Санаи:
Отношения Ирана и России
С
началом 20-го века и формированием большевикского государства в конце второго
десятилетия этого столетия , а также с активизацией деятельности партии "Тудех"
("Народная партия" ) в Иране и после этого , события , произошедшие во время
Второй Мировой войны между Ираном и Россией , наложили большую тень на отношения
СССР с Ираном , который находился в Западном блоке и являлся основным союзником
Америки в регионе . И только с распадом Советского Союза и уменьшением
притязаний России и СССР на мировом уровне произошло потепление в отношениях
между этими двумя государствами , между ними появилось больше взаимопонимания и
расширился обмен в различных политических , культурных и экономических областях
. Наиважнейшим событием было то , что эти два государства уже не чувствовали
угрозы со стороны друг друга , а наоборот , видели себя союзниками в отношении
внешних угроз .
Объективизм во внешней политике Ирана по прошествии десятилетия со времён
Исламской Революции , а также преодоление короткого периода западной
направленности в России после распада Советского Союза , также помогло процессу
большего развития и укрепления отношений между этими странами . В течение
последних пятнадцати лет Исламская Республика Иран уделяла огромное внимание
своим отношениям с Российской Федерацией . Фундамент развития этих отношений был
заложен в последние годы существования СССР и во время визита господина Хашеми
Рафсанджани , в то время занимавшего пост Главы Меджлиса Исламского Совета , в
1368 г по хиджре ( 1989 г н. э. ) . Во время этого визита были достигнуты
многочисленные соглашения для развития отношений между двумя государствами в
области экономики и обороны . После этого , с заключением межгосударственного
договора на сумму 800 млн. долларов о завершении АЭС в городе Бушехр , а также
попытками Ирана расширить экономические и военные отношения с Россией для
возмещения проблем , возникших в его взаимоотношениях с Западом , отношения
между этими двумя государствами приобрели ещё большую чувствительность и
значимость . Хотя именно эта чувствительность стала причиной возрождения той
самой особенности , по которой Иран в течение всего 19-го века находился в
качестве фишки в международной шахматной игре между двумя игроками – Россией и
Западом ( Европой ) . Однако в этот раз со стороны Запада вместо Европы . Именно
Америка является здесь главным игроком одной из сторон , но конечно , и Иран в
этой партии уже является не той пассивной фишкой , а активным игроком .
И хотя
вышеупомянутая особенность считается отрицательным моментом в отношениям между
двумя государствами , но , не смотря на это , в течение последних пятнадцати лет
двусторонние отношения между этими странами носили крайне значимый характер . Со
стороны России , сомнения , правившие этой страной в первые годы после распада
СССР и во время преобладания западной направленности в её внешней политике ,
были ликвидированы , начиная с 1996 г и с приходом Евгения Примакова в качестве
Министра иностранных дел России . С приходом к власти Владимира Путина в конце
второго тысячелетия н. э. взаимоотношения с Ираном , и , более того ,
одновременная направленность и на Запад , и на Восток , стали неотделимой
частью внешнеполитического курса РФ . Попытки создания многополюсного мира и
предотвращения однополюсной направленности , распространяемой США в мире , чётко
прослеживается в теоретическом документе о внешней политике РФ , принятом в
2000 г . В этом документе основные принципы , которые описаны в многочисленных
более ранних документах , здесь были собраны в определённом ясном порядке . Во
внешнеполитической теории РФ указано на то , что однополюсная структура мира
подпитывается насильственным экономическим давлением со стороны США .
Без
сомнений , этот взгляд России полностью совпадает с взглядами Ирана во
внешнеполитической сфере . Однополюсная направленность в международной сфере
очень сильно отрицается , как во внешнеполитической теории прежнего Президента
ИРИ - господина Сейед Мохаммада Хатами , представленной в рамках "Разговора
цивилизаций" , так и в последний период и после прихода к власти настоящего
Президента , господина Махмуда Ахмадинежада .
