Фарси – государственный язык Ирана


Иран: о некоторых аспектах экономической политики девятого правительства

Н.К.Тер-Оганов

Характерной особенностью нынешнего, девятого иранского правительства является постоянные перетасовки его состава. Пользуясь поддержкой духовного лидера Ирана аятоллы Али Хаменеи, на протяжении трех лет нахождения у власти иранский президент М.Ахмадинежад не раз увольнял с должности строптивых и неугодных ему министров, в основном, за их несогласие с его экономической политикой. А она, как известно, не в малой степени продиктована стремлением президента получить широкую поддержку со стороны беднейших слоев населения. Залежи углеводородов в недрах Ирана дают возможность правительству использовать огромные доходы от нефти (только за период с марта по июль 2007 г. Иран получил от продажи нефти 29,5 млрд американских долларов) для проведения в жизнь популистской экономической политики. В целом, согласно экономическим прогнозам, доходы от нефти с марта 2007 по март 2008 г. должны были составить около 70 млрд долларов. Несмотря на такой огромный доход, президент не смог выполнить свое предвыборное обещание – дать каждой иранской семье часть нефтяного дохода. Необходимо напомнить, что не достигнув этой цели, в августе 2007 г. президент добился отставки ключевого министра нефти Казема Вазири-Хамане, впрочем, как и министра экономики Али Реза Тахмасеби – двух противников его экономических преобразований. Чтобы расчистить дорогу обещанной экономической реформе, которая была начата еще при бывшем президенте Али Акбар Хашеми-Рафсанждани и продолжена президентом-реформистом Мохаммадом Хатами, в сентябре 2007 г. президент отстранил от должности и другого своего оппонента – управляющего центральным банком Ирана Ибрагима Шейбани.

В течение целого года должность министра экономики и финансов оставалась вакантной, и только совсем недавно, в начале июля 2008 г. на этот пост с подачи иранского президента парламентом страны была утверждена кандидатура Шамсэддина Хосейни (из 250 депутатов парламента за его кандидатуру голосовали 217). По сообщению газеты "Донья-йе Эктесад", основными ориентирами программы министра экономики должны стать: борьба с инфляцией, переустройство банковской системы, налоговая реформа, упрощение таможенных процедур, проведение в жизнь приватизации государственных промышленных объектов, а также расширение рынка капитала, установление прозрачного механизма надзора и отчетности, изменения в административной системе управления министерством экономики и финансов. Однако, следует признать, что экономическая ситуация настолько тяжелая, что нельзя ожидать скорого выхода из создавшегося положения.

По замыслу новоизбранного министра, в первую очередь, следует решить тяжелую проблему безудержной инфляции. Парадоксально, но факт, что огромные поступления от продажи нефти способствовали тому, что например, в 2006-7 гг. правительство перевело 15 млрд. долларов из валютного запаса страны в национальную валюту, что еще больше усилил рост инфляции в стране, тем самым был нанесен удар по национальному производству. В связи с этим следует заметить, что одной из причин роста инфляции также является быстрое повышение заработной платы и системы субсидий, в то время, как темп приватизации остается на прежнем уровне. По заявлению министра экономики и финансов, обуздать инфляцию в кратчайшие сроки не представляется возможным (Асрар, 5 авнуста 2008 г.).

Согласно данным Центрального банка Ирана (Банк-е Маркази), уровень инфляции к марту 2008 г. достиг 21,5% (в ноябре 2007г. этот показатель составлял 19,1%). В отчете Центробанка отмечается рост цен на жилье, нехватка которого является одной из острейших проблем Ирана, а также на предметы первой необходимости, на электричество, газ и воду, на обслуживание, на продукты питания и т.д. Согласно статистическим данным, опубликованным в отчете Центрального банка Ирана, на фоне роста инфляции более чем четырнадцать миллионов иранцев живет за чертой бедности. Как показала статистика, за первые два года правления девятого правительства М.Ахмадинежда, число бедных граждан с 18% выросло до 19%.

