Российско-иранские экономические отношения
Экономические отношения России с Ираном имеют многовековую историю. Еще первые
русские княжества поддерживали связи с Востоком не только через торговый путь
"из варяг в греки", но и через магистраль Волга - Волжско-каспийский путь.
Это был
также один из старинных транзитных путей, связывавших северо-восточную Европу с
Персией. По свидетельствам арабских географов 1Х-Хвв. одним из крупных торговых
центров на этом пути был город Булгар. Этот путь становится основным для России
после монгольских нашествий ХШ-Х1Увв. В одной из гератских рукописей 1441г.
говорится о том, что ширазский купец Хаджи Шамс ад-дин Мохаммед в 1438г. с
большой прибылью вел торг в Поволжье, закупив там и европейские сукна и русские
льняные полотна. (1)
Крупные купцы, как правило, осуществляли не только торговую (2) миссию, но и
дипломатическо-политическую, и наоборот. Каждый из купцов, или из
государственных людей вез с собой грамоты от своих государей об установлении
дружбы и о разрешении на торговлю. Таким был, например, обмен послами и купцами
Москвы и Шемахи в 1465г. при Иване Ш, который в ответ отправил посольство
Василия Панина с купцами, среди которых был и купец Афанасий Никитин, ставший
известным своим "Сказанием о хождении за три моря". Особенно оживленной
становится торговля по Волжскому пути с Персией с начала ХУ1в., когда происходит
укрепление Московского государства, а в Иране образуется Сефевидское
государство. Сообщение крымского хана турецкому султану Сулейману 1 Кануни о
том, что в Москву в 1521г. прибыло шахское посольство, которое получило от
московского князя "много пушек, мастеров и доспехов" московский иранист
П.П.Бушев расценивал как первый письменно подтвержденный русско-иранский
дипломатический контакт". Карамзин писал о приезде в Москву посольств от
Тахмаспа 1 в 1552г( посольство Сеид Хосейна) и в 1561г. В 1569г. Иван 1У
отправляет в Иран Посольство Хозникова, которое везет 100 пушек и 500 ружей. в
качестве военной помощи Ирану для борьбы с Османской империей. Уже в 1583г. Иван
Грозный снова принимает "посла шаха Персидского".
Начиная с приезда в 1586г. в Москву посольства Анди-бека от шаха Ходабенде,
русско-иранские отношения приобретают характер регулярных дипломатических
отношений. Страны начинают обмениваться большими по численности посольствами,
которые затрачивают на проезд и пребывание по году- два, иногда больше. Это, как
правило, одновременно и торговые миссии. Постепенное налаживание более или менее
регулярных дипломатических и торговых отношений между Московским и Сефевидским
государствами повышало и заинтересованность европейских стран к использованию
Волжского пути в Иран и далее в Индию.
В эту пору, когда закладывались регулярные дипломатические отношения между
Московским и Иранским государством, Казань была официальным местом пребывания
европейских и иранских посольств перед их отъездом в Иран. Когда посольство
Хаджи Хосрова(1592-1594гг) из Сефевидского Ирана впервые получило письменное
право на беспошлинную продажу в пределах Московского царства иранскими купцами,
именно с Казани и началась реализация этого права. Хаджи Хосров в челобитной
Борису Годунову просил разрешения не брать "пошлин с товаров, оставленных им в
Казани для продажи на 500 руб".
ХУШ век внес значительные коррективы в характер взаимоотношений между Ираном и
Россией. Россия осуществляла имперскую по характеру модернизацию страны, начатую
Петром 1, которая требовала снижения до минимального уровня Османской опасности,
в том числе за счет установления протектората над территориями, на которые,
помимо Османской империи, претендовал и Иран. Но военно-политические события не
могли остановить взаимный интерес стран к торговле, особенно со стороны
набирающего силу российского предпринимательства. Так, по инициативе русского
правительства еще в 1758г. была создана "Компания для сбыта и обмена товаров с
Ираном сухим путем через Кизляр и водным -по Каспию". Под давлением купцов,
удививших в ней своего конкурента, компания уже в 1762г. была упразднена. В
записках российских консулов в Иране конца ХУШ-начала Х1Хв. отчетливо звучит
мысль о необходимости установлении государственной монополии на торговлю с
Персией, на расширение этой торговли, необходимой " для усиления наших
фабрик"(М. Скибиневский). (3) Но это свидетельство того, что торговля с Ираном
была делом, для купцов выгодным, и государство пыталось пополнить казну за счет
прибыльной торговли с Ираном.
