Грядет ли
холодная война?
17-04-2007
© "Россия в глобальной политике". № 2, Март -Апрель 2007
А.Г.
Арбатов - член-корреспондент РАН, член редакционного совета журнала «Россия в
глобальной политике».
Выступление
президента России Владимира Путина в Мюнхене 10 февраля 2007 года стало если не
водоразделом, то наверняка заметной вехой в отношениях Российской Федерации с
Соединенными Штатами и другими странами Запада. Некоторые эксперты и наблюдатели
заговорили даже о наступлении эры новой холодной войны. Но действительно ли все
так плохо и дело идет к глобальному противостоянию двух держав и коалиций?
КАК БЫЛО...
Холодная
война - политический феномен, продукт особого исторического периода,
продолжавшегося с конца 40-х до конца 80-х годов прошлого века. Ее
основополагающей чертой была ярко выраженная биполярность структуры
международных отношений, расколовшая мир по линии Восток - Запад. В 1950-е СССР
и США разделили на сферы влияния Европу и Азию, а в 1960-е и 1970-е - Латинскую
Америку и Африку. Центральный разлом расколол несколько стран и народов:
Германию, Корею, Вьетнам, Китай (отделив Тайвань), Палестину (современный
конфликт между арабами и евреями стал, по сути, результатом геополитических
маневров великих держав при переделе палестинских территорий). Мир фактически
превратился в арену напряженного соперничества двух сверхдержав, которое с
переменным успехом продолжалось вплоть до конца 1980-х годов.
Практически
в любом локальном и региональном вооруженном конфликте сверхдержавы оказывались
по разные стороны баррикад. Так было в Корее, Индокитае, Алжире, вокруг Кубы, в
Южной Азии, в ходе четырех войн на Ближнем Востоке, в странах Африканского Рога,
в Анголе, Мозамбике, Никарагуа и Афганистане.
Планета,
как минимум, трижды вплотную подходила к Третьей мировой войне (во время второго
и четвертого ближневосточных конфликтов в 1957 и 1973 годах, в период
берлинского кризиса 1961-го), а однажды (в дни Карибского - ракетного - кризиса
в 1962 году) роковую черту чуть было не переступили. Катастрофы удалось
избежать, скорее всего, благодаря счастливому стечению обстоятельств и
сдерживающей роли ядерных вооружений, накопленных обоими противниками.
Опасаясь
прямого военного столкновения, сверхдержавы и их союзники изобрели суррогат
военных действий в форме интенсивного соревнования по подготовке к войне - гонку
вооружений. В пиковые периоды в строй вводились в среднем по одной
межконтинентальной баллистической ракете (МБР) ежедневно и по одной
стратегической ракетной подводной лодке в месяц, в другие времена - по тысяче и
более ядерных боеголовок на стратегических ядерных силах (СЯС) ежегодно.
Масштабы наращивания и модернизации обычных вооружений были не менее
впечатляющими, особенно в 1960-е и начале 1980-х в НАТО и в 1970-1980-е в
Организации Варшавского договора (ОВД). Каждая сторона ежегодно вводила в строй
сотни боевых самолетов и тактических ракет разного класса, тысячи единиц
бронетехники и артиллерии, десятки боевых кораблей и многоцелевых подводных
лодок.
В
обоснование глобального соперничества и оправдание связанных с ним жертв стороны
вели непримиримую идеологическую борьбу, демонизируя противника и приписывая ему
самые зловещие заговоры и агрессивные намерения. Это имплицитно снимало
необходимость понимать точку зрения другой стороны, считаться с ее интересами и
соблюдать по отношению к ней те или иные нормы морали и права.
Холодная
война достаточно отчетливо распадается на два этапа. Первый (с конца 1940-х до
конца 1960-х годов) - биполярность в «чистом» виде. Второй (конец 1960-х - конец
1980-х) - начало формирования многополярности. Китайская Народная Республика
выделилась в самостоятельный «центр силы», конфликт между Пекином и Москвой
вылился в вооруженные столкновения на границе в 1969 году, а после вторжения
китайских войск во Вьетнам в 1979-м СССР и КНР оказались на грани войны.
