Фарси – государственный язык Ирана


Иранская проблема Вашингтона: переход к новой стратегии

16.07.2007
 Маликов Кадыр, д.п.н., эксперт ИСАП

 

Логика Белого Дома, очевидна – применение жестких экономических санкций в отношении Ирана может привести к его ответной реакции и обострению ситуации на Ближнем Востоке, вплоть до новой волны угрозы террористических актов против США (или военных баз НАТО расположенных в близи Ирана).

В таком ключе Иран «избравший путь неповиновения» будет выглядеть «террористом № 1», которого можно усмирить только с применением ядерных зарядов малой мощности. То есть рано или поздно, если не получиться расшатать исламский режим изнутри, США будут решать иранский вопрос радикально. Однако осуществить эту задачу не так просто, по следующим причинам:

Во-первых, это внутренний бюджет США. Страна не сможет постоянно наращивать военные расходы на содержание и обеспечение военных баз, для удержания своего мирового владычества во всех точках земного шара. Сейчас США достаточно трудно вести новые оккупационные войны по примеру войны в Ираке. Ведь у США еще и другая задача, противоракетная оборона, борьба с терроризмом, миротворческие операции. Новые войны лишь будут создавать новые очаги хаоса, нестабильности и терроризма, направленные, в первую очередь, против самих же Соединенных Штатов.

Во-вторых, на фоне жесткого решения проблемы, США могут вконец растерять своих основных союзников и остаться в окружении восточных «маленьких вассалов», которые в тяжелый момент не упустят шанса укусить США и вести игру, с учетом своих национальных интересов. Так уже намечаются контуры собственной «арабской» региональной политики стран персидского залива во главе Саудовской Аравии, а также Египта и Иордании в решении иракского и палестинского конфликта.

В-третьих, Иран стоит на втором месте после Саудовской Аравии по добыче нефти. 60 % нефтедобычи уходит на экспорт в первую очередь в Японию и Китай, 9,4 % нефтяного экспорта идет в Италию, 7,3 % во Францию, и 4 % в Нидерланды. Прекращение или перебой поставок нефти из Ирана, сильно скажется на мировых ценах на энергоносители, что повлечет скачок цен на все товары. Также европейские страны в основном Германия и Франция экспортируют современные технологии и свои товары (17 % всего импорта) в Иран, получая при этом 6 миллиардов евро ежегодного дохода.

В настоящее время стороны только взяли «time out» для перегруппировки сил и выработке новой стратегии. Допустим, для США эта стратегия может выражаться в следующем:

·         информационно-идеологической войне (подрыву «имижда» официальной политики Тегерана внутри страны, на региональном и международном уровнях);

·         поддержке оппозиционных действующему режиму политических сил внутри Ирана (раскол внутри шиитских и светских партий и движений);

·         привлечении внимания к межнациональным и внутриконфессиональным вопросам, приступая к разработке этнического и религиозного плана «размежевания» (на примере курдов и азербайджанцев, суннитов и шиитов);

·         активизации работы подкупа деловой элиты Ирана (искусственный дефицит и спекуляция товарами первой необходимости на внутреннем рынке страны);

·         во внешне «жесткой» экономической блокаде с целью разрушения экономики страны и расшатывании политического режима.

Иран же в свою очередь идет на контрмеры, уже сейчас в Иране заметно осложнилась социально-экономическая ситуация. Непосредственной причиной явились меры правительства по нормированию потребления горючего. Как считают многие аналитики, вводя карточную систему на горючее, правительство президента Махмуда Ахмадинежада отрабатывает тактику перехода к жесткому режиму экономии. Это необходимо на тот случай, если страна вдруг окажется в состоянии внешней экономической блокады и не сможет импортировать бензин в необходимых количествах. Власти предполагают, что введение карточек на бензин и поэтапный переход на его квотирование позволят свести к минимуму протесты населения.

Интернет-издание «Руз» привело 2 июля данные опросов общественного мнения, посвященных второй годовщине прихода к власти нынешнего президента. Они показывают беспрецедентное падение его рейтинга: всего 10% респондентов высказались поддержку президента. Такие же результаты показал и опрос другого популярного интернет-издания «Базтаб». Между тем по городам Ирана уже прокатилась волна поджогов бензоколонок, факты которых власти пытались скрыть или объявить малозначащими инцидентами. Однако вскоре уже появились первые сообщения о том, что число таких поджогов по стране исчисляется десятками, обстановка накаляется и постепенно переходит в стадию неуправляемой. Отмечены случаи грабежа магазинов, банков, государственных учреждений.

Вступив на территорию Ирака и встретив там сопротивление арабского населения, как суннитов, так и части шиитов, Соединенные Штаты стали активно поддерживать курдов, что, естественно, вызвало негативную реакцию соседних с Ираком стран, в первую очередь Турции и Ирана. Иракские курды стали основными союзниками США в Ираке. При поддержке Вашингтона иракские курды объединились, чтобы воплотить в жизнь давнишнюю мечту всех курдов – создание независимого курдского национального государства. Новая ситуация в Иракском Курдистане, его явное усиление воодушевляет и подвигает курдов в Турции, Иране, Сирии к еще более активной борьбе против центральных властей.

