Ходжатольэслам Сейед Мохаммед
Хатами
Наша революция и
будущее ислама
(в кратком изложении)
Цивилизации
рождаются, развиваются и умирают. Видимо, такова судьба человечества. Об этом
свидетельствует история таких цивилизаций, как ассирийская, халдейская,
шумерская, китайская, индийская, иранская, греческая и римская, которые
завершились исламской цивилизацией, развивающейся и по сей день. А в настоящее
время господствующая цивилизация – это западная цивилизация.
Влияние цивилизаций друг на друга
Если
существует связь между цивилизациями, то они влияют друг на друга. К примеру, в
Америке до ее открытия европейцами жили народы со своеобразной цивилизацией,
которая развивалась согласно их природе. И когда в определенный период жизни
этой цивилизации с ней была установлена связь, то появились властолюбивые
авантюристы, которые не думали ни о чем ином, кроме как о покорении новой земли
ценой уничтожения народов и разрушения их цивилизации. Они навязали свой стиль
жизни им, и таким образом волна западной цивилизации непосредственно
распространилась на этот континент.
В Азии, Африке и Европе мы имеем другую картину. Здесь с давних пор между
народами и странами были установлены отношения и связь. И взаимодействие
цивилизаций и народов этих континентов вполне очевидна. Конечно, говоря о
взаимовлиянии цивилизаций, не имеется ввиду общность их корней, ибо каждая новая
цивилизация основана на новых идеях. Она питается понравившимися идеями прежней
цивилизации, переваривает то, что ей подходит по духу, и отвергает другие идеи.
Эффективные факторы появления цивилизаций
На появление
цивилизаций, их развитие и упадок оказывают влияние множество факторов, но,
кажется, что два из них являются более важными и определяющими. Первый – это
любознательное свойство человеческого ума, а второе – возникновение новых
потребностей в жизни. Постоянно ищущий и неспокойный ум человека, его борьба
ради удовлетворения своих потребностей – это причина постоянного изменения жизни
человека в истории. Фактически эти два человеческих фактора являются основными
факторами изменения жизни человечества, возникновения и смерти цивилизаций. Хотя
существуют и другие человеческие, социальные и природные факторы, действующие на
ускорение или замедление развития цивилизации, ее усиление или ослабление или
даже упадок. Как только ум и душа какого-либо народа доходит до состояния, когда
они не вмещаются в рамки существующей цивилизации, то этот народ прибегает к
новой идеологии, новым взглядам и как результат – к новой цивилизации. Это и
есть основная загадка рождения, развития и смерти цивилизаций.
Кризис цивилизации
Каждая
цивилизация дважды приводит общество к кризису. Первый раз – в период ее
рождения, а второй – смерти. В результате того, что новая цивилизация не может
сразу доказать правильность своих критериев на практике, ей предстоит, исправляя
свои ошибки и просчеты в контакте с реалиями бытия, привести свой субъективный
проект в соответствии с действительностью.
Второй кризис – это кризис предсмертного периода цивилизации. Он появляется
тогда, когда цивилизация больше не в состоянии отвечать на новые вопросы и
удовлетворять идеологические, материальные и социальные потребности общества.
Таким образом, цивилизация умирает, однако ее следы в форме традиций, привычек и
норм остаются благодаря привязанности народа к ним. Именно тогда
бессодержательная форма и внешность, лишенная внутренности, приводит общество к
потере индивидуальности.
Кризис на Западе
Настоящее
время – это период становления и господства западной цивилизации, которой больше
четырех столетий и которая подарила миру значительные достижения в области
науки, политики и социологии. Вместе с тем сегодняшний Запад переживает
серьезный кризис в идеологии и во всех сферах жизни. Такого кризиса не было ни в
XVIII и даже в первой половине XIX века. Можно утверждать, что эта цивилизация
подошла к своей старости. Четыре столетия для одной цивилизации – это немало
времени, хотя, возможно, в прошлом были цивилизации, которые жили дольше. Наука,
технология и коммуникации и, как следствие, темп перемен и преобразований в
других цивилизациях несравним с сегодняшним. Вот из чего мы исходим, утверждая,
что старение западной цивилизации – не преувеличение.