Экономический обмен между странами вырос из примерно 600 млн. долларов за
половину 1990-ых до около 2 млрд. долларов в 2004 г . Российский экспорт в Иран
, составляющий главную часть этого обмена , представляет собой продукцию
Железоплавильного завода , оборудование для АЭС , плавучие конструкции и
платформы , бумагу и картон , а также военное оборудование . Из иранского
экспорта в Россию можно назвать фрукты , фисташки , продукты из зелени и фруктов
, табак , горнорудные полезные ископаемые и некоторые виды строительных
материалов . И хотя Иран ещё не занимает значимого места на российском рынке и
объём экспортной продукции составляет в 20 раз меньше импортируемой из России
продукции , но существует весьма благоприятная почва для экспорта фруктов и
разнообразных видов продуктов из фруктов , а также строительных материалов .
Важной
ступенью экономического сотрудничества между странами , находящейся на стадии
исполнения , является российское капиталовложение в газовое месторождение в
Южном Парсе , а также сотрудничество с российской компанией "Текнопромэкспорт" в
построении второй фазы электростанции им . Шахид Монтазери . Наикрупнейшая
автомобилестроительная компания Ирана "Иран-ходро" также приспособила свой
автомобиль "Саманд" к климатическим условиям России и намерена в 2006 г.
экспортировать в Россию три тысячи этих автомобилей . Эта цифра увеличится за
следующие 3 – 5 лет до 20 тыс. автомобилей .
Построение АЭС в Бушехре , начатое в 1995 г на основании межправительственного
договора на сумму 800 млн. долларов , продолжается . В настоящее время этот
проект с участием около 300 российских компаний и примерно 2000 российских
специалистов находится на стадии исполнения . В 2004 г российские компании
провели техническую и экономическую оценку проекта построения второй фазы этой
АЭС .
Кроме
ТЭС им . Шахид Монтазери в Варамине , продолжается сотрудничество в области
электроэнергии по построению ТЭС Табас , которая будет действовать согласно
договору по эксплуатации залежей каменного угля "Мазина" . Новое направление в
сотрудничестве в области электроэнергии связано с сотрудничеством российской
компании "РААВ" с иранской компанией "Таванир" по проектам сопоставления
российских и иранских электростанций , а также по сезонному транзиту и обмену
электроэнергией через Армению или Азербайджан . Согласно договору , подписанному
в 2004 г между электростанциями Ирана , России и Азербайджана , упомянутые
электростанции начнут сотрудничество в 2006 году . В этой области продолжается
сотрудничество в строительстве энергетических центров в других странах , таких
как Таджикистан и Армения . В авиакосмической сфере также Россия принимает
участие в построении иранского спутника "Зохре" . В октябре 2005 г первый
совместный Российско-иранский космический корабль под названием "Сина – 1" был
запущен в космос с целью проведения научных исследований и установления
телевизионной связи .
Ещё
одной важной областью сотрудничества между этими странами является связь и
перевозки . До настоящего времени большая часть российского экспорта в Иран
осуществлялась посредством железнодорожных путей до Астрахани , а затем - через
Каспийское море до иранского побережья . Иранские грузы также на корабле
поставляются до Махачкалы , а затем - на поезде в центральную часть России . До
начала 1990-ых гг перевозки грузов осуществлялись посредством железной дороги и
через Южный Кавказ ; и 90 % этих грузов составляли транзитные грузы из Китая и
Японии , следующие в Европу . Но сейчас перевозка грузов по железной дороге
возможна лишь с пограничной станции Сарахс и через Туркменистан . По причине
различия в ширине железнодорожного полотна России и Ирана , на этой станции
налажена установка замены колёс с объёмом обслуживания 200 вагонов в день.
