Женская одежда
и связь между культурой и промышленностью
По материалам
издательства ИСНА
По
сообщению агентства ИСНА, в прошедшую субботу, 26 июля, в Тегеране завершился
международный фестиваль «Женщины моей земли», в ходе которого состоялся живой
показ женской исламской одежды. После фестиваля по-прежнему без окончательного
ответа остается вопрос, на каком удалении от массового производства продолжает
оставаться в Иране исламская одежда для женщин.
На рынке,
услугами которого по всему миру пользуются один миллиард и несколько сотен
миллионов мусульман, предлагаются разрешенные по законам шариата продукты
питания. На этом же сложились по истине уникальные возможности для
производителей текстильной продукции и одежды. Однако насколько активно иранская
легкая промышленность занимается производством исламской одежды, в особенности
женской?
Насколько
она отстает от принятых во всем мире стандартов, и какое расстояние отделяет ее
от производителей одежды в передовых странах?
Пожалуй,
первой и важнейшей попыткой массового производства элементов женской исламской
одежды стало изготовление черных хиджабов. Сообщение об освоении в Иране
технологии производства черной ткани для хиджабов появилось в 1385 году
(21.03.06-20.03.07), и вслед за этим была проведена широкая рекламная кампания.
Однако спустя примерно два года в связи с состоянием, в котором сегодня
находятся предприятия легкой промышленности, производство этого вида исламской
одежды в Иране закончилось неудачей.
Опыт
производства черных хиджабов в стране показал, что выход на сегодняшний мировой
конкурентный рынок в области текстильной продукции и одежды нельзя считать
легким и простым. В стране необходимо разработать комплексную и четкую программу
дальнейшей работы.
Кроме того,
опыт производства черных хиджабов показал, что для выхода на рынки с новой
промышленной продукцией необходима всесторонняя поддержка производителям:
предоставление льгот, установление разумных импортных тарифов и широкая реклама.
В случае отсутствия одного из этих видов поддержки производство не увенчается
особым успехом.
Между
тем, председатель совета директоров Общества текстильной промышленности Ирана
Мохаммед Моравведж в интервью корреспонденту агентства ИСНА по поводу факторов,
послуживших причиной неудачи в производстве женской исламской одежды, сказал:
«Основным препятствием, не позволяющим производителям текстильной продукции и
одежды заняться производством женской исламской одеждой, служат сомнения по
поводу реакции общества на подобное производство в стране. Именно по этой
причине производители стараются уклоняться от изготовления женской исламской
одежды».
Затронув
вопрос о сотрудничестве Общества текстильной промышленности с факультетом
моделирования одежды университета «Аз-Зохра», Мохаммед Моравведж отметил: «Мы
сотрудничаем с названным факультетом в области моделирования одежды, выборе
расцветки и набивки тканей. В случае желания других учебных заведений мы готовы
предоставить им все возможности для моделирования одежды».
По словам
Мохаммеда Моравведжа, проведение выставок, подобных выставке «Женщины моей
земли», и распространение женской исламской одежды пока никак не связаны с
промышленностью. До тех пор, пока в стране не начнется массовое производство
женской исламской одежды, привести точные статистические данные об объемах ее
производства не представляется возможным.
Производство женской исламской одежды, такой как платки и манто, пока не вышло
на промышленный уровень. В основном, пошив такой одежды осуществляется в
кустарных мастерских. Иран добился значительно больших успехов в производстве
мужской одежды.
Далее
Мохаммед Моравведж отметил, что в такой соседней стране, как Турция, показы
исламской моды проводились недавно на самом высоком уровне. В исламских странах,
таких как ОАЭ и Саудовская Аравия, сложился весьма благоприятный рынок для
женской исламской одежды. Исламская мода существует и в Египте, где в некоторых
случаях женщины появляются в общественных местах в чадре и с закрытым лицом.
В этой
связи Мохаммед Моравведж рассказал о своем посещении производственного комплекса
«Такбир», который является крупнейшим производителем и экспортером исламской
одежды в Турции, и отметил, что иранские модели, к сожалению, отличаются
излишней вычурностью, что затрудняет работу при их пошиве. Необходимо стремиться
к более простым и красивым моделям, которые в то же время отвечали бы социальным
и исламским нормам в одежде.
С другой
стороны, председатель совета директоров Общества текстильной промышленности
сказал, что легкая промышленность Ирана готова к производству женской исламской
одежды. По его словам, в частном и государственном секторах экономики имеются
текстильные предприятия, которые могут успешно заниматься пошивом женской
исламской одежды.
Затем
Мохаммед Моравведж затронул довольно интересную тему. Он сказал, что в
сегодняшнем мире модельеры играют определяющую роль в производстве тканей и
одежды. Именно они определяют направление деятельности производителей, которые
выпускают свою продукцию в соответствии со вкусами и потребностями дня.
Модельеры своими разработками и советами позволяют даже снизить производственные
расходы, повысить эффективность труда и увеличить объемы продаж.
Фактически,
вполне можно сказать, что сегодня моделирование одежды само превратилось в некую
отрасль, которая приносит большие доходы, и обрело серьезное значение.
По словам
Мохаммеда Моравведжа, одной из основных причин отсутствия в Иране известных
модельеров, видимо, стало то, что в стране нет ни одного университета,
специализирующегося в данной области, а те университеты, которые имеются, мало
занимаются вопросами, связанными с моделированием одежды.
Отметив
значимость тесного сотрудничества между модельерами и производителями
текстильной продукции и одежды, Мохаммед Моравведж сказал, что модельеры
оказывают промышленникам большую помощь при проектировании и изготовлении
одежды. Их участие в производстве может оказать весьма позитивное влияние на
производственный процесс.
Вместе с
тем, председатель совета директоров Общества текстильной промышленности указал
на отставание Ирана в области подготовки квалифицированных модельеров. По его
словам, до сих пор очень мало иранцев, которые известны как специалисты мирового
уровня в области моделирования одежды. Несколько человек занимаются этой
профессией за границей, но и у них нет мирового имени и признания.
В конце
интервью Мохаммед Моравведж особо выделил мысль о том, что в сегодняшнем мире
культура и промышленность связаны крепким узлом. Разрыв этой связи приведет к
серьезным проблемам, а во многих случаях не позволит добиться положительных
результатов.
По мнению
некоторых специалистов, если Иран проявит беззаботность, западные неисламские
производители текстильной продукции и одежды будут по-прежнему активно
присутствовать на рынке и, помимо получения значительной экономической выгоды,
создадут условия, при которых иранские специалисты, решая национальную проблему,
окажутся перед новыми вызовами.
Перевод: Михаил Науменко
Татьяна Блескина
|