После заключения Туркманчайского мира и формирования иранского государства в
нынешних его границах можно говорить о нарастающей тенденции расширения и
углубления экономических связей двух стран. Этот период наиболее изучен,
особенно с точки зрения экономических отношений. Анализ динамики и структуры
торговли между Ираном и Россией, сравнение этих показателей с торговлей Ирана со
странами Западной Европы позволяет сделать достаточно точно аргументированный
вывод о том, что торговля России с Ираном не носила характера торговой
экспансии. Вывоз из Ирана в Россию почти на всем протяжении Х1Хвека превышал в
2-3 раза российский экспорт в Иран, и только к 1900-1904г. тенденция изменилась.
Смена парадигм внешнеторгового баланса Ирана с западными странами произошла уже
в 1-й половине Х1Хв.(с 1: 6,5 до 2,8 :1, насчитано по оборотам через Трапезунд).
С 20-х годов ХХ века на масштабы и структуру экономических связей России и Ирана
в значительной мере стали оказывать политические причины. Но взаимовыгодность
этих связей пробивала себе дорогу и поддерживала экономические отношения между
нашими странами в самые различные исторические периоды.
В последнее десятилетие ХХв. отношения России и Исламской республики Иран
характеризовались динамичностью и поиском перспективных направлений
сотрудничества, которое многими представителями политической элиты России и
Ирана, хотя конечно и не всеми, определялось как стратегическое. Иран и Россия
имеют достаточно близкие позиции, связанные прежде всего с геополитической
ситуацией в регионе, примыкающем к их границам, проблемой Таджикистана,
расширения НАТО на восток и пр. Одной из главных государственных проблем,
стоящих в настоящее время как перед Ираном, так и перед Россией, является
сохранение государственной целостности, снижение уровня возможных сепаратистских
тенденций, которые могут нарушить баланс сил в регионе. Поэтому и в России, и в
Иране усилено внимание к внутренней региональной политике. Основные акценты в ее
проведении делаются на экономических и культурных аспектах. Именно они
способствуют более равномерному развитию различных регионов, усилению фактора
государственной принадлежности в формировании национальной идентификации. Эти же
акценты-главные в осуществлении перспективной структуры миропорядка в Ш
тысячелетии как "диалога цивилизаций".
Одним из факторов, который может способствовать развитию наших отношений, должен
стать такой, как координации позиций ИРИ и РФ в работе международных организаций
самого различного уровня. Участие в них - один из путей налаживания отношений с
потенциальными инвесторами, завоевания их доверия, и это чрезвычайно важно
сейчас для Ирана, для России, и для многосторонних инвестиционных проектов. И
Россия, и Иран заинтересованы в притоке иностранных инвестиций, эта
заинтересованность признана в качестве одного из приоритетов экономической
политики правительств Ирана и России.
Наиболее перспективные- это, конечно, проекты в области инфраструктуры, добычи
углеводородных ресурсов и их транспортировки. Учет интересов всех стран,
задействованных в этих проектах, обеспечит безопасность в регионе, в противном
случае может стать катализатором напряженности. Для реализации крупномасшабных
проектов большое значение имеет изменение позиций развитых стран к американскому
эмбарго на сотрудничество с энергетическим комплексом Ирана. И эти изменения
происходят. Недавний визит М.Хатами в Японию, где было подписано соглашение о
предоставлении консорциуму японских нефтяных компаний Japex, Inpex, Teicocu,
Itochu эксклюзивного права на разработку крупнейшего в мире нефтегазового
месторождения Азадеган, запасы которого оцениваются в 26 млрд. барр.- тому
свидетельство. Но прорыв в отказе от наложении санкций, и это не нужно забывать,
был начат с подписания соглашения с Ираном Российским "Газпромом" совместно с "Тотал"(
Франция) и "Петронас"(Малазийя). Именно после этого к иранским энергетическим
проектам стали присоединяться и другие страны.
