Газовый ОПЕК и
геополитические расчеты Ирана
28.05.2008
Кто бы мог
предположить 100 лет тому назад, в 1908 г., когда впервые приступили к бурению
нефтяных скважин в районе Масджеде Солейманийе, на юге Ирана, что природный газ
со временем станет одним из важнейших факторов в геополитической игре этой
страны. Судя по экономическим показателям, он занимает все больше места в
иранском экспорте. Учитывая растущую роль природного газа как энергоресурса в
развитии мировой экономики, специалисты сходятся во мнении, что потребность в
ней и дальше будет стремительно расти. Благодаря огромным запасам природного
газа на юго-западе Ирана, а также на континентальном шельфе Персидского залива,
эта страна занимает второе место в мире после России по производству природного
газа. В целом, на Россию и Иран приходится 42% мировых запасов природного газа,
что делает эти страны основными производителями и экспортерами природного газа в
мире.
В последнее
время страх перед возможным энергетическим кризисом порождает на Западе
опасения, что природный газ в руках стран производителей и экспортеров этого
драгоценного сырья может быть использован в качестве эффективного средства для
усиления своего политического влияния на Европейском континенте. Вот уже более
семи лет, как Запад, в частности Европейский союз, с особой опаской смотрит на
попытки создания газового картеля, наподобие ОПЕК. Как известно, сама идея
создания газового ОПЕК принадлежит Ирану и Катару. Еще в 2001 г. в Тегеране
прошло первое заседание Форума стран — экспортеров газа (Gas Exporting Countries
Forum), в работе которого приняли участие Иран, Россия, Туркменистан, Катар,
Оман, Алжир, Нигерия, Бруней, Индонезия и Малайзия. Следует заметить, что с тех
пор дискуссия по данному вопросу то затухает, то разгорается с новой силой,
заставляя страны — потребители природного газа думать о том, как противостоять
угрозе образования газового картеля. Еще в ноябре 2006 г. эксперты комитета по
экономике стран НАТО опубликовали конфиденциальный доклад, в котором его авторы
высказали опасение по поводу возможности России создать газовый ОПЕК, куда могли
бы войти многие сторонники данной идеи. Особенно же возросла обеспокоенность ЕС
после подписания в 2006 г. коммерческой сделки о сотрудничестве между российским
газовым гигантом «Газпром» и алжирской СОНАТРАК — двумя крупнейшими поставщиками
природного газа в Европейский союз.
Тем не
менее, страны - производители природного газа до сих пор не могут достичь
окончательного согласия по вопросу о создании международного газового картеля.
Также не смогли достичь консенсуса участники очередного форума, состоявшегося в
столице Катара Дохе. Нерезультативность встречи в Дохе не сняла с повестки дня
сформировавшееся чувство энергетической угрозы. Как отмечали тогда обозреватели,
основная причина неудачи состояла в особенностях транспортировки природного
газа. Дело в том, что природный газ поставляется в основном по трубопроводам, а
контракты на поставку газа заключаются на долгий срок. По мнению специалистов,
только торговля сжиженным природным газом способна создать необходимый газовый
рынок. По этой причине сторонники данной идеи до сих пор не могут воплотить ее в
жизнь.
Тем не
менее, в США возможность создания подобного газового картеля восприняли с
величайшей настороженностью: в апреле 2007 г. комитет по юридическим вопросам
американского сената разрешил генеральному прокурору США преследовать
правительства тех стран, которые решили объединяться в газовые или нефтяные
картели. В политических кругах США активность Ирана в вопросе о создании
газового ОПЕК, не без основания, приписывается стремлению этой страны
использовать природный газ в качестве геополитического оружия в своем
противостоянии с Западом. Как утверждает американский исследователь А. Коэн из
центра «Херитидж фаундейшн», в настоящее время основными фигурантами по
продвижению данной идеи являются Россия и Иран, поскольку в будущем «они в
наибольшей степени воспользуются своими геополитическими мускулами».
Заметим,
что несколько недель тому назад в Тегеране уже состоялось первое в нынешнем году
заседание экспортеров природного газа, на котором присутствовали представители
12 стран. По заявлению министра нефтяной промышленности Ирана Голяма Хосейна
Ноузари, участники ФСЭГ прилагают усилия для создания газового ОПЕК. Однако, как
только в очередной раз была озвучена подобная идея, страны-потребители сразу же
выступили против нее. Могут спросить: почему же они против, ведь существует ОПЕК
— и вроде ничего, работает себе?! Почему же идея о создании международного
газового картеля вызвала столько нареканий? Ответ на этот вопрос, без сомнения,
лежит в геополитической плоскости. Дело в том, что такая идея была высказана
двумя самыми активными поборниками идеи газового ОПЕК — Россией и Ираном.
