Фарси – государственный язык Ирана


Вопросы международной жизни и внешней политики Ирана с точки зрения Президента ИРИ

Материал подготовлен Культурным представительством Исламской Республики Иран в Москве (moscow.icro.ir)

Эта подборка  высказываний Президента ИРИ по вопросам международной жизни и внешней политики Ирана позволит вдумчивым читателям прямо и непосредственно познакомиться с  принципиальной позицией ИРИ без влияния субъективных оценок.

Предлагаем вашему вниманию подборку высказываний г-на Ахмадинежада по следующим вопросам:

1) доктрина справедливости и духовности на международной арене,
2) вешняя политика,
3) терроризм,
4) функции ООН,
5) ядерная энергия,
6) исламский мир,
7) Палестина и Ирак.

1. Доктрина справедливости и духовности на международной арене

1-1. Страхи, чаяния и общие проблемы современного человечества

«В настоящее время человеческая мысль обладает  общими отличительными особенностями, что создает благоприятную почву для  совместных усилий. Сейчас, когда остались в прошлом еретические идеи,  единобожие и убеждение в том, что Бог – это Господь основ мироздания, являются общими для всех людей на Земле. Именно эти убеждения позволяют решать многие проблемы современной эпохи, ибо привносят в жизнь истину, свет веры и нравственность, не давая человеку заниматься агрессией, угнетать других и творить несправедливость и ведя его к доброте и служению себе подобным.

Еще одним источником наших надежд является общемировое понимание источников  знания. Хотя  в качестве великих источников знания можно рассматривать  разум, опыт и науку, средневековое мракобесие  лишило значительную часть западного мира этих важнейших источников. В качестве реакции на  это догматическое движение людей лишали доступа к  науке и знанию, а в конечном итоге это привело к тому, что в западном мире стали игнорировать такие источники знания, как Бог и религиозные науки, то есть те небесные знания, носителями которых были пророки Ной, Авраам (Ибрахим), Моисей (Муса), Иисус (Иса) и Мохаммад (Да приветствует их Господь!). Но еретические взгляды сходят на нет, и самой яркой и общей чертой для сегодняшнего человечества стало то, что оно одновременно  обращается к  религии, знанию, науке и духовности, и это благословенное начало.

Одной из особенностей возвышенного учения  великих божественных пророков  и реформаторов среди человечества является то, что они ценили человека и его высокое положение. Человек наделен высоким достоинством, самым ярким проявлением которого является его положение наместника Бога на земле.

Господь поставил человека на Землю, чтобы он занялся ее благоустройством и развитием справедливости, воздерживался от эгоизма и не поклонялся ни одному богу, кроме единого Создателя.

Вера и благое деяние могут уже в этом мире дать человеку благие плоды. Это зависит от нашей и вашей воли. Можно создать достойную жизнь на основе нашей с вами общей человеческой сущности.

С другой стороны, военное господство, рост бедности и разрыва между богатыми и бедными странами, применение силы и насилия для разрешения кризисных ситуаций, распространение  терроризма, особенно в государственной форме, расползание  оружия массового уничтожения (ОМУ), превалирование неискренности в отношениях между государствами, игнорирование равенства прав  людей и народов в международных отношениях, - все это порождает страхи и угрозы.

Мы полагаем, что, даже будучи реальными,  эти страхи и угрозы не носят неизбежный характер и что общая воля человечества может не только внести изменения в этот процесс, но и направить его на обретение жизни, наполненной надеждами и благоденствием. Это вытекает из нашего небесного учения, согласно которому Бог может изменить судьбу любого народа только при условии, что этот народ сам проявит волю к изменению.

Второе выступление на ГА ООН 17.09.2005.

1-2. Справедливость и духовность – единственные основы создания прочного мирового порядка и установления мира

Мы верим, что устойчивый мировой порядок, порождающий спокойствие и мир, будет установлен только тогда, когда он будет основан на справедливости и духовности. В какой мере любое человеческое общество отдалится от этих двух основ, оно в той же мере приблизится к нестабильности и утратит свою безопасность, и тогда самый незначительный кризис, даже вызванный природными явлениями, приведет к эксцессам и бесчеловечному поведению.

У сожалению, в современном мире  можно наблюдать поразительное распространение дискриминации и бедности. А ведь дискриминация сама по себе является почвой для ненависти, войны и терроризма. Общими корнями всех этих явлений являются отход от духовности и распространение несправедливости.

Справедливость ведет речь о правах человека, правильном распределении ресурсов в сфере суверенитета государств, равенстве всех людей перед законом и уважении  международных договоров. Справедливость признает право всех на спокойствие, мир и достойную жизнь. Справедливость отрицает насилие и двойные стандарты. Справедливость – это привлекательное понятие, к которому тянутся все народы. Разум и логика смиренно отступают перед справедливостью. По словам дочери Пророка ислама (Да благословит его Аллах!), «Справедливость – это залог спокойствия и гармонии сердец».

В наше время мир ожидает именно такой справедливости. Если человеческая воля ответит на это исконное желание человеческой природы, справедливость будет установлена.

Это именно то обетование Господне, которого ожидают все чистые сердцем люди во всех религиях. Если превалирующий дискурс  международных отношений будет основан на справедливости и духовности, нам будет обеспечен прочный мир и спокойствие. И наоборот, если международные отношения будут строиться без справедливости, духовности и морали, многие меры, направленные на укрепление доверия и мира, пойдут прахом и окажутся недостаточными.