Показательно в этом отношении заявление посла Ирана в Турции Фируза Даулатабади. Он сказал, что у Турции, Ирана и Сирии общие грани соприкосновения в том смысле, что во всех этих странах имеется большое курдское население, которое сепаратистки настроенные силы хотели бы сделать частью независимого курдского государства. Иранский посол призвал эти страны выработать совместную политику по курдскому вопросу, заявив, что, если Анкара, Тегеран и Дамаск не сделают этого в силу каких-либо разногласий по этому вопросу, то США «воспользуются ими, чтобы вклиниться между странами», и «отрежут от нас куски для создания курдского государства».

Но в любом случае политика США в регионе инициирует выступления курдов. Однако главная опасность для исламского режима в Иране кроется не в том, что Партия свободной жизни Курдистана (ПСЖК) осуществляет боевые операции против силовых структур Ирана, а в ее агитационной работе среди местного курдского населения и представителей других национальностей с целью формирования общенациональной оппозиции. Если учесть, что эта цель полностью совпадает с целью США размягчить исламский режим в Иране (причем путем инициирования именно этнических выступлений), то опасность для Тегерана возрастает многократно. Именно поэтому иранское руководство так обеспокоено ростом курдского движения в регионе и все активнее противостоит ему.

В то же самое время участие Ирана в совместной с Турцией борьбе против Рабочей Партии Курдистана и Партии свободной жизни Курдистана является мощным PR-инструментом в деле формирования нужного Тегерану имиджа Ирана в турецком (суннитском) общественном мнении. Двойные стандарты США в отношении старых союзников, заметно раздражают официальную Анкару. В отличие от 90-х годов, когда большинство турок выступали против Тегерана из-за его поддержки Рабочей Партии Курдистана «РПК», ныне турецкие СМИ изображают Иран как дружественную Турции страну, которая помогает Анкаре против боевиков РПК, также среди простого населения усиливаются «антиамериканские настроения», в свете растущей помощи США курдским сепаратистам.

В Тегеране понимают, что в одиночку страна может не выдержать такого давления со стороны США и их союзников. Поэтому чтобы сохранить режим необходимо превращение Ирана в одного, если не единственного лидера исламского мира и движения сопротивления. Для достижения этой цели нужен весомый аргумент – разработка своего ядерного оружия и ракет дальнего действия.

Иран уже имеет в наличие ракеты средней дальности Шахаб-3, которые способны достичь территории, где по соседству расположены военные базы НАТО, (в Саудовской Аравии, восточной части Турции и Центральной Азии). В условиях, когда Иран граничит с государствами, на территории которых расположены воинские контингенты США, (в том числе стран НАТО), Тегеран использует любые возможности для укрепления, в первую очередь, своих экономических позиций в этих странах, за которыми следует политический посыл.

Центральноазиатское направление политики Тегерана предусматривает, прежде всего, предупреждение превращения территорий стран «ближайших соседей» в плацдарм для любых акций, не исключая  возможность осуществления сухопутных операций в отношении Ирана. В последнее время Иран, предпринимает шаги с целью развития контактов со своими восточными соседями в двустороннем (Иран – Кыргызстан, Иран – Таджикистан, Иран – Афганистан) и трехстороннем (Иран – Афганистан –Таджикистан и Иран – Афганистан – Узбекистан) и многостороннем (по линии международных организаций) форматах. Иран также увеличил в 2006 – 2007 году предоставление кредитных средств Кыргызстану, Таджикистану и Узбекистану на строительство жилья для малоимущих слоев населения и на прямое инвестирование различных социальных проектов.

Основная задача Тегерана – это закрепление позиций Ирана в странах ЦА и создание положительного образа страны путем наращивания экономических, культурных и иных связей. Таким образом, внешняя политика Ирана, в свете приближающейся угрозы экономической блокады, направлена на тесное экономическое сотрудничество со странами ЦА (свободный коридор), что дает возможность Ирану напрямую выходить на своего стратегического партнера – КНР.

Другая карта, которую может разыграть Иран в свою пользу – это использование исламской риторики – продвижение традиционного (суннитского) ислама. Официальная политика Ирана направлена на поддержание традиционных форм ислама в странах ЦА, что совпадает с «реальными» интересами правящих режимов ЦА. В отличие от «импортированных» политических идей ислама, в традиционном исламе ЦА не заложена политическая идея противостояния «шиитскому» Ирану. Это может послужить основным фактором в сближении между культурами мусульман «тюркского мира» и персами Ирана в отстаивании общих интересов.

Таким образом, Иран старается постепенно интегрироваться в центральноазиатское «поле», для обеспечения своих национальных интересов в связке с республиками ЦА, КНР и Россией, включая и такое направление как ШОС.

Этому противодействуют США, конкурирующие с Ираном за сферы влияния в регионе. Начиная с 2005 по 2007 гг. США заметно активизировали разностороннюю помощь Кыргызстану и Таджикистану в виде различных программ и грантов. Также США не обошли вниманием и исламское направление. Программа, осуществляемая Посольством США в Кыргызстане, через Американское агентство международного развития (USAID) апробирует методы по созданию благоприятного «образа» среди населения через мусульманских лидеров по отношению к политике США в регионе. То есть на данный момент открытая война отменяется и постепенно переходит в острую форму противостояния во многих регионах мира, в особенности в Центральной Азии, исход которого никто не может предугадать.

Источник: ИСАП

www.easttime.ru/

Hosted by uCoz