Хиджаб в
прошлом и настоящем Ирана
Чтобы
охарактеризовать роль хиджаба в социальной жизни Ирана, нужно учитывать
следующие факторы:
1. В
периоды правления различных династий и среди разных народностей хиджаб имел свои
особенности.
2. Влияние
окружающей среды, горной и равнинной местности, климата на одежду.
3. Роль
обрядов, праздников, траура в выборе формы и даже цвета хиджаба.
4.
Социальное разделение общества, характер обрядов, праздников, траура в выборе и
даже цвета хиджаба.
5.
Убеждения восточной женщины и многовековое влияние религии в иранском обществе.
Очевидно,
что в одной статье невозможно охватить все вышеуказанные факторы; в связи с этим
рассмотрим данную тему с точки зрения истории: древний Иран, мусульманский Иран,
современный Иран.
Древний
Иран
Возникает
следующий вопрос: всегда ли наши женщины покрывали свои головы?
Любопытно,
что в исторических сочинениях, на рельефных рисунках, при археологических
раскопках можно почерпнуть относительно достоверные данные по изучаемой
проблеме.
Так, на
барельефе периода Ахеменидов изображены две женины в длинных одеждах с
покрывалом, напоминающим чадру меньшего размера с полузакругленными полами.
Рельефный рисунок, найденный в местности Кухрранган с изображением женщины с
покрытой головой, является одним из документальных памятников, свидетельствующих
о хиджабе в древнем Иране.
В
пехлевийской письменности мы встречаем слово Cvftur (чадур) в значении одежда,
покрывало. Следовательно, это слово вошло в употребление еще со времени
правления Сасанидов (и даже задолго до них).
Группа
российских ученых во время археологических раскопок в 1940 г. (1328), проводимых
на холме Пазирик у подножия алтайских гор, что в 19 км от Монголии, обнаружила
под слоем льда кусок прекрасного ковра. Это одно из значительных открытий XX
века. Часть ковра поделена на квадраты, в каждом из них две царицы в
плиссированных одеждах, в короткой чадре на голове, две другие придворные дамы
стоят за их спинами.
Востоковеды
Барнет и Датсен, руководители отделов древних произведений Ирана, Египта,
Ассирии и памятников Востока в Британском музее писали о найденном ковре
следующее: «Рисунок каждого квадрата – это сцена отдыха двух цариц в чадре и
двух княжен, исполняющих религиозные обряды перед алтарем». Подобные рисунки
можно также наблюдать и в персидских рельефах.
Шах-наме
Фирдоуси, являясь своего рода историческим документом, также заслуживает нашего
внимания, так как поэт писал, основываясь на источниках, рассказах, письменных
свидетельствах ученых, зароастрийских жрецов и местных жителей.
Фирдоуси не
только неоднократно указывает на женские покрывала, скрывающие лицо, но и не раз
говорит о чадре. В его стихах мы находим свидетельство того, что женщины в Иране
покрывали свои головы еще со времен правления Джамшида и Фаридуна. Так, описывая
пленение Заххаком двух дочерей Джамшида, он пишет:
Двух дев,
дрожащих как ивы,
вывели из дома Джамшида.
Это были
сестры,
величественные царицы.
Одну из «покрытоликих»
величали Шахриаз.
Вторую
луноликую Арнаваз.
Их вели на
балкон, чтобы
бросить в пасть дракона.
Также слово
«чадур» встречается в послании Фаридуна, посвященном сватовству его сыновей к
дочерям шаха Йемена. Как ранее нами уже было сказано, Фирдоуси использовал в
разных значениях слово «чадра». Вот одно из двустиший:
Надень
чадру богача,
А дервишу ты помощь окажи.
В данном
случае фразеологизм «чадоре у белуш» имеет значение воспользоваться, извлекать
пользу из чего-либо.
В другом
двустишии говорится о том, что герой покрывает голову чадрой.
Дети,
лишенные матерей
подобно женщинам без мужей и чадры.
Им не откроется дверь сокровищницы.
Прости и бойся злой судьбы.
Или еще
пример:
Он сказал и
раскрыл золотую чадру
Всех луноликих с мускусным ароматом волос.
Таким
образом, мы видим, что в древнем Иране сохранение хиджаба и скрывающей лицо
вуали – это своего рода нравственный и традиционный долг, соблюдение которого
постепенно укоренилось в виде национальной и социальной традиции.