Биполярность ослабевала и по мере роста политико-экономического влияния Западной
Европы (например, «новая восточная политика» канцлера ФРГ Вилли Брандта) и
развития Движения неприсоединения во главе с Индией и Югославией.
...И КАК
ЕСТЬ
Нынешний
рост напряженности в отношениях между Россией, с одной стороны, и США, НАТО,
Европейским союзом - с другой, не имеет ничего общего с холодной войной второй
половины XX века.
Во-первых,
отсутствует ее системообразующий элемент - биполярность. Наряду с глобальными и
трансрегиональными центрами экономической и военной силы, такими, как США, ЕС,
Япония, Россия, Китай, крепнут региональные лидеры - Индия, тихоокеанские «малые
тигры», страны - члены Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Иран,
Бразилия, ЮАР, Нигерия.
Кроме того,
традиционные формы межгосударственных отношений размываются мощными течениями
глобализации и информационной революции, повсеместным ростом национализма,
выходом на авансцену транснациональных экономических, политических и даже
военных игроков.
Отношения
США - РФ больше не являются центральной осью мировой политики. Они лишь одна из
многих ее граней, причем по многим вопросам далеко не самая важная. Наряду с
противоречиями у России и Запада есть важнейшие общие интересы, к тому же они
конкурируют не только друг с другом. Об «игре с нулевой суммой» не может быть и
речи.
В текущих
международных конфликтах Россия и Запад стоят по одну сторону баррикад, какие бы
разногласия их подчас ни разделяли. В Афганистане они действуют сообща, стремясь
не допустить реванша движения «Талибан» и «Аль-Каиды». А такие важнейшие
вопросы, как ядерные программы Северной Кореи и Ирана, ситуация вокруг Палестины
и Нагорного Карабаха, они решают посредством многосторонних переговоров.
Осталось в
прошлом и непримиримое идеологическое противоборство. Истинный идейный разлом
пролегает теперь между либерально-демократическими ценностями и исламским
радикализмом, между Севером и Югом, между глобализмом и антиглобализмом. И если
нынешняя Россия не вполне воспринимает либеральные ценности, то она уж точно
никогда не примкнет к радикальному исламу. Не кто иной, как Россия, понесла
самые большие потери в борьбе против исламского экстремизма за последние
двадцать лет (война в Афганистане, войны и конфликты в Чечне, Дагестане и
Таджикистане).
Что
касается гонки вооружений, то, несмотря на рост оборонных бюджетов США и РФ, нет
ничего даже отдаленно сопоставимого с тем, что происходило во времена холодной
войны. За период с 1991 по 2012 год, то есть со дня подписания в Москве Договора
о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (Договор
СНВ-1) до окончания срока действия московского Договора о сокращении
стратегических наступательных потенциалов (Договор СНП), заключенного в 2002
году, стратегические и тактические ядерные вооружения сторон будут сокращены
примерно на 80 % (окончание срока действия московского договора - 31 декабря
2012 года. - Ред.).
Идет
медленная модернизация ядерных и обычных вооружений. Так, в России в 2006-м в
боевой состав введено 6 МБР, 31 танк, 120 бронемашин, 9 самолетов и вертолетов.
Новые корабли и подводные лодки вводятся по одной единице за несколько лет. Все
это на один-два порядка меньше, чем в 1970-1980-е годы. В США при гораздо
большем военном бюджете основные средства идут на содержание Вооруженных сил и
военные операции в Ираке и Афганистане. По сравнению с Россией там вводится в
строй больше новых обычных вооружений, но меньше - ядерных.
Есть,
конечно, такие возмущающие стратегическую стабильность факторы, как
развертывание в США ограниченной системы противоракетной обороны (ПРО) для
защиты от единичных ракетных пусков и планы размещения ее элементов в некоторых
странах Европы, перспективные проекты Вашингтона по развитию космических
вооружений и оснащению стратегических носителей высокоточными обычными боевыми
частями.
