Диалог
цивилизаций и исламский фактор
Декабрь
9, 2006
Человечество все более четко осознает, что существующие в современном мире
цивилизации способны, должны и могут сосуществовать, сотрудничать и по
возможности дополнять и совершенствовать друг друга.
Исходя из
этого, а также из реального положения миропорядка, связанного в первую очередь с
современным уровнем научно-технического прогресса можно прийти к выводу о
признании необходимости все более укрепляющихся связей и отношений между
различными культурами и, соответственно, между различными цивилизациями.
Инициативы Президента Исламской Республики Иран господина Хатами, относительно
идеи диалога цивилизаций в качестве главного фактора во взаимоотношениях
мирового порядка, связаны с глубоким осознанием связанным именно этой
необходимости.
С учетом этой необходимости он отмечает: «Диалог цивилизаций – это стимул для
формирования универсальной модели оздоровления международных отношений, чтобы
исключить односторонние подходы и монолог в политике и культуре».
При этом следует учитывать, что цивилизация, как социальная система не должна
пониматься как механическая сумма составляющих элементов (стран, народов или
регионов), а должна быть рассмотрена с учетом приобретенного ею нового
системного качества в процессе «интегрального эффекта». Например, для
мусульманской цивилизации таким «интегральным эффектом» выступило Божье Слово.
Действительно «исламская цивилизация – одна из немногих цивилизаций, которая
возникла и получила распространение на основе одного священного текста –
Священного Корана».
Здесь следует отметить, что составляющими элементами системы исламской
цивилизации являлись народы и страны , которые до ниспослания Священного Корана
резко отличались друг от друга по этническим , социально-экономическим ,
географическим признакам и находились на различных уровнях культурного развития.
И именно следование божественному призыву послужило мощным интегрирующим
фактором, позволившим формироваться исламской цивилизации.
Но вместе с тем, все системообразующие компоненты исламской цивилизации, т.е.
мусульманские народы сохраняют и свои культурные особенности и своеобразия,
каждая из которых по-своему подпитывает и обогащает цивилизацию (исламскую):
«Именно в этом заключается тайна разнообразия и обилие достижений исламской
культуры и цивилизации: единое Слово Божье породило множество различных
толкований и разнообразие форм выражения».
Лаконичными и весьма важными тезисами, выдвинутыми в качестве магистральных
путей осуществления диалога различных и, в частности, исламской и западной
(часто подразделяемой политологами и социолагами на европейскую и
североамериканскую) цивилизаций являются умение «говорить», «слушать» и
«понимать».
С этой позиции каждый индивид человеческого общества как «личность» и
подразумевая как общие черты, так и своеобразия каждой культуры, носителем
которой являются эти индивиды, приходит к такому выводу , что : «В человеке
сосредоточены душа Востока и разум Запада, и отрицание этих двух составляющих
частей существа человека сделало наше понимание его сути неполноценным и
недостаточным».
Данное положение в исламе исходит из учения Священного Корана, в котором всем
представителям монотоистических религий (мусульманам, христианам, иудеям и
сабеитам,зороастрийцам и т.д.) обещаются всякие блага и приписывается им
толерантность и умение слушать друг друга.3
В этом процессе важным средством считает изучение наук, недаром первый аят
ниспосланный Пророку ислама начинался словами «читай» (Сура 96, аят 1). Следуя
Пророк ислама придавал важное значение науке и наставлял всем своим
последователям быть в поисках науки. Естественно, что это одно из самых надежных
способов межцивилизационных связей и диалога между ними. Ибо ислам в вопросах
освоения научных и культурных ценностей никаких границ не признает.
Итак, ценным требованием исламского учения является толерантность, которая
предписывается всем членам исламской уммы. Например, Али ибн Абуталеб в своем
письме Египетскому наместнику Малеку Аштару писал: «Доброту по отношению ко всем
подданным ( независимо от религиозной принадлежности. -М.С.) и дружбу с ними
считай одеянием своего сердца … Ибо есть только две группы подданных: твои
братья по религии и подобные тебе по творению».
В другом случае он, говоря о значимости высказываемых мнений, независимо от
высказывающего отмечает : «Не смотри кто говорит, а смотри, что говорят». То
есть приемлемыми и почитаемыми должны быть сами идеи и культурные ценности,
служащие интересам человечества, а ни то, с каких уст и позиций они звучат.
Важным проявлением, длившимся веками, диалога Востока и Запада в области
культуры был Ренессанс. Вопреки мнениям некоторых идеологов и историков
Ренессанс нельзя рассматривать как механическое, возрождение в Европе античной
культуры. Хотя бы по той простой причине, что до того как возраждаться в Европе,
античная культура (главным образом философия) возрождалась и совершенствовалась
на Востоке и в основном в мусульманском мире. Античная философия, как
совокупность различнх гуманитарных и в целом мировоззренческо-этических наук,
была переосмыслина, систематизирована и обогощена учеными мусульманского мира
такими как Аль-Фараби, Авицена, Ибн Рушд и другими и использована в последующие
века европейскими учеными.