Во-первых,
как известно, Запад лихорадочно ищет альтернативу российскому газу. Там считают,
что диверсификация путей снабжения является основным гарантом энергетической
безопасности Запада. В свое время желание найти альтернативные источники
энергоснабжения в Закавказье и Центральной Азии подтолкнуло Запад к разработке
разных проектов по строительству нефте- и газопроводов. Если одна половина
большого проекта, а именно БТД (Баку-Тбилиси-Джейхан) и БТА
(Баку-Тбилиси-Арзрум), была успешно решена, то того же нельзя сказать о второй
его половине — проекте «Набукко», из-за которого по большому счету, и было
предпринято «наступление» на Восток. Таким образом, до сегодняшнего дня Россия
сохраняет свои позиции в качестве основного поставщика энергоресурсов с
территории постсоветского пространства. Вместе с тем Иран старается продвигать,
хотя и безуспешно, проект транзита туркменистанского и казахстанского газа через
свою территорию по двум направлениям. Первое направление: на юго-восток, с
перспективным подключением к будущему газопроводу Иран-Пакистан-Индия. Второе
направление: через северный Иран в Турцию и далее в Европу. Несмотря на это,
Иран расширяет кооперацию в газовой сфере с соседними странами. Не так давно
было заключено соглашение с туркменской стороной о поставках природного газа в
Иран на 2008 и 2009 гг.
Во-вторых,
несмотря на всю притягательность иранского газа, а также строительства
газопровода из Центральной Азии через Иран на Запад, что, конечно, в какой-то
степени может служить альтернативой российскому газу, тем не менее, по
политическим соображениям, связанным в основном с развитием иранской ядерной
программы, Запад отказывается рассматривать Иран в качестве альтернативного
варианта. Хотя отдельные европейские страны, например Австрия, заключили
сепаратное соглашение с Ираном о поставках природного газа, однако в целом на
Западе иранский газовый проект игнорируется.
Следовательно, ни российская монополия на поставку газа, ни альтернатива в виде
иранского газа не соответствуют интересам Запада. Если это так, то тем более
объединение двух крупнейших производителей газа — России и Ирана — в
международном газовом картеле не может отвечать интересам западных стран —
потребителей этого энергоресурса. В этой связи иранская газета «Абрар» пишет,
что «Запад не желает, чтобы страны — производители газа в мире объединились и
предстали перед странами-пользователями в одном лице. Поэтому США и Европа
рассматривают возможность создания картеля со стороны России и Ирана как
долговременную серьезную угрозу для мирового энергоснабжения». Согласно газете,
США и европейские страны уверены в том, что создание такой организации со
стороны их противников приведет к образованию газового блока и повышению
стоимости на природный газ. Даже в случае выработки общей газовой политики
Россией, стремящейся вернуть себе статус великой державы, с одной стороны, и
Ираном — противником США в регионе Ближнего Востока, — с другой, может быть
создан газовый блок, имеющий ярко выраженную геополитическую окраску.
В-третьих,
западные страны опасаются, что с учетом совместной доли России и Ирана в мировых
запасах газа в случае создания газового ОПЕК их голоса могут оказаться решающими
по сравнению с остальными его членами при определении газовой политики
организации, в том числе и в вопросе ценообразования, имеющего принципиальное
значение. На Западе убеждены, что в случае создания газового ОПЕК цены на
природный газ резко возрастут. Например, стоимость 1 тыс. кубометров сжиженного
природного газа (NLG) с 265 амер. долларов может подскочить до 350 и даже до 400
долларов. Образование подобного международного картеля рассматривается как
угроза энергетической безопасности Европейского союза. Опасения Запада не
беспочвенны, поскольку монополизация ресурсов приведет к тому, что члены картеля
не будут конкурировать друг с другом, а будут заняты выработкой общей позиции в
вопросе ценообразования. Противники газового ОПЕК больше всего опасаются того,
что создание подобной организации может оказать значительное влияние на
изменение геополитического и стратегического положения в мире. Полагают, что
повышение стоимости природного газа будет иметь негативное влияние и на развитие
всех отраслей промышленности. В этом заключается еще одна причина отрицательной
позиции США в вопросе о создании международного газового картеля.
В-четвертых, членство в международном газовом картеле даст Ирану возможность
быстрее продвигать свои газовые проекты, что идет вразрез с американскими
экономическими санкциями против этой страны. В Иране считают, что создание
международного газового картеля, на самом деле, отвечает интересам Ирана и
России.
Несмотря на
явно негативную позицию стран Запада в отношении идеи международного газового
картеля, Иран делает шаги в направлении кооперации с отдельно взятыми
газодобывающими странами. Прежде всего, это касается России. Начавшиеся
переговоры с российским Газпромом по вопросу о совместной эксплуатации газовых
месторождений «Южный Парс» и «Северный Азадеган» можно считать отправной точкой
двусторонней кооперации в газовой сфере. Но этим, как видно, деятельность
«Газпрома» в Иране не ограничивается. По заявлению министра нефти Ирана Голям
Хосейна Ноузари, с российской стороной «ведется очень серьезная работа по
созданию совместной газовой компании». В феврале с.г., во время визита главы
Газпрома Алексея Миллера в Тегеран было подписано соглашение «О совместной
деятельности по транспортировке, очистке и маркетингу природного газа». На
Западе, где приветствуют готовность французской газовой компании «Тотал» и
англо-голландской «Датч-Шелл», отказаться от иранских газовых проектов или, по
крайней мере, затормозить их, активизация Газпрома в Иране, без сомнения, может
вызвать только негативную реакцию.
Попытки
Ирана кооперироваться со странами — экспортерами природного газа свидетельствуют
о планах Ирана по созданию международного газового картеля. Можно с большой
долей вероятности утверждать, что в случае создания газового ОПЕК Иран активно
использует его в качестве геополитического оружия в своем противостоянии с
Западом.
Н.К.
Тер-Оганов
Институт Ближнего Востока |