Иран
и США
Недоговороспособность Вашингтона как мотор иранского кризиса
10.04
Выступая 9 февраля 2007 года в Мюнхене, В. Путин говорил о том, что стремление
действовать в международных делах, «исходя из так называемой политической
целесообразности, основанной на текущей политической конъюнктуре», в
пренебрежении к международному праву, создает ситуацию, в которой «никто уже не
чувствует себя в безопасности»
[1].
Сегодня в наибольшей мере не чувствует себя в безопасности Иран.
Независимая политика этой страны в области развития ядерной энергетики стоит
поперек горла и американскому гегемону, и региональной ядерной державе –
Израилю.
Следует ли удивляться, что в таком международном климате иранцы ищут
ответ, адекватный нависшей над ними угрозе? О том, что угроза эта смертельно
опасна, говорит опыт разбомбленной и расчлененной Югославии, оккупированных и
охваченных сейчас партизанскими войнами Афганистана и Ирака.
В глобальных СМИ, освещающих развитие кризиса вокруг Ирана, наблюдается
глобальный перекос. Деловито и наперебой обсуждается вопрос, какими силами и
средствами США нанесут удар по Ирану, - используют ли они ядерные заряды малой
мощности или американцам это не нужно и они «ограничатся» тем, что разбомбят
иранские дороги, мосты, промышленные предприятия, центры управления «обычными»
средствами.
Озабоченность американскими планами создания ядерных зарядов малой
мощности высказывал российский министр иностранных дел С. Лавров. Судя по
информации Sunday Times, «грязная работа» может быть поручена Израилю, пилоты
которого, как сообщает британская газета, уже тренируются для нанесения удара по
трем объектам в Иране бомбами с низким содержанием ядерного вещества. И хотя в
Тель-Авиве информацию Sunday Times опровергли, все это очень напоминает
прощупывание общественного мнения перед началом военной операции. А крупнейший
американский журналист Сеймур Херш, известный своими сенсационно
разоблачительными материалами, заявил, что нападение на Иран, как и в случае с
Ираком, произойдет, несмотря ни на что и безотносительно к позиции Совета
Безопасности ООН: «Будет ли доказан факт наличия ядерного оружия в Иране, или
нет…, вообще не имеет значения», - сказал Сеймур Херш.
[2].
В прессе уже неоднократно писалось о том, что, как минимум, до 2015 года
собственного ядерного оружия у Ирана не будет.
[3]. Чтобы предотвратить его появление, не нужно силовых акций, – Иран не
заявлял о своем выходе из ДНЯО, страна сотрудничает с МАГАТЭ, соответствующие
механизмы контроля способны эффективно работать. Все упирается в нагнетаемую
Вашингтоном пропагандистскую истерику и демонстративные приготовления к военному
удару. Пресловутое «иранское ядерное досье» служит точно таким же предлогом для
военной агрессии, каким было никогда не найденное оружие массового поражения у
Ирака.
Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), некогда служивший
эффективным инструментом взаимного сдерживания, к настоящему времени практически
похоронен. И сделано это в первую очередь усилиями США, курс которых на
«глобальное превосходство (global supremacy)» привел мир к ситуации, когда
«никто уже не чувствует себя в безопасности».
Нет сомнений в том, что число «пороговых государств» (членов ядерного
клуба де факто), возрастающее с конца 90-х годов (за это время обладателями
собственного ядерного оружия стали Индия, Пакистан, Северная Корея), будет
увеличиваться и дальше. Под угрозой весь мир, не исключая и Америку.
Непосредственно территория Соединенных Штатов находится за тысячи километров от
нового театра военных действий, который, предположительно, будет создан в районе
между Персидским заливом и Каспийским морем, но американская группировка в Ираке
- под боком. Рядом и американские военные базы в государствах - союзниках США в
Персидском заливе. Мировые СМИ полнятся сегодня спекуляциями о вариантах
ассиметричного ответа Ирана в случае нападения на него США.
Что же можно сделать, чтобы не допустить катастрофического развития
событий? Прежде всего, - отказаться от шизофренических угроз применения силы в
отношении Ирана. Начать всерьез искать формулу соглашения с Тегераном. Почвой
для этого может стать модель сопряжения ускоренного развития ядерной энергетики
в странах, которые к этому стремятся, с укреплением международного режима
нераспространения ядерного оружия.
25 января 2006 года Президент России В. Путин выдвинул идею создания
Международного центра по обогащению урана как одного из механизмов
гарантированных поставок топлива странам, желающим развивать атомную энергетику,
при соблюдении режима нераспространения ядерного оружия. "Необходимо будет
создать прообраз такой глобальной инфраструктуры, которая позволит обеспечить
равный доступ всех заинтересованных сторон к атомной энергии", - заявил В. Путин
[4]. Первый из таких центров на территории России открылся в присутствии
экспертов МАГАТЭ в январе 2007 года в Ангарске в Иркутской области.
Важное значение имеет скорейшее завершение «долгостроя» в иранском Бушере,
где продолжает работы Атомстройэкспорт и, по последним сообщениям представителей
Росатома, «работают более 2000 российских специалистов»
[5].
Для России бушерский проект является ключевым в плане перспектив
сотрудничества в сфере мирной ядерной энергетики с государствами Ближнего и
Среднего Востока. В настоящее время программы строительства АЭС прорабатываются
в Турции, Египте, Иордании, государствах Персидского Залива. Завершив стройку в
Бушере, Россия должна двигаться дальше, развивая свой первый опыт создания
международных центров по обогащению урана. Данная модель при дополнительной
юридической и экономической ее проработке с российской стороны и может как раз
дать то, что В. Путин назвал прообразом глобальной инфраструктуры,
обеспечивающей равный доступ всех заинтересованных государств к атомной энергии.
Невоенный исход искусственно созданного кризиса вокруг Ирана возможен лишь
в одном случае, - если мировое сообщество будет в состоянии заставить Вашингтон
перейти с языка силы на язык дипломатии. До сих пор в этой «воспитательной»
работе с «гегемоном» преуспели только северные корейцы, но этого недостаточно.
Чтобы предотвратить дальнейшее расползание ядерного оружия по планете,
необходимо вернуться к идее превращения Ближнего Востока в безъядерную зону.
Необходим максимально ответственный подход к этому вопросу и со стороны пяти
членов «официального» ядерного клуба, и со стороны государств, обладающих
ядерным оружием, так сказать, неофициально (прежде всего, со стороны Израиля).
Пока идея превращения Ближнего Востока в безъядерную зону остается за
бортом международной дипломатии, недоговороспособным в вопросе преодоления
кризиса вокруг Ирана выступает не Тегеран, а Вашингтон. Курс администрации Дж.
Буша на войну не отвечает ничьим, в том числе американским интересам, - он
отвечает исключительно групповым интересам неоконсерваторов как представителей
израильского лобби в США и корпоративным интересам военно-промышленного
комплекса Америки.
Список источников
[1] http://www.kremlin.ru/
[2] http://www.islam.com.ua/news/3799/
[3] http://www.afn.by/news/view.asp?id=62812
[4] http://www.rian.ru/economy/20060125/43179398.html
[5]
http://www.minatom.ru/News/Main/view?id=43086&idChannel=681
Источник:
«Фонд стратегической культуры»,
Владимир Максименко, Андрей Арешев
IranAtom.Ru |