На пути к
российско-иранскому сотрудничеству в авиационно-космической сфере.
Проблемы и перспективы
Гушер А.И. Генерал-майор, Руководитель Центра стратегического развития
На
протяжении ряда лет мы последовательно выступали с публикациями, в которых
приводили доводы в пользу активного развития российско-иранских политических
отношений и расширения торгово-экономического, научно-технического,
военно-технического и других видов сотрудничества между Российской Федерацией и
Исламской Республикой Иран. Наша позиция в этом вопросе сформирована на основе
убежденности в том, что именно такой подход к двухсторонним отношениям в
наибольшей степени отвечал бы национальным интересам как России, так и Ирана.
Баланс факторов, подтверждающий наличие значительных резервов для развития
российско-иранских связей, сохраняется и, судя по всему, не изменится и в
обозримом будущем.
Однако на
пути углубления российско-иранских отношений имеется немало больших и малых
препятствий, преодоление которых отнимает у сторон много усилий и времени. Одним
из них, на наш взгляд, является недостаточная информированность иранского
общества о тех российских партнерах, с которыми Иран уже сотрудничает или
намерен установить деловые связи. Понятно, что отсутствие достоверной и полной
информации о партнере, затрудняя принятие решений, не способствует развитию
сотрудничества. Смею предположить, что сегодня и в России немногие люди владеют
информацией о том, как развиваются российско-иранские отношения, с какими
проблемами они сталкиваются. Особенно это проявляется в том, что касается ряда
конкретных программ экономического и научно-технического сотрудничества двух
наших государств. Освещение этих вопросов могло бы внести существенный
положительный вклад в степень информированности как российского общества, так и
иранской стороны о тех российских организациях и предприятиях, которые уже
участвуют в реализации различных проектов российско-иранского сотрудничества или
вовлечены в подготовку новых соглашений и контрактов.
Какие
препятствия и трудности зачастую возникают на пути российско-иранского
научно-технического сотрудничества, можно судить на примере работы российского
"Внешнеэкономического объединения "Авиаэкспорт" (В\О "Авиаэкспорт") на иранском
рынке авиационно-космических услуг.
Почему
акцентируется внимание на "В\О "Авиаэкспорт", а не на любой другой российской
организации, работающей в сфере российско-иранского сотрудничества?
Во-первых,
потому, что другие российские структуры (например, министерство атомной
энергетики, некоторые предприятия оборонно-промышленного комплекса,
государственная компания "Рособоронэкспорт" и другие) уже имеют собственную
историю работы в Иране, и иранская сторона видит ее практические результаты.
Естественно, что не только иранские власти, но и иранское общество в целом хотят
и должны иметь полное представление о новом партнере из России в лице "Авиаэкспорта".
Во-вторых,
"Авиаэкспорт" на сегодня имеет поручение Правительства РФ на подготовку
соглашения с Ираном в новой для российско-иранского сотрудничества сфере -
авиационно-космической. Речь идет о создании с помощью России национальной
иранской спутниковой телекоммуникационной системы на основе геостационарного
спутника гражданского назначения "Зохре" ("Венера"). Спутник будет изготовлен
признанным лидером в создании современных космических систем связи
Научно-производственным объединением прикладной механики имени академика
М.Ф.Решетнева (НПО ПМ) и выведен на орбиту техническими средствами организаций,
также входящих в состав Российского авиационно-космического агентства (РАКА). "Авиаэкспорту",
как отраслевой специализированной внешнеэкономической организации авиационной и
ракетно-космической промышленности, даны полномочия на ведение переговоров с
иранской стороной, подготовку и заключение контракта, а также координацию всей
работы, связанной с его реализацией. В том, что касается проекта "Зохре",
Российское авиационно-космическое агентство, НПО ПМ и "Авиаэкспорт" выступают
как единая команда. Подобным образом они действуют и в других проектах.
В-третьих,
отмечаются попытки как российских, так и зарубежных конкурентов подвергнуть
сомнению положительную репутацию "Авиаэкспорта", сорвать подписание контракта.
Не секрет, что в мире, в том числе и в России, имеется немало противников
налаживания сотрудничества между Россией и Ираном, особенно в
авиационно-космической сфере. Существует опасность, что сохранение
неопределенности в вопросе принятия окончательного решения по проекту "Зохре"
может действительно привести к его срыву. Все это не может не настораживать
иранскую сторону и вызывает у нее желание получить дополнительную информацию о
В/О "Авиаэкспорт" и его способности обеспечить реализацию задуманного и нужного
Ирану проекта.
