Состояние и
перспективы развития экономических отношений РФ и ИРИ
Н.М.Мамедова
В истории
многовековых российско-иранских отношений экономические связи всегда были одним
из их постоянных компонентов, иногда опережая, а иногда и не достигая уровня
развития политических связей. Подобная ситуация сложилась после распада СССР,
когда геополитические позиции ИРИ и РФ по наиболее болезненным проблемам региона
оказались весьма близкими и явно превышали уровень экономического
сотрудничества. Однако совпадение позиций двух стран по широкому кругу вопросов
– по Чечне, Таджикистану, правлению талибов в Афганистане, распространению
терроризма в Средней Азии, вводу американских войск в Ирак – не могли не
сопровождаться и ростом заинтересованности в экономических связях.
Иран для
России, безусловно, представляет интерес как партнер со значительным
экономическим потенциалом. Уровень экономической сопоставимости России с Ираном
по размерам Валового национального дохода (ВНД) в целом и на душу населения
выше, чем с большинством стран СНГ. В 2004 г. величина ВНД на душу населения, по
данным Мирового банка, составила по обменному курсу: в Российской федерации 3410
долл., в Иране – 2300 долл., по паритетам покупательной способности
соответственно: 9620 и 7550 долл. Наиболее близко к этим показателям подошел
Казахстан – 2260 и 6980 долл., но общий объем его ВНД почти в пять раз меньше
иранского. Только Турция является реальным конкурентом Ирану в регионе Среднего
Востока и Центральной Азии (размеры ее ВНД на душу населения составляли в 2004
г. по обменному курсу и паритетам покупательной способности соответственно 3750
и 7680 долл.)[1].
Эти данные,
косвенно отражающие уровень покупательной способности иранского населения и
экономические возможности иранского государственного сектора, дают представление
о емкости иранского рынка, а получаемые доходы от экспорта сырой нефти (34,5
млрд.долл. в 2004г.), находящейся в собственности государственной компании, – о
финансовой платежеспособности государства.
Фактором,
положительно влияющим на расширение экономических связей Ирана и России,
является их территориальная близость. Несмотря на потерю общей сухопутной
границы, страны связаны через Каспийское море, являющееся закрытым водоемом.
Само географическое положение Ирана, имеющего выход к мировому океану,
объективно повышает интерес России к нему, как транзитной транспортной артерии,
в связи с потерей ряда портов на Черном море. Именно это привело к возникновению
и реализации транспортного проекта «Север-Юг», проведению своп-сделок по
поставкам нефти, в том числе российской, к иранским портам Персидского залива.
Иран –
страна, исключительно богатая природными ресурсами, особенно углеводородами. Для
России, также располагающей огромными запасами газа и нефти, востребованными
могут, прежде всего, оказаться запасы тех металлов, минералов и строительных
материалов, которые до распада СССР поставлялись из республик Центральной Азии.
Кроме того, российские газовые и нефтяные компании заинтересованы в расширении
своей деятельности на мировых рынках, в том числе и за счет участи в совместных
с Ираном нефтегазовых проектах.
Заинтересованность в расширении экономического сотрудничества отражается в
разработке совместных проектах, инвестиционной деятельности, в торговле между
двумя странами.
К
сожалению, несмотря на наличие позитивных факторов, объем товарооборота между
нашими странами не соответствует потенциальным возможностям. В 1991 г., т.е.
фактически в последний год существования СССР, внешнеторговый оборот составлял
1,4 млрд. долл., однако уже в 1992 г. он сократился до 453 млн. долл. Несмотря
на быстрый рост в последние несколько лет, его объем в 2004 г. составил лишь 2
млрд. долл. (в 2002 г. – 803,1 млн. долл., в 2003 г. – 1,4 млрд. долл.). Однако,
для молодого российского государства чрезвычайно важно, что оно имеет активный
баланс в торговле с Ираном. Российский экспорт в 2003-2004 г.г. в 20 раз
превышал импорт. Топливно-энергетические товары составляли в российском экспорте
чуть более 27%. Остальные товары – это, главным образом, продукция
металлургических, машиностроительных и химических заводов. Достаточно высок
уровень высокотехнологичных товаров, в том числе военной продукции. Заключенный
в конце 2005 г. контракт на поставку в 2006 г. зенитно-ракетных комплексов,
патрульных катеров и модернизацию СУ-24 и МиГ-29 оценивается в 1,4 млрд. долл.[2]
Для России, вставшей на путь экономической либерализации, ищущей свои ниши на
мировом рынке, это чрезвычайно важно. Необходимо отметить, что особенно это было
актуально в период, когда межхозяйственные связи СССР, как единого
экономического организма распались, России необходимо было восстановить
деятельность своего сильно усеченного хозяйственного организма за счет включения
в него необходимых хозяйственных потоков из других стран. Иран в определенной
мере стал для России одной из таких стран. Кроме того, он не рассматривал, в
отличие от большинства стран СНГ, Россию как традиционного донора, упрекая ее в
случае соблюдения ею (Россией) своих коммерческих интересов в имперских
амбициях, а строил отношения как партнерские.