Если кто-то захочет получить большие права за счет военной силы и более развитой экономики, это не только не принесет мира и спокойствия, но и станет причиной распространения гонки вооружений, лжи, страха и нестабильности.

Если весь мировой процесс будет развиваться на основе  интересов небольших властных групп, несомненно, это не послужит обеспечению прав значительного числа людей даже в сильных державах. Примером этого стал последний ураган и другие стихийные бедствия. Наш народ, который является  создателем цивилизации, призывает  народы и государства идти вперед к установлению спокойствия и прочного мира на основе справедливости и духовности.

1-3.В настоящее время человечество стремится к безопасности, спокойствию и прочному миру. Знайте, что прочная безопасность, мир и спокойствие могут быть установлены исключительно на основе справедливости, духовности и единобожия. Если говорить о справедливости, то будьте уверены, что (в ее отсутствие) нам будут грозить угнетение, война и дискриминация. (Если не будет) духовности и поклонения Богу, то это приведет к деспотизму, несправедливости, убийствам и войне. Современное человечество всем своим существом, своим взглядом, словом и действием взывает к справедливости и духовности. Мы стоим лицом к лицу с народами многих стран, с  политиками и мыслителями. Все они в один голос, хотя и по-разному, на своем языке, повторяют наши слова. Они говорят, что наши слова  о справедливости и духовности  - это крик сердец их и их народов.

Выступление на встрече со студентами и преподавателями пров. Систан и Белуджистан. 15.12.2005 г.

2. Внешняя политика

2-1. Стремление к справедливости, миру и  устранению угроз – три основных элемента внешней политики Ирана

Стремление к справедливости, миру и  устранению угроз – три основных элемента нашей внешней политики, которая будет осуществляться на основе соблюдения достоинства, интересов народа и мудрости. Эти принципы проистекают из основ народной культуры. Мы поддерживаем  установление мира и справедливости для всех, для наших соседей в регионе и во всем мире. Надеюсь, что  разум народов и стремление к государств справедливости позволит установить господство мира и прочной справедливости  для всех народов на всей мировой арене.

Речь на церемонии инаугурации. 06.08.2005.

2-2. Политика установления справедливости во внешнеполитических делах

Справедливость – это первое слово во внешней политике. Если страны дружат с нами, мы тоже дружим с ними. Объем  торгово-экономических обменов не должен быть диспаритетным. Кроме того, эти отношения не могут находиться вне связи с политическими отношениями.

В настоящее время наш импорт из некоторых стран достигает  нескольких миллиардов долларов, но эти страны не покупают наши товары, даже нефть. Это страны, которые должны благодарить нас за то, что мы участвуем в расцвете их экономики, начинают еще и чего-то требовать от нас и вести себя враждебно по отношению к нам в политической сфере. Они не желают  признавать наши законные права  и под различными предлогами, как то права человека и всевозможные безосновательные обвинения, доходят до того, что пытаются вмешиваться в наши внутренние дела. Они хотят, чтобы мы не высказывались по важным вопросам региональной политики и исламского мира и придерживались в международной политике угодных им правил. Именно они в международных организациях выступают с обвинениями в наш адрес. Что это за паритет? Это угнетение и несправедливость. Наш народ не принимает такого поведения на международной арене.

В международных отношениях критерием для нас должна стать справедливость. Мы должны  разъяснять другим странами и народам  последствия несправедливости, которая стала причиной отсталости, бедности, войн, угроз и нарушения прав человека.
Прочный мир, в котором  больше всего нуждается современное человечество,  жизнь в безопасности, а не под тяжелой тенью угроз, - все это возможно только и только на основе справедливости. В ней есть твердая логика, высокое достоинство и исконная сущность. Это общая ценность, к которой стремятся и которую желают утвердить члены человеческого сообщества. Это высший человеческий идеал, суть нового общества, высшее и последнее обетование всех Божественных религий.

Выступление в Меджлисе исламского совета  перед церемонией вынесения вотума доверия кабинету министров. 21.08.2005.

2-3. Прежняя внешнеполитическая пассивность Ирана

Полагаю, что мы и в сфере внешней политики проявляли пассивность. Не хочу здесь кого-либо обвинять. Но когда проявляется пассивность, происходит постоянное отступление, а соображения целесообразности начинают превалировать над твердыми принципами, и этот процесс не имеет конца. Мы постоянно отступаем, а они постоянно наступают и идут до конца. Так происходит и во внешних делах при пассивной политике.

Мы ежегодно закупаем в Европе товаров примерно на 15 млрд. долларов, но в то же время вынуждены терпеть от европейцев самое большое количество оскорблений и притеснений. А когда они хотят продать нам какой-нибудь болт, сопровождают эту сделку полусотней политических условий. Именно это и называется пассивностью с нашей стороны.

Выступление на 14-й сессии Ассамблеи экспертов по выборам Лидера. 07.09.2005.

2-4. Усилия Ирана по установлению мира и стабильности в регионе и поддержке народов  Ирака, Афганистана и Палестины

Имея ключевое и важное положение  в стратегически важном регионе Ближнего и Среднего Востока, Иран считает своим долгом прикладывать всесторонние и все возрастающие  усилия к тому, чтобы установить мир и стабильность в этом регионе.
Режим Саддама Хусейна и правительство Талибан  были созданы нерегиональными державами. Народы Ирака и Афганистана хорошо знают,  кто поддерживал и укреплял оба эти режима. И теперь безопасность и стабильность в регионе могут быть установлены при условии вывода оккупационных сил и передачи всей полноты политической и экономической власти народам этих двух стран.

