Фарси – государственный язык Ирана


Ходжатольэслам Сейед Мохаммед Хатами

Замечания о мире информации

В нашу эпоху много сказано о ключевой роли, которую играет информация в формировании судьбы человечества. Сейчас даже можно утверждать, что информация превзошла военную и политическую мощь и стала главным источником власти в современном мире. Все народы, стремящиеся сохранить достоинство и добивающиеся мощи и прогресса, должны научиться управлять этим жизненно важным источником и быть в курсе постоянно совершенствующихся коммуникационных технологий. Своевременный доступ к информации и эффективные средства ее распространения играют ключевую роль в процессе развития всех стран. Мы не можем позволить себе и дальше отставать в этой быстро развивающейся области. Мы должны сотрудничать в деле эффективного производства, хранения и распространения информации. Это не простая задача.
Большинство исследований информационного мира фокусируют внимание лишь на технической базе и не уделяют должного внимания человеческому и политическому фактору. А решение этой задачи является решающим фактором в нашей судьбе.
В своей нынешней сложной форме информационная технология представляет собой одно из величайших достижений современной культуры, которая использует контроль над информацией для укрепления своего господства в мире. И в этом плане исследование природы информационного мира неразрывно связано с раскрытием самого характера современной цивилизации. Пока мы не изучим этот важный вопрос, мы не сможем стать достаточно уверенными и мудрыми, чтобы понять свои взаимоотношения с современной цивилизацией. Если мы не сделаем этого, то будем жить в мире, в котором правила игры установлены другими, и мы будем зависеть от воли обстоятельств и не будем хозяевами своей судьбы.
Мы сталкиваемся с миром, контролируемым Западом, на двух фронтах: в мире научной информации и в мире информации, которая имеет социально-политическое и культурное значение. В первом случае научный метод единодушно считается самым авторитетным способом познания мира.
Наука вызвала огромные изменения в жизни человека, и никакое государство и никакой народ не может обойтись без нее. Отставание от современных достижений в сфере науки и техники имеет плачевные результаты. Тем не менее, даже такая глобальная значимость науки не должна помешать нам ставить основополагающие вопросы о человеческом факторе в научно-технических исследованиях. Мы не должны обожествлять и боготворить науку, как будто она неподконтрольна оценке человека.
Для нас, мусульман, особенно важно изучать природу современной науки, ибо было время, когда наши ученые были плодотворными специалистами мирового уровня. Сейчас же мы отстали от Запада в этой области. Мы были оттеснены на обочину и стали пассивными потребителями современной западной цивилизации. Но если мы будем работать разумно и мудро, у нас будет возможность стряхнуть оковы нашего нынешнего второсортного состояния, и мы сможем оказывать влияние на судьбу человечества.
В XVIII веке Запад оптимистично воспринял волшебство науки и техники. Великие теоретики, такие как Кант, разрабатывали свои метафизические системы, чтобы они соответствовали постулатам естественных наук. Однако, несмотря на оптимизм европейцев в XVIII веке, люди стали понимать, что наука не способна решить широкий круг проблем, которые неподконтрольны ей.
Сегодня даже самые верные защитники современной культуры и той социально-экономической и политической системы, которую она породила, рассматривают науку как собрание экспериментальных предложений, которые постоянно опровергаются в ходе появления более новых и более полных теорий. Никто не может претендовать на последнее слово в науке, ибо наука представляет собой только то, что видят и делают ученые. Нельзя знать наверняка, действительно ли субъективные взгляды ученых точно отображают окружающую нас реальность. В наше время объективность науки ставится под сомнение гораздо чаще, чем когда бы то ни было.
Действительно, наука продемонстрировала удивительную способность решать сложные практические задачи, и нет другого выхода, кроме как использовать ее метод проб и ошибок. Тем не менее, несмотря на оптимизм европейцев XVIII века, мы не можем использовать науку в качестве основы общественной системы, ибо она не в состоянии дать ответы на метафизические, философские и мистические вопросы и чаяния человечества.
Конечно, понимая ограниченный характер науки, мы не имеем в виду необходимость возврата в средневековье. Не можем мы вернуться и к ограниченным и отсталым взглядам на религию и духовность, которые господствовали в то время. Современному человеку необходимо новое толкование духовности и сверхъестественных явлений, которое наполнило бы смыслом его жизнь. Вследствие того, что наука и техника в западной цивилизации занимают центральное место, существующая преувеличенность их значения привела на Западе к общему кризису.
Этот кризис более остро ощущается в гуманитарных науках, чем в физике и естественных науках. Современная цивилизация более тесно связана с политическими, культурными и экономическими идеями, чем с положениями естественных наук. В гуманитарных науках субъект и объект исследования один и тот же, так как люди изучают себя, свое общество, и свою политическую систему. Исследование основывается на побуждениях и предположениях действующего лица или ученого, а не на объективной реальности. Кризис самосознания научного сообщества, естественно, проникает и в область культуры и политики.
В наше время поток информации настолько сильно воздействует на чувства людей, что ухудшилась способность оценивать и выбирать даже у тех западных жителей, которые сами являются создателями информации. Что уж тогда говорить о тех, кто играет второстепенную роль в мире информации. Электронная информация – это детище современной цивилизации. Таким образом, мощь нынешней массовой культуры, опирающейся на информацию, увязана с легитимностью ценностей западной цивилизации, в рамках которой информационная революция считается самым главным достижением.