Является ли сегодняшний кризис признаком предсмертного состояния западной
цивилизации?
Ответить на
этот вопрос нелегко . Возможно, что сегодняшний кризис – временный и
проходящий.. Западная цивилизация в XIX веке также столкнулась с кризисом, но
преодолела его. Капиталистический строй, являющийся неотъемлемой частью западной
цивилизации, столкнулся с огромными трудностям, которые и породили две мировые
войны в первой половине XX века. На самом деле, первая половина XX века это
продолжение того же кризиса. Но здесь пришел на помощь Западу марксизм и помог
ему скорректировать свою идеологию, экономику и благополучно выйти из кризиса.
Не следует забывать, что Маркс, хотя и не предложил устойчивую и твердую
философию, но он являлся великим и умным критиком капиталистического строя.
Результаты его трудов способствовали тому, что Запад пришел в себя и задумался
об исправлении своей идеологии, экономических, социальных и политических
отношений и тем самым улучшил свою систему. Благодаря Марксу и его
последователям Западу удалось преобразовать старый колониализм и, как результат,
преодолеть кризис и продлить свою жизнь.
А о чем говорит сегодняшний кризис и каковы его последствия? Сможет ли Запад
благополучно пройти этот этап? Окончательно предсказать исход невозможно. Однако
человек в состоянии собрать доказательства и свидетельства, на их основе
проанализировать ситуацию и прийти к выводу. Это – важная научная задача.
Метод Запада по отношению к кризису
На данном
этапе Запад выбрал все те же средства, которые напоминают его опыт в XX веке.
Этот опыт спас его от предыдущего кризиса, то есть он добился спасения путем
преобразования старого колониализма в новый. Можно утверждать, что проект
«нового мирового порядка» – это новый подход Запада ради спасения от кризиса,
угрожающего основе его существования.
Вполне ясно, что сегодняшняя цивилизация находится в периоде своего старения. Но
ответ на вопрос: насколько она близка к своему концу, требует более углубленного
размышления и анализа. Тем не менее на сегодняшний день мир – это либо Запад,
либо западный. А что будет в будущем – покажет время.
Кризис в нашем революционном обществе
В нашем
обществе тоже есть кризис. И хотя он так или иначе порожден влиянием всемирного
кризиса, однако отличается от западного. Основная причина нашего кризиса в том,
что мы постарались своей революцией уйти от влияния Запада. Это значит, что на
определенном этапе своей истории мы пришли в себя и решили быть самими собою как
во взглядах и идеологии, так и в политике и экономике. Мы добились огромных
успехов, но возможно ли попасть в зависимость от Запада или нет? Это зависит от:
– во-первых, по какому пути мы должны идти в будущем?
– во-вторых, какова будет судьба Запада?
Мы хотим устроить жизнь на основе ислама. Другими словами, мы намерены создать
новую цивилизацию, в то время когда старая цивилизация находится на грани своей
кончины, или, по крайней мере, в моменте своего старения.
Основной
вопрос, в частности, заключается в следующем.
Не появилась ли однажды исламская цивилизация и не завершился ли ее путь за
много веков до сегодняшнего дня? Разве исчезновение одной цивилизации не
означает конец той идеологии, которая составляла ее основу? Так же как долгий
период Средневековья завершился появлением новой цивилизации тогда, когда ее
идеология и ценности, сталкиваясь с новыми реалиями жизни, духовными и
материальными потребностями человека, доказали свою несостоятельность.
Разве этот принцип не относится к нашей истории? Разве приход и уход исламской
цивилизации не приводит нас к выводу, что жизненный цикл ислама, который был
основой исламской цивилизации, завершился?
