Фарси – государственный язык Ирана


Состояние и перспективы развития экономических отношений РФ и ИРИ

Н.М.Мамедова

В истории многовековых российско-иранских отношений экономические связи всегда были одним из их постоянных компонентов, иногда опережая, а иногда и не достигая уровня развития политических связей. Подобная ситуация сложилась после распада СССР, когда геополитические позиции ИРИ и РФ по наиболее болезненным проблемам региона оказались весьма близкими и явно превышали уровень экономического сотрудничества. Однако совпадение позиций двух стран по широкому кругу вопросов – по Чечне, Таджикистану, правлению талибов в Афганистане, распространению терроризма в Средней Азии, вводу американских войск в Ирак – не могли не сопровождаться и ростом заинтересованности в экономических связях.

Иран для России, безусловно, представляет интерес как партнер со значительным экономическим потенциалом. Уровень экономической сопоставимости России с Ираном по размерам Валового национального дохода (ВНД) в целом и на душу населения выше, чем с большинством стран СНГ. В 2004 г. величина ВНД на душу населения, по данным Мирового банка, составила по обменному курсу: в Российской федерации 3410 долл., в Иране – 2300 долл., по паритетам покупательной способности соответственно: 9620 и 7550 долл. Наиболее близко к этим показателям подошел Казахстан – 2260 и 6980 долл., но общий объем его ВНД почти в пять раз меньше иранского. Только Турция является реальным конкурентом Ирану в регионе Среднего Востока и Центральной Азии (размеры ее ВНД на душу населения составляли в 2004 г. по обменному курсу и паритетам покупательной способности соответственно 3750 и 7680 долл.)[1].

Эти данные, косвенно отражающие уровень покупательной способности иранского населения и экономические возможности иранского государственного сектора, дают представление о емкости иранского рынка, а получаемые доходы от экспорта сырой нефти (34,5 млрд.долл. в 2004г.), находящейся в собственности государственной компании, – о финансовой платежеспособности государства.

Фактором, положительно влияющим на расширение экономических связей Ирана и России, является их территориальная близость. Несмотря на потерю общей сухопутной границы, страны связаны через Каспийское море, являющееся закрытым водоемом. Само географическое положение Ирана, имеющего выход к мировому океану, объективно повышает интерес России к нему, как транзитной транспортной артерии, в связи с потерей ряда портов на Черном море. Именно это привело к возникновению и реализации транспортного проекта «Север-Юг», проведению своп-сделок по поставкам нефти, в том числе российской, к иранским портам Персидского залива.

Иран – страна, исключительно богатая природными ресурсами, особенно углеводородами. Для России, также располагающей огромными запасами газа и нефти, востребованными могут, прежде всего, оказаться запасы тех металлов, минералов и строительных материалов, которые до распада СССР поставлялись из республик Центральной Азии. Кроме того, российские газовые и нефтяные компании заинтересованы в расширении своей деятельности на мировых рынках, в том числе и за счет участи в совместных с Ираном нефтегазовых проектах.

Заинтересованность в расширении экономического сотрудничества отражается в разработке совместных проектах, инвестиционной деятельности, в торговле между двумя странами.

К сожалению, несмотря на наличие позитивных факторов, объем товарооборота между нашими странами не соответствует потенциальным возможностям. В 1991 г., т.е. фактически в последний год существования СССР, внешнеторговый оборот составлял 1,4 млрд. долл., однако уже в 1992 г. он сократился до 453 млн. долл. Несмотря на быстрый рост в последние несколько лет, его объем в 2004 г. составил лишь 2 млрд. долл. (в 2002 г. – 803,1 млн. долл., в 2003 г. – 1,4 млрд. долл.). Однако, для молодого российского государства чрезвычайно важно, что оно имеет активный баланс в торговле с Ираном. Российский экспорт в 2003-2004 г.г. в 20 раз превышал импорт. Топливно-энергетические товары составляли в российском экспорте чуть более 27%. Остальные товары – это, главным образом, продукция металлургических, машиностроительных и химических заводов. Достаточно высок уровень высокотехнологичных товаров, в том числе военной продукции. Заключенный в конце 2005 г. контракт на поставку в 2006 г. зенитно-ракетных комплексов, патрульных катеров и модернизацию СУ-24 и МиГ-29 оценивается в 1,4 млрд. долл.[2] Для России, вставшей на путь экономической либерализации, ищущей свои ниши на мировом рынке, это чрезвычайно важно. Необходимо отметить, что особенно это было актуально в период, когда межхозяйственные связи СССР, как единого экономического организма распались, России необходимо было восстановить деятельность своего сильно усеченного хозяйственного организма за счет включения в него необходимых хозяйственных потоков из других стран. Иран в определенной мере стал для России одной из таких стран. Кроме того, он не рассматривал, в отличие от большинства стран СНГ, Россию как традиционного донора, упрекая ее в случае соблюдения ею (Россией) своих коммерческих интересов в имперских амбициях, а строил отношения как партнерские.