Для Ирана
российский рынок представляет интерес как с точки зрения реализации своих
традиционных товаров, так и продукции промышленности, перед которой с начала
90-х годов поставлена задача увеличения экспортного потенциала. Так, крупнейшая
иранская автомобильная компания «Иран ходроу» адаптировала к климатическим
условиям России легковой автомобиль «Саманд» и планирует уже в 2006 г. поставить
3 тысячи автомобилей, увеличив поставки в течение 3-5 лет до 20 тысяч.[3]
Экономическое сотрудничество с Ираном в настоящее время значительно превосходит
по своей значимости и объемам торговые связи. Россия и Иран в настоящее время
находятся в поиске новых проектов, как двухсторонних, так и с привлечением
третьих стран, которые бы могли способствовать сбалансированному и комплексному
развитию обеих стран. Чрезвычайно важным является для России разработка Ираном и
начало реализации в 2005 г. перспективной 20-летней программы развития, в
которой ключевой проблемой является освоение новых современных технологий,
увеличение промышленных предприятий, использующих современные технические
достижения.[4]
Это ставит и перед Россией, поставляющей в Иран промышленную продукции и
технологии, задачу повышения конкурентоспособности своих экспортных услуг.
Обращает на себя внимание то, что в начале 2006 г. правительство России приняло
трехлетнюю программу экономического развития, которая в качестве основной цели
определила повышение конкурентности экономики в целом и российских компаний, в
частности. Возможно, что реализация этой программы, совпадающей по основным
направлениям с программой Ирана, поможет нашим компаниям, опираясь, в том числе
и на государственную поддержку, усилить свое присутствие на иранском рынке.
Каковы в
настоящее время основные направления экономического сотрудничества России с
Ираном, которые оказывают влияние на размеры нашего товарооборота, и их
перспективы?
В последние
несколько лет и иранские, и многие российские аналитики символом нашего
сотрудничества считают строительство АЭС в Бушере. Конечно, этот совместный
проект имеет не только экономический, но и геополитический аспект, став «болевой
точкой» во взаимоотношениях с мировым сообществом не только Ирана, но и России,
осуществляющей этот проект. Российско-иранское сотрудничество в области атомной
энергетики, безусловно, дает в руки не только Москве, но и в некоторой степени
Тегерану, возможности политического воздействия. В рамках данной статьи
ограничимся экономическим аспектом этого проекта. В связи с этим уместно
вспомнить, что первые соглашения о строительстве в Иране АЭС и сотрудничестве в
области мирного использования атомной энергии были подписаны (причем
одновременно, т.е. сразу же законодательно обозначив мирный характер проекта) в
1992 г., а в 1995 г. контракт на строительство АЭС в Бушере[5]
стоимостью 800 млн. долл. Это был период, когда атомная энергетика – одна из
наиболее развитых в России высокотехнологичных отраслей, оказалась без
перспектив на расширение, и, конечно, заключение контракта с Ираном было
экономически выгодно и для отрасли, и для экономики в целом. Реализация проекта
протекала для России с большими трудностями, т.к. она понимала, что появление
атомной энергетики облегчает появление научно-технических предпосылок для
создания ядерных военных разработок. Поэтому российская сторона, соблюдая
принятые на себя международные обязательства, вела строительство АЭС под
наблюдением МАГАТЕ, не поставляла «двойных» и «чувствительных» технологий,
постоянно ведя политический диалог с Тегераном с тем, чтобы последний выполнял
свои обязательства не только как член ДНЯО, но и взял дополнительные
обязательства, чтобы доказать мировому сообществу свои мирные цели при создании
атомной энергетики. Хотя возможная заинтересованность Ирана в обладании атомным
оружием объективно объяснима, так как в регионе оно уже есть, в т.ч. в Израиле,
и по периметру иранских границ находятся американские войска, Москва, конечно,
опасается появления ядерного оружия у Ирана, своего близкого соседа по крайне
неспокойному региону. Поэтому позиция России в отношении реализации данного
контракта является безупречной с точки зрения передачи военных технологий, так
как участие в проекте дает ей самой определенные возможности контроля за тем,
чтобы программа продолжала оставаться мирной, и приносит немалый экономический
эффект. В реализации контракта на строительство АЭС в Бушере задействовано около
300 российских компаний, считается, что благодаря контракту создано или
сохранено около 20 тысяч рабочих мест.[6]
Только на рабочей площадке в Бушере в настоящее время занято свыше 4 тысяч
человек, половина из которых – российские специалисты. Россия принимает участие
и в обучении иранского персонала, необходимого для эксплуатации энергоблока. К
2004 г. около 300 человек завершили обучение в России, 341 – на самой площадке
АЭС «Бушер».[7]
Чтобы исключить маловероятную, но сохраняющуюся возможность использовать
отработанное в Бушерском реакторе топлива в военных целях, Россия готова
принимать на свою территорию отработанное ядерное топливо согласно подписанному
межправительственному протоколу и соответствующему изменению к общему контракту.