С подачи
Соединенных Штатов популярной стала идея о том, что после падения Берлинской
стены исчезла необходимость в соглашениях (а значит, и в переговорах) об
ограничении и сокращении вооружений, поскольку их якобы заключают только
противники.
Жертвой
такого безответственного подхода стали Договор об ограничении систем
противоракетной обороны (Договор по ПРО, 1972), не вступивший в силу Договор о
всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ, 1996), Договор СНВ-2 (1993) и
рамочный Договор СНВ-3 (1997). Не состоялись переговоры о правилах засчета
боезарядов и мерах контроля по Договору СНП и о запрещении производства
разделяющихся материалов в военных целях (ДЗПРМ). В 2007 году Россия заявила о
своем возможном выходе из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей
дальности (РСМД, 1987) и адаптированного Договора об обычных вооруженных силах в
Европе (ДОВСЕ, 1999). Из-за политики ядерных и «пороговых» держав под угрозой
оказалось самое главное соглашение - Договор о нераспространении ядерного оружия
(ДНЯО, 1968).
ПРИЧИНЫ
ПОХОЛОДАНИЯ
Хотя речь о
новой холодной войне и не идет, обострение взаимоотношений в целом налицо. Чем
же обусловлена эта напряженность?
Первое. За
последние годы соотношение сил между РФ и Западом изменилось. Россия обрела
устойчивый экономический рост и относительную социально-политическую
стабильность. Москва консолидировала власть, получила крупные свободные капиталы
для внутренних и внешних инвестиций, вчетверо (с 2001-го) увеличила
финансирование национальной обороны, подавила массовое вооруженное сопротивление
на Северном Кавказе.
На этом
фоне Россия стремится изменить сложившиеся еще в 90-е годы прошлого века
«правила игры» в отношениях с Западом. Парадигма отношений, при которой Москва
вольно или невольно идет в фарватере курса США, а с ее интересами и мнением не
считаются, теперь абсолютно неприемлема в глазах всех политических партий и
государственных ведомств России. Между тем большинство американских и
значительная часть европейских политиков считают модель отношений 1990-х
естественной и единственно верной.
Второе.
После окончания холодной войны мир не стал однополярным. Наоборот, быстро
формировалась новая многополюсная и многоуровневая система международных
отношений.
В этих
условиях Соединенные Штаты получили уникальную возможность. Они могли утвердить
в международной политике верховенство правовых норм, ведущую роль международных
институтов (прежде всего ООН и ОБСЕ), примат дипломатии в разрешении конфликтов,
принцип избирательности и законности применения силы в целях самообороны либо
обеспечения мира и безопасности (согласно статьям 51 и 42 Устава ООН). У
Вашингтона появился исторический шанс возглавить процесс созидания нового,
многостороннего, согласованного миропорядка.
Однако шанс
был бездарно упущен. Неожиданно ощутив себя «единственной глобальной
сверхдержавой», США в 1990-е годы все более подменяли международное право правом
силы, легитимные решения Совета Безопасности ООН - директивами американского
Совета национальной безопасности, а прерогативы ОБСЕ - акциями НАТО. Наиболее
ярким и трагическим образом эта политика получила выражение в военной операции
против Югославии в 1999 году.
После смены
администрации в 2001-м и чудовищного шока, который нация испытала 11 сентября
того же года, эта линия была возведена в абсолют. Вслед за законной и успешной
операцией в Афганистане Соединенные Штаты под надуманным предлогом и без санкции
Совета Безопасности ООН вторглись в Ирак, намереваясь далее «переформатировать»
весь Большой Ближний Восток под свои экономические и военно-политические
интересы.
Представление государственными органами США заведомо ложной информации для
оправдания вторжения в Ирак, вопиющие нарушения прав человека при оккупационном
режиме, в тюрьмах «Абу-Грейб» и Гуантанамо, явно одобренные Вашингтоном
предвзятые суды над иракскими лидерами и их варварские казни (вопреки протестам
Европы) - все эти скандальные факты густо запятнали моральный облик Соединенных
Штатов.