Для Ирана российский рынок представляет интерес как с точки зрения реализации своих традиционных товаров, так и продукции промышленности, перед которой с начала 90-х годов поставлена задача увеличения экспортного потенциала. Так, крупнейшая иранская автомобильная компания «Иран ходроу» адаптировала к климатическим условиям России легковой автомобиль «Саманд» и планирует уже в 2006 г. поставить 3 тысячи автомобилей, увеличив поставки в течение 3-5 лет до  20 тысяч.[3]

Экономическое сотрудничество с Ираном в настоящее время значительно превосходит по своей значимости и объемам торговые связи. Россия и Иран в настоящее время находятся в поиске новых проектов, как двухсторонних, так и с привлечением третьих стран, которые бы могли способствовать сбалансированному и комплексному развитию обеих стран. Чрезвычайно важным является для России разработка Ираном и начало реализации в 2005 г.  перспективной 20-летней программы развития, в которой ключевой проблемой является освоение новых современных технологий, увеличение промышленных предприятий, использующих современные технические достижения.[4] Это ставит и перед Россией, поставляющей в Иран промышленную продукции и технологии, задачу повышения конкурентоспособности своих экспортных услуг. Обращает на себя внимание то, что в начале 2006 г. правительство России приняло трехлетнюю программу экономического развития, которая в качестве основной цели определила повышение конкурентности экономики в целом и российских компаний, в частности. Возможно, что реализация этой программы, совпадающей по основным направлениям с программой Ирана, поможет нашим компаниям, опираясь, в том числе и на государственную поддержку, усилить свое присутствие на иранском рынке.

Каковы в настоящее время основные направления экономического сотрудничества России с Ираном, которые оказывают влияние на размеры нашего товарооборота, и их перспективы?

В последние несколько лет и иранские, и многие российские аналитики символом нашего сотрудничества считают строительство АЭС в Бушере. Конечно, этот совместный проект имеет не только экономический, но и геополитический аспект, став «болевой точкой» во взаимоотношениях с мировым сообществом не только Ирана, но и России, осуществляющей этот проект. Российско-иранское сотрудничество в области атомной энергетики, безусловно, дает в руки не только Москве, но и в некоторой степени Тегерану, возможности политического воздействия. В рамках данной статьи ограничимся экономическим аспектом этого проекта. В связи с этим уместно вспомнить, что первые соглашения о строительстве в Иране АЭС и сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии были подписаны (причем одновременно, т.е. сразу же законодательно обозначив мирный характер проекта) в 1992 г., а в 1995 г. контракт на строительство АЭС в Бушере[5] стоимостью 800 млн. долл. Это был период, когда атомная энергетика – одна из наиболее развитых в России высокотехнологичных отраслей, оказалась без перспектив на расширение, и, конечно, заключение контракта с Ираном было экономически выгодно и для отрасли, и для экономики в целом. Реализация проекта протекала для России с большими трудностями, т.к. она понимала, что появление атомной энергетики облегчает появление научно-технических предпосылок для создания ядерных военных разработок. Поэтому российская сторона, соблюдая принятые на себя международные обязательства, вела строительство АЭС под наблюдением МАГАТЕ, не поставляла «двойных» и «чувствительных» технологий, постоянно ведя политический диалог с Тегераном с тем, чтобы последний выполнял свои обязательства не только как член ДНЯО, но и взял дополнительные обязательства, чтобы доказать мировому сообществу свои мирные цели при создании атомной энергетики. Хотя возможная заинтересованность Ирана в обладании атомным оружием объективно объяснима, так как в регионе оно уже есть, в т.ч. в Израиле, и по периметру иранских границ находятся американские войска, Москва, конечно, опасается появления ядерного оружия у Ирана, своего близкого соседа по крайне неспокойному региону. Поэтому позиция России в отношении реализации данного контракта является безупречной с точки зрения передачи военных технологий, так как участие в проекте дает ей самой определенные возможности контроля за тем, чтобы программа продолжала оставаться мирной, и приносит немалый экономический эффект. В реализации контракта на строительство АЭС в Бушере задействовано около 300 российских компаний, считается, что благодаря контракту создано или сохранено около 20 тысяч рабочих мест.[6] Только на рабочей площадке в Бушере в настоящее время занято свыше 4 тысяч человек, половина из которых – российские специалисты. Россия принимает участие и в обучении иранского персонала, необходимого для эксплуатации энергоблока. К 2004 г. около 300 человек завершили обучение в России, 341 – на самой площадке АЭС «Бушер».[7] Чтобы исключить маловероятную, но сохраняющуюся возможность использовать отработанное в Бушерском реакторе топлива в военных целях, Россия готова принимать на свою территорию отработанное ядерное топливо согласно подписанному межправительственному протоколу и соответствующему изменению к общему контракту. Это изменение ставит в прямую зависимость загрузку реактора и обязательство иранской стороны вернуть отработанное топливо в Россию (топливо готово к отправке, его загрузка в реактор займет не менее полугода). Так как Иран объективно заинтересован в создании собственного полного топливного цикла для своих АЭС, Россия выступила инициатором создания совместного предприятия по обогащению урана на российской территории. Иран заявил о своем намерении построить новые АЭС, готовности привлечь в эти проекты заинтересованные страны. Уже в 2004 г. российские компании провели работы по технико-экономической оценке строительства второго блока АЭС. Перспективы развития атомной энергетики в Иране делают возможным расширение присутствия в ней российских компаний с их опытом работы в этой стране.