Последнее
как раз и обратило на себя наше внимание. Занимаясь не первый год проблемами
Ирана и российско-иранских отношений, мы видим, что, к большому сожалению,
препятствий на пути сотрудничества между нашими двумя странами не становится
меньше. На общественно-политическом уровне как в России, так и в Иране зачастую
пока больше верят целенаправленной дезинформации, искажающей истинное положение
дел и перспектив российско-иранского сотрудничества, что в общем и
неудивительно: объективной информации по этим вопросам как в российских, так и в
иранских печатных и электронных средствах информации пока критически
недостаточно. Поэтому, представляется, будет совсем нелишним и уж точно полезным
для российско-иранских отношений представление реального облика
Внешнеэкономического объединения "Авиаэкспорт", его возможностей и полномочий.
Кстати, в будущем это можно было бы делать и в отношении других организаций и
структур Российской Федерации, способных внести положительный вклад в дело
расширения сотрудничества между нашими двумя странами.
Так что же
из себя представляет Внешнеэкономическое объединение "Авиаэкспорт" и каковы его
возможности на сегодня?
Внешнеэкономическое объединение "Авиаэкспорт" работает на внешних рынках
авиационно-космической техники уже более 40 лет. За это время объединение
обеспечило поставку более 7000 самолетов и вертолетов гражданского назначения
заказчикам из 60 государств мира. Только число проданных Объединением за рубеж
вертолетов МИ8 - МИ17 составило около 4000, что больше того количества
вертолетов такого класса, которое поставили заказчикам других государств все
остальные вертолетостроительные фирмы мира. До 1989 г. Внешнеэкономическое
объединение "Авиаэкспорт" вообще было в России монополистом, имеющем полномочия
по продажам российской авиационной техники гражданского назначения за рубеж.
Позиции лидера в этой сфере оно занимает и в настоящее время. Среди той
неразберихи, что царила в экономике России в последнее десятилетие, "Авиаэкспорт"
сумел сохранить доверие зарубежных партнеров, не растерял своих деловых связей с
другими странами и с авиационными предприятиями России, оказывал поддержку
российским производителям авиационно-космической техники. Это укрепило добрую
репутацию и авторитет Объединения. Все эти годы "Авиаэкспорт" никогда не
числился среди недоимщиков, исправно платил все налоги. Успех работы "Авиаэкспорта"
даже в тех тяжелых условиях, в которых в 90-х годах оказалась страна, обеспечил
фактор высокого профессионализма персонала Объединения, обладающего блестящим
образованием и практическим опытом работы в авиации, производственной
деятельности на предприятиях авиационно-космической отрасли, решения
экономических и финансовых задач внешнеэкономической деятельности. И сегодня
финансовые результаты деятельности объединения говорят об устойчивости его
позиций. Одним из подтверждений сказанного может служить факт объявления
президентом России Владимиром Путиным 27 августа 2001 г. письменной
благодарности Внешнеэкономическому объединению "Авиаэкспорт" "за большой вклад в
развитие международного экономического и научно-технического сотрудничества".
Можно ли после всего этого говорить об "Авиаэкспорте" как о заурядном
посреднике?
Сегодня В/О
"Авиаэкспорт" ведет активную работу по продвижению на внешние рынки последних
разработок российской авиационно-космической промышленности, в том числе
современных пассажирских лайнеров нового поколения - Ту-204, ТУ-214, уникальных
по своим возможностям самолетов фирмы Бериева (Бе-103, Бе-200), самолета фирмы
Ильюшина - Ил103, модернизированных вертолетов Ми-17 и другой авиатехники.
Совместно с египетской компанией "Сирокко Аэроспейс Интернешнл" "Авиаэкспорт"
организовал и реализовал контракты на поставку для египетской авиакомпании "Кайро
Авиэйшн" пяти Ту-204-120, построенных на ульяновском авиазаводе "Авиастар" и
оснащенных двигателями фирмы "Роллс-Ройс". Твердый заказ Египта на эти самолеты
составляет 30 единиц. 5 самолетов Ту-204-120 закупил Китай, еще на 10 заключен
опцион. С участием В/О "Авиаэкспорт" для ульяновского авиазавода "Авиастар"
готовится широкомасштабная инвестиционная программа на сотни миллионов долларов.
"Авиаэкспортом" недавно реализован контракт на поставку 40 вертолетов Ми-17-1В в
Индию.
Важным
направлением в деятельности объединения "Авиаэкспорт" является его участие в
сертификации летательных аппаратов в странах, эксплуатирующих российскую
авиационную технику. Именно по инициативе "Авиаэкспорта" в свое время СССР
вступил в Международную организацию гражданской авиации (ИКАО), что явилось
безусловно важным шагом, так как без учета опыта, требований и стандартов ИКАО
страна вряд ли бы смогла успешно работать на мировых авиационных рынках. В
последние годы работы по международной сертификации проведены по самолету
Ту-204-120 в Египте и вертолету Ми-172 в Индии.
