А.Пушков: «Если
вы договариваетесь с американцами «за кулисами», считайте, что они вас уже
обманули»
Эксклюзивный комментарий Алексея Пушкова специально для KM.RU
В
последнее время в нашей стране ведется очень много разговоров о том, что же
необходимо предпринять для того, чтобы наладить продуктивное партнерство с
Соединенными Штатами Америки. Однако создается такое впечатление, что США в нем
просто не заинтересованы. Точнее говоря, они заинтересованы лишь в односторонней
поддержке своих действий со стороны России. Обращает на себя внимание, что,
после того как Москва выразила свою озабоченность планами размещения элементов
американской системы ПРО в Восточной Европе, администрация Буша не пообещала
пересмотреть свои планы (или хотя бы попытаться «увязать» их с интересами
безопасности России), а вместо этого заявила о переходе этого проекта в
практическую плоскость. А именно о готовности уже в ближайшее время приступить к
размещению ракет-перехватчиков в Польше и радарной установки в Чехии.
Более того,
позже мы узнаем о том, что аналогичные радарные системы планируется разместить и
на территории бывших советских республик – на Украине, в Грузии и в
Азербайджане. То есть получается, что на выражение нашей озабоченности нам
ответили следующим образом: «Мы не только не пойдем вам навстречу, но, напротив,
увеличим вашу озабоченность, а вам придется это «проглотить». Единственное, что
было сделано американской администрацией, - так это то, что она пообещала отныне
более подробно «разъяснять России суть своих действий». И в этом смысле уже
состоялась «разъяснительная» встреча Кондолизы Райс с Сергеем Лавровым. Правда,
на последнего она, судя по всему, не очень повлияла. Потому что, выступая на
Совете по внешней и оборонной политике в минувшую субботу, Лавров перечислил
около 10 пунктов, по которым наметилась серьезная конфронтация России с позицией
Соединенных Штатов. Кроме того, во второй половине февраля в Москву приезжал
советник Буша по национальной безопасности Стив Хедли. И он тоже пытался
«объяснить» Владимиру Путину, Сергею Лаврову и Сергею Иванову смысл размещения в
Европе системы американской противоракетной обороны. А вернувшись в Вашингтон,
он заявил, что «разочарован позицией Москвы». В то время как наша позиция
состоит лишь в том, что нам не надо «разъяснять» действия, которые создают
потенциальную угрозу безопасности России.
Сейчас нам
просто-напросто заговаривают зубы, как это было в свое время с расширением
Германии. Напомню, тогда мы дали свое «добро» под устные гарантии, что НАТО не
будет в дальнейшем продвигаться на Восток. Сейчас происходит то же самое. Нас
пытаются убедить в том, что система ПРО в Восточной Европе направлена против
Ирана, хотя на самом деле речь идет о создании военной инфраструктуры вокруг
российских границ. И потом, в перспективе, она может быть использована против
нас. И тогда России опять скажут: «Ну мы же не давали вам каких-либо письменно
зафиксированных гарантий, поэтому какие могут быть претензии…»
В случае с Косово американцы пытаются поставить Россию перед уже свершившимся
фактом
В настоящее
время Косово - это еще один регион, являющийся сферой столкновения российских и
американских интересов. И опять же, никакого желания учитывать позицию Москвы со
стороны США и их ближайших союзников не наблюдается. Напротив, видно стремление
навязать нам свою точку зрения по поводу решения этого вопроса. Причем делается
это через использование самого широкого арсенала средств: как достаточно мягких,
так и жестких (когда Россию просто «ставят перед фактом»).
По сути,
Косово является примером того, как альянс западных стран просто «оторвал» часть
территории от суверенного государства - Югославии. Потому что без политической
поддержки США и Евросоюза Косово как отдельная национальная единица никогда не
состоялась бы. Этот край был отторгнут от югославской федерации под совершенно
надуманным предлогом прекращения геноцида албанского населения Косово со стороны
сербов. Геноцида, которого не было. Поскольку до сих пор не обнаружено ни одного
массового захоронения албанцев на территории Косово. Причем мнение России при
решении этой важнейшей международной проблемы, как всегда, игнорируется.
