К ВОПРОСУ О
ХАРАКТЕРЕ ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ В ИРИ
И ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКО-ИРАНСКИХ ОТНОШЕНИЙ
С.Б. ДРУЖИЛОВСКИЙ
профессор МГИМО МИД РФ
За
прошедшие после победы антишахской революции годы предложенная высшим шиитским
духовенством модель развития ИРИ постоянно эволюционировала и приспосабливалась
к меняющейся в стране и в мире ситуации. Тем не менее, многие, особенно на
Западе, стараются не замечать происходящих в этой стране перемен и утверждают,
что после прихода к власти иранское духовенство уже двадцать семь с лишним лет
не поступается однажды провозглашенными принципами. С другой стороны, не вполне
соответствует действительности мнение некоторых, в том числе российских
исследователей, о том, что в ИРИ нарастает процесс стихийной секуляризации,
связанный с ослаблением позиций иранского духовенства под давлением требующего
демократических свобод иранского населения. Действительно, многие из
происходящих в ИРИ в последние годы событий можно расценить как отход
духовенства от первоначальных исламских установок. Однако при этом следует
признать, что сегодня, также как и на заре исламской революции, все основные
социально-политические и экономические процессы и изменения в ИРИ по-прежнему
контролируются и инициируются стоящим у власти шиитским духовенством.
Главные из этих изменений заключаются в следующем:
Во-первых, подверглись ревизии или существенно дополнены и изменены некоторые
основополагающие статьи иранской Конституции. После смерти Р.Хомейни отменен
пожизненный принцип назначения руководителя страны – рахбара, и его деятельность
поставлена под контроль выборного Экспертного совета. Данный совет наделен
Конституцией ИРИ правом смещать руководителя страны, в случае если последний
будет не в состоянии исполнять свои обязанности, либо утратит качества,
предъявляемые к личности «рахбара». Усилены полномочия президента страны за
счет упраздненного поста премьер-министра. Законодательно закреплено создание
Совета по целесообразности, получившего полномочия преодолевать вето
Наблюдательного Совета на принимаемые иранским парламентом законы.
Эволюционирует судебная система ИРИ. Сведена на нет деятельность революционных
исламских трибуналов, и существенно ограничены полномочия полиции по контролю
за нравственностью. Снят запрет на занятие должностей в системе судопроизводства
женщинами. Перестали применяться многие статьи закона 1982 г. об уголовных и
гражданских наказаниях, устанавливавшие такие виды наказания, как бичевание,
побитие камнями и отрезание конечностей.
Эволюционирует политическая система ИРИ. Пройден период от неограниченной
многопартийности, существовавшей в первые годы после исламской революции, через
однопартийную систему в лице Партии Исламской Республики, до нынешнего появления
целого ряда происламских по своей сущности, но отличающихся видением дальнейших
преобразований в стране религиозно- политических группировок, борющихся за
власть. При этом обычной становится ситуация, когда высшие посты в государстве
занимают представители светского истэблишмента страны.
В
социальной сфере происходит смещение акцентов с приоритета государственного
обеспечения и поддержки социальных слоев «обездоленных», т.е. экономически мало
активных слоев населения, интересы которых должна была удовлетворять принятая
после революции концепция «тоухидной экономики», на поддержку активных и
образованных слоев современной иранской молодежи, составляющей сегодня
большинство иранского населения. Причем эти изменения происходят в русле
основополагающего принципа социальной справедливости, лежащего в основе политики
иранского правительство. Так, объявленная президентом Ахмадинежадом программа
приватизации 80% принадлежащих государству предприятий, что, безусловно,
увеличит и усилит буржуазный класс страны и ускорит темпы экономического роста,
в то же время сопровождается другой программой – распределением «акций
справедливости», передаваемых на безвозмездной основе 7 миллионам самых
малоимущих слоев населения, которые будут получать доходы от денационализируемых
предприятий.
За
последние годы исламский режим пошел на серьезные преобразования в области
женского равноправия. Итогом этой политики стало присоединение ИРИ в 2001 г. к
конвенции ООН о запрещении любых форм дискриминации женщин.
В
экономической сфере происходит переход от политики опоры на собственные силы,
жестких методов государственного регулирования и непосредственного вмешательства
религиозных организаций и структур в экономическое развитие страны к
либерализации экономики и открытым рыночным отношениям, к широкому привлечению
иностранного капитала.
За
последние годы серьезно поменялись также внешнеполитические приоритеты ИРИ.
Политика самоизоляции и курс на «экспорт исламской революции» к настоящему
времени успешно преодолены, и страна демонстрирует готовность к международной
экономической интеграции и политическому и культурному диалогу с другими
странами и народами.
