли уровень отдачи и запуск транзитной линии  равняться для Ирана со строительством и эксплуатацией нефтяного и газового трубопровода ? Или же это повлечёт за собой больший рост цен ?

     Иран - страна-потребитель в области сырой непереработанной нефти и газа . То есть любое количество газа , производимое странами этого региона , такими как Казахстан и Туркменистан , может быть закуплено Ираном и использоваться на севере страны или на нефтеочистительных заводах в Тегеране , Араке , Исфахане и Тебризе . Кроме того , Иран строит два другие очистительные завода по обеим сторонам Каспийского моря , в Голестане и в Даште-Моган .

     Поэтому с этой точки зрения этот путь также более выгоден для стран региона , вместо того , чтобы использовать такой трубопровод , как Баку - Джейхун и Тифлис .

     Но существует и другой путь  - по крайней мере , Иран может ввести их в свою систему трубопровода в Персидском заливе и передавать их продукцию их покупателям .

     Этот вариант был также просчитан с экономической точки зрения . То есть это самый дешёвый путь для них . Есть даже то , что в последнее время Иран начал активность в сфере передачи непереработанной нефти на Каспийском море . Национальная компания нефти приобрела танкеры , с помощью которых  можно перемещать сырую нефть из Казахстана в Азербайджан . Если бы не было этих танкеров , они вынуждены были бы проложить трубопровод под Каспийским морем , что привело бы к появлению многочисленных  экологических и политических проблем .

     В настоящее время мы являемся свидетелями существования двух поясов безопасности вокруг Ирана и России , созданных в течение последних 15 лет американскими силами . Один и них - военно-политический пояс в Персидском заливе , что позволило американцам контролировать энергетические ресурсы . И второй - на севере Ирана , то есть в Центральной Азии и на Кавказе . Собственно , этот пояс расположился прямо между Ираном и Россией . В то же время , между двумя поясами также , с одной стороны , наблюдается расширение НАТО , а с другой стороны , с принятием Резолюции 1747 Советом Безопасности в отношении ядерного досье Ирана , военная расстановка сил Америки на первом поясе также приняла новую форму . Принимая во внимание то , что Америка всегда стремилась предотвратить активное присутствие Ирана на поясе Центральной Азии и Кавказа , считаете ли Вы , что давление , оказываемое в настоящее время на Иран , может каким-либо образом повлиять и на Россию ? Особенно ,  как Вы сами сказали , что Китай , Индия , Россия и Иран должны организовать какое-либо сотрудничество в этом регионе .

     Если провести сравнение между южным и северным поясами Ирана , то без всякого сомнения , Америка может более свободно действовать на южном поясе , нежели на северном . То есть вооружённые силы Америки на юге Ирана и во всех странах Персидского залива обладают военными базами . Кроме того , вооружённые силы Америки также присутствуют в Персидском заливе , и особенно в Ираке . Однако на северном поясе , не смотря на все попытки Америки , такие действия ещё не привели к какому-либо результату . В конце концов , Армения - не американская страна , а Азербайджан также со всем настоянием  Америки не допустил размещения американских военных баз на своей территории . Конечно , этот фактор имеет также стратегические причины . Но в странах Центральной Азии , не смотря на то , что в Узбекистане Америка имела военные базы , но она вынуждена была собрать их . В настоящее время американцы ведут переговоры с Таджикистаном и у них нет ещё базы в Киргизистане . Количество американских вооружённых сил и их военных баз в регионе в сравнении с влиянием России очень мало .

     Но ведь они оказывают влияние ?

     Если американцы и стремятся основать свою военную базу в Таджикистане ,  то у России в нём есть уже множество военных баз . Армия 201 России полностью присутствует на границах Таджикистана и Афганистана .

     Во-вторых , со всеми стараниями Америки в Грузии , Украине и Киргизии организовать там оранжевую революцию , если мы посмотрим на эти три страны , то увидим  что люди , пришедшие к власти после этих революций , были больше сторонниками России , чем те , кто были у власти до революции . В это нельзя поверить , но те , кто сейчас стоит у власти в Киргизистане , ближе России , чем Аскар Агаев !

     Значит , в настоящее время существует возможность новой интеграции или же союза в поддержку России между странами Центральной Азии и Кавказа ?

     И очень большая . Потому что Россия потихоньку делает своё дело . Сейчас Россия с точки зрения энергии привязывает к себе государства региона . С точки зрени политики и безопасности она также сотрудничает с ними в рамках Шанхайского соглашения . Даже в сфере экономики эти страны сотрудничают с Россией в "Экономическом союзе Центральной Азии" . Они разрешили между собой вопрос о таможне и визовом режиме . Кроме Грузии , все остальные страны региона имеют с Россией безвизовый режим . Поэтому Америка , не смотря на её присутствие в Центральной Азии , не может даже сравниваться с Россией . В то же время , в регионе на сцену выходит и третий игрок по имени Китай , который очень активен . Собственно , сейчас китайцы делают новые предложения странам Центральной Азии  , которые намного более привлекательны для них, чем американские .

     Значит Вы не считаете , что снижение активности американцев и их влияния на центральноазиатские страны обусловлено событиями 11 сентября и концентрацией их внимания на проблеме Афганистана и Ирака и борьбе с терроризмом ?

     Американцы не смогли добиться своих целей на Каспийском море , Кавказе и в Центральной Азии . Игрок , играющий сейчас вместо Америки , - Европейский Союз . Активность ЕС в странах Центральной Азии и Кавказа была намного более успешней и эффективней американской . Эта организационная деятельность включает образовательную , политическую и в области технологии . Поэтому все страны Центральной Азии и Кавказа  находятся под покровом активности  PFP ( Сотрудничество ради мира ) НАТО . По-моему европейцы намного более успешны , чем американцы . Так как кажется , что американцы в этом регионе пребывают в неком состоянии "надежды и страха" . С одной стороны , они желают войти в этот регион , а с другой стороны , обеспокоены тем , что одновременно их военные интересы будут перезаны Россией и Ираном .

     Именно поэтому я говорю о том , что Азербайджан очень хочет , чтобы американцы имели там свою военную базу . Ещё одна причина этого состоит в том , что азербайджанцы думают , что это станет фактором их победы в войне с Арменией с помощью лобби . Но американцы не примут это предложение , потому что особенноть Кавказских гор состоит в том , что эти базы можно очень легко отделить от остального мира , и если в будущем американцы захотят начать действовать , то во всяком случае Иран и Россия смогут стать угрозой для американских военных баз в этой стране .  Поэтому Америка двигается не торопясь . В большем случае она сделает капиталовложение в нефтяную и газовую сферы Казахстана и Туркменистана . Её отношения с Узбекистаном вообще нельзя назвать хорошими . Правильно , Таджикистан работает с Америкой , но он больше является русской страной , потому что Рахманов пришёл к власти с помощью русских , и даже по-моему  в отношении Азербайджана можно сказать , что отношения Эльхама Алиева в Россией намного более близкие , чем с любой другой страной , конечно , европейцы здесь также играют важную роль .

Марьям Махдавиасль

www.iras.ir

Hosted by uCoz