Если ответ
утвердительный, тогда разве наша революция не является попыткой, противоречащей
закономерности развития общества и не предопределена ее тупиковая судьба?
Мой ответ на вышеприведенный вопрос – отрицательный. Конечно, делая исключение,
не хочу ставить под сомнение правильность той закономерности зарождения и конца
цивилизации, о которой говорилось выше. Мой подход к религии позволяет мне
считать вопрос об исламской цивилизации вне рамок этой закономерности, поскольку
цивилизацию порождают человеческие идеи и усилия, в то время как религия «выше
идей людей и общества» и в результате – она больше чем цивилизация.
Если солнце исламской цивилизации после ослепительного сияния зашло, то это
значит – жизненный цикл определенного восприятия религии, соответствующего
цивилизации того периода, завершился, а не жизненный цикл самой религии.
Цивилизация –
это особая форма жизни, соответствующая вопросам и потребностям, которые в свою
очередь соответствуют особенностям своего времени и обстоятельствам. После
изменения времени и обстоятельств появляются новые вопросы и новые ответы,
требующие новой цивилизации, по той причине, что существование человечества
невозможно в тех определенных рамках.
А религия, помимо толкования вечного аспекта бытия человека, дает установку
постоянно изменяющемуся аспекту его жизни. Она систематизирует темп движения
человека к совершенству, и человек сам, согласно своим взглядам и восприятию
религии, конечно, соблюдая принципиальные критерии, – в различное время и
пространство определяет свою задачу. Поэтому если придать святость и оттенок
вечности определенному этапу истории, то с уходов цивилизации придется считать и
религию изжитой.
Но если
религию считать больше, чем цивилизация и шире восприятий религиозного человека,
то она может охватить разнообразные восприятия и создать различные цивилизации.
Здесь неизбежные и естественные примеры из жизни человечества не наносят ущерб
принципу вечности религии.
Исходя из этого, приходим к выводу, что религия обладает таким свойством потому,
что постоянно находится в поисках и в состоянии отвечать на вопросы и
удовлетворять потребности человека. Поэтому можно утверждать, что, хотя
исламская цивилизация исчезла, сама религия стойко стоит и будет стоять. Она в
состоянии вновь зародить цивилизации. И то, что окончательно и бесповоротно ушло
в историю, это определенные восприятия религии, способствовавшие появлению
исламской цивилизации.
Создание
основ религиозного строя в вакууме и вне отношений с состоянием мира и
человечества невозможно. Западная цивилизация господствует во всем мире, а мы
намерены выйти из состава подражателей этой цивилизации. Такое обстоятельство
естественно сталкивает нас с Западом. А результат этого столкновения определяет
наше будущее.
Два облика Запада
Запад,
который противостоит нам, имеет два облика. Один облик – политический, который
составляет надстройку западной цивилизации, определяющий ее тенденции. А второй
облик – идеологический, составляющий ее фундамент. Эти два облика необходимо
четко и рассудительно отличить и в соответствии с составляющими элементами, а
также содержанием каждого из этих обликов определить правильный путь
столкновения с Западом и обдуманно пройти по нему.
Мы должны учитывать, что западная цивилизация основана на идее «свободы», то
есть это самое святое и привлекательное понятие, которое испокон веков было
заветной целью всех народов в любое время. Запад на своем пути развития, начиная
со Средневековья до нашего времени, разорвал множество идеологических,
политических социальных цепей, которые сковывали руки и ноги людей. Запад
освободил человечество из плена многих неправильных принципов, традиций и
обычаев. Он уничтожил святость темных представлений, которые под предлогом
религии навязывались народам, и разрушил основу самодержавия и беспрекословного
подчинения тиранам. Все это заслуги Запада. Однако взгляд Запада на свободу и
человека – это неправильный, ограниченный и однобокий взгляд, вследствие
которого человечество до сих пор расплачивается.