Несмотря на то, что по-прежнему произносятся «ритуальные» фразы «о необходимости
партнерства с Россией», а также говорится об «общности интересов».
Однако на
самом деле Россию сейчас пытаются поставить перед свершившимся фактом того, что
Косово становится суверенным государством. Именно это стало причиной
демонстративного ухода постоянного представителя РФ при ООН Виталия Чуркина с
заседания Совета Безопасности, в ходе которого был зачитан односторонний и
предвзятый доклад спецпредставителя генсека ООН в Косово Йоахима Рюккера о
положении дел в Косовском крае. К сожалению, Мюнхенская речь Владимира Путина не
повлияла на неконструктивную позицию США. Впрочем, я всегда придерживался той
точки зрения, что бессмысленно разговаривать с людьми, которые пытаются вас
обмануть. Поэтому надеяться на то, что мы найдем общий язык с американцами по
Косово и другим вопросам, не приходится. Можно, конечно, поддерживать видимость
диалога и принимать американских эммисаров в Москве, но между их приятными
заверениями и реальной политикой Соединенных Штатов существует огромная
пропасть.
Однополярный мир не состоялся, но в Вашингтоне этого еще не поняли
Ситуация
вокруг Косово подтверждает предположение, что в США по-прежнему очень сильно то
«крыло» политического истеблишмента, которое выступает за то, чтобы навязывать
всему миру те решения, которые ему выгодны. Вот сейчас четко поставлена задача
любым путем отделить Косово от Сербии. И эта задача, я думаю, будет решена.
Как верно
заметил недавно Сергей Лавров, «однополярный мир не состоялся, но в Вашингтоне
этого еще не поняли». Я говорил об этом еще раньше, но в несколько другой форме
- для того чтобы осознать провал однополярного мира, американцам нужно будет
некоторое время. Для этого им, в частности, нужно будет окончательно потерпеть
поражение в Ираке. Может быть, ввязаться с Ираном в войну с непредсказуемым
исходом. И только потом Вашингтон осознает, что он не может диктовать миру свои
условия. В этом плане показателен пример войны во Вьетнаме. Она началась в 1964
году, к 1968 году стало ясно, что победить в ней нельзя, но закончилась война
только в 1975 году. То есть американцам может понадобиться до 10-12 лет, для
того чтобы переосмыслить свои возможности по созданию нового мирового порядка
«по-американски». С этой точки зрения политика США в отношении Косово является
продолжением выстраивания миропорядка по-американски. Кроме того, это
продолжение линии на перекраивание «карты мира» в соответствии с интересами
Соединенных Штатов.
Неслучайно
в американском руководстве все чаще раздаются голоса о том, что Ирак в его
нынешних границах «не выживаем» и поэтому его надо разделить на три части. Хотя
в течение нескольких десятилетий он даже очень неплохо «выживал» в таком виде.
Но теперь американцы говорят: это было «дитя аборта», который сделала Британская
империя в этом регионе, когда воссоединились курды, шииты и сунниты. И, тем не
менее, несмотря на это, страна прекрасно существовала. Более того, было некое
единство и понимание людьми того, что они являются иракцами. И вдруг США
заявляют, что надо взять и все снова поделить. От этого никто не в восторге, но
Вашингтон считает нужным поступать так, как ему заблагорассудится.
Если вы договариваетесь с американцами «за кулисами», считайте, что они вас уже
обманули
Теперь
несколько слов о том, какой должна быть реакция России. Ведь нельзя же все время
уходить с заседаний Совета Безопасности ООН?! Наша страна должна четко
осознавать, что любое подыгрывание американским попыткам выстраивания
однополярного мира задерживает наступление «момента истины» для Америки. Чем
больше мы будем подыгрывать американцам, тем больше они будут считать, что любая
их международная операция (даже самая незаконная) сойдет им с рук. Если наши
руководители будут делать громкие публичные заявления, а «за кулисами» о чем-то
договариваться с Вашингтоном, тем хуже для нас. Потому что, если Россия
откажется от прямой оппозиции действиям Америки по ключевым для нас
направлениям, рано или поздно нам придется расплачиваться за это собственным
суверенитетом. Кроме того, мы в любом случае ничего за это не получим.
