Иран
представляет собой наилучший маршрут для поставок нефти и газа из прикаспийского
региона
Страны прикаспийского региона поддерживают проект по поставкам нефти и
нефтепродуктов по иранскому маршруту, и крупнейший российский производитель
нефти компания ЛУКойл уже транспортирует свою нефть по названному маршруту.
Российская Федерация с населением более 146 млн. человек, занимающая площадь в
17 млн. кв. км, находится к северу от Каспийского моря. К важнейшим статьям ее
экспорта относятся нефть, нефтепродукты и газ. Эта страна располагает
богатейшими запасами природного газа, и в настоящее время она является его
крупнейшим поставщиком в мире. Подтвержденные и извлекаемые запасы нефти России
оцениваются в 55 млрд. баррелей, и она считается одним из важнейших экспортеров
энергоносителей из числа стран, не входящих в ОПЕК. Подтвержденные и вероятные
запасы нефти России в прикаспийском регионе оцениваются соответственно в 2 и 5
млрд. баррелей. Кроме того, через Россию проходит надежный и традиционный
маршрут для транспортировки каспийских нефти и газа. Россию и Иран связывают
давние экономические отношения, в частности в области энергетики. Россия
относится к числу прикаспийских государств, поддерживающих проект по
транспортировке каспийских нефти и нефтепродуктов по иранскому маршруту, и ее
крупнейший производитель нефти компания ЛУКойл пользуется этим маршрутом для
экспорта своей нефти.
Корреспондент агентства ШАНА взял интервью у посла Российской Федерации в Иране
Александра Марьясова по вопросу о роли и значении Ирана в деле транспортировки
каспийской нефти через территорию этой страны.
– Предложение об использовании маршрута Каспийское море – Персидский залив
впервые было сделано весной 2000 года заместителем министра иностранных дел
Ирана в Алма-Ате, и недавно состоялся официальный ввод в эксплуатацию объектов
проекта. Их пропускная способность составляет 1 млн. 600 тыс. баррелей сырой
нефти в день. Кроме того, по оценкам специалистов, расходы на осуществление
данного проекта не превышают одной трети расходов на строительство трубопровода
Баку – Джейхан. В какой мере Россия в качестве одного из основных производителей
нефти в зоне Каспийского моря намеревается использовать иранский маршрут и
насколько она поддерживает данный проект?
– Россия
придает большое значение этому проекту, поскольку мы может, используя
трубопровод Нека – Рей, поставлять в Иран сырую нефть российских компаний и
затем через Персидский залив отправлять эквивалентное количество нефти своим
торговым партнерам. Такой вариант представляется нам весьма интересным.
– Прокладка трубопровода Баку – Джейхан сопряжена с многочисленными трудностями.
Трубопровод проходит через территории трех стран, Азербайджана, Грузии и Турции.
Большие расходы связаны со значительной протяженностью трубопровода. Кроме того,
он проходит через район Карабаха в Азербайджане, через горные районы Грузии,
населенные армянами, и через курдские районы Турции. Все перечисленные районы
имеют проблемы с центральными правительствами. С другой стороны, анализ
экономической политики стран прикаспийского региона свидетельствует о том, что
эти страны хотят, чтобы в их распоряжении была комплексная, сбалансированная
система транспортировки нефти, включающая в себя несколько различных маршрутов.
Это позволит им в случае кризиса использовать разные пути для транспортировки
своей сырой нефти. Каким Вам видится ирано-российское сотрудничество в деле
более активного использования иранского маршрута и реализации проекта?
– Я думаю,
ирано-российское сотрудничество в данной области имеет очень хорошие
перспективы. Как заявляли президент Ирана г-н Мохаммед Хатами и министр нефти
г-н Зангене, Иран представляет собой наилучший маршрут для поставок нефти и газа
из прикаспийского региона в Персидский залив и страны, расположенные на его
побережье. Именно поэтому Россия поддерживает данный проект, и мы прилагаем все
усилия к тому, чтобы иранский коридор хорошо выполнял свою роль. Как Вам
известно, одна из крупнейших российских нефтяных компаний ЛУКойл уже сейчас
поставляет свою сырую нефть в Иран. Мы думаем, что наше сотрудничество не только
отвечает интересам всех прикаспийских государств, но и способствует улучшению
общей обстановки в регионе и помогает расширению сотрудничества и укреплению
связей между странами прикаспийского региона.