По
нашему мнению, все выше указанные изменения говорят только об одном – высшее
шиитское духовенство ИРИ, внимательно следя за современными мировыми тенденциями
и гибко реагируя на требования иранского народа, по собственной инициативе
инициирует проводимые в стране системные реформы. При этом оно не утрачивает
свои властные полномочия, но все чаще делегирует их преданным ему светским
элементам, оставляя за собой высшие контрольные функции, которые традиционно и
являются главным рычагом воздействия иранских богословов на происходящие в
стране процессы. Можно предположить, что, не отказываясь от принципа «велаяте
факих», предложенного в свое время аятоллой Р.Хомейни, высшее духовенство страны
все более склоняется к мысли, которую в свое время разделяли такие религиозные
авторитетами, как аятоллы Шариат Мадари, Талегани и Гольпаегани, о
предпочтительности для высшего духовенства дистанцироваться от прямого
управления государственными делами при обеспечении полного его контроля за
происходящими в стране политическими и экономическими процессами с упором на
социальную политику. Сегодня абсолютный контроль высшего шиитского духовенства
за происходящими в Иране событиями обеспечивается через полномочия рахбара,
Наблюдательного совета, Совета по целесообразности, а также через СМИ и
существующую в стране систему судопроизводства. Решающую роль в этом вопросе
играет также деятельность служителей многочисленных мечетей.
Из выше
сказанного можно сделать несколько выводов, которые напрямую связаны с
формулированием внешнеполитических задач России в отношении этой страны.
Во-первых, крах исламского режима в Иране на обозримую перспективу мало
вероятен. Режим оказался на удивление устойчив именно потому, что не боится
отказываться от сложившихся стереотипов, если они мешают успешному развитию
общества и государства. Такая политика позволила Ирану преодолеть все те
бесчисленные объективные и субъективные бедствия и проблемы, которые буквально
волнами накатывали на эту страну после революции, и не только успешно
противостоять им, но и сохранить облик легитимного цивилизованного государства.
Известно, что после революции исламское руководство сумело мобилизовать
население страны на преодоление послереволюционной анархии и разрухи, подавило
широкомасштабные формы терроризма, сохранило унитарность многонационального
иранского государства, которая подверглась серьезному испытанию не только из-за
выступлений некоторых национальных меньшинств в самом Иране, но и из-за
воздействия трагических дезинтеграционных процессов в соседнем СССР и в
Югославии. Иран с честью выдержал самое серьезное для него испытание –
восьмилетнюю войну с Ираком. Затем он успешно противостоял американской
блокаде, политическим и экономическим демаршам западноевропейских стран и ряда
международных организаций, включая МВФ, Мировой банк, а сегодня и МАГАТЭ,
которые сильно затормозили выполнение социально-экономических программ в этой
стране, но не сломили волю его руководства и народа жить в независимом
государстве и суверенно распоряжаться своими природными богатствами. Серьезному
испытанию социально-экономическая политика ИРИ подверглась в результате
послереволюционного демографического взрыва, удвоившего население этой страны, а
также стихийных бедствий, прежде всего катастрофических землетрясений, унесших
из жизни десятки тысяч иранцев и превративших в руины целые города.
Учитывая, все выше сказанное, есть основания полагать, что существующий в Иране
режим будет в состоянии и в дальнейшем преодолевать не простые проблемы, стоящие
перед этой страной. Важнейшей из них, на наш взгляд, является диалог руководства
страны с новым поколением иранцев, родившимся и выросшим в послереволюционный
период. При этом надо понимать, что молодежь, которая составляет сегодня более
половины всего населения страны и состоит, в основном, из юношей и девушек,
получивших среднее и высшее образование, не может не подвергать сомнению
взгляды, сформулированные и воспринятые в других условиях старшими поколениями
иранцев почти три десятилетия назад. И это проблема не одного Ирана. Достаточно
вспомнить о тех социальных потрясениях, которые переживало большинство стран
Западной Европы в 60-е годы прошлого столетия, когда неформальные молодежные
движения «хиппи» и т.п. камня на камне не оставили от иллюзий благопристойного
буржуа о непоколебимости существующих западных устоев. Однако сегодня
повзрослевшие бывшие неформалы уверенно вписались в рамки западных
цивилизационных ценностей и не помышляют о каких-либо переменах.
В
Иране многомиллионная молодежная среда сегодня также бурлит в поисках своего
места в обществе и государстве. Это естественно и исторически оправданно. В этой
ситуации перед иранским руководством стоит задача не сорваться на менторский
тон, быть готовым к конструктивному диалогу с молодым поколением, подавать
личный пример в отстаивании принципов справедливости, равенства нестяжательства,
личной добродетели. Именно это, а не получение всех известных в мире прав и
свобод может примирить иранскую молодежь с необходимостью более терпимого
отношения к пока еще не очень впечатляющим результатам общественно-политических
преобразований и экономическому прогрессу иранского общества. Ведь для молодежи
главный вопрос состоит в том, чтобы она не подвергалась дискриминации в
обществе, и чтобы за ее счет не создавалось благосостояние других. В этом смысле
у правящего в Иране режима есть все основания быть уверенным в обеспечении
контроля за складывающейся в молодежном движении страны непростой ситуацией.