Фактически правительство не смогло добиться выполнения поставленной цели – приватизировать ежегодно 20% государственных предприятий. Буквально недавно А.А.Хашеми-Рафсанджани раскритиковал политику приватизации, в результате проведения которой государственные предприятия были переведены в ранг полугосударственных. Не надо забывать и о том, что нынешнее правительство в приказном порядке, вопреки аргументам банковских кругов, с 2005 г. систематически понижало банковские ставки. В 2007 г. банковская ставка была понижена до 12%, что привело тогда к отставке управляющего Центральным банком Ирана. При этом примечательно, что сам банк лишен малейшей возможности контролировать фискальную политику правительства, что, со своей стороны, создает определенные риски для финансовой системы страны.

Опасаясь присущего президенту волюнтаризма в сфере экономической политики, группа депутатов иранского парламента разработала план, согласно которому, прежде чем президент введет в действие свою программу экономической реформы, она должна быть апробирована и утверждена в парламенте. Вместе с тем, в парламенте раздаются голоса, которые вообще не одобряют экономическую реформу президента. Среди оппонентов - председатель финансовой и экономической комиссии парламента Голам Реза Мисбахи Мокаддам, который полагает, что экономическая реформа президента М.Ахмадинежада будет лишь способствовать дальнейшему росту инфляции (см. "Абрар", 28 июля 2008). Что касается председателя иранского парламента Али Лариджани, то, по его мнению, широкие изменения в системе управления не могут принести пользу государству.

Интересно то, что до сегодняшнего дня правительство всячески старалось обойти законодателей, то есть фактически не желало, чтобы план экономических реформ рассматривался в стенах парламента. Создается весьма странная картина: специальная комиссия парламента, которая вот уже несколько недель, как сформирована, не обладала, фактически, никакой информацией по вопросу об экономической реформе! В случае неудовлетворения требования меджлиса об утверждении плана экономической реформы, председатель экономической комиссии угрожал принять законодательные меры против осуществления экономической реформы. Однако, 11 августа 2008 г. правительство, наконец, передало на рассмотрение в упомянутую комиссию план экономических преобразований, объемом в восемь томов!

Как считают в Иране, экономическую реформу следует сначала обсудить, после чего необходимо оформить ее в виде законодательного акта, в котором будут учтены все параметры экономических преобразований. Что же касается материальной базы экономической реформы, то она представлена, в основном, в виде доходов с продажи нефтепродуктов и природного газа. Следовательно, от состояния нефтяной и газовой промышленности во многом будет зависить и успех экономической реформы. С одной стороны, высокие цены на нефть и газ дают Ирану возможность приступить к осуществлению структурных преобразований в экономике. В первую очередь, это касается самого энергетического сектора. Следует заметить, для иранской экономики, с самого начала ее развития, характерно приоритетное развитие нефтегазовой отрасли. Это обстоятельство, по мнению нынешнего министра нефти Голям Хосейна Нозари, имеет и отрицательную сторону, поскольку одностороняя зависимость иранской экономики от нефтегазовых доходов делает ее весьма уязвимой. С другой стороны, сама энергетическая отрасль нуждается в коренном переустройстве, осуществление которого без крупных иностранных инвестиций и новейших технологий просто невозможно.

По мнению иранских специалистов, экономическая реформа начнется именно с энергетического сектора. Первое, на что обращают внимание в иранском правительстве, это переориентация приоритетов. В будущем, по замыслам авторов экономической реформы, будет необходимо отказаться от экспорта сырой нефти. Следовательно, акцент будет сделан на переработку на месте сырой нефти для получения нефтепродуктов. Это принесет Ирану двойную пользу: с одной стороны, страна может получить дополнительные немалые доходы от экспорта нефтепродуктов, а с другой, будут сэкономлены огромные денежные средства, расходуемые для импорта нефтепродуктов из-за рубежа. Для этого предполагается открытие в стране двенадцати новых нефтехимических предприятий и НПЗ.