– Трубопровод Баку – Джейхан считается наиболее политизированным маршрутом,
поскольку его строительство всемерно поддерживается американцами. Трубопровод
начнется на терминале Сангчал, расположенном в 40 км к югу от Баку, затем он
пройдет по территории Грузии и через 200 км достигнет территории Турции.
Закончится трубопровод в порту Джейхан на побережье Средиземного моря. Через
трубопровод можно будет перекачивать 1,2 млн. баррелей сырой нефти в день. Если
он будет введен в эксплуатацию, смогут ли быть реализованы поставленные перед
ним задачи? При наличии трубопровода Баку – Джейхан захотят ли прикаспийские
государства использовать иранский маршрут для транспортировки своих нефти и
нефтепродуктов?
– Мы
считаем, что любой маршрут должен иметь экономическое обоснование и страны,
использующие этот маршрут, должны получать от этого экономическую выгоду. На наш
взгляд, с учетом имеющихся в регионе запасов полезных ископаемых и
географического положения Каспийского моря и прибрежных государств для них будет
полезным иметь в своем распоряжении как можно больше маршрутов и трубопроводов
для транспортировки каспийской сырой нефти и нефтепродуктов.
По поводу
второй части Вашего вопроса должен сказать, что Россия поддерживает проекты,
которые экономически обоснованы. Это означает, что мы поддерживаем те из них, в
основе которых лежат экономические интересы, а не политические.
– Российская Федерация образовалась в 1991 году после распада Советского Союза,
а в 1993 году, после того как возникла проблема использования каспийской нефти,
на основе договоров между Ираном и бывшим СССР от 1921 и 1940 г.г. был поставлен
вопрос о необходимости совместного владения Каспийским морем. На Ваш взгляд,
может ли Каспий быть поделенным таким образом, чтобы каждое из прикаспийских
государств совместно с другими контролировало акваторию моря?
– Мы,
конечно, надеемся, что результат в конце концов будет достигнут. Для решения
проблемы созданы рабочие группы на уровне заместителей министров иностранных дел
прикаспийских государств, и сейчас эти группы занимаются рассмотрением данного
вопроса. Для того, чтобы найти приемлемый путь решения проблемы, нам необходима
помощь специалистов, а не политиков.
– На какой стадии на данный момент находятся переговоры по вопросу о разделе
Каспийского моря? Как Вы думаете, сколько потребуется времени для решения
проблемы?
– Еще раз
повторяю, что мне данная проблема представляется очень непростой. С учетом
особого географического положения Каспийского моря выработать новый правовой
режим и осуществить раздел моря будет довольно трудно.
Как я уже
указывал, в силу разных обстоятельств для решения проблемы Каспийского моря
потребуется время. Я надеюсь, что благодаря тесному сотрудничеству между
прикаспийскими государствами, при более глубоком взаимопонимании между ними
настанет день, когда усилия по решению проблемы дадут конкретные результаты.
– Недавно первый заместитель премьер-министра России Александр Жуков объявил о
том, что российские нефтяные компании хотят увеличить поставки нефти. По его
словам, Россия постарается отправлять на экспорт больше нефти. С другой стороны,
согласно данным, опубликованным министерством энергетики Российской Федерации, в
первом квартале 2004 года объемы экспортированной российской сырой нефти за
пределы стран Содружества Независимых Государств составили 43,24 млн. т. По
сравнению с аналогичным периодом прошлого года этот показатель увеличился на
23%. Компания «Транснефть» объявила, что в текущем году она отправит на экспорт
в общей сложности 240 млн. т. сырой нефти. 35% потребляемых в мире
энергоносителей производятся странами-членами ОПЕК, а остальная часть –
странами, которые не входят в эту организацию: Россией, Норвегией, Мексикой,
Анголой и др. Таким образом, страны, не являющиеся членами ОПЕК, без всякого
сомнения, оказывают значительное влияние на цены нефтяного рынка. Планирует ли
Россия сотрудничать с Организацией стран-экспортеров нефти?