Как и прежде, Исламская Республика Иран будет продолжать всемерно поддерживать народы Ирака и Афганистана и избранные правительства этих стран для установления порядка и безопасности, а также будет развивать с ними сотрудничество и искреннее взаимодействие.

Достижение прочного мира в Палестине  также станет возможным на основе прекращения оккупации палестинских земель, возвращения всех палестинских беженцев, обращения к народному мнению и создания управляемого народом палестинского государства со столицей в Святом Кудсе (Иерусалиме).

Второе выступление на ГА ООН. 17.09.2005.

2-5. Иран выступает за мир и спокойствие для всех народов, но при этом  обладает достаточно силой для самозащиты

Мы выступаем за  мир и спокойствие для всех народов, за справедливость и равенство в отношениях между ними. Мы всегда хотели установления дружеских отношений с другими странами. Мы хотим, чтобы было обеспечено человеческое достоинство всех людей. Опыт показывает, что сильный и мощный Иран – лучший друг и покровитель для своих соседей и стран региона.

Сила иранского народа служит укреплению мира, равенства и прогресса народов региона. Иранский народ желает другим только блага. Сила и прогресс  исламского Иран  не направлен против интересов никого из его соседей.

Иранский народ протянул  руку дружбы и братства своим соседям. Мы хотим, чтобы Персидский залив стал заливом дружбы и братства. Но если кто-то захочет злоупотребить нашим благородством и заново выучить уже пройденные уроки, то пусть узнает, насколько испепеляюще и разрушительно пламя гнева иранского народа. Наш народ проявляет силу и мощь в  защите  территориальной целостности, независимости и национальных интересов. Опираясь на свою исконную силу и свои прославленные вооруженные силы, он поставит клеймо позора на лоб агрессорам.

Выступление на параде Вооруженных сил  по случаю недели Священной обороны. 22.09.2005 г.

3. Терроризм

3-1.  Пустые утверждения некоторых держав о борьбе с терроризмом после событий 11 сентября

После 11 сентября  в террористической деятельности обвинили определенную экстремистскую группировку. Но так ведь и не объяснили, почему разветвленная сеть  разведок и служб безопасности не смогла предотвратить проведение столь широкомасштабной и четко спланированной операции. Почему страны, которые еще вчера поддерживали деятельность этих группировок в Афганистане и представляли себя сторонниками народа и прав человека, сейчас внезапно стали столь резко выступать против этих сил? Может быть, дело в том, что основные спонсоры, то есть империалистические державы, просто утратили контроль над ними?

Если да, то не стоило ли бы этим державам в свих отношениях с мировым сообществом пойти по пути искренности, представить четкие сведения об основных действующих лицах и о системе  финансовой и вооруженной поддержки и взять на себя ответственность за античеловеческие деяния этих сил, а также помочь  народам и странам в настоящей, разумной и  искренней борьбе с источниками и корнями терроризма.

Мы должны постараться установить  спокойствие и прочный мир на основе справедливости и духовности. Терроризм и ОМУ – это две большие угрозы, с которыми должно активно бороться мировое сообщество. ИРИ  в качестве  одной из крупнейших жертв терроризма и применения химических вооружений, хорошо знакома с трудностями этой борьбы.

Вторая речь на ГА ООН. 17.09.2005 г.

3-2.Переход обвиняемых в статус истца – основная проблема в борьбе с терроризмом

В настоящее время самая большая трудность в этой борьбе заключается в том, что те, кто должен рассматриваться в качестве обвиняемых,  сами себя поставили на место истца. Но еще большую угрозу представляет то, что некоторые державы пытаются с мощью силы и денег навязать миру  несправедливость и  насилие, но при этом  через свои  пропагандистские сети  выставляют себя в качестве поборников свободы, демократии и прав человека.

Люди мира хорошо знают, что происходит в оккупированной Палестине. Там убивают женщин и детей, лишают свободы молодежь, разрушают дома и сжигают посевы. И если палестинский народ, находящийся в таком положении, начинает сопротивляться, его тут же обвиняют в терроризме. В то же время указанные государства оказывают всестороннюю поддержку оккупационному режиму, существование которого ни на чем не основано и который сделал террор частью своей ежедневной деятельности. Могу сказать еще яснее: те, кто заявляют о своей борьбе с терроризмом, поддерживают государственный терроризм.

Вторая речь на ГА ООН. 17.09.2005 г.

4. Организация Объединенных Наций

4-1. Как превратить ООН в основу для взаимопонимания и сотрудничества между народами

ООН должна стать точкой опоры, надежды и партнерства  государств  и народов, местом  диалога, взаимопонимания и сотрудничества в целях обеспечения мира и спокойствия. Для этого необходимо следующее:

- в организации должна господствовать справедливость, а все члены ООН должны пользоваться равными правами, когда большее могущество и богатство не дает больших прав ни одному члену организации;
- принципы демократии и морали  должны господствовать на всех уровнях и во всех основных структурах организации, а сама ООН должна стать совершенным образцом господства этих принципов;
- ООН должна выполнять свои обязанности по развитию и углублению справедливости на международном уровне;
- страна, где расположена ООН, не должна иметь больших прав, чем другие члены, и все должны иметь одинаковый и облегченный доступ к ООН.

