Геополитический
бассейн
Энергетические
и транспортные проблемы Каспия перерастают в военно-политическое противоборство
18.05.2007
Анатолий Дмитриевич Цыганок - руководитель Центра военного прогнозирования
Института политического и военного анализа.
Договоренность президентов России, Казахстана, Туркмении и Узбекистана о
строительстве общего газопровода в Европу по берегу Каспийского моря и попытка
лидеров Польши, Украины, Грузии, Литвы и Азербайджана создать собственный
энергетический альянс, независимый от Москвы, вновь повернули внимание мировой
общественности к самому большому озеру мира, которое превращается в «яблоко
геополитического раздора». Становление новых государств Центральной Азии и
Южного Кавказа, открытие перспективных месторождений углеводородного сырья, ввод
в эксплуатацию вновь построенных трубопроводных маршрутов, близость замороженных
и действующих конфликтов, стремление США,
НАТО,
Ирана и Турции расширить свое политическое, экономическое и военно-техническое
влияние на стратегически важный регион – все переплелось в этом море.
ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КЛАДОВАЯ
На Каспии
открыто 20 нефтегазовых месторождений и выявлено более 250 перспективных
нефтеносных участков. Правда, по экспертным оценкам, вероятность обнаружения в
них нефти в коммерческих объемах оценивается в 15–20%. Прогнозные ресурсы
месторождений нефти ориентировочно составляют 24–26 млрд. тонн. Если сравнивать
с мировыми запасами – от 270 до 400 млрд. тонн, то запасы Каспия могут составить
около 10%. Прогнозные запасы природного газа составляют около 8300 млрд.
кубических метров.
По мнению
российских специалистов, оценки разведанных запасов нефти и газа Каспия
западными экспертами в несколько раз превышают реальные данные. В первую
очередь, это касается запасов углеводородов в азербайджанском секторе моря.
Например, американские оценки энергетических ресурсов Баку в 4 раза превышают
российские оценочные показатели. Почему существует такой «разнобой», понятно.
Прикаспийские государства преувеличивают свои запасы для привлечения зарубежных
инвесторов. Но это выгодно и для геополитических соперников России, поскольку
позволяет влиять на политику прибрежных государств.
Тем не
менее Каспий не зря называют «вторым Персидским заливом». Объемы добычи нефти
здесь сопоставимы с общей добычей Ирака и Кувейта, но намного меньше добычи всех
стран – экспортеров нефти (ОПЕК). Ожидается, что этот объем достигнет в 2015
году 4 миллионов баррелей в день. А страны ОПЕК в 2006 году добыли 45 миллионов
баррелей.
Российские
компании контролируют на Каспии добычу 10% нефти и примерно 8% газа. Самые
крупные месторождения нефти, как и три самых крупных нефтяных проекта, находятся
в Казахстане и Азербайджане. В каждом проекте в качестве акционеров участвуют
основные западные нефтяные компании. Потенциальные запасы нефти Туркмении в
прибрежной зоне на Каспийском море еще не исследованы и не могут разрабатываться
из-за споров между Туркменией, Азербайджаном и Ираном по поводу разграничения
южной части моря.
Предполагается, что к 2012 году первое место по объему добычи нефти займет
Казахстан – примерно 55%, на втором месте окажется Азербайджан с 32%, на
Российскую Федерацию и Туркменистан суммарно придется около 13%. Неудивительно,
что Вашингтон при реализации так называемой «хьюстонской инициативы»
Буша–Назарбаева намерен инвестировать в сырьевую отрасль Казахстана в течение 10
лет огромную сумму – 200 млрд. долларов.
Если для
стран Каспийского региона местная нефть и газ являются стратегическим
богатством, то для Москвы они интересны пока только в региональном плане.
Основные покупатели российской нефти и газа находятся в Европе, а там каспийские
углеводороды еще не смешиваются с экспортным потенциалом, направляемым на старый
континент из Восточной Сибири и районов Крайнего Севера. Отсюда наши усилия по
строительству Балтийской трубопроводной системы и расширению поставок через юг –
на Турцию и через Болгарию и Грецию. Хотя договоренность о начале строительства
прикаспийского трубопровода уже внушает надежду на большее внимание Кремля к
Каспию.
Позиции
России здесь можно не только сохранять, но и наращивать. Стратегическая
заинтересованность Кремля в разработке новых месторождений совпадает с
национальными интересами по развитию устойчивых, дружественных интересов с
государствами Южного Кавказа – Азербайджаном, Арменией, Грузией и Центральной
Азии – Казахстаном и Туркменистаном, а также с Ираном.