Особенностью работы "Авиаэкспорта" является то, что для своевременного и точного
выполнения взятых на себя обязательств Объединение создало развитую
инфраструктуру по всему миру. "Авиаэкспорт" оказывает клиентам и покупателям
постоянную помощь в эксплуатации закупленной авиационной техники через своих
представителей и технических экспертов в странах Европы, Латинской Америки, Азии
и Африки. Объединение сотрудничает с ведущими предприятиями
авиационно-космической отрасли России и других стран СНГ - разработчиками и
производителями летательных аппаратов и авиационных двигателей,
авиаоборудования, агрегатов и запасных частей, приборного, аэродромного и
другого оборудования. В общей сложности "Авиаэкспорт" активно работает с сотнями
предприятий России и СНГ на договорных условиях, всемерно содействуя развитию
производственно-сбытовой кооперации и маркетингу в современных экономических
условиях. Партнерами объединения являются предприятия авиационно-космической,
радиоэлектронной, металлургической, химической и других отраслей промышленности
в России и в других странах СНГ. Номенклатура экспортируемых изделий насчитывает
сотни тысяч наименований.
Объединение, являясь уполномоченным отраслевым координатором при подготовке и
реализации сложных авиакосмических проектов и контрактов, решает множество
задач, включающих согласование технических, коммерческих, юридических и
финансовых вопросов. Такой объем самостоятельно не в силах реализовать ни один
завод промышленности, ни одно конструкторское бюро. К исполнению любого контакта
с иностранным заказчиком "Авиаэкспортом" подключаются конструкторские бюро,
предприятия, ремонтные предприятия, учебные заведения и другие организации.
Подписывая с иностранным заказчиком контракт на поставку техники, "Авиаэкспорт"
принимает на себя широкий круг обязательств, включающий помимо самой продажи
техники еще и подготовку персонала, техническое консультирование, содействие в
техническом обслуживании и текущем ремонте, поставку запасных частей и
агрегатов, капитальный ремонт техники на российских ремонтных предприятиях, а
если потребуется - то и модернизацию базового изделия. Весь этот комплекс
обязательств и услуг, как правило, связывает "Авиаэкспорт" с покупателем на
15-20 лет. Многие традиционные иностранные партнеры предпочитают работать именно
с этим Объединением, а не с новоявленными российскими продавцами авиационной
техники. Случайный продавец выступает только сам за себя. Как показывает опыт,
такой продавец чаще всего снимает с себя весь груз ответственности за проданное
воздушное судно и другую технику сразу же после завершения сделки. Брошенный на
произвол судьбы покупатель, когда у него появляются проблемы с закупленной таким
образом техникой, вынужден действовать самостоятельно, нередко попадая при этом
в сложные ситуации.
С 90-х
годов "Авиаэкспорт" принимает участие в ряде международных проектов, связанных с
разработкой, производством и коммерческим использованием ракетно-космической
техники. Опыт, накопленный в этой сфере, позволил объединению в 2000 г. создать
в своей работе новое направление, связанное с экспортом продукции и услуг
космического назначения. Именно многолетний успешный опыт внешнеэкономической
работы "Авиаэкспорта" сыграл решающую роль в том, что Российское
авиационно-космическое агентство, отвечающее за все внешнеэкономические
программы общегражданского назначения авиационно-космической отрасли России,
дало "Авиаэкспорту" поручение на проработку и реализацию нескольких сложных
задач, в том числе и по иранскому проекту, о чем было сказано выше.
В целом
можно заявить, что Внешнеэкономическое объединение "Авиаэкспорт" является
наиболее авторитетной и профессиональной компанией России по организации и
осуществлению сотрудничества с зарубежными клиентами и партнерами в области
авиационно-космической техники общегражданского назначения. Именно поэтому
государство, в лице Российского авиационно-космического агентства, выбрало "Авиаэкспорт"
для совместной работы с Научно-производственным объединением прикладной механики
имени академика М.Ф.Решетнева по проекту "Зохре". НПО ПМ успешно реализовало
международный проект в области космической системы связи "SЕSАТ" по заказу
международного оператора "EUTELSAT". С момента создания в 1959 г. предприятие
действует в качестве головного подрядчика по НИОКР и поставкам космических
комплексов, аппаратов и их составных частей для спутниковых систем различного
назначения. С середины 60-х годов прошлого века НПО ПМ сохраняет ведущие позиции
в России в области спутниковых телекоммуникаций и координатометрии, является
крупнейшим предприятием на Евразийском пространстве по разработке, изготовлению,
испытаниям и обеспечению эксплуатации космических комплексов и аппаратов на
низких, средневысоких, высокоэллиптических и геостационарных орбитах.
В том, что
касается проекта "Зохре", ни одно другое объединение и предприятие
авиационно-космической отрасли России не в состоянии обеспечить решение задач в
том объеме и с тем качеством, какие отличают работу "Авиаэкспорта" и НПО ПМ
имени академика М.Ф.Решетнева.
Представляется, что участие "Авиаэкспорта" как координатора в подготовке и
реализации авиакосмических проектов и контрактов с Ираном придаст существенный
импульс развитию торгово-экономических связей и будет способствовать дальнейшему
углублению научно-технического сотрудничества между нашими странами. |