С
одной стороны, мусульманское духовенство обязано соблюдать скромность и
непритязательность в личной жизни. Образцом такого поведения в Иране всегда был
аятолла Р.Хомейни, который до самых последних своих дней вел скромный и даже
аскетический образ жизни. Не менее скромно ведут себя и нынешние руководители
иранского государства. С другой стороны, иранская Конституция является, пожалуй,
единственной в мире, где четко зафиксировано положение о том, что «собственность
лидера страны, президента, министров, а также их жен и детей проверяется главой
судебной власти до и после окончания службы указанных лиц на предмет
предотвращения ее незаконного приращения».
Все
это, безусловно, дает стимул для взаимопонимания между иранской молодежью и
правящим исламским режимом и позволяет надеяться на достижение между ними
позитивного консенсуса и предотвращения в дальнейшем массовых
антиправительственных выступлений иранской молодежи, подобных тем, которые
происходили в Иране в 1999 г. и в 2002 г.
Во-вторых, поступательное развитие Ирана, его постоянно укрепляющаяся военная
мощь не оставляют шанса заинтересованным странам на насильственное свержение
исламского режима. Провал наступательной операции Израиля в Ливане и трагическое
для американской внешней политики развитие ситуации в Ираке и Афганистане после
их вооруженного вмешательства в эти страны со всей очевидностью демонстрируют
нелепость повторения соответствующих сценариев в Иране.
В этой
связи представляется, что следует переводить наши отношения с этой страной на
долговременную основу. По-моему, уже для всех здравомыслящих людей очевидно, что
сколько бы мы не прислушивались к мнению американских политиков, мы им все равно
не понравимся. Поэтому вряд ли стоит выстраивать наши отношения с Ираном в
зависимости от того, как далеко американцы продвинуться в своем стремлении
восстановить утраченные позиции в этой стране.
Что
касается Ирана, то он уже давно заявляет о своем стремлении вывести развитие
российско-иранских отношений на стратегический уровень, совершенно справедливо
считая Россию естественным союзником ИРИ. Единство взглядов России и ИРИ на
многие двусторонние и международные проблемы было, в частности, отражено в
Договоре об основах взаимоотношений и принципах сотрудничества между Российской
Федерацией и Исламской Республикой Иран, подписанном руководителями двух
государств по итогам официального визита в нашу страну президента ИРИ С.М.Хатами
в 2001 г. Существует целый ряд политических и экономических проектов, которые,
без сомнения, усилили бы позиции обеих стран, будь на то добрая воля России. Это
и перспектива полноправного участия Ирана в ШОС, а, возможно, и в ОДКБ,
совместная борьба с терроризмом и наркодиллерством, открытие транспортных
коридоров из России через территорию Ирана, совместные нефтегазовые,
энергетические и научно-технические проекты. Одно только создание единого
газового консорциума позволило бы нашим странам контролировать около половины
газового рынка планеты.
Жаль,
если все это будет принесено в жертву нашему проамериканскому лобби, которое
почему-то считает, что развитие дружественных и взаимовыгодных отношений России
с ее соседями должно обязательно выстраиваться в русле интересов американского
правительства. Ведь и в самих США существуют влиятельные силы, которые уверены,
что умиротворение Ирана возможно только на путях экономического и политического
сближения двух стран, а не через военную конфронтацию. Иначе не затрещал бы так
быстро дискриминационный для Ирана закон Д’Амато, на который уже давно мало
обращают внимание не только иностранные, но и сами американские компании.
Сегодня некоторые американские союзники, например, Италия без оглядки на своего
воинственного партнера все увереннее осваивают иранские рынки, извлекая
значительные прибыли. Видимо, и России надо открыть дорогу для широкого
сотрудничества с нашим южным соседом. Для этого необходимо, как минимум,
прекратить «демонизацию» иранской ядерной программы, и выполнить свои
обязательства перед этой страной по завершению строительства и обеспечению
противовоздушной защиты атомной электростанции в Бушехре, учитывая, что при
любом развитии событий в обозримом будущем Иран не может представлять для
России, впрочем, как и для США, какой-либо серьезной военной угрозы, а вот
полномасштабное сотрудничество с этой страной может серьезно помочь нам в
решении многих неотложных проблем.
www.iras.ir |