Даже самая
сильная держава, самонадеянно бросившая вызов новой системе и вставшая на путь
односторонних и произвольных силовых действий, неизбежно должна была встретить
сплоченное сопротивление других государств и потерпеть фиаско. И действительно,
начался небывалый подъем антиамериканских настроений во всем мире, поднялась
новая волна международного терроризма и распространения ядерного и ракетного
оружия. Америка увязла в беспросветной оккупационной войне в Ираке, подорвала
коалиционную политику ООН и НАТО в Афганистане, связала себе руки в отношении
Ирана и Северной Кореи. США утрачивают влияние в Западной Европе, на Дальнем
Востоке и даже в своей традиционной «вотчине» - Латинской Америке.
Односторонняя силовая линия оттолкнула от Соединенных Штатов и вынудила перейти
в лагерь международной оппозиции столь непохожие государства, как Германия,
Франция, Испания, Россия, Китай, Индия, Узбекистан, Венесуэла, Боливия, Эквадор,
Никарагуа, многие страны - члены Лиги арабских государств... Шанхайская
организация сотрудничества, созданная в 2001 году как коалиция для борьбы с
исламским экстремизмом, превратилась в противовес американскому вмешательству в
Азии. Набирает силу оппозиция республиканской администрации внутри США.
Постепенно
Америка обостряла отношения и с Россией. После террористических актов 11
сентября Владимир Путин сделал серьезный шаг навстречу Вашингтону,
руководствуясь как чувством сострадания, так и стремлением повысить уровень
сотрудничества. В ответ Россия получила выход США из Договора по ПРО (прикрытый
«фиговым листком» в виде Договора СНП), ликвидацию в Ираке крупнейших российских
нефтяных концессий, а также новое расширение НАТО на восток, в том числе на
территорию бывших балтийских республик СССР.
При этом обнародуются планы ускоренного втягивания Украины и Грузии в НАТО. А
проект строительства объектов американской стратегической ПРО в Польше и Чехии
противоречит духу Совместной декларации новых стратегических отношений между РФ
и США от 2002 года о сотрудничестве в разработке такой системы и идет вразрез с
переговорами в Совете Россия - НАТО о работе над общей ПРО театра военных
действий.
Третье.
Положение на территории бывшего СССР - важный фактор нынешнего ухудшения
взаимоотношений РФ и Запада. Москву возмутило активное вмешательство последнего
в «цветные» революции в Грузии (2003) и Украине (2004) в целях поддержки
наиболее антироссийски настроенных политиков (что заставило подозревать
применение той же модели в Киргизии в 2005-м).
В 1990-е
годы Россия сделала немало ошибок, пытаясь превратить постсоветское пространство
в зону своего доминирования. Но с ростом своего экономического и финансового
потенциала и укреплением независимости Россия перешла к прагматичной линии
применительно к каждой конкретной соседней стране. Отойдя от эфемерных имперских
«прожектов», Москва поставила во главу угла отношений с соседями транзит
энергоэкспорта в Европу, скупку перспективных предприятий и инфраструктур,
осуществление инвестиций в разведку и добычу природных ресурсов, сохранение
действительно важных военных баз и объектов, сотрудничество в борьбе с новыми
трансграничными угрозами и взаимодействие по гуманитарным вопросам.
Конфликты с
Украиной и Белоруссией из-за цены на поставки энергоресурсов и стоимости
транзита повлекли за собой перебои в экспорте энергосырья в Европу. Это вызвало
на Западе взрыв возмущения, на Россию посыпались обвинения в энергетическом
империализме и шантаже, зазвучали призывы использовать НАТО как гарантию
энергобезопасности стран-импортеров. Возможно, тактика Москвы была грубой,
особенно в случае с Украиной. Но переход на мировые цены в поставках энергосырья
как раз и означал по сути дела отказ от прежней имперской линии экономических
подачек в обмен на политическую или военно-стратегическую лояльность. Что
подтвердилось фактом одинаково прагматичного подхода Москвы к столь разным
соседям, как Украина, Грузия, Армения и Белоруссия.