ПРОБЛЕМЫ РАЗДЕЛА
Появление
на карте Каспия в конце ХХ века вместо двух государств – СССР и Ирана – пяти
независимых стран – России, Казахстана, Туркменистана, Азербайджана и Ирана
поставило перед ними проблему определения статуса озера-моря. До развала Союза
правовой режим здесь основывался на двух договорах между СССР и Ираном
(Договором между РСФСР и Персией 1921 года и Договором о торговле и мореплавании
между СССР и Ираном 1940 года). Они закрепляли статус «закрытого моря» для судов
других государств. Но начавшиеся с 1990-х годов переговоры по изменению этого
режима до настоящего времени находятся в тупике.
На
сегодняшний день соглашение о разграничении морского дна подписано тремя
государствами – Россией, Казахстаном и Азербайджаном. При заключении этими
странами трехстороннего соглашения в мае 2003 года было разделено 64% акватории
моря. В соответствии с ним Казахстану принадлежит 27%, России – 19%, а
Азербайджан получил контроль над 18% дна. Участники северного соглашения готовы
отдать Тегерану только ту часть акватории, которая ему принадлежала ранее до
развала СССР. А это 14% шельфа. Но Тегеран претендует на 20% и настаивает на
переносе границы севернее на 80 км от линии, по которой прежде проходила граница
СССР. В этом случае Иран сможет претендовать на нефтяные месторождения «Алов», «Араз»,
«Шарг», что сейчас осваиваются международным консорциумом по соглашению с
Азербайджаном.
Эта позиция
Ирана получила поддержку со стороны Туркмении, которую проигнорировали три
страны северной коалиции при заключении сепаратного соглашения. Туркмения
оспаривает право у Азербайджана на месторождение «Шарг» (в официальных
документах Ашхабада он имеет туркменское название «Алтын–Асыр») и на
месторождения «Чираг» и «Азери» (по-туркменски «Осман» и «Хазар»). Одновременно
Туркмения опасается и иранских притязаний на свои запасы газа. Она занимает
промежуточную позицию, поддерживает Иран, но хочет установить 15-мильную
прибрежную зону под национальный суверенитет и 35-мильную рыболовную зону.
Позиция
Азербайджана, хотя и близка к позиции России и Казахстана по разделу морского
дна, тем не менее предлагает разграничить водное и воздушное пространство, над
которым необходимо установить режим национального суверенитета. Одновременно в
Баку считают, что прокладка трубопроводов по дну моря находится исключительно в
ведении страны, по территории которой он прокладывается.
Иран
предлагает разделить Каспий из расчета по 20% каждой из пяти стран региона.
Использовать море на общих началах, по принципу кондоминиума и создать
Организацию прибрежных государств, которая занималась бы освоением его ресурсов
и равным распределением прибыли.
Проблема
раздела Каспия зависит сейчас от того, найдут ли общий язык Баку и Тегеран с
новым лидером Туркмении Гурбангулы Бердымухаммедовым и пойдет ли он с ними на
компромисс, а также на каких условиях подпишет соглашение о разграничении
пограничных участков моря.
ТРАНСПОРТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
Развитие
энергетических мощностей и поставок энергетических ресурсов на Каспии зависит не
только от проблем освоения месторождений нефти и газа и раздела моря. Особое
значение приобрели и связанные с этим проблемы транспортировки углеводородных
ресурсов, а также проблемы их безопасности.
Сегодня
транзит каспийской нефти осуществляется по нескольким нефтепроводам. Система
Баку–Тбилиси–Джейхан, чья пропускная способность более 1 миллиона баррелей в
день, имеет, по мнению части российских экспертов, больше политические, чем
экономические расчеты, и рискованную перспективу. То же по Северному
нефтепроводу (Баку–Новороссийск) и Западному (Баку–Супса). Их пропускная
способность от 100 до 115 тысяч баррелей в день соответственно. Недавно
подписано соглашение между Казахстаном и Азербайджаном о перевозке ежегодно
баржами 10 миллионов тонн (733 миллиона баррелей) казахстанской нефти в Баку.
Есть еще российский трубопровод Атырау–Самара, который начинается в Казахстане и
заканчивается на Волге. Его пропускная способность составляет 300 тысяч баррелей
в день, но Россия обязалась увеличивать его вместимость до 500 тысяч.
Для
поставок нефти в Китай строится казахско-китайский трубопровод, первая часть
которого соединяет казахские месторождения нефти «Актюбе» с казахским нефтяным
центром «Атыптау», который уже готов. Вторая часть, которая еще строится,
пройдет от «Атасу» (Северо-западный Казахстан) к «Алашканоу» (Синьцзян, Китай) и
будет стоить приблизительно 850 миллионов долларов. Начальная пропускная
способность составит 200 тысяч баррелей в день, а максимальная – 400 тысяч.
