Фарси – государственный язык Ирана


Некоторые тенденции развития газовой отрасли ИРИ

26 мая 2008

Призрак бродит по Европе, призрак иранского газа. Сегодня ИРИ обладает вторыми по величине разведанными запасами данного вида сырья (28 трлн кубометров, или 15-17% мировых резервов), сконцентрированных как на морских, так и на континентальных месторождениях. Причем большинство из них (прежде всего, самое крупное месторождение «Южный Парс», запасы которого оцениваются в 14 трлн кубометров, что составляет 48% общеиранских разведанных резервов) находятся пока в начальной стадии разработки. Завершить ее без привлечения иностранных инвестиций и технологий со стороны иностранных компаний (в первую очередь, западных) ИРИ сейчас не в состоянии. Крупные европейские фирмы в свою очередь также заинтересованы во вложении средств в развитие иранских месторождений, особенно в условиях вновь возросшего интереса ЕС к проекту «Набукко». Однако существенным, а в некоторой степени и непреодолимым препятствием на их пути становится режим санкций, усугубленный возрастающим давлением со стороны США.

Наглядным примером этого стали майские события, связанные с фактическим уходом с иранского газового рынка трех крупных европейских компаний — англо-голландской «Роял Датч Шелл», испанской «Репсол» и французской «Тоталь», которые приняли решение о пересмотре условий своего участия в проекте разработки крупного газового месторождения «Южный Парс». В соответствии с ранее подписанными меморандумами о взаимопонимании с представителями ИРИ они должны были принять участие в развитии блоков № 11, 13 и 14 данного проекта. Однако ни одна из этих компаний так и не приступила к детальному обсуждению инвестиционных проектов и их последующей реализации.

Обеспокоенное данным фактом руководство ИРИ в лице министра нефти Г.-Х. Ноузари в середине апреля с.г. поставило перед представителями «Роял Датч Шелл», «Репсол» и «Тоталь» ультиматум, требовавший от них к июню с.г. определиться со своей позицией по участию в разработке «Южного Парса». В противном случае руководству НИНК и НИГК было дано указание выставить блоки № 11, 13 и 14 месторождения на тендерные торги, к участию в которых, в частности, предполагалось привлечь индийскую OVL и российский Газпром. В ответ Тегеран получил несколько неожиданную для него реакцию: из трех компаний только «Тоталь» выразила согласие продолжить переговоры. При этом ее представители указали, что не смогут представить иранцам детально проработанное предложение в указанный срок. «Роял Датч Шелл» и «Репсол», ссылаясь на высокую затратность проекта и его низкую доходность, заявили о своем отказе разрабатывать блоки № 13 и 14, взамен предложив правительству ИРИ принять участие в развитии блоков № 20 и 21 «Южного Парса». По имеющейся информации, стороны уже приступили к обсуждению данного вопроса.

Доводы иностранных компаний вызвали значительные сомнения у местных аналитиков, которые предположили, что существующие проблемы объясняются давлением на потенциальных инвесторов со стороны США. Здесь еще помнят уход с иранского рынка в результате угроз Вашингтона японской «Инпекс» и английской «Бритиш Петролеум». Считается, что «Роял Датч Шелл», «Репсол» и «Тоталь» сознательно затягивают переговорный процесс. С одной стороны, они в угоду Соединенным Штатам не торопятся выполнять свои обещания перед Ираном, но, с другой стороны, также не спешат уходить с перспективного рынка. Данная точка зрения, впрочем, уже была опровергнута представителями иностранных инвесторов.

По нашему мнению, обе позиции имеют под собой реальную основу. Доходность инвестиционных проектов в Иране действительно невысока (12-14%) на фоне значительных политических и экономических рисков. Сроки реализации проектов достаточно велики (5–10 лет) при весьма невыгодной схеме участия на условиях buy-back, ограниченного к тому же временными рамками (не более 20–30 лет). Все это в значительной степени отталкивает потенциальных инвесторов и позволяет вести диалог с Ираном только в расчете на увеличение доходности в долгосрочной перспективе. В то же время неоднократно происходило давление на западные компании со стороны США (французская «Тоталь» получала предупреждения и от своего правительства).

Дополнительную остроту ситуации придает тот факт, что Тегеран планировал привлечь «Роял Датч Шелл», «Репсол» и «Тоталь» к созданию производственных мощностей по сжижению газа, т.к. именно на них, а не на трубопроводы руководство ИРИ делает ставку при разработке своей долгосрочной стратегии по выходу на международный газовый рынок. Это дало бы Тегерану значительную свободу при проведении ценовой политики, расширило круг потенциальных покупателей и реанимировало бы проект «газового ОПЕК» (тем более что определенные шаги к проведению единой согласованной ценовой политики среди стран — экспортеров «голубого топлива» уже были сделаны во время прошедшего 28–29 апреля с.г. в Тегеране заседания Комиссии высокого уровня Форума стран — экспортеров газа). Необходимая технология по сжижению «голубого топлива» находится в руках всего трех фирм: французской «Тоталь», немецкой «Линда» и британской «Шелл». Правительства этих стран с негласного одобрения США стараются ограничить доступ данных компаний к технологическим лицензиям при проведении работ в Иране из-за кризисной ситуации, сложившейся вокруг иранской ядерной программы.

