Совместное
наследие Каспия: шаг в направлении интеграции
Введение:
В Тегеране прошло заседание собрания министров иностранных дел стран побережья
Каспийского моря. Основные цели проведения этого заседания состояли в следующем:
Напоминание о важности этого моря; тематика подземных источников, существующих в
нём, особенно нефтяных и газовых источников; вопрос о приведении в исполнение
решений, вынесенных на прошлой конференции, по проблеме окружающей среды,
способе эксплуатации морской фауны и рыбы; и важнее всего, рассмотрение
последней позиции пяти прибрежных стран Каспийского моря в отношении правового
режима на этом море, который после распада СССР стал ареной разногласий, а
иногда и неправового использования, а также рассмотрение и принятие решения по
вопросу даты проведения собрания глав этих стран и определение временных границ
проведения этого заседания.
Важность
вопроса по определению правового режима на Каспийском море:
1 - Определение правового режима на Каспийском море обладает значимостью с той
точки зрения , что он устанавливает права и обязанности стран и возможность
правильного и дозволенного пользования всеми богатствами этого моря . Ясно , что
до принятия совместного решения по этому вопросу прибрежные страны должны
серьёзно воздерживаться от предпринятия каких-либо шагов, ведущих к появлению
трений в регионе и особенно в прибрежном регионе.
2 - Вопрос о правовом режиме Каспийского моря был помещён в рабочий список
прибрежных стран ещё после распада СССР, и были предоставлены различные способы
и пути решения этого вопроса. В настоящее время по поводу необходимости
разделения большинство стран побережья пришло к единому мнению, но в отношении
способа раздела такого единодушия не существует, что и приводит к затягиванию
процесса разрешения этого вопроса.
3 - В этом отношении страны убеждены, что при разграничении Каспийского моря
следует пользоваться признанными международными правилами и принципами, особенно
принципом справедливости и внимания к особым условиям каждой страны (в том числе
протяжённости побережий, общей направленности и вогнутости и выпуклости
побережий и т. д.). Образ разделения должен удовлетворить потребности каждой
страны, что также должно обеспечить возможность защиты и охраны каждой страны на
национальном уровне. С другой стороны, этот раздел должен согласоваться со
способами, распространёнными в мире и основами международного права, а также с
международными правовыми взглядами и методами.
Поэтому Иран, принимая во внимание международные принципы, убеждён, что
использование одного особого метода, такого как, скажем, средняя линия или же
линия равного расстояния, необязательно и даже не приведёт к справедливым
результатам, поэтому следует воспользоваться другим способом или же
совокупностью способов.
4 - С другой стороны, следует иметь в виду, что любое разделение дна и поддонной
территории без принятия во внимание качественных и имеющих влияние особенностей
Каспийского моря (таких как форма побережья, (его вогнутость и выпуклость),
протяжённость значимых побережий, глубина воды и другие факторы, такие как
разбросанность источников энергии) не будет весомым, так как для достижения
справедливого раздела (согласно распространённым правовым международным
определениям и мерам) должны быть приняты во внимание эти особенности.
5 - С другой стороны, так как недавно получившие независимость страны
прикаспийского региона считаются наследниками стран бывшего Советского Союза, то
здесь до некоторой степени сохраняют свою силу ранее заключённые соглашённости,
которые и считаются основой для пополнения правового режима и любых действий в
области Каспийского моря. Хотя, конечно, эти договорённости могут иметь также и
недостатки, которые должны быть ликвидированы.
Значимость экологического вопроса в отношении Каспийского моря:
1 - Экологический вопрос в отношении Каспийского моря - ещё одна озабоченность,
которая серьёзно преследуется нашей страной . В этом направлении в городе
Тегеране пятью прибрежными странами была подписана Экологическая конвенция
Каспийского моря , которая была приведена к исполнению 21 мордада 1385 г (лето
2006 г) , что стало первым и весьма важным шагом на пути охраны окружающей
среды. Также ведутся переговоры по составлению специализированного протокола
этой конвенции. Существуют надежды на то, что страны будут придерживаться своих
обязанностей в этом отношении.
2 - Этот вопрос для иранского народа, который обладает наикрасивейшими, самыми
зелёными и самыми населёнными побережьями Каспийского моря и каждый год
привлекает сюда самое большое количество туристов, обладает особой значимостью.