Для нас, людей, живущих не в западных странах, мир информации создает многочисленные проблемы. Сегодня информация используется развитыми промышленными компаниями как главный инструмент защиты своих экономических и политических интересов даже в таких случаях, когда эти интересы противоречат интересам большинства народов мира, живущих за пределами современной цивилизации.
Итак, какими бы оптимистичными ни были взгляды некоторых в отношении положительных последствий информационной революции для всего человечества, мы не можем сомневаться в том, что необъективная информация в сфере политики и культуры защищает интересы промышленно развитых государств, одновременно лишая обездоленные и угнетенные народы их прав. Являясь потребителями этой информации, мы не можем не замечать того, что политическая воля, руководящая процессом создания и распространения информации, исходит из задачи сохранения превосходства Запада. Жителей незападных стран приучают признавать законность и даже желательность превосходства Запада. Западная цивилизация использовала и продолжает использовать все свои ресурсы для господства над умами и жизнью всех народов, достигая этого благодаря контролю над источниками информации и средствами коммуникации.
Это не означает, что мы должны изолировать себя от контролируемого Западом мира информации. Такая ситуация нежелательна и неосуществима в практическом плане, поскольку глобальное влияние мира информации постоянно растет. Знание о том, что происходит в мире сегодня, является насущно необходимым для понимания нашего места в мире и планирования нашего будущего. Изоляция от всемирных информационных сетей сделает нас пешками в руках других игроков, ибо именно они будут контролировать распределение этого жизненно важного стратегического ресурса.
Мы должны выйти на такой уровень исторической эволюции и социальной зрелости, который позволит нам правильно оценивать мысли и действия других с тем, чтобы мы смогли лучше понять наше место в мире и навести порядок в собственном доме. Таким образом мы сумеем выбирать то, что полезно для нас в новом мире, и отвергать то, что не является таковым. Мы должны активно работать в трех направлениях. Во-первых, мы должны понять особенности нашего времени и относиться к западной цивилизации как к высшему проявлению нашего времени и его символу. Это означает необходимость понимать ценности и постулаты западной цивилизации и возможность освободиться от таких вредных крайностей, как ненависть к ней или полное подчинение ей и обожание. Во-вторых, мы должны попытаться решить проблему нашего собственного исторического самосознания, которое принесло человечеству много ценных даров, но также столкнулось с большим количеством трудностей и проявлением слабости. И в третьих, уделяя внимание проблемам, которые угрожают нашему обществу извне гегемонистский характер политики, экономики и культуры Запада мы не должны забывать о наших внутренних проблемах и разногласиях.
Многие наши традиции - дело рук человека. В свое время они, очевидно, были великими, но сейчас принадлежат другой исторической эпохе, другому месту, хотя и сохранили ореол святости и непогрешимости. Сегодня догматическое следование архаичным идеям представляет собой серьезное препятствие для нашего общества, мешая ему плодотворно использовать современные достижения и учения человечества. Давайте не будем забывать, что не только естественный мир, но и религия должны вдумчиво пересматриваться, ибо наше толкование религии также постоянно изменяется.
Наша связь с прошлым не означает отрицания всех достижений современной западной цивилизации. Мы возвращаемся в прошлое не для того, чтобы остаться там, но для того, чтобы лучше понять и вернуть наше самосознание, которое стало хрупким под напором западной культуры. Обладая знаниями и волей, мы сможем влиять на будущее, которое требует, чтобы все приверженцы и мыслители мусульманского мира сотрудничали и объединяли свои усилия. У нас, мусульман, есть великое историческое наследие, которое необходимо воскресить в современном мире.
Несмотря на разногласия между различными сектами внутри исламского мира, единство и координация мусульманской мысли во всех частях мусульманского мира всегда были феноменальными. На протяжении многовековой исламской истории теологи из Андалузии читали проповеди в Дамаске и Багдаде, а персидские философы и математики хорошо себя чувствовали в Африке и Месопотамии. У нас, мусульман, есть база для прочного единства, что в будущем может привести к появлению мощного культурного движения. Во-первых, у нас есть общие исторические связи и система ценностей, которые нам дал ислам – источник великой цивилизации.
Хотя эта цивилизация не является господствующей в мире, как это было когда-то в прошлом, она представляет собой великий источник общего прошлого для всех мусульман. Наша приверженность исламскому теизму, которая основывается на вере в единство Бога, скрепляет связи, объединяющие всех мусульман.
Во-вторых, все возрастающий уровень осведомленности населения, особенно в этом веке, наполняет мусульман чувством целеустремленности, так как мы все считаем себя жертвами колониализма в его разных проявлениях. Среди нас нет людей, чье достоинство, свобода и независимость не пострадали бы от рук колониальных держав. Мы все хотим освободиться от оков этого господства. Если мы объединим нашу общую боль, а также наши представления и взгляды, мы посеем в наших обществах семена улучшения и процветания. Отличительным признаком такого сотрудничества является совместное использование источников информации и их координация.
Исламская республика Иран, несмотря на свои разногласия с господствующей в мире политической системой, всегда выступает за углубление культурных и научных связей между мусульманами всех стран. И сегодня мы верим, что невзирая на политические разногласия, необходимо создавать условия для совместной работы мыслителей и ученых всего мусульманского мира. Все мусульмане должны крепко взяться за руки и вместе способствовать делу развития нашего общества.

Хатами Мохаммад, Ислам, диалог и гражданское общество. – М.:
"Российская политическая энциклопедия", 2001.

Hosted by uCoz