Тем не
менее эскалация напряженности идет по замкнутому кругу. Ужесточение российской
политики в отношении стран ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан и Молдавия)
обусловлено перспективой расширения НАТО на их территории. В свою очередь ГУАМ и
НАТО отвечают Москве более активным противодействием и еще больше усиливают
страх России перед новым «санитарным кордоном».
Четвертое.
Важнейшая причина обострения отношений между Россией и Западом -
внутриполитические процессы в РФ после 2000 года. В 1990-е в нашей стране было
во многих аспектах больше свободы, чем теперь и тем более в предшествовавший
советский период. Но эти свободы смог оценить сравнительно узкий круг
либеральной интеллигенции в больших городах. Остальная часть граждан
воспринимала ветер перемен на фоне шоковых реформ, обнищания большинства
населения, невиданных масштабов коррупции, криминального беспредела и
разворовывания национальных богатств. В одночасье рухнули системы социального
обеспечения, здравоохранения, образования, науки, культуры, обороноспособности.
(Как отметил лидер партии «Яблоко» Григорий Явлинский, «менее чем за десять лет
народ пережил два путча, два дефолта и две войны».)
Поэтому
большинство населения поддерживает курс президента Владимира Путина на
консолидацию государственной власти вокруг Кремля и расширение его контроля над
экономикой и внутренней политикой.
Главная
проблема путинской «управляемой демократии» и «исполнительной вертикали» состоит
в том, что нынешнее экономическое благополучие и политическая стабильность
зиждутся на весьма хрупком и недолговечном фундаменте. Экономический рост
последних лет в огромной мере обусловлен беспрецедентными мировыми ценами на
сырье. Но такая модель не обеспечивает ни широкую занятость, ни
научно-техническое развитие, ни социальную стабильность, ни достаточные доходы
для удовлетворения всех острых нужд страны. Да и высокие цены на нефть и газ не
вечны.
Зарубежные
деятели редко задумываются о том, что их глубокое беспокойство по поводу
способности России обеспечить энергетические потребности Запада противоречат
западной же озабоченности состоянием российской демократии. Ведь демократия
несовместима с экспортно-сырьевой моделью экономики, всегда и везде являвшейся
базой авторитарно-бюрократической государственно-политической системы.
Перед
Западом стоит сложная проблема: какую политику проводить в отношении России в
ходе ее длительной, глубокой и крайне противоречивой трансформации? До сих пор
США и многие их союзники бросались в этом вопросе из одной крайности в другую:
от радужных надежд к горькому разочарованию, от чрезмерной вовлеченности к
полному равнодушию и пренебрежению, от восторженности к подозрениям и
враждебности.
Крупнейший
американский дипломат и политический мыслитель ХХ века Джордж Кеннан еще в 1951
году пророчески предвидел крушение советской империи и оставил мудрое завещание,
как будто написанное в наши дни: «Когда советская власть придет к своему концу
или когда ее дух и руководители начнут меняться... не будем с нервным
нетерпением следить за работой людей, пришедших ей на смену, и ежедневно
прикладывать лакмусовую бумажку к их политической физиономии, определяя,
насколько они отвечают нашему представлению о "демократах". Дайте им время;
дайте им возможность быть русскими и решать внутренние проблемы по-своему. Пути,
которыми народы достигают достойного и просвещенного государственного строя,
представляют собою глубочайшие и интимнейшие процессы национальной жизни».
По мнению
Кеннана, конструктивные отношения и постепенное, но последовательное сближение с
Москвой возможно в случае выполнения Россией всего трех, но важнейших условий:
быть открытой для внешнего мира; не обращать своих трудящихся в рабов; не
стремиться к имперскому доминированию в окружающем мире и не воспринимать всех
тех, кто находится вне сферы ее господства, как врагов. Эти качества свойственны
современной России, несмотря на ее многочисленные проблемы и ошибки.
На
внутренней эволюции нашего государства существенно скажутся его отношения с
окружающим миром, и прежде всего со странами Запада. Чем лучше эти отношения,
чем глубже взаимодействие в экономике, международной политике, сфере
безопасности, гуманитарной и культурной областях, тем прочнее позиции
демократических кругов внутри России, тем больше возрастает ценность
демократических свобод в глазах общественности и тем более внимательно последняя
следит за соблюдением демократических процедур и норм властями всех уровней.