Главным вопросом перевозок между двумя странами на сегодняшний день
является вопрос о транзитном коридоре "Север – Юг" . Планируется , что этот
маршрут будет снабжать перевозку грузов из Европы через территорию России и
Ирана в Южную и Юго-Восточную Азию и обратно . Соглашение о создании этого
транзитного пути было подписано Россией , Ираном , Оманом и Индией , к нему
также присоединились Беларусь , Казахстан и Таджикистан , а также более десяти
европейских и азиатских стран объявили готовность присоединиться к этому
соглашению . Расширение путей этого коридора даст возможность перевозить десять
миллионов тонн грузов через территорию Ирана , что в четыре раза больше объёмов
, перевозимых на сегодняшний день. Расширение транзитного коридора "Север – Юг"
создаёт систему наблюдения за созданием судоходного маршрута на Каспийском море
и развитием портовой системы обоих государств , строительством автомагистрали
вокруг Каспийского моря и развитием железнодорожных линий стран - участниц .
В
будущем можно будет рассмотреть возможность строительства судоходного канала
между Каспийским морем и Персидским заливом . В прошлом в Иране рассматривался
такой проект , с исполнением которого в географии морского судоходства мира
произойдут перемены , сходные с прогрессом , связанным со строительством
Суэцзского и Панамского каналов . Из всего сказанного можно сделать вывод ,
что не смотря на существование проблем на различных уровнях и в различных сферах
, в отношениях двух стран существует возможность расширения и прогресса . Одной
из главных особенностей взаимоотношений между Ираном и Россией , которая может
подготовить почву для значимого роста , является то , что экономики этих двух
стран дополняют друг друга , и поэтому существует хороший фундамент для роста
торгового обмена , взаимных капиталовложений и участия в проектах по
грузоперевозкам , а также сотрудничества в области различных видов энергии .
Здесь
можно перечислить некоторые препятствия для развития отношений между этими
странами . В то время , как отношения Ирана и России в течение последних двух
десятилетий постоянно шли путём расширения , однако всегда среди некоторых
аналитиков и наблюдателей за процессом развития этих взаимоотношений
существовала своеобразная отрицательная интерпретация происходящего . С
иранской стороны , одна из групп имела сомнения по поводу России в качестве
надёжного партнёра на длительный период . В этой области , с одной стороны , они
указывали на отрицательную роль Российской империи и СССР в жизни Ирана на
некоторых этапах истории и были убеждены в том , что современная Россия также
использует Иран в качестве орудия для налаживания нужного вида отношений с
Америкой и Европой , то есть , другими словами , превратила Иран в фишку для
шантажа и получения выгод от Америки .
Со
стороны России , также некоторые аналитики выдвигают вопрос о том , что в то
время , когда объём обмена между двумя странами ничто по сравнению с обменом
между Россией и другими странами , он ещё и состоит главным образом из
чувствительных стратегических и проблематичных наименований . Эта группа
утверждает , что Иран преследует лишь цель снабжения себя тем видом продукции ,
которую не может закупить у других стран , и трактуют поведение Ирана к
российскому рынку как выборочное .
На
практике также существуют препятствия на пути расширения взаимоотношений между
этими странами . Одним из них является отсутствие ясных взаимоотношений и
сотрудничества между банковскими системами двух стран , что сталкивает торговцев
и предпринимателей с множеством проблем в заключении сделок , и многие крупные
соглашения затягиваются из-за длительного периода , требующегося для разрешения
банковских вопросов и открытия необходимого банковского счёта .
Следующей помехой можно назвать недостаточность и , в некоторых случаях ,
неправильность информации торговцев и предпринимателей двух стран о рынках друг
друга . В то время , как существуют огромные возможности для сотрудничества
торговцев двух стран на межнациональном и региональном уровнях , отсутствие
исторического представления у предпринимателей обеих стран , а также отсутствие
центров по правильному информированию в этой сфере являются препятствиями на
пути расширения отношений между нашими странами . И это тогда , когда при
посольствах обеих стран действуют торговые представительства !