Речь на ГА ООН, 14.09.2005.

4-2. Нынешние обязанности ООН

1. Основным вызовом нашей эпохи является духовное оскудение людей вследствие отдаленности государств от духовной жизни и единобожия. ООН должна вести государства по пути развития духовности и человеколюбия. Это позволит создать союз наций.

2. Принятие теории односторонности будет означать полное уничтожение структуры ООН. Поэтому вся структура  ООН должна проявить особую чувствительность к этому и активно противостоять разрушительному вирусу односторонних действий.

3. Сегодня психологическая и жизненная безопасность народов больше, чем когда-либо, подвержена опасности. Такие явления, как  односторонние действия,  производство и использование ОМУ, психологическое давление, угрозы и навязывание войны народам под предлогом обеспечения безопасности и благосостояния для некоторых держав, в два раза повышают ответственность ООН за смелое установление  справедливости на всей мировой арене  для обеспечения спокойной жизни людей. Мы полагаем, что спокойствие, мир, безопасность и благосостояние  в одной части мира невозможно обеспечить за счет войн, нестабильности, отправки войск, дискриминации и бедности в других его частях.

4. Истинной целью существования ООН является распространение  мира и спокойствия в мире. Поэтому применение односторонних действия, основанное на оценке намерений, а не действительности, и использование современных средств войны  противоречит духу ООН и ее Уставу.

5. Состав Совета Безопасности ООН должен быть логично сбалансированным и демократичным. Если будет принято решение о принятии ряда стран в постоянные члены СБ ООН, в их число должны войти представители всех континентов и основных цивилизаций мира. Выражаю сожаление по  поводу того, что от более чем 50 исламских стран с населением, превышающим 1200 млн. человек, и  от обладающего большим потенциалом Африканского континента в СБ нет ни одного представителя, а от Азии, огромного континента с древними цивилизациями, в нем присутствует только одно государство.

6. ООН должна быть такой, чтобы, несмотря на дискриминационные подходы страны-хозяйки, все государства, группы и сообщества людей во всего мира могли свободно посещать эту организацию  и, не опасаясь ничего, вести между собой диалог.

Речь на ГА ООН, 14.09.2005.

4-3. Важная задача ООН в деле противостояния ранжированию народов

Полагаю, что в настоящее время ООН  несет на своих плечах очень большую ответственность. Происходит важное событие, а именно ранжирование народов, то есть разделение их на народы первого, второго и третьего класса, в соответствии с чем им предоставляются определенные права.

Это огромная опасность, которая угрожает миру, безопасности и будущему человечества. К сожалению, священные слова, как то права человека и борьба с оружием массового уничтожения, стали игрушкой в руках некоторых держав. Роль ООН в этом вопросе становится большей, чем когда-либо. Она должна противостоять этому двойственному подходу сильных держав и не позволять претворять его в жизнь. Следует защищать права всех народов.  ООН будет по-настоящему успешной организацией только тогда, когда сможет, несмотря на оказываемое на нее давление, защитить права народов.

Пресс-конференция в ООН. 17.09.2005 г.

5. Ядерная энергия

5-1. Право всех стран на получение мирных атомных технологий

Как можно говорить о правах человека и в то же время открыто лишать людей их неоспоримого права  на получение знаний и технологий в области медицины, промышленности и энергетики и силой и шантажом мешать их прогрессу и развитию? Мы рассматриваем научный прогресс и развитие народов во всех сферах в качестве их права.

Овладение всеми  знаниями и технологиями, в особенности мирными технологиями производства ядерного топлива, - это право, которое принадлежит всем народам. Не должно быть так, чтобы это право сосредоточивалось в руках отдельных стран, когда другие народы были бы его лишены, причем монопольное использование таких технологий вело бы не только к экономическим прибылям, но и применялось бы в качестве средства господства.

Мы собрались здесь, чтобы на основе Устава ООН защитить «права человека», чтобы не позволить ряду держав утверждать, что «некоторые страны имеют больше прав, а другие не могут пользоваться своими законными правами». Нельзя допустить, чтобы отдельные страны в начале века вернулись к средневековому мышлению и воспрепятствовали  доступу других народов к  достижениям науки, технологиям и прогрессу.

Вторая речь на ГА ООН. 17.09.2005 г.

5-2. Подход Ирана к ядерной проблеме

Распространение ядерных вооружений и апартеид в области получения  мирных ядерных технологий – это две основные опасности, которые прямо угрожают спокойствию и миру во всем мире.

Так как в прошедшие годы (2000-е гг.)  не было  предпринято серьезных мер и разработано  практических механизмов для полной реализации принципа разоружения, особенно в том, что касается выполнения решений Конференции о пересмотре ДНЯО, Генеральная Ассамблея ООН в качестве самого универсального форума ООН  должна создать специальный комитет для подготовки  и внесения на рассмотрение  всеобъемлющего доклада о подготовке  практических методов и способов осуществления полного разоружения.

Этот комитет призван  рассмотреть и вопрос о том, как  вопреки ДНЯО сионистскому режиму были переданы материалы, технологии и оборудование  для производства ядерных вооружений, и проработать практические пути превращения Ближнего Востока в зону, свободную от ядерного оружия.

Некоторые  могущественные державы создают режим ядерного апартеида, проявляя дискриминационный подход к обретению  мирных ядерных материалов,  оборудования и технологий некоторыми странами.