Это изменение ставит в прямую зависимость загрузку реактора и обязательство
иранской стороны вернуть отработанное топливо в Россию (топливо готово к
отправке, его загрузка в реактор займет не менее полугода). Так как Иран
объективно заинтересован в создании собственного полного топливного цикла для
своих АЭС, Россия выступила инициатором создания совместного предприятия по
обогащению урана на российской территории. Иран заявил о своем намерении
построить новые АЭС, готовности привлечь в эти проекты заинтересованные страны.
Уже в 2004 г. российские компании провели работы по технико-экономической оценке
строительства второго блока АЭС. Перспективы развития атомной энергетики в Иране
делают возможным расширение присутствия в ней российских компаний с их опытом
работы в этой стране.
Не менее, а
может быть, и более перспективным представляется сотрудничество в области
электроэнергетики. У российских компаний накоплен большой опыт в строительстве и
модернизации электростанций еще в шахский период, а затем и в первые годы ИРИ,
когда завершались работы по ранее подписанным контрактам по электростанциям в
Исфагане и Ахвазе. На условиях «BOT» иранская сторона намерена расширить эти ТЭС
(«Шахид Мохаммад Монтазери» – 2х200 мВт. и «Рамин» – 2х315 мВт). Российский «Технопромэкспорт»
прорабатывает возможность своего участия. Из новых проектов наиболее реальным
является строительство ТЭС «Табас», которое по контракту привязано к работам по
обустройству угольного месторождения «Мазино». Работает совместная рабочая
группа для оценки перспективности строительства мини-ГЭС и соответствующей
технической базы. Новым направлением сотрудничества в области электроэнергетики
стало участие иранской «Таванир» и российской РАО «ЕЭС России» в проектах по
объединению энергосистем России и Ирана, а также транзиту и сезонному обмену
электроэнергией через Армению или Азербайджан. В конце 2004 г. был подписан
Протокол по синхронизации энергосистем России, Ирана и Азербайджана уже с
2006 г. Аналогичный проект разрабатывается с участием Армении. Также новым
направлением сотрудничества в этой отрасли стало совместное участие в
строительстве энергетических объектов в других странах. Так, Иран и Россия
принимают участие в строительстве Сангтудинских ГЭС-1 и ГЭС-2 в Таджикистане,
совместном строительстве ЛЭП на территории Азербайджана. Разрабатываются
перспективные планы создания единого прикаспийского энергетического кольца.
Территориальная близость стран обусловила заинтересованность в совместных
транспортных проектах, важнейшим из которых пока является «Север-Юг», призванный
обеспечить транспортировку товаров из Европы через Россию и Иран в Южную и
Юго-Восточную Азию. В Соглашении об МТК «Север-Юг», к которому присоединились
Россия, Иран, Оман, Индия, Белоруссия, Казахстан и Таджикистан, а также намерены
присоединиться более десяти стран Европы и Азии, Иран является страной
депозитарием Соглашения, имеет свой национальный секретариат. В рамках этого
Соглашения российская сторона ввела в эксплуатацию в 2004 г. железнодорожную
ветку длиной 51км от порта Оля до станции Яндыки, соединив порт с Приволжской
железной дорогой. Российские компании совместно с иранскими и азербайджанскими
участвуют в реализации проекта по строительству железной дороги «Казвин-Решт-Энзели-Астара».