Ещё
одним из главных препятствий на пути развития взаимоотношений этих стран ,
которое , возможно , более ощутимо с иранской стороны , является отсутствие
специализированных кадров в этой области . К сожалению , большинство
политических , культурных , экономических и торговых органов Ирана сталкиваются
сегодня с проблемой отсутствия или нехватки специалистов , владеющих русским
языком и знакомых со сферами работы в России . Конечно , были приняты меры и
различные университетские и частные организации начали деятельность в этой
области ; и они должны серьёзно стать предметом внимания и поддержки государства
.
Принимая во внимание сказанное в этой статье , можно сделать вывод , что хоть
отношения двух государств в различных сферах носят различный характер и по
разному реагируют на необходимость сотрудничества между обоими государствами и
давление международных факторов , однако это доказывает , что Российская
Федерация и ИР Иран обладают почвой , необходимой для двустороннего
сотрудничества и его развития , а также больше прежнего обладают
взаимопониманием по региональным и международным проблемам . В таких условиях
необходимо серьёзное всестороннее расширение обмена между двумя странами , а
также увеличение объёмов этого обмена , что может помочь установлению большей
стабильности во взаимоотношениях между нашими странами.
Необходимость
предпринятия новых шагов
1) Если не
принимать во внимание проект по созданию газового союза , предоставленный России
Исламской Республикой Иран , а также некоторые проблемы на пути к запуску АЭС в
городе Бушехре , то , без сомнения , положительный голос России в отношении
принятия двух резолюций ( № 1737 и 1747 ) Советом Безопасности в деле о ядерном
досье Ирана , а также отсылку противовоздушных ракет "Тур.М-1" , можно считать
двумя главными событиями , произошедшими в отношениях между двумя странами в
течение прошедшего года . В этой короткой статье эти два факта будут
использованы в качестве показателей с целью разъяснения уровня и качественного
показателя политических отношений ИР Иран и Российской Федерации .
2)
Отношения Исламской Республики Иран и Российской Федерации можно рассматривать
на различных уровнях . На двустороннем уровне , после распада Совесткого Союза
произошли самые серьёзные изменения в истории двусторонних отношений между этими
странами в течение нескольких сотен лет . Впервые за этот промежуток времени
растаял лёд в отношениях между этими странами , и Иран и Россия из двух
соперников , и даже иногда врагов , превратились в двух сотоварищей и партнёров
. Атмосфера в отношениях между двумя странами за последние 15 лет стала более
тёплой и дружественной и привела к росту уровня обмена между ними . В этой же
области показатель политического обмена двух государств с примерно 500 млн
долларов во второй половине 90-ых гг достиг 2 млн долларов за последние два года
.
Отношения
между странами расширяются во всех сферах политики , экономики , промышленности
, торговли и культуры , и оба государства считают друг друга дружественной
стороной .
Можно
составить длинный список взаимосотрудничества двух стран в различных областях .
Позиции
России и Ирана в вопросах , связанных с центральноазиатским и кавказским
регионами , пртивостоянием расширению НАТО на восток , проблемами в Ираке ,
Палестине и Ливане , являются общими .
Членство
России в Организации Исламская Конференция в качестве члена-наблюдателя , и
одновременно такое же членство Ирана в Организации Экономического Сотрудничества
Шанхай говорит о желании двух стран играть более активную роль в регионе .
Россия попыталась с помощью некоторых показателей , таких как принятие прихода к
власти Хамаса , а также официальное признание Хизбуллаха в Ливане в качестве
нетеррористической группировки , доказать исламским государствам , что в своей
внешней политике является независимой и не руководствуется решениями , принятыми
Америкой и Западной Европой , а также привлечь таким образом доверие исламского
мира для расширения многосторонних отношений и исполнения более активной роли на
Среднем Востоке .