Мы обеспокоены тем, что полное господство ряда могущественных держав над ресурсами и технологиями ядерной энергетики  и попытки помешать другим странам получить доступа к этим возможностям  в будущем создаст глубокую пропасть между сильными державами и другими странами и будет способствовать разделению их на «страны света и тьмы».

К сожалению, за прошедшие 30 лет не было предпринято действенных шагов на пути реализации официально признанных прав стран-участниц ДНЯО на обретение и мирное использование ядерной энергии согласно одной из статей этого договора. Поэтому ГА ООН должна потребовать у МАГАТЭ, чтобы оно на основании соответствующей статьи своего устава представило доклад о произошедших нарушениях в плане недопущения реализации этого положения со стороны определенных стран, а также выдвинуло практические методы и способы реализации этих мер.

Следовало бы также обратить внимание на то, что мирное использование ядерной энергии лишено смысла, если не будет создан ядерно-топливный цикл.

Если страна, построившая АЭС, будет всегда зависеть от стран, проявляющих насилие и не готовых отказаться ни от каких способов достижения своих целей, то эта страна не приобретет ничего для своего народа, кроме еще большей зависимости. Ни одно народное правительство, понимающее свой долг, не станет рассматривать  такое поведение в качестве услуги своей стране.
Нефтяная история зависимых нефтедобывающих стран дает нам опыт, который не захочет повторить ни одна  независимая, свободная страна. Стремящиеся к господству державы, которые рассматривают научно-технический прогресс независимых и свободных государств в качестве нарушения своей монополии на важнейший рычаг господства и не одобряют гордого достоинства ни одной другой страны, пытаются истолковать правильные и здравые усилия Ирана в области ядерной технологии под соответствующим контролем в качестве распространения ядерных вооружений. Это пропагандистский обман.

ИРИ на основе доброй воле  выдвигает свои предложения в целях обеспечения конструктивного взаимодействия и  справедливого диалога. Но если некоторые страны захотят языком силы и угроз навязать свою волю  нашему народу, мы без всякого сомнения  пересмотрим свой курс  в ядерной области

Вторая речь на ГА ООН. 17.09.2005 г.

5-3. Проект, предложенный Ираном относительно ядерной проблемы

1) Как уже неоднократно говорилось, Иран, исходя из религиозных положений, не считает дозволенным  продвижение в сторону создания ядерных вооружений.

2) ИРИ считает возрождение ДНЯО и создание специального  комитета, о котором говорилось выше, необходимым и базовым вопросом  в деле борьбы с ядерными вооружениями и устранения ядерного апартеида.

3) С технической точки зрения, создаваемый в Иране ядерно-топливный цикл ничем не отличается  от ядерного цикла в других странах, обладающих ядерными технологиями.

Поэтому ИРИ готова серьезно сотрудничать в частным и государственным секторами других стран в том, что касается обогащения урана в Иране в целях обеспечения прозрачности и доверия. Это еще один важный шаг, который выходит за рамки норм ДНЯО, и ИРИ выдвигает это предложение исключительно в целях обеспечения доверия и разъяснения сути своей ядерной деятельности.

4) Исходя из своего неоспоримого права на получение ядерно-топливного цикла, Иран рассматривает продолжение сотрудничества и тесного технического и правового взаимодействия с МАГАТЭ в качестве основы своей ядерной политики. Переговоры Ирана с другими странами будут инициироваться и идти в рамках сотрудничества с МАГАТЭ. Поэтому я дал задание соответствующим ответственным лицам разработать технические и юридические детали и подходы Ирана к ядерной проблеме на основе следующих основных направлений:

4-1) Международный опыт свидетельствует о том, что невозможно доверять и опираться на договоренности о поставках ядерного топлива. Не существует никаких обязывающих международных документов, которые гарантировали бы поставки ядерного топлива. Во многих случаях двусторонние договоренности о таких поставках по политическим причинам приостанавливались или полностью расторгались. Таким образом, стремясь  получить доступ к мирным ядерным технологиям, ИРИ считает своим несомненным  правом то, что у нее должны быть объективные гарантии для обогащения урана в рамках ядерно-топливного цикла.

4-2) Так же, как Иран во время переговоров с «европейской тройкой» искренне пытался доказать правомерность своей ядерной деятельности в рамках положения ДНЯО и достигнуть взаимного доверия, выбор  участников переговоров и продолжение переговоров с европейской тройкой должны зависеть от потребностей и требований сотрудничества с МАГАТЭ и касаться предотвращения уклонения мирного обогащения урана к немирным целям, причем это должно происходить в соответствии с положениями ДНЯО. В этой области предложены различные проекты, которые можно будет рассмотреть в процессе переговоров. Иран выражает благодарность ЮАР за ее конструктивную роль и благодарит лично президента этой страны г-на Мбеки за его участие в процессе решения ядерной проблемы. Мы приветствуем активное участие этой страны в переговорах, учитывая ее активную позицию в Совете управляющих МАГАТЭ.

4-3) Следует воспрепятствовать  дальнейшему осуществлению дискриминационных подходов в связи с ДНЯО, когда все внимание концентрируется на обязанностях стран, но не придается значения их правам, вытекающим из данного документа

Вторая речь на ГА ООН. 17.09.2005 г.

5-4. Необходимость в ядерной энергии несмотря на наличие нефтяных ресурсов

Экономика представляет собой одну из важнейших сфер применения науки и проведения исследований. Углеводородные ресурсы ограничены и будут исчерпаны. Ведь и в Америке имеются значительные углеводородные ресурсы. Так почему же эта страна вкладывает средства в развитие ядерной энергетики? Мы также хотим обеспечить промышленное развитие своей страны.