Не менее, а может быть, и более перспективным представляется сотрудничество в области электроэнергетики. У российских компаний накоплен большой опыт в строительстве и модернизации электростанций еще в шахский период, а затем и в первые годы ИРИ, когда завершались работы по ранее подписанным контрактам по электростанциям в Исфагане и Ахвазе. На условиях «BOT» иранская сторона намерена расширить эти ТЭС («Шахид Мохаммад Монтазери» – 2х200 мВт. и «Рамин» – 2х315 мВт). Российский «Технопромэкспорт» прорабатывает возможность своего участия. Из новых проектов наиболее реальным является строительство ТЭС «Табас», которое по контракту привязано к работам по обустройству угольного месторождения «Мазино». Работает совместная рабочая группа для оценки перспективности строительства мини-ГЭС и соответствующей технической базы. Новым направлением сотрудничества в области электроэнергетики стало участие иранской «Таванир» и российской РАО «ЕЭС России» в проектах по объединению энергосистем России и Ирана, а также транзиту и сезонному обмену электроэнергией через Армению или Азербайджан. В конце 2004 г. был подписан Протокол по синхронизации энергосистем России, Ирана и Азербайджана уже с 2006 г. Аналогичный проект разрабатывается с участием Армении. Также новым направлением сотрудничества в этой отрасли стало совместное участие в строительстве энергетических объектов в других странах. Так, Иран и Россия принимают участие в строительстве Сангтудинских ГЭС-1 и ГЭС-2 в Таджикистане, совместном строительстве ЛЭП на территории Азербайджана. Разрабатываются перспективные планы создания единого прикаспийского энергетического кольца.

Территориальная близость стран обусловила заинтересованность в совместных транспортных проектах, важнейшим из которых пока является «Север-Юг», призванный обеспечить транспортировку товаров из Европы через Россию и Иран в Южную и Юго-Восточную Азию. В Соглашении об МТК «Север-Юг», к которому присоединились Россия, Иран, Оман, Индия, Белоруссия, Казахстан и Таджикистан, а также намерены присоединиться более десяти стран Европы и Азии, Иран является страной депозитарием Соглашения, имеет свой национальный секретариат. В рамках этого Соглашения российская сторона ввела в эксплуатацию в 2004 г. железнодорожную ветку длиной 51км от порта Оля до станции Яндыки, соединив порт с Приволжской железной дорогой. Российские компании совместно с иранскими и азербайджанскими участвуют в реализации проекта по строительству железной дороги «Казвин-Решт-Энзели-Астара». Хотя МТК еще не начал работать на полную мощность, проект перспективен, но потребует модернизации существующих и строительства новых железных дорог, автодорог, обустройства портовых сооружений, и если согласно новой правительственной программы Россия окажет гарантийную и финансовую поддержку своим строительным и транспортным компаниям, то они смогут значительно расширить свою деятельность в Иране, которая окажется выгодной России также и в качестве транзитной страны для европейских и азиатских товаров.