С другой
стороны , Россия наряду с Китаем открыла новый фронт безопасности в рамка
Организации Экономического Сотрудничества Шанхай и языком этой организации
объявила своё прямое несогласие с продолжением присутствия вооруженных сил
Америки в регионе . Иран также в качестве региональной державы , сфера
могущества которой также расширилась в последние годы , была и есть сотрудником
, достойным доверия России , по всем вышеуказанных вопросам , как в области
Центральной Азии и Кавказа , так и в самой России в отношении проблем на Среднем
Востоке и в мире ислама .
На
международном уровне также взгляды России и Ирана близки . Противостояние
однополюсному строю и узаконивание гегемонии одной сверхвласти , а также
совместные попытки сказать , что такая политика приведёт к возникновению
двойных стандартов и усилению трений в кризисных точках мира ; независимая
политика в сфере внешней политики и , в результате , реагирование на процессы ,
которые совместно создаются Америкой и Западной Европой ; и , в конце концов ,
вера в многообразие и множественность цивилизаций , а также в то , что структура
международного строя в принятии своих решений должна служить многообразию и
основываться на разговоре цивилизаций и религий , - всё это входит в число
совместных позиций Ирана и России в международной сфере . Обе страны также
находятся в схожей позиции относительно борьбы с терроризмом и торговлей
наркотиками в различных странах мира .
3) Конечно
, отношения Ирана и России могут быть рассмотрены также и с точки зрения их
неполного развития и неуспешного продвижения .
Этот взгляд
не столько преследует своей целью поиски виновного среди двух стран или же групп
и органов , связанных с этими взаимоотношениями , сколько попытается
предоставить своеобразное реалистичное видение ожиданий каждой стороны и
возможные пути как можно большего развития взаимоотношений .
Если
вернуться к различным уровням с точки зрения важности взаимоотношений двух стран
, то можно заметить , что взгляд Ирана на отношения с Россией начинается с
международного уровня и заканчивается двусторонним уровнем , в то время , как со
стороны России наблюдается обратный порядок с точки зрения первоначальности и
значимости . Потребность Ирана в России больше проявляется на международном
уровне , а затем – на региональном , в двусторонних отношениях также Иран больше
обращает внимание на сферы , связанные с региональной и международной
безопасностью страны , в то время , как Россия считает , что на международном
уровне она не нуждается в Иране . У России нет принципиальных проблем с
официально существующей структурой международного сообщества , и она даже
пытается укрепить его ; у неё глубокие корни в Византийской цивилизации , что с
точки зрения исторического обличия относит её к западному фронту .
С
региональной точки зрения Россия также имеет особое представление о
сотрудничестве с Ираном . То есть она наметила некий уровень сотрудничества с ИР
Иран и не очень согласна с присутствием Ирана на главных аренах регионального
сотрудничества .
Несогласие
с полным членством Ирана в Организации Экономического Сотрудничества Шанхай и
неформирование какого-либо экономического или политического регионального союза
, в котором бы Иран и Россия , оба , имели членство , свидетельствует об этом
факте .
С другой
стороны , Россия видит в Иране потенциального серьёзного регионального
противника в сфере передачи и экспорта энергии и серьёзно рассматривает этот
элемент в принятии своих решений .
Именно
поэтому предложение духовного лидера Ирана России в области создания газового
союза в регионе настолько важно , и реализация этого проекта повысит уровень
могущества Ирана и России в регионе и в мире . Хоть в России и имели место
различные реакции на это предложение , но если дипломатический и
внешнеполитический аппарат Ирана сможет серьёзно лоббировать в этой области , то
фактор соперничества и возможных трений может превратиться в почву для более
расширенного сотрудничества на региональном и международном уровнях .
Россия
преследует расширение своих взаимоотношений с миром ислама и в этой области она
отводит значительное место Ирану . Иран должен опасаться того , чтобы его трения
с арабскими государствами не навредили его региональному сотрудничеству с
Россией .