В настоящее время нам необходимо дополнительно 20 тысяч мегаватт электроэнергии. Сколько мы еще можем заниматься продажей углеводородов? Мы тоже хотим найти своим ресурсам лучшее применение. Было бы чем-то совершенно новым, если бы мы сказали любой стране, что, если у нее есть один источник энергии или продукт, она не должна пользоваться другими продуктами. Тогда и в США пришлось бы ввести множество новых ограничений.

Полагаю, что у этих заявлений нет логических оснований и они не соответствуют ни одному из положения МАГАТЭ. Ведь в МАГАТЭ никто не утверждает, что если у вас есть нефть, то вы не имеете прав (ни на что другое). Такого в МАГАТЭ нет. Нет этого ни в уставе агентства, ни в ДНЯО, ни в соглашении о гарантиях, ни в протоколе. Нигде не говорится, что если у кого-то есть нефть, он не имеет права продвигаться по направлению ядерной энергии.

Сейчас мы являемся развивающейся страной и должны быстро развивать свои инвестиции. Для этого  необходима экологически чистая энергия, одним из лучших образцов которой является ядерная энергия. У нас уже есть в этой области необходимые знания, которые мы хотим применить на деле.

Беседа с главными редакторами и владельцами СМИ в Нью-Йорке во время рабочего завтрака. 15.09.2005 г.

5-5. Полномасштабное сотрудничество Ирана с МАГАТЭ, невыполнение агентством своих обязанностей и его политика двойных стандартов

Мы были одной из стран, ставших членами МАГАТЭ и искренне с ним сотрудничавших. Но за последние 4 года (отмечу только 2-3 момента, чтобы вам стало ясно, в каком положении мы находимся сейчас) произошло следующее. Статья 4 ДНЯО обязывает агентство создать условия для обеспечения доступа всех стран к ядерно-топливному циклу. Иными словами, МАГАТЭ и все страны-участницы должны оказать помощь всем членам агентства в освоении технологии производств ядерного топлива.

В этой статье сказано, что никто не имеет права выдвигать предлоги и причины для  того, чтобы аннулировать право стран-участниц на освоение ядерных технологий. Иными словами, никто не должен препятствовать доступу к ядерным технологиям.

В статье 6 ДНЯО говорится: МАГАТЭ обязано всеми силами стремиться к ограничению ядерных вооружений тех стран, которые ими располагают, а также прилагать усилия к полному разоружению и уничтожению всех ядерных вооружений во всем мире. А что получилось на самом деле?

За последние два года инспекции МАГАТЭ на наших объектах в общей сложности составили 1200 человеко-часов. Агентству было передано более 1030 листов документов, что не имеет прецедента в истории агентства. Даже одной сотой этих инспекций не было проведено в отношении стран, имеющих ядерное оружие, использовавших его ранее и даже сейчас угрожающих им в рамках международных отношений. Все наши ядерные объекты находятся на земле и хорошо видны всем. Даже крестьяне, пастухи и простые бедные люди знают, кто приходит и уходит и что делает. Там к тому же установлены камеры видеонаблюдения МАГАТЭ. Мы полагаем, что в отношении нашей страны проявляется чисто политический подход, что выражается, в частности, и в том, что вы сказали. Разве вы можете предугадать намерения других? Было бы совсем неуместно, если бы мы стали думать и гадать о намерениях других и действовать на основе своих догадок. Например, мы полагаем, что лидеры США имеют в отношении нас самые отрицательные намерения. Что же нам с этим делать? Разве можно принимать решения на основе намерений? Это просто современная диктатура. Разве может так быть, чтобы я прочитал ваши мысли, заявил, что у вас отрицательные намерения, и стал действовать на этой основе? А как вы можете мне доказать, что у вас хорошие намерения?

Эксклюзивное интервью телекомпании Си-эн-эн, 16.09.2005 г.

5-6. Иран ничего не скрывает в ядерной области

Мы ничего не скрываем. Согласно положениям МАГАТЭ, если в какой-то стране создан полный ядерный цикл, она должна за 180 дней до заправки (реактора) сообщить об этом агентству. В нашей стране такой заправки не произошло. Подход, который проявляется в отношении нас, выходит за рамки  правил агентства. Нам говорят, что мы не должны заниматься никакими исследованиями и даже создавать заделов для этой работы. Это какое-то дополнение к международным правилам. Естественно, что мы не можем этого принять, так как такие заявления противоречат закону.

Мы ничего не скрывали. Если что-то и написано докладах МАГАТЭ, то наше правительство неоднократно отвечало на это, что эти доклад составлялись под политическим давлением. А так в этих докладах  в том, что касается нарушений Ирана, нет ссылок на какие-либо параграфы или статьи международных правил. Просто в целом заявили, что есть сокрытие фактов, а что за сокрытие, не сказали. Закон дает такую возможность: можно проводить эту деятельность, но следует уведомить агентство за 180 дней (6 месяцев) до загрузки материалов в систему. Мы пока не производили загрузку.

Эксклюзивное интервью телекомпании Си-эн-эн, 16.09.2005 г.