Имеют все шансы выйти на международный уровень проекты в области нефтехимии. Эти
проекты могут представить интерес для российских компаний, особенно с точки
зрения возможностей регулировать структуру и направление товарных потоков в
регионе, включая юг России и примыкающие к Волге территории.
Одним из главных направлений сотрудничества как двух наших стран, так и
международных проектов, может стать создание транспортных сетей, соединяющих не
только Иран и Россию, страны региона, но и Европу с Юго-Восточной Азией. В
создании комплексной инфраструктурной сети, включающей все виды транспорта и
средства связи, заинтересовано мировое хозяйство, которое с началом
функционирования этих сетей будет заинтересовано в их безопасности- военной,
технологической, экономической, экологической. Весьма перспективными для
являются программы ЭСКАТО, в том числе проекты, касающиеся развития
инфраструктуры наземного транспорта. Программы по созданию, строительству и
модернизации транспортных сетей Евразии разрабатываются с учетом постепенного
подключения к ним Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Ассоциации
регионального сотрудничества стран Южной Азии(СААРК), Организации Экономического
Сотрудничества (ОЭС). С 1997г. начала работать специальная программа СПЕКА,
разработанная ЭСКАТО и Европейской экономической комиссией ООН (ЕЭК). Особенно
актуальным для России и Ирана являются проекты по реализации маршрута 5-
Хельсинки-Москва-Рязань-Волгоград-Астрахань-Теджен-Бафк-Бендер-Аббас.
Активизация деятельности России и Ирана даже только в разработке перспективных
для каждой из стран и всего региона в целом проектов может быть стимулом для
увеличения инвестиционных вложений международных организаций, для более
органичного вхождения наших стран в региональное экономическое пространство.
Перспективность в этом отношении вовлечения в проекты и использования Волжского
пути и Волжского направления является очевидной, так же как и участие Татарстана
в реализации Соглашения о транспортном коридоре "Север-Юг", подписанном в
сентябре 2000г. Россией, Ираном и Индией на П-й международной конференции по
транспорту в Санкт-Петербурге. Потенциально привлекателен и сам иранский
транспортный рынок. Показательна в этом отношении активность польской компании
"Караван". (4)
Привлекательность экономического потенциала Ирана для расширения экономических
связей с ним определяется не только его значительными природными богатствами,
выгодным географическим положением, которое дает основание определять его как
"доминантную ось" в Азии, но и состоянием его экономики. Восстановлена динамика
роста ВВП последнего десятилетия, замедлившаяся в 1998г.- начале 1999г. в
результате падения цен на нефть (до самого низкого за последние 20 лет уровня).
В конце 1998-начале 1999г. ситуация в Иране характеризовалась как кризисная.
Прогнозировалось дальнейшее ухудшение ситуации, но изменение цен на нефть
переломило кризисные тенденции. Рост ВВП за 1999г. составил 2,1%.
Макроэкономические показатели Ирана и России, являющиеся наиболее обобщенной
оценкой экономического потенциала стран, вполне сопоставимы. Конечно, по общему
объему ВВП Россия, население которой в 2,3 раза превышает население Ирана (в
1999г. в России-147 млн. чел, в Иране-63 млн. чел.) значительно ( в 3,3 раза)
превосходит ВВП Ирана. В 1999г. ВВП России оценивался МВФ в 332,5 млрд.долл.,
т.е. Россия по объему ВВП находилась на 16 месте в мире. ВВП Ирана в расчете по
экспортному курсу риала составлял 110,5 млрд.долл( 33 место).