По мнению местных и зарубежных экспертов, ограничивая доступ финансов, инвестиций и технологий в ИРИ, западники надеются усугубить энергетический кризис в этой стране, за счет чего сделать Тегеран более сговорчивым при ведении переговоров по ядерной проблеме. В данной связи европейцы с опаской относятся к укреплению связей между ИРИ и Малайзией, т.к. считают, что в ближне- и среднесрочной перспективе последняя сможет разработать собственные технологии по сжижению газа. Учитывая растущую роль мусульманского лобби в Малайзии, передача этого ноу-хау Ирану вполне возможна. По этой причине внимание экспертов приковано к иранскому проекту «Pars LNG», 10% которого принадлежит малазийской «Петронас», а 40% — французской «Тоталь», начавшей, несмотря на явные возражения официального Парижа, очередной раунд переговоров с Министерством нефти ИРИ и «Pars Oil and Gas Company».

В результате как Тегеран, так и его западные партнеры оказались в патовой ситуации. С одной стороны, местные фирмы, как показал опыт с «Хатам-оль-анбия», пытавшейся взять на себя разработку блока № 17 месторождения «Южный Парс», не обладают доставочными финансами, опытом и технологиями для того, чтобы заменить иностранные компании. Привлечение же других инвесторов (таких как индийская OVL и российский Газпром) также не является панацеей: скорее всего, они столкнутся с теми же проблемами, что и их западные коллеги. Кроме того, ни OVL, ни Газпром не получили еще в свои руки технологии по сжижению газа. С другой стороны, «Роял Датч Шелл», «Репсол» и «Тоталь» не хотят уступать кому-либо перспективный иранский рынок. В итоге, ведя переговоры с руководством Ирана, они затягивают время в ожидании позитивных перемен как внутри ИРИ, так и на внешнеполитической арене.

При этом необходимо отметить, что даже столкнувшись с серьезным дефицитом «голубого топлива» на внутреннем рынке и с рядом внешнеполитических проблем, руководство ИРИ не намерено отказываться от «сверхзадачи» по превращению своей страны в крупного регионального экспортера газа. Кроме поставок в Турцию (4 млрд кубометров в год), Иран уже экспортирует «голубое топливо» в Нахичевань (1,1–2,3 млрд кубометров в год), а также планирует продавать его в ОАЭ, Кувейт, Оман, Бахрейн, Армению, Грузию, Украину и далее в Европу. На данный момент основное внимание Тегерана сконцентрировано на двух крупных проектах: газопроводе Иран – Пакистан – Индия и «Набукко».

Последний становится все более и более актуальным для ИРИ, тем более что после подписания Россией договоров о строительстве совместного газопровода с Сербией и Венгрией западные страны активизировали свои усилия по реанимации проекта трубопровода «Набукко», призванного обеспечить независимость части членов ЕС от российских поставок «голубого топлива». В частности, осуществляются попытки привлечь к участию в нем и Иран. Об этом свидетельствует деятельность австрийской компании «OMV», чьи представители заявляют о том, что ведут усиленную подготовку для создания основы будущего взаимодействия с Тегераном.

Сотрудники OMV положительно оценивают перспективы ведущегося диалога и делают значительную ставку на поддержку со стороны прозападных группировок, существующих в политических кругах Ирана. О сохраняющейся заинтересованности Тегерана в участии в данном проекте говорит состоявшийся весной с.г. визит заместителя министра иностранных дел Ирана по экономическим вопросам А.Р. Шейха-Аттара в Турцию, а также начавшийся с апреля с.г. обмен делегациями между Тегераном и Анкарой для обсуждения перспектив участия турецких компаний в разработке блоков № 22, 23 и 24 газового месторождения «Южный Парс». Предположительно, именно эти блоки должны обеспечить необходимый объем «голубого топлива» для экспорта в Европу.

Определенным стимулом для представителей OMV стало подписание 17 марта с.г. контракта между НИГК и швейцарской EGL на поставку газа из ИРИ через Турцию в Европу. Технические параметры сделки пока не афишируются, известно лишь, что сумма 25-летнего контракта составляет около 40 млрд долл. Министр нефти ИРИ Г.-Х. Нозари в своих комментариях сообщил, что поставки газа начнутся с 2009 г. и к 2012 г. их объемы достигнут 5 млрд кубометров в год (по другим данным, 5,5 млрд кубометров в год). На первом этапе иранское «голубое топливо» предполагается доставлять из Турции по Адриатике в Албанию и Италию, а после завершения в 2010 г. строительства всей необходимой инфраструктуры иранский газ вместе с азербайджанским планируется пустить по трубопроводу Греция–Албания–Италия.

Эксперты из OMV отмечают, что главным препятствием на пути реализации их проекта по экспорту иранского газа в страны ЕС фактически являются не технические проблемы (в возможности их решения они вполне уверены), а необходимость урегулирования существующих политических вопросов. К последним в первую очередь относятся режим санкций и существование внутри ИРИ различных политических группировок, которые могут нарушить планы европейцев. Таким образом, пока что идея поставок иранского газа по-прежнему остается слабо осязаемым призраком, бродящим по Европе.

Н.А. Кожанов

Институт Ближнего Востока

Hosted by uCoz