5-7. Монополизм мировых держав в отношении проблемы ядерного топлива и отсутствие гарантий его поставок нуждающимся странам

Опыт показывает, что такой подход к нам основан на стремлении к монополизму. Они хотят оставить в своей монополии ядерное топливо, которое является очень ценными товаром и в котором будут испытывать потребность все страны через ближайшие 30-40 лет, когда истощатся запасы ископаемого топлива. А потом станут его по граммам и сантиметрам продавать по завышенным ценам другим странам, навязывая им при этом свои политические условия. Мы это понимаем. Понимаем и то, что это только предлог, что ядерная энергетика может отклониться (в военную сферу). Ведь и у вас есть ядерные вооружения, так что именно мы должны испытывать беспокойство из-за того, что у нас их нет. У вас имеются тысячи и тысячи боеголовок и ракет дальнего радиуса действия, и вы господствуете в мире. Мир должен опасаться вас, а не нас, когда мы хотим иметь свое топливо.

И опять опыт свидетельствует, что нет никаких международных договоров, которые гарантировали бы поставки топлива нуждающимся в нем странам. Даже Америка, заключившая с Индией договор о поставках  ядерного топлива, не выполнила своих обязательств, и не было никаких гарантий, что права Индии будут реализованы, а потому Индии самой пришлось создать цикл производства ядерного топлива. Нет никаких причин для того, чтобы наш народ, уже обладающий необходимыми знаниями, сделал себя зависимым от других. Это было бы похоже на то, как если бы мы сказали странам  мирам, что у нас есть нефть и мы ее вам предоставим, но вы не имеете права прибегать к другим видам энергии.

Эксклюзивное интервью телекомпании Си-эн-эн, 16.09.2005 г.

5-8. Почему Иран не собирается производить атомное оружие

Наши религиозные взгляды не позволяют нам пытаться получить атомное оружие. Наш религиозный лидер запретил нам это на основе шариата. А потому ни меджлис, ни правительство, ни кто-либо еще не может принять закон или утвердить соответствующий бюджет. Для нас этот путь закрыт. Да и потребности в нем у нас нет. Мы можем обеспечить свою безопасность другими средствами. Разве мы выиграли в восьмилетней войне с помощью атомного оружия? Мы опираемся на свою культуру, цивилизацию, политический, культурный и экономический потенциал своего народа и полагаем, что подходит к концу эпоха применения силы в международных отношениях, а потому никому нет необходимости вкладывать в это средства. Будьте уверены, что ядерные арсеналы стран, которые ими обладают, вскоре превратятся в большую проблему для них.

Интервью журналу «Ньюсвик», 17.09.2005 г.

6. Исламский мир

6-1. Чаяния и возможности исламской уммы в современном мире

1) Вера в Бога, в Пророка ислама и в Священный Коран: исламская вера всегда была надежной точкой опоры, источником вдохновения и единства, надежд и воодушевления мусульман.

2) Все большее исламское пробуждение и присутствие народа на политической арене: по милости Всевышнего, в настоящее время исламское пробуждение и все возрастающая чувствительность исламской уммы к вопросам политики и социальной жизни стала непревзойденным и неисчерпаемым капиталом.

3) Научный прогресс и расцвет: в исламском мире наблюдается поступательное научное развитие, а наличие творческих и активных ученых, преподавателей и молодых людей дает большие надежды и составляет одну из основ могущества исламской уммы.

4) Огромные ресурсы: исламская умма не только располагает огромными ресурсами  верующих, умных и мыслящих людей, но и территориями с такими разнообразными природными ресурсами, как моря, леса, полезные ископаемые, энергоресурсы, а также особое географическое и политическое положение.

5) Культура и цивилизационное прошлое: ислам – это совершенная религия, а Коран – это рецепт излечения всех недугов человечества, включающий в себя универсальный экономический, социальный, политический и культурный строй. Исламская культура и цивилизация пронизана такими ценностями, как монотеизм, любовь к ближнему, соблюдение прав человека, самопожертвование, помощь обездоленным, забота о детях, уважение к женщине, соблюдение человеческого достоинства, созидательный труд, создание и распространение научных знаний, стремление к справедливости и борьба с несправедливостью и угнетением.

Выступление на саммите исламских государств (Саудовская Аравия), 16.09.2005 г.

6-2. Вызовы и проблемы, с которыми сталкивается исламская умма в современном мире

Вызовы и проблемы. Хотя исламский мир и обладает  неповторимыми преимуществами, к сожалению, он сталкивает с серьезными вызовами, из которых отметим только некоторые:

1) отсутствие скоординированной региональной и мировой политики исламских государств,

2) подверженность влиянию со стороны врагов ислама, которое направлено на порождение раскола в рядах мусульман и среди исламских стран,

3) военное и политическое вмешательство высокомерных держав,

4) слабая вера в собственные силы в некоторых частях исламского мира,

5) организованное наступление деструктивной материалистической культуры и морали,

6) бедность и безработица в ряде районов исламского мира,

7) научно-техническая отсталость во многих сферах,

8) сионистский апартеид в сердце исламских территорий.

Выступление на саммите исламских государств (Саудовская Аравия), 16.09.2005 г.

7. Ирак и Палестина

7-1. Иностранное присутствие – основная проблема Ирака и политики Ирана в отношении этой страны

Полагаю, что в вопросе Ирака нам следует посмотреть в корень его проблем, ибо в противном случае  все наши меры окажутся безрезультатными. В соответствии с нынешним международным законодательством, ответственность за безопасность Ирака лежит на тех, кто его оккупировал.