В декабре
2002 года правительства Туркмении, Афганистана и Пакистана подписали Меморандум
о намерениях по строительству Центрально-Азиатского нефтепровода, который будет
качать узбекскую и туркменскую нефть в Гвадар, пакистанский порт на Аравийском
море. Однако этот проект отложен из-за продолжающейся нестабильной обстановки в
Афганистане. В целом строительство большей части трубопроводных систем на Каспии
направлено либо в обход России, либо в южном направлении вне России. Поэтому не
случайно договоренность Кремля, Ашхабада, Астаны и Ташкента о строительстве
прикаспийской трубопроводной системы, которая пойдет на Запад, в Европу через
Россию, вызвала такую бурную реакцию за рубежом. Оттеснить нашу страну от
каспийских углеводородных богатств не удалось. И это очень многим не нравится.
ГДЕ НЕФТЬ, ТАМ И ПРОТИВОСТОЯНИЕ
Можно
полагать, что внешнеполитическая линия Соединенных Штатов Америки в
прикаспийском регионе в ближайшие годы будет нацелена на решение нескольких
задач. В том числе и на создание условий, при которых Россия не смогла бы
контролировать и направлять здесь развитие различных процессов в ущерб интересам
Вашингтона, среди которых обеспечение гарантированного доступа американскому
бизнесу к топливно-энергетическим и иным ресурсам Каспия. Тем более что есть
неуверенность в стабильности источников углеводородов на Ближнем Востоке.
США будут
стараться использовать благоприятную военно-политическую конъюнктуру,
складывающуюся для них в ходе антитеррористической операции в Афганистане,
расширить свое присутствие в Центральной Азии, получить дополнительные объекты
оборонной инфраструктуры для развертывания ПРО на территории Азербайджана и
Грузии. В Каспийском регионе, кроме США, Великобритании и Турции, все заметнее
стало присутствие Германии, Китая, Саудовской Аравии, ОАЭ и Японии. При этом
надо отметить, что присутствующие международные компании контролируют примерно
27% нефтяных запасов и около 40% газовых, но останавливаться на этом не
намерены.
Грузино-осетинский (1991–1992 гг.) и грузино-абхазский (1992–1993 гг.)
конфликты, война между Арменией и Азербайджаном за Нагорный Карабах,
террористические войны на Северном Кавказе, обострение отношений между США и
Ираном, близость Ирака – все это в дополнение к энергетическим интересам
различных стран притягивает к Каспийскому региону внимание сильных мира сего,
включая НАТО,
ОДКБ
и другие военно-политические союзы и организации.
Понятно
стремление Вашингтона усилить свое влияние в этом регионе. Это обосновывается и
стремлением обезопасить транспортный коридор нефтепровода Баку–Тбилиси–Джейхан,
усилить свое военное присутствие на Каспии и иметь тыловые базы в случае
силового решения иранской проблемы. Правда, об этом варианте в последнее время в
Вашингтоне стараются не говорить. Но об этом прямо заявили и посол США в
Азербайджане Рино Харниша в интервью американскому агентству
AFP,
сказав, что «Вашингтон уже выделил 30 млн. долларов на усовершенствование
береговой охраны Азербайджана. Теперь США намерены потратить 135 млн. долларов в
рамках программы «Каспийский страж», которая предусматривает улучшение состояния
ВМС Азербайджана и Казахстана».
По данным
этого агентства, Пентагон уже построил штабы и соорудил две радиолокационные
станции в Азербайджане. Кроме того, в рамках индивидуального плана партнерства
Баку с Брюсселем ВМС и пограничная служба Азербайджана будут оснащены новейшей
боевой техникой. Об этом же говорил, выступая в Конгрессе США, главком
европейского командования ВС США генерал Джеймс Джонс. По словам генерала, США
«достигли огромного прогресса в продвижении в жизнь программы «Каспийский
страж». Суть этой программы состоит в создании интегрированного режима контроля
в воздухе, на воде и на сухопутных границах Азербайджана и Казахстана и быстром
реагировании на возникновение чрезвычайной ситуации, включая угрозы нападения
террористов на нефтяные объекты». На самом деле Вашингтон пытается «на всякий
случай» окружить военной инфраструктурой Иран.
У России
есть естественное желание ограничить влияние США в зоне непосредственно
примыкающей к центральным областям России – Уралу и Поволжью. Москва обоснованно
подозревает, что планы «Каспийского стража» направлены не только против Ирана,
но и против ее национальных интересов. Реализация американских задумок поставит
под угрозу ее оборонный потенциал. Каспий, оставаясь внутренним озером, всегда
был территорией и зоной влияния России. И появление военных структур США во
«внутреннем озере» прикаспийских государств – это непосредственная угроза их
безопасности и суверенитету. Видимо, поэтому в Астрахани на Международной
конференции по вопросам безопасности на Каспии президент России
Владимир
Путин высказался за то, что «государства Каспия с объединением усилий
смогут эффективно сами решить все эти вопросы».
Независимая газета |