Настало
ли время снимать с Путина обвинения в «политической незрелости»?
Михаил Науменко
В мае 2002
года в «Независимой газете» была опубликована статья Виктории Панфиловой и
Армена Ханбабяна «Иран обвинил Путина в политической незрелости». В ней
говорилось о том, что из потенциальных союзников Москва и Тегеран превращаются в
потенциальных противников.
Полтора года назад авторы статьи писали следующее.
Еще совсем
недавно выглядевшее весьма перспективным многостороннее российско-иранское
сотрудничество позволяло говорить о возможности тесного сближения Москвы и
Тегерана и о формировании в перспективе странами-соседями достаточно прочного
союза, направленность которого однозначно трактовалась экспертами как
антиамериканская. Сегодня однако набирают силу прямо противоположные тенденции,
дальнейшее развитие которых способно очень далеко развести потенциальных
союзников.
Военная операция в Афганистане фактически поставила Россию и Иран по разные
стороны баррикад. Москва как партнер США не может не считаться с крайне
негативном отношением США к иранскому режиму. Кроме того, параллельно возникло
все более углубляющееся взаимонепонимание сторон по проблеме разграничения
Каспия. Подписание Россией и Казахстаном сепаратной договоренности о разделе
северной части моря и укрепление российской Каспийской флотилии вызвало в
Тегеране крайне негативный резонанс.
Шаги России на Каспии некоторые иранские политики расценили как
«подстрекательские», способные спровоцировать гонку вооружений в регионе. Более
того, официозная The Tehran Times назвала «жесткие заявления», озвученные
Владимиром Путиным сразу после фактического провала Каспийского саммита в
Туркмении, показателем «политической незрелости» российского президента. Ничего
подобного со стороны Ирана недавно нельзя было даже представить. Равно как и
заявление в этом контексте спикера иранского парламента Мехди Карруби, который
подчеркнул, что Иран «сам не проявляет агрессии и не потерпит ничьей агрессии в
отношении себя».
Иран пребывает фактически в полной изоляции. С юга и востока страна блокирована
военно-морскими силами американцев и британцев в Персидском заливе и
подразделениями союзников, ведущих кампанию в Афганистане. На севере, в
центральноазиатских странах СНГ НАТО также развернуло свои опорные пункты. То же
самое произошло и на Южном Кавказе с приходом в Грузию американских военных.
Вашингтон начал оказывать давление на Армению, обвинив одно из местных
предприятий в поставке Тегерану стратегической продукции. На западе Иран
граничит с исторически недоброжелательно настроенной Турцией и очень
сомнительным Ираком.
Понятно, что в таких условиях уже нет сдержанности. Но, высказывая все, что у
него на уме, Тегеран одновременно пытается хоть как-то избежать все более
актуализирующейся опасности. Именно с этой целью президент Мохаммед Хатами
совершил вояж по всем центральазиатским странам Содружества, пытаясь укрепить
партнерские отношения. Иранскому лидеру удалось заключить ряд достаточно
перспективных экономических соглашений. Но в политическом смысле итоги визита
выглядят скромнее. Создается впечатление, что страны региона не настроены
вызвать гнев Вашингтона по поводу слишком уже тесного сближения с ИРИ. Это
означало потерю американской финансовой помощи и арендной платы за военные базы.
Понимая это, иранская сторона стала намекать, что не исключает своего
присоединения к Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), объединяющей
Россию, Китай, Казахстан, Киргизию, Таджикистан и Узбекистан.
Это способно породить крайне запутанную интригу уже в рядах самой ШОС. Москва
вряд ли обрадуется подобной перспективе. Верный союзник США в регионе –
Узбекистан – уже проявляет склонность несколько дистанцироваться от организации.
Однако инициатива Ирана может быть благосклонно воспринята Пекином. В таком
варианте избежать трений между членами ШОС вряд ли удастся.
В любом случае создается впечатление, что российско-иранские взаимоотношения,
равно как и отношения Тегерана с целым рядом государств СНГ, не просто заметно
охладели, но даже могут стать де-факто враждебными. И в этой ситуации мало что
может изменить факт официального открытия транспортного коридора «Север-Юг», в
функционировании которого помимо России и Ирана заинтересованы государства
Северной Европы.
Что
произошло со времени написания статьи?
После войны
в Ираке и свержения режима Саддама Хусейна американские войска появились и на
западных границах Ирана. Предпринимаются активные шаги по расширению военного
присутствия США на Кавказе. Об этом свидетельствует недавний визит в Азербайджан
и Грузию американского министра обороны Доналда Рамсфелда. В рамках решения
проблемы определения правового статуса Каспийского моря заключены двустороннее
соглашение между Россией и Азербайджаном и трехстороннее соглашение между
Россией, Казахстаном и Азербайджаном, согласно которым северная часть Каспия уже
фактически поделена. Теперь Туркменистану и Ирану предлагается на основе таких
же соглашений поделить южную часть моря. При таком варианте Иран никак не сможет
получить долю в 20%, и он, естественно, с этим не согласен. Исламская республика
по-прежнему настаивает на определении правового статуса Каспийского моря на
основе общего согласия всех пяти прикаспийских государств. Позитивным шагом
можно считать подписание Конвенции по защите окружающей среды в Каспийском море,
однако, по мнению специалистов, она может быть реализована в полной мере только
при определении правового статуса.
Несмотря на очевидную выгодность использования уникального географического
положения Ирана с точки зрения транзита товаров из стран Центральной Азии и
нефтепродуктов из зоны Каспийского моря на мировые рынки, предпринимаются шаги
для того, чтобы исключить Иран из этого процесса. Так, строится нефтепровод
Баку-Тбилиси-Джейхан, менее выгодный экономически, но используемый для
обоснования американского военного присутствия на Кавказе. Предполагается, что и
казахстанская нефть будет транспортироваться по названному нефтепроводу. Активно
ведутся переговоры о поставках энергоносителей из стран Центральной Азии через
территорию Афганистана в пакистанские порты. Кстати, все эти проекты направлены
также и на то, чтобы нефть и газ из зоны Каспия экспортировались минуя Россию,
имеющую для этого всю необходимую инфраструктуру.
На этом фоне российские компании, игнорируя интересы Ирана в Каспии, подписывают
контракты на разработку нефтяных и газовых месторождений Казахстана и
Туркменистана, не дождавшись определения правового статуса моря. Россия, пусть и
по техническим причинам, переносит сроки ввода в эксплуатацию Бушерской АЭС.
Затягивается подписание соглашения о поставках ядерного топлива для названной
электростанции. Россия лишилась очень выгодного контракта на изготовление
спутника связи для Ирана, хотя переговоры об этом велись в течение нескольких
лет. Не случайно Иран предпочитает вести переговоры с Францией о закупке
авиационной техники для выхода из кризиса, в котором оказалась его авиация, и
приобретать старые самолеты в Турции и странах третьего мира. Этот список
утраченных возможностей, к сожалению, может быть продолжен. В последнее время
Иран все больше склоняется к расширению своих связей со странами Евросоюза, в
том числе и в ядерной сфере, и не без успеха.
Конечно,
Россия и Иран не стали противниками и скорее всего не станут, но сегодняшние
вялые отношения между ними очень далеки от стратегического партнерства.
Дальновидно и правильно ли это?
|