Состояние
транспорта Ирана
По материалам агентства ИРНА
Автомобильный транспорт
В настоящее
время значение автомобильного транспорта в Иране исключительно высоко, т.к. на
его долю приходятся 83% всего объёма грузопассажирских перевозок в стране. Такое
положение объясняется, прежде всего, недостаточным развитием железнодорожного
транспорта.
Особое положение автомобильного транспорта в стране требует особого внимания к
протяжённости и состоянию дорожной сети и техническому состоянию автомобильного
транспорта. В настоящее время Правительство ИРИ принимает срочные меры к
увеличению протяжённости многорядных шоссейных дорог, строительству второй
полосы движения на обычных шоссейных дорогах, обеспечению асфальтового покрытия
просёлочных дорог, повышению качества асфальта и улучшению технологии дорожного
строительства.
Протяжённость многорядных шоссейных дорог в Иране уже составляет 1 400 км. Кроме
того, такое же количество многорядных шоссейных дорог находится в стадии
строительства. В настоящее время подготовлен инвестиционный проект строительства
4 тыс. км многорядных шоссейных дорог. Предполагается, что 50% финансирования
этого проекта обеспечит частный сектор, а 50% - государство. К настоящему
времени документация этого проекта уже готова, а финансовые вопросы ещё не
согласованы.
За два с половиной года в Иране было заасфальтировано 25 тыс. км просёлочных
дорог. При этом стоимость укладки асфальтового покрытия 1 км таких дорог
обходится в 1,5 млрд. риалов (около 160 тыс. долл. США). Для сравнения, до
исламской революции было асфальтировано менее 2 тыс. км просёлочных дорог.
Государство готово нести такие большие расходы, т.к. все они окупятся в рамках
комплексного проекта развития сельского хозяйства страны.
Железнодорожный транспорт
В период до
исламской революции руководство страны не уделяло должного внимания вопросам
развития железнодорожного транспорта. В результате, в настоящее время состояние
железнодорожного транспорта в Иране не соответствует уровню экономического
развития страны, что создаёт дополнительную нагрузку на автомобильный транспорт.
В конце 1385 иранского года (21.03.06 – 20.03.07) в Иране имелось 21 406
грузовых и пассажирских вагонов и 636 локомотивов. При этом более 90% грузовых
вагонов уже находятся в распоряжении частных транспортных компаний. Процесс
приватизации пассажирских вагонов находится в начальной стадии. Кроме того,
частные компании самостоятельно закупили более 30 пассажирских поездов, и
некоторые из них уже эксплуатируются.
В настоящее время железнодорожный транспорт страны остро нуждается в современных
скоростных локомотивах и пассажирских вагонах. Кроме того, для обеспечения
пригородных и непродолжительных междугородних пассажирских перевозок срочно
необходимо увеличить количество самоходных скоростных поездов (“тренсет”) и
железнодорожных автобусов. Эта проблема может быть решена только за счёт
привлечения больших частных инвестиций.
Большой проблемой по-прежнему остаётся малая протяжённость основных и
вспомогательных, а также электрифицированных железных дорог. До недавнего
времени в стране ежегодно строилось только около 300 км железных дорог. Это
объяснялось отсутствием налаженного серийного производства рельсов,
железнодорожных стрелок и другого железнодорожного оборудования, недостаточными
инвестициями и т.д.
Это положение резко изменилось после изменения позиции Правительства ИРИ по
вопросам развития железнодорожного транспорта. Значительное увеличение
государственных инвестиций в железнодорожное строительство и усиление контроля
производства подвижного состава привели к большим положительным изменениям в
этой транспортной отрасли. Теперь речь идёт о ежегодном увеличении в 2-3 раза
инвестиций и о строительстве 1200 км железных дорог в год. Предполагается, что к
2025 году в стране будет построено 20 тыс. км железных дорог.
Ранее сообщалось, что несколько лет тому назад руководство АГ “Иран Ходроу”
выкупило контрольный пакет компании “Вагон Парс”, а после этого разными путями
саботировало увеличение производства подвижного состава в стране. За счёт этого
увеличивалось производство коммерческих автомобилей на заводе “Иран Ходроу
Дизель”. Такое положение вызывало резкую критику в адрес компании и
Правительства ИРИ со стороны руководства компании “Иранские железные дороги”.
