Перспективы реализации четвертого
пятилетнего плана социально-экономического развития Ирана
А.А. Розов
Новый
социально-экономический курс иранских неоконсерваторов во главе с президентом М.
Ахмадинежадом диктует необходимость коррекции некоторых принципиальных элементов
четвертого плана национального развития ИРИ (2005–2009 гг.), который был
разработан еще при реформаторском правительстве и вступил в действие в марте
2005 года. Характерно, что президентская команда в плотном взаимодействии с
парламентом смогла сохранить базовые части программы, но изъяла из нее наиболее
либеральные положения, способные, по мысли реформаторов, гарантировать
полноценное вхождение Тегерана в мировую экономическую систему и адаптировать
иранскую экономику к валютно-финансовым рынкам.
Тем не
менее неоконсерваторы оставили во главе угла национального плана
социально-экономического развития страны курс на приватизацию государственного
сектора. В плане четко прописано, что к 2009 году до 65% госкомпаний должны быть
приватизированы. План предусматривает постепенный вывод госкомпаний из тех
секторов экономики, где может активно функционировать частный сектор. Исключение
составят отдельные сектора, в которых уже имеется государственная монополия
(например, представляющие стратегическое значение нефтегазовая промышленность,
атомная энергетика, оборонная промышленность), а также сферы, в которых частный
бизнес не проявляет необходимой активности и инициативы. В плане четко
прописано, что учреждение новых компаний невозможно без предварительного
одобрения в меджлисе страны. Он также лимитирует увеличение доли государственных
инвестиций в развитие компаний в пределах не более 50%. План регламентирует, что
продажа большинства акций иранских государственных компаний должна
осуществляться через фондовые биржи или аукционы.
Примечательно, что неоконсерваторы сохранили в плане задачи по приватизации
банковского и страхового секторов. В соответствии с этой программой,
приватизации подлежат практически все государственные банки и страховые
компании, но за некоторым исключением. План содержит перечень государственных
объектов, которые не подлежат приватизации. В их числе Центральный банк (ЦБ) ИРИ,
Национальный банк («Банк-е Мелли»), Банк промышленности и рудников, Жилищный
банк («Банк-е Маскян»), Сельскохозяйственный банк, банк «Сепах» (подконтролен
военным ведомствам) и Банк развития экспорта. Среди страховых компаний, согласно
плану, в руках государства останется лишь Центральная организация страхования
Ирана.
Однако
наиболее «революционные» положения реформаторского плана
социально-экономического развития ИРИ были все же пересмотрены. По итогам
парламентских дебатов было отменено положение, разрешающее иностранным банкам
учреждать свои филиалы на территории континентального Ирана. Такой же участи
была подвергнута страховая отрасль. По мысли реформаторского правительства С.М.
Хатами, эта отрасль должна была быть либерализована в максимальной степени: в
соответствии с одобренным в парламенте в августе 2004 года законопроектом,
иностранные страховые компании впервые с 1979 года получили возможность
открывать свои отделения и представительства в Иране. Этот законопроект являлся
частью пятилетнего плана развития ИРИ. Он предполагал, что разрешение на
создание и деятельность филиалов иностранных компаний в ИРИ будет выдаваться
Центральной организацией страхования ИРИ после подтверждения их полномочий в
Высшем совете по страхованию. Предполагалось, что деятельность иностранных
компаний в ИРИ будет регулироваться законом «Об учреждении Центральной
организации страхования и страховании в Иране» от 1971 года (то есть принятого
до исламской революции) и соответствующими поправками к нему. Однако с приходом
в законодательную и исполнительную власть неоконсерваторов судьба положений по
страхованию пятилетнего плана также повисла в воздухе. Скорее всего, они будут
впоследствии отменены.
В раздел
финансовых операций плана национального развития неоконсерваторы не внесли
кардинальных изменений. Главные положения плана остались нетронутыми. Они
включают, в частности, постепенный переход на осуществление всех
валютно-обменных операций госкомпаниями через банковскую систему страны. Также
имеется положение о том, что внешние облигации и долги (за исключением операций
по схеме «бай-бэк») не должны превышать 30 млрд долларов на момент исполнения
последнего года действия плана (то есть к 2009 году). Кроме того, план
предусматривает осуществление коммерческими и специализированными банками
операций внешнего обслуживания частного сектора (в случаях, когда не требуются
государственные гарантии). Согласно плану, любые инвестиционные сделки на сумму
более 1 млрд долларов США, совершаемые на территории ИРИ, должны быть
согласованы с местным законодательством и условиями тендеров.
В области
валютного регулирования правительство М. Ахмадинежада намерено сохранить прежнюю
политику. В соответствии с задачами плана, государству для регулирования курса
национальной валюты рекомендовано придерживаться политики контролируемого
плавающего курса. Опираясь на этот метод, неоконсервативное правительство,
по-видимому, не будет устанавливать какой-либо фиксированный официальный курс
национальной валюты — иранского риала, но сможет при этом полностью
контролировать рынок и оберегать его от глобальных финансовых потрясений.