В настоящее время экологические ответственные кадры нашего государства также
пытаются с помощью различных мероприятий на национальном уровне уменьшить объём
поступающих в Каспийское море загрязнений.
Значимость вопроса об энергетических ресурсах Каспийского моря и их передаче
на мировые рынки:
1 - Несомненно, одним из наиважнейших вопросов для прикаспийских стран является
передача производимой нефти и газа прикаспийского региона на рынки потребления,
который по причине окружённости некоторых прибрежных стран сушей и отсутствия их
доступа к свободным водам с точки зрения экономичности путей передачи, а также
соответствующих политических уступок приобретает особую значимость.
2 - Теперь, принимая во внимание предпринятые действия и экологические
стандарты, для всех было доказано, что территория Ирана - это самый короткий,
безопасный и экономически выгодный путь передачи энергетических ресурсов
каспийского региона. В этой области Иран в сфере обмена нефтью предпринял
действия, направленные на то, чтобы передавать нефть таких стран, как Россия,
Туркмения и Казахстан, с помощью нефтяных барж к берегам Ирана (специально
оборудованному порту Нека), перерабатывать её на северных нефтеочистительных
заводах (в Тегеране и Тебризе), а с той стороны передавать на юге страны
согласованный эквивалент нефти, полученной на севере страны. В настоящее время
эти страны экспортируют таким образом 150 тыс. баррелей нефти в день.
3 - Принимая во внимание определяющую роль нефти в этих странах, любое изменение
может оказать прямое или косвенное влияние на прикаспийские государства, однако
уровень этого влияния должен оцениваться, принимая во внимание особенности
каждой отдельной страны и региона, а также другие влиятельные региональные и
международные факторы. С другой стороны, существуют ограничения в отношении
нефтяной деятельности в прикаспийском регионе, которые можно разделить на три
группы:
Первая группа: Политические и правовые ограничения. Отсутствие указания на
поддонные ресурсы моря в соглашениях 1921 и 1940 гг. в качестве базовых
документов для наблюдения за прикаспийскими странами по отношению к проблемам
моря и отсутствие соглашённости в отношении будущего правового режима
Каспийского моря, а также попытки некоторых внерегиональных стран навязать свои
политические желания входят в правовые и политические ограничения.
Вторая группа: Бюрократические ограничения. Положение, возникшее в результате
реализации программ структурного реформирования и отход от централизованной
экономической модели, государственная монополия и наблюдение за нефтяной и
газовой отраслью и законодательства и регламентации этих государств также
создали ограничения для капиталовложения и деятельности иностранных компаний в
этой сфере.
Третья группа: Технические ограничения. По причине закрытости Каспийского моря и
отсутствия лёгкого доступа к свободным водам, существования проблем, связанных с
передачей оборудования для разведки, эксплуатации, а также передачи нефти и
газа, добытых в странах, окружённых сушей, на мировые рынки считаются факторами,
требующими затрат и влияющими на нефтяную деятельность этих стран.
4 - До настоящего времени огромный потенциал этого моря не был достойно
использован в целях углубления политических, экономических и культурных
взаимоотношений между самими этими государствами и нациями, граничащими с ними.
В сфере перевозок через Каспийское море , несмотря на его колоссальный
потенциал, по причине расположения в связном центре Европа - Азия и Средний
Восток, а также на линии прохождения крупного коридора Север - Юг, мы всё ещё
слишком далеки от благоприятного уровня, что требует как можно более тесного
сотрудничества между соседями в целях привлечения общих интересов путём
расширения сотрудничества в сфере морских транспортировок.
Безопасность на Каспийском море, иностранные игроки и гонка вооружений:
1 - Вовлечённость прибережных стран Каспийского моря в военную конкуренцию и
гонки вооружений в сопровождении иностранных вмешательств и присутствия третьих
стран приведут к усилению запутанности и возникновению трений и кризисов. В этой
области устранение общих военных угроз, которые могут затронуть вопрос порядка и
безопасности, и определение военной позиции стран путём привлечения доверия и
создания структуры региональной безопасности будет самым реальным и практическим
способом гарантирования безопасности и стабильности в каспийском регионе.