Можно сказать, что многие экономические проблемы современного Ирана завязаны именно на энергоносители и цены на них, которые на сегодняшний день просто субсидированы. Правительство намерено изменить политику выделения субсидий на топливо и сделать ее более целенаправленной. Полагают, что прямыми субсидиями для закупки топлива будут пользоваться самые слабые слои населения, а также производство. Между прочим, некоторые специалисты считают, что с помощью прямых субсидий на нефтепродукты в размере 90 тысяч млрд. туманов правительство сможет поддержать национальную экономику. Нет необходимости напоминать, что основная часть этой субсидий приходится на бензин и солярку. Эти два вида топлива имеют большое экономическое значение для Ирана. Если принять во внимание то, что в стране насчитывается 8 млн единиц автомашин, а ежедневный расход на одну автомашину составляет в среднем 10 литров бензина, то количество потребляемого ежедневно бензина в Иране составит около 80 млн литров. При этом, как отмечают специалисты, при сравнительно небольшом количестве автомашин в Иране по сравнению с развитыми странами, в стране расходуется намного больше бензина, чем в этих странах. С первого взгляда, данная проблема может показаться второстепенной, учитывая большие запасы нефти и природного газа в Иране, однако там считают, что следует повысить цены на бензин, впрочем, как и на другие энергоносители. Так, например, в 2005 г. цена одного литра бензина в Иране составляла 8 центов, тогда как в Алжире (член ОПЕК), она была равна 48 центам! Как полагают в Иране, такая низкая цена на бензин убыточна вдвойне: с одной стороны, из-за отсутствия достаточного количества собственных производственных мощностей, Иран по сегодняшний день вынужден экспортировать большое количество бензина (приблизительно одну треть от общего его количества), а с другой стороны, правительство вынуждено ввести в действие целенаправленное субсидирование на этот вид топлива. Для решения данного вопроса в Иране намерены перейти на самообеспечение страны бензином.

С осени ожидается подорожание и электроэнергии. Согласно замминистра энергетики Мохаммада Ахмадиана, стоимость каждого субсидированного киловатт-часа электроэнергии в Иране составляет 16 туманов. Но после введения целенаправленного субсидирования ее стоимость на рынке может перевалить за 77 туманов. Также ожидается повышение цен на газ, что конечно, повлияет и на стоимость электроэнергии. Некоторые полагают, что пятикратное повышение стоимости на электричество может привести к банкротству предприятий.(Абрар, 5 августа 2008).

По мнению иранских экономистов, односторонняя зависимость страны от нефтедолларов в долгосрочной перспективе повышает степень уязвимости перед кризисными явлениями в национальном или международном масштабе. Следовательно, развитие промышленно-производственной инфраструктуры должно создать почву для базисных изменений в национальной экономике.

Составной частью намечаемых экономических преобразований является и реформирование системы налогообложения. Система налогообложения, наряду с банковской системой, является одним из действенных рычагов в управлении экономикой. Между прочим, по мнению участника круглого стола по вопросам экономических преобразований в Иране д-ра Араб Мазара, несмотря на то, что по всему миру встречаются попытки уклонения от уплаты налогов, в Иране это явление выглядит намного серьезнее. Считается, что налоговая система в Иране нуждается в коренных изменениях, в частности в введении налога на добавочную стоимость. Несмотря на то, что третьим и четвертым планом экономического развития страны была предусмотрена программа по изменению системы налогообложения, она до сих пор не введена в действие. Теперь же делаются шаги в этом направлении. По мнению иранских специалистов, вся беда заключается в том, что многие отрасли производства и сельского хозяйства освобождены от уплаты налогов, что, конечно, отрицательно сказывается на развитие экономики.

В Иране есть целые отрасли экономики, например, сфера обслуживания, где без затруднения можно получить немалую прибыль. Однако, как ни странно, государство до сегодняшнего дня не взимало с нее налоги. По признанию иранских специалистов, в деле налогообложения Иран сильно отстает от других стран поскольку там до последнего времени не обращали на него должного внимания .

Вся беда нефтедобывающих стран, по мнению иранского эксперта Бахши, состоит в том, что имея доходы от нефти, они не обращают должного внимания на усовершенствование системы налогообложения. При этом, многие забывают, что налоги это не столько средство прибыли, сколько средство управления экономикой. Только сейчас обратили внимание на то, что доходы от нефти не являются панацеей от всех экономических проблем Ирана, и что надо обратить серьезное внимание на доходы от налогов как на средство управления экономикой.

Институт Ближнего Востока

 

Hosted by uCoz