Хотя МТК еще не начал работать на полную мощность, проект перспективен, но
потребует модернизации существующих и строительства новых железных дорог,
автодорог, обустройства портовых сооружений, и если согласно новой
правительственной программы Россия окажет гарантийную и финансовую поддержку
своим строительным и транспортным компаниям, то они смогут значительно расширить
свою деятельность в Иране, которая окажется выгодной России также и в качестве
транзитной страны для европейских и азиатских товаров.
Высокотехнологичной отраслью совместного сотрудничества является
аэрокосмическая. Россия принимает участие в создании спутника «Зохре».[8]
В октябре 2005 г. с российского космодрома в Плесецке запущен первый иранский
спутник совместного российско-иранского производства «Сина-1».[9]
Спутник предназначен для телекоммуникаций и научных исследований.
Приоритетным направлением экономического сотрудничества в Иране для всех стран
остается нефтегазовая отрасль. Россия – не исключение. Это сотрудничество
включает в себя как взаимодействие в рамках Форума стран-экспортеров газа, так и
конкретных инвестиционных проектах. По существу, прорвав блокаду санкций США
ILSA, российский «Газпром» в составе консорциума вместе с малазийской «Петронас»
и французской «Тоталь» начал и уже завершил работы по освоению 2 и 3 фазы
газоконденсатного месторождения «Южный Парс». Долевое участие «Газпрома» в этом
проекте (2 млрд. долл.) составляло 30%. Консорциумом построен в Ассалуйе
газоперерабатывающий завод, соединенный газопроводом длиной в 110км с двумя
буровыми платформами. Вероятно участие «Газпрома» в реализации проекта
строительства газопровода Иран-Пакистан-Индия. Российская «Татнефть»
зарегистрировала в 2005 г. совместную с «Фондом обездоленных» компанию на
свободной зоне Киш.[10]
До этого «Татнефть» на Кише создала ирано-российскую компанию «Tatneft Iran Oil
Company Kish», которая получила контракт на сейсмологическое обследование
месторождения «Монд», поставила технологии (для месторождения «Купал» локального
крепления скважин.[11]
Российский «Лукойл» с целью закрепления на иранском рынке приобрел 25% акций
геологоразведочного проекта «Анаран» у дочерней норвежской компании Norsk Hydro.
Иран заинтересован в участии «Лукойл» в разработке блоков на границе с
Азербайджаном, пока российская компания готова выступить лишь в качестве
оператора.[12]
Необходимо отметить, что многие из российских компаний не смогли получить
контракты, проиграв тендеры, главным образом из-за условий финансирования. Но
само их участие, а также то, что в этих тендерах участие принимали не только
крупные, а и небольшие компании, свидетельствует о растущем интересе российского
капитала к иранскому рынку. Постепенное совершенствование законодательной базы,
облегчающей коммерческое сотрудничество, активность постоянных
Межправительственных Комиссий по сотрудничеству, созданных российско-иранских и
ирано-российских торговых палат, совершенствование информационной базы об
импортно-экспортных возможностях каждой из стран, безусловно, не могут не
оказать своего позитивного влияния на дальнейший рост экономического
сотрудничества.
[1]
http://econ.worldbank.org/wdr
[2]
http://www.Lenta.ru/news/2005/12/26.
[3]
IRNA.27.12.2005.
[4]
Мохсен Резаи.Через двадцать лет Иран станет сильной и развитой страной.
ИРНА.13.12.2005.
[5]
Н.Мамедова, Ю.Федоров, В.Федченко. Иранская ядерная программа и
российско-иранские отношения. ИПМИ. Аналитические записки. 2003. N2. С.8.
Одновременно были согласованы планы заключения контрактов на строительство в
Иране урановой шахты и газоцентрифужного завода по обогащению урана. Однако эти
договоренности были отменены руководством России, в том числе и под нажимом США,
и контракты не были заключены.
[6]
Угрозы режиму нераспространения ядерного оружия на Ближнем и Среднем Востоке.
Под ред. А.Арбатова и В.Наумкина. Московский Центр Карнеги. М.2005.С.25.
[7]
http://www.polpred.com.tom6.
[8]
Нынешние аспекты сотрудничества Ирана и России.IRNA.5.09.2005.
[9]
IRNA.25.10.2005.
[10]
IRNA.27.09.2005.
[11]
Polpred.tom6.
[12]
там же.
www.iras.ir |