Если при
сопротивлении врагу во имя отрицания Запада и с лозунгом защиты религиозности мы
приступим к отрицанию свободы, то нас неизбежно ждет трагедия. А если цель – это
критика свободы в западном ее понимании, а также анализ и изучение взглядов
Запада на человека и мир, то мы выполнили свою важнейшую историческую миссию.
Чему научиться у Запада?
Никакая
цивилизация не может обойтись без тех или иных элементов прежних цивилизаций.
Человек приобретает опыт предыдущих людей, обогащая его своим, и передает новому
поколению. Этот процесс без остановки будет идти, пока человечество существует,
ибо совершенству его жизни нет предела. У цивилизации такая же участь. Живая
идеология, образующая цивилизацию, – это такая идеология, которая усваивает все
положительные элементы предыдущей цивилизации, обрабатывает их и обогащает. Мы
можем считать свою революцию началом новой цивилизации, если имеем способность и
достоинство приобрести положительные элементы западной цивилизации, а также
необходимую чуткость отличить ее недостойные элементы и избежать их.
Проблемы нашей революции
Впервые
ислам, который в течение многих веков продолжал оставаться в форме комплекса
идей и ценностей в умах, благодаря исламской революции появился в роли
управляющей системы, и на его основе создано государство. Эти три проблемы
следующие: ожидание народа, глобальный заговор врагов, а также внутренние
разногласия.
Общество спрашивает о том, какую форму приобретет жизнь при новом строе, каким
образом соблюдаются права человека, как ориентирована система на науку,
технологию и обеспечение социальной справедливости.
До победы исламской революции наше противостояние с различными школами и
религиями было теоретическим. Однако, когда на основе идеологии создается новый
строй, то враги будут относится к ней с большей жестокостью. Заговор с целью
свержения, шпионаж, экономическое давление, распространение разочарования и
пессимизма, обвинение власти во всех проблемах и даже использование военной силы
– это те средства и методы, к которым прибегают силы, опасающиеся за свои
интересы.
Нашему обществу угрожали две смертельные болезни. Первая болезнь – это болезнь
атеистической интеллигенции, а вторая религиозное закоснение.
Кто такой религиозный человек?
Религиозным
является тот, кто воспринимает бытие шире, чем его ограниченная материальная
форма, и считает человека не творением природы, хотя и зародившемся от нее, а
воспринимает каждого человека больше, чем вся природа. Поскольку так или иначе
природа ограничена, а человек – каждый человек – безграничен. Вопросы и
потребности человека не имеют границ. Они не вмещаются в рамки времени и
пространства, поэтому человек заглядывает и в прошлое, и в будущее. Он с помощью
своего разума и воображения преодолевает границу природы и получает возможность
заглядывать в то, что находится над ней.
Религиозный интеллигент – это тот, кто уважает разум и свободу человека,
которого любит, знает его проблемы и считает себя ответственным за его судьбу.
Да, он признает божественную миссию человека, он желает свободы для человека и
все, что препятствует его росту и совершенству, считает врагом свободы.
Наше общество на данном серьезном этапе остро нуждается в религиозном
интеллигенте.
Если интеллигентность и религиозность будут вместе друг с другом, то можно
надеяться на то, что наша великая исламская революция – это начало нового
периода в истории человечества. Но если эти два фактора будут действовать по
отдельности, то каждый из них может стать причиной бед и невзгод общества.
Как только произносишь перед атеистическим интеллигентом слово «Бог», он
заговорит о «человеке». Как только произносишь перед закосневшим религиозным
человеком слово «народ», он скажет «Бог», но религиозный интеллигент говорит о
«божественном человеке», а творение, открытие и воспитание считает самой
насущной проблемой как сегодняшнего дня, так и всех времен.
Полный текст
см. Сейед
Мохаммад Хатами, "Страх перед бурей", М.: Изд-во МГУ. 2001.
|