– Я думаю,
что у правительства России нет достаточных оснований для присоединения к ОПЕК,
однако мы координируем нашу деятельность в области нефти и в сфере ее
производства с Организацией. Россия плодотворно сотрудничает с ОПЕК, и такое
сотрудничество обусловлено тем, что наши интересы совпадают с интересами
стран-членов ОПЕК. Мы не видим необходимости в том, чтобы присоединяться к этой
Организации, однако не исключено, что в будущем такое может случиться.
– Посол Ирана в России Голямреза Шафеи в своем выступлении на международной
конференции в Москве по проблемам нефти «Российская нефть: настоящее и будущее»
назвал Иран и Россию странами, располагающими богатейшими запасами газа в мире,
и при этом напомнил, что через эти две страны могут быть проложены крупнейшие
маршруты для поставок газа в Европу. На Ваш взгляд, с учетом того, что в области
газа заключаются более долгосрочные контракты по сравнению с соглашениями по
нефти, могут ли крупные мировые производители газа, такие как Иран и Россия,
проводить скоординированную политику на газовом рынке, объединившись в
организацию, как это сделали экспортеры нефти?
– Согласно
принятому российским правительством решению, Россия будет обязательно
координировать свою политику на газовом рынке с Ираном. В этой связи
министерством нефти Ирана и министерством энергетики России созданы совместные
рабочие группы. Недавно в Тегеране состоялось первое заседание такой группы, и
мы сотрудничаем с правительством Ирана в этой области. Россия и Иран относятся
числу экспортеров газа, но им не следует соперничать. Мы должны координировать
свои действия и сотрудничать друг с другом, оказывать всяческую поддержку.
– В ходе визита министра иностранных дел Ирана в Россию президент Российской
Федерации объявил о том, что политические вопросы, касающиеся сотрудничества
между двумя странами в ядерной сфере, решены, и осталось урегулировать только
технические проблемы. Российская сторона заявила также о своей готовности
завершить строительство второй атомной электростанции в Бушере. До какой степени
Россия в качестве государства, тесно сотрудничающего с Ираном в ядерной сфере,
намеревается продолжать сотрудничество с Ираном в области мирного использования
атома?
– Россия
сотрудничает с Ираном в области мирного использования ядерной энергии, и мы
продолжим свое сотрудничество с правительством Исламской республики Иран в
данной области. Конечно, при условии соблюдения Ираном всех своих международных
обязательств и продолжения им полного и открытого сотрудничества с МАГАТЭ.
Таким
образом, многое зависит от открытости Исламской республики. Если вся требуемая
от Ирана информация будет представлена в МАГАТЭ, мы не видим никаких проблем.
– В свое время Александр Румянцев заявлял, что Россия хочет, чтобы Иран все
отработанные топливные стержни (ядерное топливо с Бушерской АЭС) отправлял на
хранение и переработку на российские предприятия. По словам руководителя
Агентства по атомной энергии России, на Бушерскую АЭС должно быть своевременно
отправлено более 160 топливных стержней, чтобы станция могла начать работу в
2005 году. На каком этапе находится обсуждение вопроса о ядерных отходах с
названной электростанции? Когда топливо для Бушерской АЭС будет отправлено в
Иран?
– Это не
политическая, а чисто технический проблема, связанная также с вопросами
финансирования. Если она будет решена, никаких трудностей больше не останется.
Политические аспекты проблемы урегулированы, и между сторонами достигнуто полное
согласие. Иными словами, Россия поставляет Ирану топливо, а он в свою очередь
после использования этого топлива возвращает его обратно в Россию.
Агентство ШАНА. |