4)
Ограниченность уровня двустороннего обмена является явным недостатком в
двусторонних отношениях Ирана и России . Общий объём сегодняшнего обмена между
этими странами только на немного выше уровня обмена между СССР и Ираном в 1974
году ! И это в то время , когда уровень обмена между Россией и Турцией
составляет более 10 млрд долларов , а между Россией и Израилем - более 6 млрд
долларов . Удивительно то , что из этого невысокого показателя , около 1.5 до 2
млрд долларов , только одна двадцатая приходится на долю экспорта из Ирана в
Россию !
Естественно
, в условиях , когда Россия освободилась от прежней политики раздела полюсов и
строит свои отношения с другими странами в рамках внешней политики ,
направленной на практику , такой уровень обмена не является хорошим показателем
при определении места Ирана во внешней политике России . И это в то время ,
когда двусторонние потребности Ирана и России друг в друге насктолько велики ,
что это делает возможным достижение уровня обмена до десяти раз больше
существующего на сегодняшний день .
5) Одним из
основных вопросов , волнующих сегодня иранских авторов и аналитиков , является
то , можно ли доверять России или нет . В ответ на этот вопрос некоторые
указывают на постоянно повторяющееся присутствие и вмешательство России во
внутренние дела Ирана в течение прошлых столетий , а также глубокие
экономические и социальные проблемы , существующие на сегодняшний день в этой
обширной стране . Как будто Иран стоит перед выбором , что же выбрать –
отношения с Россией и расширение взаимодействий с Западной Европой или же
установление отношений с Америкой . Некоторые сторонники и противники отношений
Ирана и России всё ещё не вышли из аналитических рамок периода холодной войны .
Достаточно обратить внимание на то , что объём сегодняшнего обмена России с
Турцией , главным союзником Америки в регионе , в более чем пять раз превышает
уровень обмена Ирана и России , а Индия считается стратегическим союзником
России и является членом-наблюдателем в Организации Экономического
Сотрудничества Шанхай , в то время , как установила глубокие и расширенные
отношения с США . Именно такой одно-многополюсный или двух-многополюсный мир
даёт государствам такую возможность .
Взгляды ,
существующие во внешней политике Ирана и России в очень многих вопросах
совпадают или похожи , их взаимопотребности также многочисленны . Обе страны
также в течение последних 15-ти лет достаточно и в отношении многих вопросов
показали своё стремление к расширению сотрудничества . Россия в течение прошлого
года с относительной стабильностью в строительстве АЭС в Бушехре ,
многочисленными попытками недопущения передачи ядерного досье Ирана в Совет
Безопасности ООН , и особенно с отсылкой ракет противовоздушной обороны
"Тур.М-1" , показала своё желание защитить Иран и противостоять односторонним
решениям в международных вопросах .
Сегодняшняя
Россия – это не Советский Союз , завязанный в холодной войне , который обладает
равными силами для маневрирования на международной арене , и не Российская
Федерация 1990-ых годов , которая настолько завязла в своих внутренних проблемах
, что не может присутствовать при решении международных проблем . Кажется , что
более реалистичные данные о сегодняшней внешней политике России и её месте в
международном строе даст нам более точное представление об отношениях между
Россией и Ираном .
Сергей
Лавров , Министр Иностранных Дел России , в статье , опубликованной им недавно в
московском еженедельнике , указывает на некоторые черты сегодняшней внешней
политики России . Он убеждён , что в мире "как истекло время прошлых
обязательств , основанных на идеологическом и цивилизационном единстве , так и
снизилась потребность в одностороннем лидерстве" . Он также уверен , что
"сегодняшняя Россия обладает хорошей внутренней стабильностью , и ни одна из
главных международных проблем не может быть решена без присутствия России" .
Подобные
высказывания также много раз провторялись , в том числе в Мюнхене Президентом РФ
, Владимиром Путиным , что говорит о существовании серьёзной самоуверенности в
сегодняшней России и что в большой степени является результатом политики двух
президентских периодов в этом государстве , а также проистекает из повышения
цены на нефть и роли России в снабжении мира энергетическими ресурсами .
