Фарси – государственный язык Ирана


Хиджаб в прошлом и настоящем Ирана

Чтобы охарактеризовать роль хиджаба в социальной жизни Ирана, нужно учитывать следующие факторы:

1. В периоды правления различных династий и среди разных народностей хиджаб имел свои особенности.

2. Влияние окружающей среды, горной и равнинной местности, климата на одежду.

3. Роль обрядов, праздников, траура в выборе формы и даже цвета хиджаба.

4. Социальное разделение общества, характер обрядов, праздников, траура в выборе и даже цвета хиджаба.

5. Убеждения восточной женщины и многовековое влияние религии в иранском обществе.

Очевидно, что в одной статье невозможно охватить все вышеуказанные факторы; в связи с этим рассмотрим данную тему с точки зрения истории: древний Иран, мусульманский Иран, современный Иран.

Древний Иран

Возникает следующий вопрос: всегда ли наши женщины покрывали свои головы?

Любопытно, что в исторических сочинениях, на рельефных рисунках, при археологических раскопках можно почерпнуть относительно достоверные данные по изучаемой проблеме.

Так, на барельефе периода Ахеменидов изображены две женины в длинных одеждах с покрывалом, напоминающим чадру меньшего размера с полузакругленными полами. Рельефный рисунок, найденный в местности Кухрранган с изображением женщины с покрытой головой, является одним из документальных памятников, свидетельствующих о хиджабе в древнем Иране.

В пехлевийской письменности мы встречаем слово Cvftur (чадур) в значении одежда, покрывало. Следовательно, это слово вошло в употребление еще со времени правления Сасанидов (и даже задолго до них).

Группа российских ученых во время археологических раскопок в 1940 г. (1328), проводимых на холме Пазирик у подножия алтайских гор, что в 19 км от Монголии, обнаружила под слоем льда кусок прекрасного ковра. Это одно из значительных открытий XX века. Часть ковра поделена на квадраты, в каждом из них две царицы в плиссированных одеждах, в короткой чадре на голове, две другие придворные дамы стоят за их спинами.

Востоковеды Барнет и Датсен, руководители отделов древних произведений Ирана, Египта, Ассирии и памятников Востока в Британском музее писали о найденном ковре следующее: «Рисунок каждого квадрата – это сцена отдыха двух цариц в чадре и двух княжен, исполняющих религиозные обряды перед алтарем». Подобные рисунки можно также наблюдать и в персидских рельефах.

Шах-наме Фирдоуси, являясь своего рода историческим документом, также заслуживает нашего внимания, так как поэт писал, основываясь на источниках, рассказах, письменных свидетельствах ученых, зароастрийских жрецов и местных жителей.

Фирдоуси не только неоднократно указывает на женские покрывала, скрывающие лицо, но и не раз говорит о чадре. В его стихах мы находим свидетельство того, что женщины в Иране покрывали свои головы еще со времен правления Джамшида и Фаридуна. Так, описывая пленение Заххаком двух дочерей Джамшида, он пишет:

Двух дев, дрожащих как ивы,
вывели из дома Джамшида.

Это были сестры,
величественные царицы.

Одну из «покрытоликих»
величали Шахриаз.

Вторую луноликую Арнаваз.

Их вели на балкон, чтобы
бросить в пасть дракона.

Также слово «чадур» встречается в послании Фаридуна, посвященном сватовству его сыновей к дочерям шаха Йемена. Как ранее нами уже было сказано, Фирдоуси использовал в разных значениях слово «чадра». Вот одно из двустиший:

Надень чадру богача,
А дервишу ты помощь окажи.

В данном случае фразеологизм «чадоре у белуш» имеет значение воспользоваться, извлекать пользу из чего-либо.

В другом двустишии говорится о том, что герой покрывает голову чадрой.

Дети, лишенные матерей
подобно женщинам без мужей и чадры.
Им не откроется дверь сокровищницы.
Прости и бойся злой судьбы.

Или еще пример:

Он сказал и раскрыл золотую чадру
Всех луноликих с мускусным ароматом волос.

Таким образом, мы видим, что в древнем Иране сохранение хиджаба и скрывающей лицо вуали – это своего рода нравственный и традиционный долг, соблюдение которого постепенно укоренилось в виде национальной и социальной традиции.