Однако по такому показателю как ВВП в расчете на душу населения разница между
нашими странами не столь значительна. В 1999г. по Ирану ВВП на душу населения
составил 1760 долл., по России этот показатель составил 2270 долл, т.е. превышал
иранский уровень на 29%. Еще меньшей оказывается эта разница при подсчетах ВВП
на душу населения, исходя из покупательной способности национальных валют. В
Иране он в 1999г. составлял 5163 долл., в России-6339 долл., т.е. превышение на
22,8%. (К сожалению, обе страны по этому показателю занимают низшие места в
списке стран мира ( Иран-95, Россия-80, лишь немногим опережая Турцию с ее 6126
долл. и 82-м местом).
Увеличивается не-нефтяной экспортный потенциал Ирана. Прогнозируется, что
промышленный экспорт в 2000г. составит 2,7 млрд.долл. Постепенно наращивается
экспорт технических услуг. Так, в 1998г. иранский экспорт технических услуг в
Казахстан составил 345, Индию - 190, Ливию- 160, Зимбабве- 120, Сирию-90
млн.долл. Услуги включают в себя помощь в строительстве объектов гражданской и
промышленной инфраструктуры -от домов до аэропортов, трубопроводов, в добыче и
транспортировке нефти. В ближайшие годы Иран, который сейчас осуществляет
экспорт технических услуг в 18 стран, доведет его объем до 1 млрд.долл. (5) Это-
относительно новое явление для экономического потенциала Ирана, которое может
сыграть позитивную роль в расширении российско-иранского сотрудничества.
Позитивным для наращивания связей фактором является совпадение основных
тенденций экономической политики России и Ирана. В перспективе с наибольшей
долей вероятности, будет продолжена дальнейшая либерализация, поощрение рыночных
механизмов, облегчающих взаимодействие с мировым рынком и друг с другом. Россия
и Иран, преодолев последствия кризиса, выработали во многом совпадающие
стратегические перспективы развития.
И Россия и Иран в качестве одной из целей своей экономической и политической
стратегии видят увеличение экономического сотрудничества, объемы которого пока
не удовлетворяют обе стороны. Кроме месторождения "Южный Парс", в котором
задействован "Газпром", предполагается участие российских компаний и в других
масштабных проектах. Стали расти и объемы товарооборота, которые до этого года
составляли в среднем 500-550 млн.долл., т.е. были ниже, например, чем у каждой
из наших стран с Турцией. В 2000г. только экспорт из России составит не менее
700 млн.долл. (6) Вероятно можно прогнозировать увеличение экономического
сотрудничества по линии военных поставок. Подписание в ноябре 2000г. соглашения
между ЦБ России и Ирана о порядке взаимодействия в интересах развития
торгово-экономического сотрудничества, протокола о намерениях, касающегося
открытия коммерческими банками наших стран своих дочерних офисов в России и в
Иране,- безусловно расширят кредитно-финансовую базу экономических и иных
связей.
Постепенно Иран отлаживает законодательную базу, необходимую для привлечения
иностранного капитала. Прямые иностранные инвестиции освобождаются от
налогообложения на 15 лет, разрешен беспошлинный ввоз инвестиционных товаров,
либерализован процесс перевода прибыли в иностранные банки, экспортный курс
риала приближен к рыночному, по сравнению с мировым рынком в Иране дешевые
инфраструктурные услуги. Согласно новым дополнениям к правилам об управлении
свободными торгово-экономическими зонами иранское правительство взяло на себя
функцию гаранта компенсационных выплат иностранному инвестору в случае
национализации его собственности. В свободных зонах разрешено создание отделений
иностранных банков, смешанных компаний и банков, производственных компаний со
100% иностранным капиталом. Правда, следует отметить, что до сих пор продолжает
существовать ряд ограничений как на сферы деятельности иностранного капитала,
так и на организационные формы реализации инвестиционных проектов.