Исламскими учеными были разработаны и введены целые направления новых для
средневековой эпохи научных дисциплин, таких как алгебра ( ал- Харезми), химия (ал-Джабер,
известный в Европе как ал-Габер), систематизированная медицина (Авицена) и.т.д.
Большое влияние в развитии европейской литературы оказали Фирдоуси, Омар Хайям,
Хафез и другие представители мусульманской литературы.
И так, эпоха европейского Ренесанса своим началом во многом обязана трудам
Восточных и в первую очередь мусульманских ученых. Это было эпоха бурного и
весьма плодотворного обмена научными, этическими и эстетическими ценностями.
А затем, примечательно то, что вопреки утверждениям многих исследователей этой
эпохи, Ренессанс был не периодом отхода от религиозных ценностей, а «миру
предстал другой образ религиозного человека, открытый Ренессансом». Взаимная
открытость мира и человека – основная идея Возрождения, что само по себе
исполнено религиозным значением. Ибо Возрождение было направлено на укрепление,
очищение и распространение религии, но отнють не против нее.
Президент Хатами предлагает диалог между цивилизациями для правильного,
гуманного и практического решения многих глобальных проблем современности, таких
как: кризис в семье, кризис в вопросах экологии, кризис этического характера в
связи с некоторыми научными исследованиями, кризис в международных политических
отношениях и так далее.
Кроме того выделяется два пути осуществления диалога цивилизаций:
1. Взаимовлияние между ними на протяжении длительного времени. Этот процесс
обусловлен естественным ходом развития событий, географическими или
историческими причинами, и от чьего-либо выбора или воли не зависит.
Подобное взаимовлияние веками осуществлялось, например, между иранцами и греками
в античные времена, а позднее между Европой и Азией по Великому шелковому пути и
т.д.
2. Диалог цивилизаций и культур посредством диалога между их представителями.
Такая форма диалога это осознанная и целенаправленная деятельность, не
обусловленная историческими или географическими факторами.
Указывая на все возрастающее значение полноценного и всеохватывающего диалога
культур и цивилизаций , вместе с тем отрицает ведение подобного диалога с
позиции силы, навязывание секуляризма, давления и устрашения.
Диалог культур, предполагает многополюсный мир и отрицает планетарные изменения
в сторону глобализации, направленной на создание более обширных рынков сбыта и
поглощение национальных культур одной господствующей культурой.
Диалог цивилизаций, как единственно возможный, но одновременно сложный и
необходимый рычаг сохранения мира и стабильности на планете – это стимул для
формирования универсальной модели оздоровления международных отношений, не
допускающий односторонние подходы и монолог в политике , религии и культуре,
позволяющий общественному мнению подвергать осуждению всякого рода силовые
методы разрешения межнациональных и международных конфликтов и разногласий.
В этом плане коренного изменения требуют многие аспекты международного права.
Ибо они приняты в предыдущие десятилетие, преимущественно с учетом интересов
западных политиков и западных общественных кругов, без должного отражения
интересов восточных и, в частности мусульманских стран.
Тенденция к глобализации должна исходить и предполагать многополюсность и
многополярность современного мира с учетом: рождения новой морали, нового
коллективного права на основе международных институтов и законов, укрепления
суверенитета и народовластия всех государств, повышения их ответственности по
международным вопросам. Для этого необходимо, чтобы все компоненты международной
системы (государства и гражданские институты) могли активно и равноправно
участвовать как в выработке, так и в принятии решений международного характера.1
На мой взгляд события 11 сентября не только не могут быть опровержением доктрины
диолога цивилизаций, но и являются убедительным аргументом в пользу того, что
человечество для решения накопившихся проблем все больше нуждается в
конструктивном и постоянном диалоге существующих в мире цивилизаций.
Естественно, осуждая всякие проявления терроризма, следует отметить, что для
предотвращения подобных катастроф необходимо большее участие и большее взаимное
познание различных религий, культур и цивилизаций Запада и Востока на
международной арене.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Зеленая память. Букет цветов из «Нахдж-уль-балага» Повелителя равоверных
Имама Али. М., Изд-во «Гуманитарий», АТН, 2001г.
2. Хатами С.М. Текст выступления на заседании ООН, посвященный диалогу
цивилизаций . М., 2001г.
3. Хатами С.М. Текст выступления на «Саммите тысячелетий» в ООН (06.09.2000г.),
М., 2001г.
4. Хатами С.М. В человеке сосредоточены душа Востока и разум Запада. Выступление
во Флорентийском университете (08.05.1999г.) М., 2001г.
5. Санаи М. Социально-политические проблемы взаимоотношений Ирана со странами
Центральной Азии . Политологический анализ. ИСПИ РАН, М., 2001г.
6. Зарринкуб А. Летопись ислама. Тегеран. 1996 г. с 121
Д-р Мехди Санаи
www.iras.ir |