Политика
государства в нефтегазовой сфере также сохранит свои главные приоритеты. План
предполагает существенное увеличение в ближайшие четыре года производственных
мощностей. В соответствии с этим документом, головное ведомство Ирана в
нефтегазовом секторе — Иранская национальная нефтяная компания (ИННК) обязана
заключать контракты с иностранными инвесторами, добиваясь при этом увеличения
производства нефти на 1 млн. баррелей в день, а природного газа — на 250
кубометров в течение четырехлетнего периода. Кроме того, ИННК уполномочена
привлекать иностранных инвесторов для участия в освоении и развитии
месторождений нефти и газа на условиях, соответствующих национальным интересам
ИРИ. Эти условия не дают иностранным инвесторам возможности установления полного
и даже частичного контроля над главными национальными богатствами страны —
нефтью и газом. Главный пункт здесь — сохранение за государством суверенных прав
на все ресурсы. Кроме того, иностранный инвестор несет на себе все затраты
(инвестиционные, проценты и др.), которые будут ему возвращены только после
продажи конечного продукта на рынке. Он также берет на себя все риски, связанные
с проектом, включая некоммерческие риски, несовпадение целей или неэффективность
конечного продукта. В национальном плане отдельно прописано, что деятельность
иностранных инвесторов должна соответствовать местному законодательству,
особенно экологическим стандартам.
Несмотря на
тот факт, что неоконсерваторы не внесли пока существенных корректировок в
положения плана социально-экономического развития ИРИ, касающихся нефтегазового
сектора, аналитики предполагают, что изменений не избежать. В частности,
президент М. Ахмадинежад уже пообещал изменить структуру распределения доходов
от нефти в пользу провинций. Но эти планы пока не получили документального
подтверждения.
Положения
плана на 2005–2009 гг., касающиеся совершенствования законодательной базы, пока
остались нетронутыми. В них в приоритетном порядке значатся поручения
правительству ИРИ внести поправки и дополнения в текущий Закон о труде,
предполагающие передачу вопросов социальной безопасности из Закона о труде в
Закон о социальной безопасности. Кроме того, поправки должны способствовать
обеспечению более гибкого процесса разрешения споров между работодателями и
работниками. Помимо совершенствования этого закона правительству также поручено
предпринять меры для создания и защиты авторских прав и других прав
интеллектуальной собственности, а также разработать проект антимонопольного
закона и представить его на одобрение в парламент к марту 2006 года.
Таким
образом, новое правительство ИРИ намерено сохранить главное направление
социально-экономического курса реформаторского правительства — приватизацию
государственного сектора ИРИ. Это позволяет с некоторыми оговорками
констатировать, что Иран все же остается на пути продвижения к рыночным основам
экономики и интеграции в мировое хозяйство. Однако, очевидно, что темпы этого
продвижения при неоконсерваторах существенно замедлятся. Любой либеральный шаг
будет тщательно взвешиваться на предмет соответствия национальным интересам, что
радикально затруднит продолжение начатых при реформаторах либеральных реформ.
Как показывает корректировка плана на 2005–2009 гг., ужесточение
социально-экономического курса затронет в первую очередь потенциальных
иностранных инвесторов и партнеров. Вычеркивание неоконсерваторами из плана
национального развития двух наиболее крупных сделок с иностранным капиталом —
проекта учреждения новых GSM-операторов (предполагалось участие турецкого
оператора сотовой связи «Турксел») и проекта функционирования иностранных
операторов в новом столичном аэропорту им. Имама Хомейни (была сорвана сделка с
турецко-австрийским концерном «ТАВ») — стало серьезным ударом по инвестиционной
привлекательности Ирана. В этом же контексте была свернута деятельность в
энергетическом секторе Ирана американского гиганта — компании «Халибёртон». Эти
изменения стали, пожалуй, наиболее принципиальными при корректировке плана
социально-экономического развития на 2005–2009 гг. Кроме того, несмотря на
провозглашенный государством курс на приватизацию, план предполагает сохранение
в руках государства так называемых базовых отраслей, в числе которых, помимо
нефтегазовой и атомно-энергетической, значатся электроэнергетика (будут
приватизированы мелкие компании, но крупнейшие передаточно-распределительные
сети останутся в руках государства), телекоммуникационная сфера (государство
сохранит контроль над базовыми сетями, передатчиками частот и дистрибьюторами
основных почтовых услуг), гражданская авиация (будет осуществлена частичная
приватизация, но головные функции сохранены за Организацией гражданской авиации
ИРИ), судоходство (будет осуществлена частичная приватизация, но головные
функции сохранены за Организацией портов и судоходства ИРИ).
Институт Ближнего Востока |