Назрела необходимость углубления сотрудничества путем более интенсивного
сотрудничества на уровне отдельных регионов. Начиная с 90-х годов
межрегиональное сотрудничество все более активизируется и диверсифицируется. Это
и торгово-промышленные выставки, и обмен делегациями, заключение соглашений и
контрактов, проведение совместных конференций и семинаров, позволяющих
устанавливать связи и обмениваться научной, в том числе и экономической
информацией, необходимой для развития культурного и торгово-экономического
сотрудничества.
В 1999г. были подписаны Меморандум и Соглашение о сотрудничестве между Исфаганом
и Санкт-Петербургом. Особенно активную заинтересованность в сотрудничестве с
регионами России проявляют прикаспийские провинции Ирана. Так, в Гиляне была
проведена выставка Астраханской области. Астрахань активно сотрудничает и с
Мазендераном. Достигнут ряд договоренностей о сотрудничестве между Кировской
областью и Восточным Азербайджаном. Подписанный этими регионами Меморандум о
сотрудничестве включает установление деловых связей в деревообрабатывающей,
нефтехимической и металлургической отраслях, об учреждении торговых домов в
Кирове и Табризе. Установлены деловые контакты между Хоросаном и Свердловской
областью, между республикой Коми и останами Гилян и Мазендеран. (7) Но к
сожалению, пока еще уровень межрегионального сотрудничества еще далек от
оптимального. К числу причин, тормозящих это развитие, необходимо отнести
крайнюю недостаточность информированности и отсутствие полноценной правовой
базы.
При сохраняющейся в России не разработанности правовых норм, явной
недостаточности четкого разграничения полномочий федеральных и региональных
структур Татарстан является удачным исключением, подписав в 1994г. Договор о
разграничении полномочий. Это позволило Татарстану уже с 1995г. установить
постоянные дипломатические, культурные и экономические контакты с ИРИ. Татарстан
является одним из наиболее развитых регионов, располагающим достаточно высоким
потенциалом по многим параметрам- индустриального развития, уровню аграрного
сектора, культурного и научного, для которого расширение экономических связей с
Ираном несомненно будет способствовать еще большему наращиванию его
экономического потенциала. Располагаясь на Волжском пути, значение которого с
потерей Россией многих южных морских дорог, все больше возрастает, Татарстан
заинтересован в активизации этого маршрута, позволяющего связать через Иран
Европу с Персидским заливом. Возможно, определенная культурно-религиозная
общность с народами Ирана, поможет именно Татарстану внести свой вклад и в
развитие российско-иранского туристического бизнеса, который до сих пор
находится еще в зачаточном состоянии. Огромную роль в развитии экономических
связей имеют исторические традиции, знание национальных особенностей
коммерческой этики, менталитета населения стран. Поэтому Казань всегда играла
значительную роль в развитии наших экономических связей с Ираном, и в настоящее
время имеет все возможности стать регионом, способным обеспечить прорыв в
наращивании этих связей.
Казань в Х1Х в. была одним из трех главных центров иранистики, от развития
которой безусловно зависит развитие отношений с Ираном, и не только культурных,
религиозных, но и экономических. Московские иранисты надеются, что правительство
Татарстана возродит славу Казани как востоковедного центра и готовы принять
самое активное участие в этом процессе.
1- Заходер Б.Н. Ширазский купец на Поволжье в 1438г.-"Краткие сообщения
Института востоковедения АН СССР",1955,стр.14-19.
2- П.П.Бушев.История посольств и дипломатических отношений русского и иранского
государств в 1586-1612гг."М.1976,стр.36.
3- Н.Г.Куканова.-в сб."Иран",1973.стр.181-184.
4- Коммерсант Деньги, 25.10.2000.
5- Iran Exports, 1999,N58,p70-72.
6- Коммерсант Деньги,25.10.2000.,N42
7- Коринф,Еженедельник внешнеторговой информации.2000,26, стр.16.
www.iras.ir |