В последние
дни пошли слухи об обсуждении некой тайной договоренности между Россией и США.
Дескать, если мы откажемся от поддержки Ирана, то американцы обещают нам
пересмотреть свои планы по размещению элементов ПРО в Восточной Европе. Я думаю,
что этот слух запущен откуда-то с Запада. И уверен, что он абсолютно не
соответствует действительности. Поддерживать Иран или нет, мы должны определить
исходя из наших собственных национальных интересов, а не на основе торга с
американцами. США могут сейчас обещать нам все, что угодно, а через два года
скажут, что ситуация изменилась, и, как говорится, «До свиданья! Забудьте о том,
что вы слышали!». Потому что торг возможен только в том случае, если достигнутые
договоренности соблюдаются. Однако нас так часто обманывало НАТО, а американцы
давали обязательства, которые потом сами же нарушали, что непубличный торг с
ними по крупным вопросам теряет всякий смысл. Да, по частным вопросам
«закулисной» дипломатии он возможен, но по наиболее болезненным вопросам торг
должен быть публичным. Только таким образом можно заставить американцев
выполнять свои обязательства, когда договоры, которые они подпишут, будут перед
глазами мирового общественного мнения.
Если вы
договариваетесь с американцами «за кулисами», считайте, что они вас уже
обманули. Это связано с особенностью менталитета американцев. Они считают свою
страну единственной сверхдержавой, которой положено то, что не положено другим.
В истории человечества мы часто сталкиваемся с подобными примерами. Как только
одно государство сильно вырывалось вперед по сравнению с другими, оно сразу же
начинало обманывать остальных самым коварным образом. Так было с Римской
империей, наполеоновской Францией и гитлеровской Германией. Все эти сверхдержавы
использовали свою силу для того, чтобы получить нужный договор, а потом, через
какое-то время его нарушить. Так что американцы в этом плане не являются
исключением. Вся история доказывает, что слишком сильные страны не держат свои
обещания.
Если американцы отвергнут принцип территориальной целостности, тогда чем Абхазия
или Южная Осетия хуже Косово?!
В этой
связи я полагаю, что Россия должна заблокировать резолюцию, которая ведет к
отделению Косовского края от состава Сербии, без всяких разговоров. Хотя я
думаю, что американцы все равно отделят Косово, даже вопреки этой резолюции, но
тогда мы получаем сразу несколько выигрышей. Во-первых, Россия сможет тогда
сказать, что выступала категорически против развала Югославии, и в этом смысле
нам не в чем себя упрекнуть. Во-вторых, мы скажем, что если эта страна была
развалена нелегитимным образом, значит, принцип легитимности больше не является
определяющим при решении подобного рода вопросов. А значит, мы не считаем себя
связанными какими-то ни было обязательствами по вопросу о признании
территориальной целостности Грузии. В-третьих, если решение об отделении Косово
было принято не Совбезом ООН, а на основании референдума косоваров (то есть
национального меньшинства, которое хочет получить независимость), следовательно,
референдум в Абхазии и Южной Осетии также является достаточным основанием для
отделения этих непризнанных республик от Грузии. Тогда мы также не будем считать
себя связанными решением Совета Безопасности ООН, поскольку наша позиция по
аналогичному вопросу в свое время была проигнорирована. И мы признаем Абхазию и
Южную Осетию, если эти страны поднимут этот вопрос. Вот почему жесткая позиция
дает нам сразу целый ряд выигрышей. А потом, если Запад будет обвинять нас в
том, что мы «разваливаем Грузию», мы сможем сказать, что, напротив, выступали
против создания такого прецедента. Но, отделив Косово вопреки существующим
нормам международного права, Запад сам его создает. В этом случае
основополагающим становится желание нацменьшинства выйти из состава более
крупного государства. Принцип территориальной целостности государств нарушен. А
тогда чем Абхазия или Южная Осетия хуже Косово?!
www.km.ru |