Мусульманский Иран

Продолжая краткое исследование данной проблемы, мы рассмотрим периоды с момента появления ислама и до конца правления Каджаров.

Распространение ислама началось в эпоху правления «праведных» халифов. Власть в стране понемногу переходит к дому Омейядов, затем к Аббасидам, тюркам, монголам…

Тут необходимо указать, что иранский хиджаб не является частью процесса арабизации. Женщины эпохи Омейядов и Аббасидов в выборе верхней одежды следовали традициям Сасанидской эпохи.

В эпоху правления Тимуридов хиджаб выглядел как головной платок. Некоторые носили платки с широкими концами, с тем чтобы завязывать их под подбородком.

В сообщениях европейских путешественников говорится, что перед посторонними женщины надевают белое покрывало, а их лица покрыты под черной сеткой из конского волоса.

В одном из памятников IX века по хиджре Камала ад Дина Бехзада есть рисунок, изображающий 14 женщин в хиджабах в саду. Обычно это покрывало белого цвета, в виде легкой непрозрачной шали, наброшенной на голову, шею и плечи. В эпоху правления Сефевидов было налажено производство тканей, одновременно проводилась политика по укреплению шиизма, как официального религиозного направления страны. Особенностями хиджаба в рассматриваемый период являлись длинная, белого цвета чадра и густая вуаль. Как и в предшествующие века, излюбленным цветом оставался белый. Новым явлением этого периода было квадратное покрывало белого цвета (иначе непрозрачная вуаль), которое надевалось поверх чадры и спадало на лицо.

В целом, в период правления Афшаров, Зендов и Каджаров женщины одевали то же, что и женщины эпохи Сафевидов, но с некоторыми изменениями. Например, в период правления Зендов чадра держалась благодаря тесьме, которой обвязывалась голова и шея. В эпоху Каджаров, выходя на улицу, женщины надевали широкие шаровары, суженные к низу, белую чадру и густую вуаль. Это было распространено до середины рассматриваемого периода, когда начинают преобладать черный и темные оттенки цветов.

Современный Иран

За последние десятилетия вслед за культурными и социальными переменами в стране происходили и изменения очертаний хиджаба.

Эти перемены произошли из-за установления тесных связей с иностранными государствами, ослабления мощи государства, неверия в свои силы. Этот период можно охарактеризовать «раскрытием хиджаба» во времена Реза-хана Пехлеви и «возрождением» хиджаба после Исламской революции.

Реза-шах после своей поездки в Турцию и знакомства с программой Ататюрка принял решение распространить европейский стиль одежды среди иранцев. Следуя той же политической линии, 17-го числа Дей 1314 г. (7 января 1936 г.) по приказу шаха Резы было официально запрещено ношение хиджаба. В современной истории это событие носит название «раскрытие хиджаба». Естественно, что эти реформы столкнулись с сильным сопротивлением со стороны различных слоев населения, в том числе со стороны иранских женщин и семей, которые были привержены традиционному и религиозному воспитанию. С другой стороны, правительство также использовало все силы для подавления и уничтожения противников и недовольных.

Со второй половины правления династия Пехлеви, особенно после Второй мировой войны, в результате установления более тесных, дружественных связей с Западом женщины повсеместно перестали носить хиджаб. Следует обратить внимание на тот факт, что в это же время многие общественные группы в городах, деревнях оставались ревностными сторонниками традиционного стиля одежды, как того требует религия.

После победы народной революции месяца бахмана 1357 г. (февраль 1979 г.) и установления правления Исламской республики, женская одежда вновь претерпела изменения, приведшие к возрождению хиджаба, что мы наблюдаем сегодня.

Таким образом, сегодня женщины одеваются в соответствии со своими религиозными и политическими убеждениями. Манто и шаровары являются традиционной, народной мусульманской одеждой, подобно чадре и платку.

История хиджаба в Иране ясно свидетельствует о том, что эта одежда соответствует национальным и религиозным традициям, а своими корнями восходит к древним верованиям иранцев.

Разие Пурселим,
Иран сегодня №1/2005

Научное, культурное и историческое издание Культурного центра
 при Посольстве Исламской Республики Иран в Российской Федерации.

Москва, июнь, 2005г.

Hosted by uCoz