После очередного критического выступления на международной конференции
исполнительный директор компании “Иранские железные дороги” был уволен, а АГ
“Иран Ходроу” вынуждена была продать контрольный пакет компании “Вагон Парс”
другой компании. В результате, в последнее время отмечается значительное
увеличение производства локомотивов и вагонов различного назначения на заводе
“Вагон Парс”. При этом даже появилась возможность продавать часть продукции
завода на Кубу, в Судан и Пакистан. В настоящее время некоторые важные
железнодорожные транспортные проекты находятся под личным контролем президента
ИРИ.
Авиационный транспорт
В этом году
авиационный транспорт Ирана успешно развивался в условиях продолжающегося
американского экономического эмбарго. Иран продолжает испытывать острую нехватку
новых самолётов. В условиях эмбарго Иран не имеет возможности закупать на
международном рынке новые современные самолёты американских и европейских
авиастроительных компаний и вынужден закупать и брать в лизинг те самолёты,
которые уже были в эксплуатации.
За 9 месяцев 1386 иранского года авиационный парк Ирана увеличился на 8
самолётов, имеющих 1 892 посадочных места. В этом году авиакомпания “Иран Эйр” (ХОМА)
закупила 16 небольших пассажирских самолётов, имеющих 2 637 посадочных мест.
Предполагается, что все они будут получены до конца года. Тем не менее, пока
авиационный транспорт Ирана не может полностью удовлетворить спрос на внутренние
авиационные перевозки, т.к. иранским авиационным компаниям гораздо прибыльней
развивать международные грузопассажирские авиационные перевозки.
Основными причинами повышенного спроса на авиационные перевозки и,
соответственно, на самолёты в Иране являются не только большие расстояния между
городами, но и самые низкие в мире тарифы на пассажирские авиационные перевозки.
Так, например, в Иране тариф на 1 час полёта составляет 30 долл. США, что в три
раза ниже, чем в других странах мира.
В этом году некоторые регулярные международные авиалинии иранских авиакомпаний
по экономическим причинам были закрыты, а некоторые новые линии были открыты.
Критерием повышения эффективности работы иранских авиакомпаний на международном
рынке авиаперевозок является стабильный рост числа международных полётов. В этом
году были открыты следующие новые международные авиалинии: Тегеран – Дамас –
Каракас, Тегеран – Кабул, Шехре-Корд – Кувейт, Лар – Доха и Лар – Кувейт.
Кроме того, в этом году увеличилось не только число регулярных внутренних
авиалиний, но и число действующих местных аэропортов, обеспечивающих работу этих
авиалиний: Асалуйе – Бушир – Тегеран, Мешхед – Урмия, Горган – Тегеран, Горган –
Мешхед, Тегеран – Бирдженд – Мешхед.
В первом полугодии 1386 года (21.03 – 22.09.07) иранские аэропорты обслужили 17
460 тыс. пассажиров, в том числе 13 млн. иранских и около 4 млн. иностранных
пассажиров, а также обеспечили перевозку 124 300 т авиационных грузов. Кроме
того, диспетчерские службы иранских аэропортов обеспечили навигационное
обслуживание 72 724 транзитных самолётов. Росту эффективности работы местных
аэропортов Ирана способствовало также то, что в этом году в трёх аэропортах было
установлено оборудование ночного освещения взлётно-посадочных полос (ВПП).
В перспективе новый иранский международный аэропорт Имам Хомейни будет
обслуживать большое число международных рейсов и пассажиров и заслуженно получит
статус регионального международного аэропорта. Для этого необходимы большие
государственные и частные инвестиции в его развитие, что по объёму в четыре раза
больше, чем уже освоенные средства.
Длительное время воздушное пространство на юге Ирана контролировалось
исключительно радиолокационными станциями (РЛС) ОАЭ и Омана. В этом году их
монополия закончилась. Теперь эти участки воздушного пространства страны
полностью контролируются РЛС южных аэропортов Ирана.
Перевел и подготовил:
Александр Спирин
Iran news |