ВЫЗОВЫ
МНОГОПОЛЯРНОСТИ
Нынешнее
похолодание в отношениях России с США и Евросоюзом - это напряжение в отдельных
звеньях многополярной системы, вызванное постоянно меняющимся соотношением сил,
калейдоскопической сменой разнородных проблем глобализации и непрерывными
«сюрпризами» от третьих стран, освободившихся от контроля прежних сверхдержав.
Несмотря на
преобладающие антизападные настроения и давление, исходящее от соответствующих
политических кругов внутри страны, российское руководство не желает конфронтации
с США и Европейским союзом, не хочет разрыва сотрудничества и не позиционирует
Россию как вторую, наряду с Соединенными Штатами, сверхдержаву. Москва
формулирует свои интересы в первую очередь в трансрегиональном формате и лишь
избирательно заявляет о своих правах на глобальном уровне.
Но при этом
Россия стремится к тому, чтобы ее на деле, а не только на словах признали
великой державой в ряду других великих держав. Она требует, чтобы уважали ее
законные интересы и считались с ее мнением по важнейшим вопросам, даже если оно
расходится с позицией США и их союзников. В случае же возникновения подобных
разногласий проблемы должны решаться на основе взаимных компромиссов, а не путем
«продавливания» американской линии или самонадеянного навязывания Москве точки
зрения, будто она якобы неверно понимает собственные интересы.
В этом
состоит пафос Мюнхена, и по большей части с ним нельзя не согласиться, хотя есть
несколько конкретных моментов, вызывающих возражение, в частности возможный
выход России из Договора по РСМД (см.: А. Арбатов. Шаг ненужный и опасный //
НВО, 2-15 марта 2007 г., № 7 (513), с. 1-2) и критика в адрес ОБСЕ.
Низкая
вероятность новой холодной войны и распад американской монополярности (как
политической доктрины, если не реальности) не может, однако, быть поводом для
самоуспокоенности. Объективно существующая на разных уровнях многополярность и
взаимозависимость таят в себе немало сложностей и угроз.
Например,
если противостояние по линии Россия - НАТО продолжится, оно может нанести
огромный ущерб обеим сторонам и международной безопасности. Окончательное
отделение Косово от Сербии способно спровоцировать аналогичные процессы в
Абхазии, Южной Осетии, Приднестровье и вовлечь Россию в вооруженный конфликт с
Грузией и Молдавией, которых поддерживает НАТО.
Ускорение
процесса включения Киева в Североатлантический союз (санкционированное недавно
Конгрессом США) угрожает повлечь за собой раскол Украины и массовые беспорядки,
при которых России и Западу будет трудно удержаться от вмешательства.
Планы
строительства объектов американской ПРО в Центральной и Восточной Европе могут
побудить Россию выйти из Договора о РСМД и возобновить программы по производству
ракет средней дальности. На это Вашингтон ответит размещением в Европе своих
новых ракет средней дальности, что резко повысит уязвимость российских
стратегических сил, их систем управления и предупреждения и усилит напряженность
ядерного противостояния.
Другие
«центры силы» неминуемо и немедленно извлекут выгоду из нарастающего
противостояния России и Запада, используют его в своих собственных интересах.
Китай получит возможность занять еще более выигрышные позиции в экономических и
политических отношениях с Россией, США и Японией, укрепить свое влияние в
Центральной и Южной Азии, зоне Персидского залива. Вряд ли упустят свой шанс
Индия, Пакистан, страны - члены АСЕАН, экзальтированные режимы Латинской
Америки.
Многополярный мир, который не движется по пути ядерного разоружения, - это мир
расширяющегося «ядерного клуба». Пока Россия и Запад будут конфликтовать друг с
другом, государства, способные разработать собственное ядерное оружие, поспешат
с этим. Вероятность его применения в каком-либо региональном конфликте
существенно возрастет.