Мы полагаем, что нужно дать возможность самим иракцам принять решение и избрать устраивающее их правительство. Все иракцы, все, кто живет на территории Ирака, имеют право участвовать в определении своей судьбы. Мы должны позволить сделать это. Но наше впечатления от происходящего в Ираке заключается в том, что нестабильность в этой стране – это  предлог для продолжения оккупации. Мы полагаем, что есть определенная связь между продолжением оккупации и отсутствием безопасности в этой стране. В противном случае, те, кто вступил в столкновение с Саддамом, могли бы  еще легче установить в Ираке безопасность. Мы оказываем всевозможную поддержку иракскому народу, чтобы он мог сам принять решение и установить устраивающее его правление в стране.

Хотел бы прямо сейчас задать вам такой вопрос, над которым прошу вас подумать в качестве коллег по СМИ, играющих значительную роль в информировании людей. Подумайте, ведь сейчас Ирак находится под оккупацией. Оккупировавшие его  силы должны нести ответственность. Мы готовы к любому сотрудничеству для установления безопасности и национального суверенитета иракцев. Но именно здесь возникает вопрос о ядерной энергии. Те, что пришли в Ирак с территорий, находящихся от него на расстоянии тысяч километров, прислали вооруженные силы, оккупировали страну и обосновались в ней, теперь говорят нам, что у нас нет права даже высказываться по проблемам Ирака. По-моему, в международных отношениях есть огромное противоречие, которое никогда не приведет к установлению мира и безопасности. Необходимо смотреть в корень проблемы. По нашему мнению, основной проблемой Ирака является присутствие иностранных войск, цели которых не совпадают с целями иракского народа.

Беседа с главными редакторами и владельцами СМИ в Нью-Йорке во время рабочего завтрака. 15.09.2005 г.

7-2. Иран выступает за установление народного правления в Палестине

Мы выступаем за создание  народного правительства в Палестине. Мы полагаем, что путь решения палестинской проблемы – это обеспечение прав всего народа на основе демократического правления. Мы полагаем, что прочный мир может быть установлен на основе решений, при которых будут соблюдены права всех людей. Мы приветствуем любой прогресс в этом отношении. Мы поддерживаем эвакуацию (еврейских поселений) из Газы, поддерживаем создание независимого палестинского государства, но полагаем, что нужно устранить корень проблемы. Пока более пяти миллионов человек палестинского народа будут оставаться беженцами, пока будет продолжаться оккупация и агрессия, пока будут арестовывать молодежь, обрушивать дома на головы людей  и сжигать дома и поля, пока будут превалировать расистские взгляды,  как можно ожидать установления мира?

Интервью журналу «Ньюсвик», 17.09.2005 г.

7-3. Вопросы Президента относительно Палестины и предложения по решению палестинской проблемы

Посмотрите на Палестину. Каждый день здесь убивают десятки людей, каждый день детей и женщин погребают под руинами их домов. Рушат дома на головы местных жителей. Сжигают поля. Стали беженцами люди, которые тысячи лет, из поколения в поколение жили на этой земле. А теперь они после предупреждения со стороны важных деятелей и добродетельных личностей становятся объектом бомбардировок и ракетных ударов. Каждый день самолеты и вертолеты нападают на этих угнетенных людей. Поэтому возникает такой вопрос.

Вопрос 1. Откуда появились те, кто сегодня властвуют на палестинской земле и позволяют себе творить здесь все, что их душе угодно, а именно изгонять исконных жителей и превращать их в беженцев, убивать их, бросать в тюрьмы и брать в плен? Каково их происхождение? Где жили их отцы? Где жили отцы их отцов? Где они жили последние тысячу, две тысячи лет? Почему они имеют право на осуществление суверенитета и самоопределение, а народ, который сотни и тысячи лет  живет на этой земле, права на самоопределение не имеет?

Путь решения проблемы, предлагаемый Исламской Республикой, совершенно ясен. Иранский народ заявляет, что единственным коренным способом решения палестинской проблемы является то, чтобы все палестинцы по происхождению приняли участие в плебисците, высказавшись на нем относительно способа правления и будущего Палестины.

Вопрос 2. Если вы правду говорите, что во время Второй мировой войны истребили 6 млн. евреев и сожгли их в печах и топках (видимо, вы говорите правду и настаиваете на этом и готовы осудить и бросить в тюрьму любого, кто выскажется против этого, из чего можно сделать вывод о том, что вы говорите абсолютно серьезно). Так что вопрос наш таков: если вы совершили это тяжкое преступление, почему за него должен расплачиваться угнетенный палестинский народ? Почему под предлогом тех убийств вы пришли в сердце исламского мира, в милую Палестину и с помощью пушек, танков, пулеметов, бомбардировок, пропагандистских приемов, бойкота и психологической войны пытаетесь навязать народу этой земли фальшивое сионистское правительство? Если вы совершили преступление, то сами должны за него расплачиваться.

Те, что разглагольствуют о свободе слова, демократии и правах человека, вместо того, чтобы проявить смирение и принять эту ясную и обоснованную логику, принялись использовать те средства, которые у них имеются.

Они заявили, что президент Ирана сказал что-то нетерпимое. Понятно, что президент Ирана не может в современном цивилизованном мире считаться цивилизованным человеком, соответствующим гражданскому обществу. Начали один за другим осуждать, а не говорить о сути проблемы.

Выступление перед жителями г. Захедан. 14.12.2005 г.

Hosted by uCoz