2 - Вопросы порядка и безопасности и военного строя на Каспийском море - один из
наиважнейших вопросов, волнующих умы прибрежных стран. В тени безопасности и
стабильности на Каспии будет больше процветать экономическая деятельность, а
положение населения прибрежных стран с каждым днём будет улучшаться.
3 - На основании сказанного, наилучшим вариантом будет, если сами прибрежные
страны создадут атмосферу понимания и доверия и, выбрав подходящий способ
решения региональных проблем, без вмешательства и присутствия внерегиональных
сил, а также воздерживаясь от участия в гонках вооружения и военной конкуренции,
путём создания региональной системы безопасности устранят возможные угрозы.
4 - В этом направлении наше государство всегда подчёркивало и подчёркивает, что
Каспийское море должно быть морем мира, согласия, дружбы и взаимосотрудничества,
всегда серьёзно противилось действиям, которые могли привести к соперничеству и
угрозе военных действий на Каспийском море, и убеждено в том, что вопросы,
связанные с этим морем должны разрешаться путём взаимного согласия и понимания,
зависящих от гибкости и способности идти на компромисс государств этого водного
региона, для того, чтобы предотвратить создание любой атмосферы угрозы и
недопонимая в регионе.
В результате:
1 - Односторонние действия некоторых прибрежных стран на Каспии не имеют под
собой правовой основы и никогда не производились с согласия ИР Иран, а некоторые
страны даже выразили свой протест этим действиям. Так как Каспийское море
является закрытым озером и на него не распространяются правовые положения,
предназначенные для морей, в том числе Конвенция 1982 г. по правам морей, то
прибрежные страны должны сами прийти к согласию в отношении его правового
режима. И в этом направлении им предстоит достаточно долгий путь.
2 - Вопрос о правовом режиме на Каспии и его вероятное разделение и
разграничение является вопросом, который связан с властью, территориальной
протяжённостью и национальными границами и интересами всех пяти прибрежных
стран, и любое принятое решение будет оказывать влияние в течение долгого
времени и даже веков. Поэтому нельзя ожидать скоропалительного принятия решения.
В сфере международных отношений такие вопросы требуют длительного рассмотрения,
и важно здесь обеспечить национальные интересы стран.
3 - Поэтому ясно, что до тех пор, пока правовой режим Каспия не
усовершенствован, существующий правовой режим должен вести наблюдение за
деятельностью стран на этом море, а прибрежные страны должны воздерживаться от
односторонних, подстрекательных и наносящих урон интересам других стран
каспийского побережья действий.
4 - Следует согласиться, что любой недостаток внимания к экологическим вопросам
Каспийского моря может оказать длительное неблагоприятное влияние на весь
регион. В условиях серьёзного внимания международного сообщества экологическим
вопросам, существует убеждённость в том, что угрозы от невнимательного отношения
к соблюдению экологических стандартов в несколько раз больше традиционно
существующих угроз, таких как войны и политическое неспокойствие, могут оказать
влияние на национальные интересы и безопасность стран.
Ситуация представляется так, что прибрежные страны, поняв существующую
необходимость и для избежания неизбежного урона в будущем, более прежнего
почувствовали, насколько они нуждаются в сотрудничестве в области разрешения
экологических проблем Каспийского моря, а поэтому подписание Экологической
конвенции на прошлых заседаниях в Тегеране может стать свидетельством этого
заявления.
5 - В настоящее время некоторые внерегиональные державы пытаются превратить
каспийский вопрос в проблему между региональными нациями и таким образом
преследуют свои личные интересы. Прикаспийские государства должны прийти к
согласию друг с другом и превратить некоторые вредные соперничества между
нациями в благоприятное сотрудничество и лишить других внерегиональных
стран-игроков возможности вмешиваться в вопросы, касающиеся Каспийского моря. На
самом деле, державы-тираны лишь смотрят с алчностью на нефть, энергию и другие
интересы и возможности, существующие на Каспии. В то время, как экология и
безопасность Каспийского моря играет важную роль в жизни наций, проживающих на
его побережье.
Автор:
Дарьюш Сафарнежад (исследователь вопросов по Евразии и старший эксперт
международных отношений)
www.iras.ir |