Оборотной
стороной процесса глобализации станет резкое повышение активности международного
исламского экстремизма и терроризма. Последует дальнейшая дестабилизация
Афганистана и Центральной Азии, Ближнего и Среднего Востока, Северной и
Восточной Африки. Волна воинственного сепаратизма, трансграничной преступности и
терроризма захлестнет также Западную Европу, Россию, США, другие страны.
Рухнут
последние договоры по разоружению (ДНЯО, ДОВСЕ, ДВЗЯИ). Как крайний случай,
какой-либо авантюристический режим может осуществить провокационный ракетный
запуск по территориям или космическим спутникам одной либо нескольких великих
держав с целью вызвать между ними обмен ядерными ударами. Вполне вероятной
станет и угроза террористического акта с использованием ядерного устройства в
одной или нескольких главных столицах мира.
Чтобы
избежать неблагоприятного развития событий, необходимо остановить сползание
России к противостоянию и соперничеству с США и НАТО, пусть даже оно имеет не
глобальный, а региональный геополитический и избирательный военно-технический
характер. Те, кто в России и на Западе пытается набрать очки на конфронтации,
безответственно превращают важнейшие национальные интересы своих государств в
разменную монету внутриполитических игр.
В
конкретном плане Москве следует, во-первых, в духе последних заявлений
российского президента выдвинуть комплекс предложений как по сокращению
вооружений в двух- и многостороннем форматах, так и по укреплению режима
нераспространения ядерного оружия. В отличие от горбачёвских инициатив 80-х
годов прошлого века, новый пакет должен основываться не на прекраснодушной
утопии, а на радикальном, но реалистическом военно-экономическом и техническом
расчете, подкрепляться программой эффективного военного строительства. И не в
пример линии последних лет инициативы нужно продвигать не по принципу «хотите -
берите, не хотите - не надо», а как твердое требование государства с
использованием всех доступных дипломатических и военно-технических рычагов (чему
не грех поучиться у американцев). Особую роль будет играть позиция Москвы по
иранской и северокорейской ядерным проблемам.
Главный и,
видимо, единственный военно-технический козырь России - программа
грунтово-мобильных МБР «Тополь-М» и проект их оснащения разделяющимися головными
частями. В этой сфере даже США отстают от нашей страны на 10-15 лет. Вялое
осуществление данной программы и «размазывание» средств по другим, весьма
сомнительным, проектам подчас создает впечатление, будто Россия смирилась с
растущим стратегическим отставанием от Америки, не хочет серьезных переговоров и
выпускает из рук единственную остающуюся у нее козырную карту.
Во-вторых,
вместо того чтобы разрабатывать аморфные («зонтичные») интеграционные планы для
всего постсоветского пространства, а потом от них отступать, Москва должна
предельно конкретно сформулировать свои интересы применительно к каждому
государству - участнику СНГ, отбросив всякий неоимперский идеализм. Но за эти
ставки и проекты нужно упорно бороться, используя все рычаги и козыри, в том
числе имеющиеся в дальнем зарубежье. Нерасширение НАТО на СНГ следует увязать с
гарантиями территориальной целостности соседних стран, а взаимоприемлемое
решение их острых проблем - с соблюдением прав этнических меньшинств.
При
настойчивой и конструктивной политике Кремля Запад наверняка рано или поздно
примет новые «правила игры», поскольку они отвечают его долгосрочным интересам.
В перспективе переход России с экспортно-сырьевой на высокотехнологичную
инновационную модель экономики, сопровождающийся расширением демократических
институтов и норм, естественным образом снимет противоречия вокруг российской
внутренней политики и определит европейское направление интеграционного курса
России - самой крупной страны и потенциально наиболее сильной экономики Европы.
Конкретные
сроки, формы и пути равноправной и взаимовыгодной интеграции России в Евросоюз
определит время. А конечным ее продуктом станет формирование самого мощного в
экономическом, военном, геополитическом и культурном отношении глобального
«центра силы». Центра, который навсегда устранит угрозу как однополярности и
произвола, так и биполярности и конфронтации и который возглавит процесс
созидания нового правового миропорядка, призванного решить проблемы XXI века. |