Мусульманский Иран
Продолжая
краткое исследование данной проблемы, мы рассмотрим периоды с момента появления
ислама и до конца правления Каджаров.
Распространение ислама началось в эпоху правления «праведных» халифов. Власть в
стране понемногу переходит к дому Омейядов, затем к Аббасидам, тюркам, монголам…
Тут
необходимо указать, что иранский хиджаб не является частью процесса арабизации.
Женщины эпохи Омейядов и Аббасидов в выборе верхней одежды следовали традициям
Сасанидской эпохи.
В эпоху
правления Тимуридов хиджаб выглядел как головной платок. Некоторые носили платки
с широкими концами, с тем чтобы завязывать их под подбородком.
В
сообщениях европейских путешественников говорится, что перед посторонними
женщины надевают белое покрывало, а их лица покрыты под черной сеткой из
конского волоса.
В одном из
памятников IX века по хиджре Камала ад Дина Бехзада есть рисунок, изображающий
14 женщин в хиджабах в саду. Обычно это покрывало белого цвета, в виде легкой
непрозрачной шали, наброшенной на голову, шею и плечи. В эпоху правления
Сефевидов было налажено производство тканей, одновременно проводилась политика
по укреплению шиизма, как официального религиозного направления страны.
Особенностями хиджаба в рассматриваемый период являлись длинная, белого цвета
чадра и густая вуаль. Как и в предшествующие века, излюбленным цветом оставался
белый. Новым явлением этого периода было квадратное покрывало белого цвета
(иначе непрозрачная вуаль), которое надевалось поверх чадры и спадало на лицо.
В целом, в
период правления Афшаров, Зендов и Каджаров женщины одевали то же, что и женщины
эпохи Сафевидов, но с некоторыми изменениями. Например, в период правления
Зендов чадра держалась благодаря тесьме, которой обвязывалась голова и шея. В
эпоху Каджаров, выходя на улицу, женщины надевали широкие шаровары, суженные к
низу, белую чадру и густую вуаль. Это было распространено до середины
рассматриваемого периода, когда начинают преобладать черный и темные оттенки
цветов.
Современный Иран
За
последние десятилетия вслед за культурными и социальными переменами в стране
происходили и изменения очертаний хиджаба.
Эти
перемены произошли из-за установления тесных связей с иностранными
государствами, ослабления мощи государства, неверия в свои силы. Этот период
можно охарактеризовать «раскрытием хиджаба» во времена Реза-хана Пехлеви и
«возрождением» хиджаба после Исламской революции.
Реза-шах
после своей поездки в Турцию и знакомства с программой Ататюрка принял решение
распространить европейский стиль одежды среди иранцев. Следуя той же
политической линии, 17-го числа Дей 1314 г. (7 января 1936 г.) по приказу шаха
Резы было официально запрещено ношение хиджаба. В современной истории это
событие носит название «раскрытие хиджаба». Естественно, что эти реформы
столкнулись с сильным сопротивлением со стороны различных слоев населения, в том
числе со стороны иранских женщин и семей, которые были привержены традиционному
и религиозному воспитанию. С другой стороны, правительство также использовало
все силы для подавления и уничтожения противников и недовольных.
Со второй
половины правления династия Пехлеви, особенно после Второй мировой войны, в
результате установления более тесных, дружественных связей с Западом женщины
повсеместно перестали носить хиджаб. Следует обратить внимание на тот факт, что
в это же время многие общественные группы в городах, деревнях оставались
ревностными сторонниками традиционного стиля одежды, как того требует религия.
После
победы народной революции месяца бахмана 1357 г. (февраль 1979 г.) и
установления правления Исламской республики, женская одежда вновь претерпела
изменения, приведшие к возрождению хиджаба, что мы наблюдаем сегодня.
Таким
образом, сегодня женщины одеваются в соответствии со своими религиозными и
политическими убеждениями. Манто и шаровары являются традиционной, народной
мусульманской одеждой, подобно чадре и платку.
История
хиджаба в Иране ясно свидетельствует о том, что эта одежда соответствует
национальным и религиозным традициям, а своими корнями восходит к древним
верованиям иранцев.
Разие Пурселим,
Иран сегодня №1/2005
Научное, культурное и историческое издание Культурного центра
при Посольстве Исламской Республики Иран в Российской Федерации.
Москва, июнь, 2005г. |