Сергей
Лавров считает независимость внешней политики России обязательной чертой и
неизбежным условием . Кроме всего сказанного , следует иметь ввиду , что если
прагматизм является главной особенностью современного политического курса России
, то , возможно , сегодня в мире немногие страны могут считаться более
практически настроенными , чем государство России .
Президент
этой страны в 2000 г заявил , что постарается до 2010 г сравнять уровень
годового дохода в стране с точки зрения благоустройства с уровнем самой
низкоразвитой европейской страны , то есть Португалии . Такая классификация
приоритетов в политике страны имеет свои особые ограничения , и поэтому
современная Россия при принятии решений международного уровня стремится избежать
обязательств и лишних расходов для своей страны .
Сергей
Лавров заявляет , что "мы двигаемся лишь на основании прагматических и понятных
нам интересов" .
Именно на
основании такого взгляда российские лидеры никогда не считали Иран своим
стратегическим союзником . И в этой же последней статье Министра Иностранных Дел
России , изданной несколько недель назад , не смотря на то , что в ней
назывались страны-соседи России , входящие в сообщество стран с одинаковой
направленностью и стран-членов группы Джей-8 , Китай , Индия и даже Египет и
Бразилия , в качестве настоящих и будущих лидирующих сотрудников , но здесь
никак не упоминается Иран . И поэтому , не смотря на визит Президента РФ в
Египет , Алжир и , наконец , Саудовскую Аравию , Катар и Иорданию , визит
Президента Ирана в Россию , сделанный в 1380 г по хиджре ( 2001 г н .э. ) ,
остался без ответа .
Россия
показала , что в отношении защиты Ирана на международной арене обладает
ограниченными возможностями , и по этой причине можно было предвидеть , что если
переговоры с Европой прекратятся , Россия сможет лишь затянуть принятие решения
в Совете Безопасности , а не предотвратить его . Несомненно , большие трения
между Ираном и Европой и Америкой могут привести к большей задержке в окончании
строительства АЭС в Бушехре и отсылке топлива для неё со стороны России .
7) Одной из
главных проблем в современной внешней политике ИР Иран является одновременное
противостояние на различных фронтах в международной и региональной сферах , что
приводит к более позднему достижению Ираном его целей .
ИР Иран
может с избежанием повышения уровня разногласий и снижением уровня трений на
различных фронтах вместо создания новых фронтов , а также одновременной
ликвидацией возможных рисков , предпринять широкий спектр действий в определении
региональных курсов . Установление стратегических отношений с Российской
Федерацией может стать частью этой большой программы .
Принимая во
внимание возрастание роли фактора запрашивания в мире , тенденцию России к
расширению взаимоотношений с исламскими государствами , а также имея в виду
сегодняшнюю и завтрашнюю потребность мира в энергетических ресурсах ,
расширенное сотрудничество Ирана и России в сфере экспорта и передачи энергии
может повлиять на развитие отношений между этими странами на различных уровнях .
Но нельзя забывать о двух главных вопросах : во-первых , то , что современная
практически настроенная Россия явно заявляет , что её сотрудничество с Ираном не
должно становиться серьёзной помехой для других интересов этого государства , а
также международных интеграционных процессов ; во-вторых , политика в
современной России обладает своей особенной сложной структурой , и в процессе
формирования решений в этом государстве сложилась весьма красочная шахматная
доска , на которой различные политические группы , и особенно выгодные
экономические классификации , обладают большим влиянием , и принятие различными
внешнеполитическими аппаратами Исламской Республики Иран единого , сплочённого и
многостороннего политического курса , а также официальной и неофициальной
активной дипломатической программы является необходимым на сегодняшний день .
Д-р Мехди Санаи
www.iras.ir |