Высокотехнологичной отраслью совместного сотрудничества является аэрокосмическая. Россия принимает участие в создании спутника «Зохре».[8] В октябре 2005 г. с российского космодрома в Плесецке запущен первый иранский спутник совместного российско-иранского производства «Сина-1».[9] Спутник предназначен для телекоммуникаций и научных исследований.

Приоритетным направлением экономического сотрудничества в Иране для всех стран остается нефтегазовая отрасль. Россия – не исключение. Это сотрудничество включает в себя как взаимодействие в рамках Форума стран-экспортеров газа, так и конкретных инвестиционных проектах. По существу, прорвав блокаду санкций США ILSA, российский «Газпром» в составе консорциума вместе с малазийской «Петронас» и французской «Тоталь» начал и уже завершил работы по освоению 2 и 3 фазы газоконденсатного месторождения «Южный Парс». Долевое участие «Газпрома» в этом проекте (2 млрд. долл.) составляло 30%. Консорциумом построен в Ассалуйе газоперерабатывающий завод, соединенный газопроводом длиной в 110км с двумя буровыми платформами. Вероятно участие «Газпрома» в реализации проекта строительства газопровода Иран-Пакистан-Индия. Российская «Татнефть» зарегистрировала в 2005 г. совместную с «Фондом обездоленных» компанию на свободной зоне Киш.[10] До этого «Татнефть» на Кише создала ирано-российскую компанию «Tatneft Iran Oil Company  Kish», которая получила контракт на сейсмологическое обследование месторождения «Монд», поставила технологии (для месторождения «Купал» локального крепления скважин.[11] Российский «Лукойл» с целью закрепления на иранском рынке приобрел 25% акций геологоразведочного проекта «Анаран» у дочерней норвежской компании Norsk Hydro. Иран заинтересован в участии «Лукойл» в разработке блоков на границе с Азербайджаном, пока российская компания готова выступить лишь в качестве оператора.[12] Необходимо отметить, что многие из российских компаний не смогли получить контракты, проиграв тендеры, главным образом из-за условий финансирования. Но само их участие, а также то, что в этих тендерах участие принимали не только крупные, а и небольшие компании, свидетельствует о растущем интересе российского капитала к иранскому рынку. Постепенное совершенствование законодательной базы, облегчающей коммерческое сотрудничество, активность постоянных Межправительственных Комиссий по сотрудничеству, созданных российско-иранских и ирано-российских торговых палат, совершенствование информационной базы об импортно-экспортных возможностях каждой из стран, безусловно, не могут не оказать своего позитивного влияния на дальнейший рост экономического сотрудничества. 

[1] http://econ.worldbank.org/wdr

[2] http://www.Lenta.ru/news/2005/12/26.

[3] IRNA.27.12.2005.

[4] Мохсен Резаи.Через двадцать лет Иран станет сильной и развитой страной. ИРНА.13.12.2005.

[5] Н.Мамедова, Ю.Федоров, В.Федченко. Иранская ядерная программа и российско-иранские отношения. ИПМИ. Аналитические записки. 2003. N2. С.8. Одновременно были согласованы планы заключения контрактов на строительство в Иране урановой шахты и газоцентрифужного завода по обогащению урана. Однако эти договоренности были отменены руководством России, в том числе и под нажимом США, и контракты не были заключены.

[6] Угрозы режиму нераспространения ядерного оружия на Ближнем и Среднем Востоке. Под ред. А.Арбатова и В.Наумкина. Московский Центр Карнеги. М.2005.С.25.

[7] http://www.polpred.com.tom6.

[8] Нынешние аспекты сотрудничества Ирана и России.IRNA.5.09.2005.

[9] IRNA.25.10.2005.

[10] IRNA.27.09.2005.

[11] Polpred.tom6.

[12] там же.

www.iras.ir

Hosted by uCoz