Исламская
революция и религиозные меньшинства
Без
сомнения, в мире не существует такой страны, население которой было бы абсолютно
однородным с этнической и национальной точки зрения, разговаривало бы только на
одном языке и исповедовало только одну религию. Практически во всех странах мира
существует национальное большинство, которое имеет общую историю, культуру,
язык, религию и национальность. Кроме того, присутствуют меньшие группы людей,
которые имеют этнические, языковые и религиозные особенности, и называются
меньшинствами. Проблема соблюдения прав меньшинств и соблюдения принципа
равноправия по сравнению с большинством входит в число тех вопросов, которые
сегодня находятся в центре особого внимания международных организаций,
занимающихся вопросами прав человека. В целях обеспечения прав меньшинств и
условий мирного сосуществования разных народностей продумана целая система мер.
Иран
относится к числу стран с древней историей, где бок о бок с иранским
большинством мирно сосуществовали различные религиозные меньшинства. По сути,
эти меньшинства, как и иранское большинство, являются древними иранскими
племенами, и вместе со всем народом Ирана всегда проявляли активность в
различных сферах жизни. Иными словами, последователи других религий в течение
всей истории мирно сосуществовали в Иране, и создавали предпосылки для развития
иранско-исламской цивилизации. Фактически подлинно исламское мировоззрение
создавало широкие возможности для сосуществования последователей всех религий.
Религия ислам с самого начала своего появления на большей части Аравийского
полуострова делала акцент на мирном сосуществования с религиозными
меньшинствами, а пророк Мохаммад, последний пророк бога на земле, установив
исламское правление в городе Медина, подписал соглашения с религиозными
меньшинствами и стал жить по правилам мирного сосуществования. Поэтому в течение
всей истории Ирана евреи, зороастрийцы и христиане вместе с мусульманами
переносили все страдания, трудности и радости. Таким образом, какой бы период
многовековой истории Ирана и иранцев не рассматривался, в каждом из них
отмечается наличие религиозных меньшинств. В то же время пример иранцев
поминается добрым словом в божественной книге евреев –Торе. Религиозные
меньшинства с древнейших времен, а также и после появления ислама всегда
существовали и продолжают до сегодняшнего дня существовать в контексте жизни
иранцев. И это присутствие религиозных меньшинств является свидетельством
достойной восхищения силы и потенциала иранской и исламской культуры. Культура
Ирана до и после ислама всегда была примером для разных культур, и оказала
разностороннее воздействие на их развитие, равно как испытала и их влияние.
Основатель
исламской республики в Иране Имам Хомейни в беседе с голландской газетой «Ди
Вельт Грант» 9 ноября 1978 г. коснувшись вопроса религиозных меньшинств, сказал:
«Ислам дал религиозным меньшинствам больше свободы, чем любая другая религия или
идеология. Они получили больше своих естественных прав, которые Всевышний дает
всем людям, и поэтому ислам относится к религиозным меньшинствам с большим
уважением. Религиозные меньшинства не просто свободны в Иране. Исламское
правительство обязано защищать их права. Кроме того, каждый иранец вправе, как и
все другие люди, иметь социальные права. И не имеет значения, кто он –
мусульманин, христианин, еврей или последователь другой религии».
Правительство Исламской Республики Иран всегда в качестве одной из важнейших
основ своей работы ставило уважение убеждений и верований, отраженных в
исламском вероучении, принципы, заложенные в Конституции, национальные и
международные обязательства в целях возвышения и защиты прав иранских граждан, в
том числе религиозных меньшинств. С победой исламской революции в этой области
были получены заметные достижения. Практически вся государственная политика
Исламской Республики Иран опирается на принципы, заложенные в конституции
страны, на воззрения Имама Хомейни и Верховного лидера Ирана. Все действия
руководителей страны базируются на том, что судьбы всех иранцев переплетены
между собой, и любые проблемы или трудности могут быть решены только при
всеобщем взаимопонимании. Именно поэтому религиозные меньшинства Ирана в течение
восьми лет иракской агрессии против Ирана (1980-1988 г.г.) защищали страну
плечом к плечу рядом со всеми иранцами, и даровали стране победы.
Фактически
Иран является единственной страной, в парламенте которой – Меджлисе Исламского
Совета представлены депутаты – представители религиозных меньшинств именно в
силу существования своих религий, и они имеют в меджлисе равные права с другими
депутатами. Аналогов этому в мире нет. В настоящее время каждое из религиозных
меньшинств – зороастрийцы, евреи и ассирийцы – имеют в Меджлисе Исламского
Совета по одному депутату, а армянское меньшинство – двух депутатов. Наличие в
Иране древних церквей и храмов, а также присутствие депутатов – представителей
религиозных меньшинств в Меджлисе Исламского Совета свидетельствует о том
уважении, которое проявляет Исламская Республика Иран к монотеистическим
религиям.
В статье 13
Основного закона говорится, что иранцы, зороастрийцы, евреи и христиане
признаются в качестве религиозных меньшинств, которые свободны в отправлении
своих религиозных обрядов, и могут действовать в частной жизни и религиозном
учении в соответствии со своими религиозными установлениями. В указанной статье
конституции поясняется вопрос отправления религиозных обрядов, и в практическом
плане последователи трех указанных религий выполняют все свои обряды в своих
храмах, синагогах и церквях, а в ряде случаев их богослужения транслируются по
различным телевизионным каналам Ирана. Также в соответствии с упомянутой статьей
конституции, в области частной жизни, т.е. в том, что касается бракосочетаний,
развода, распространения вероучения, заповедей последователи религиозных
меньшинств действуют в соответствии с законами своей веры, и даже если возникает
какое-либо судебное разбирательство, судья выносит решение в соответствии с
неоспоримыми законами соответствующей религии.
В
соответствии со статьей 26 Основного закона признанные религиозные меньшинства
могут в соответствии с определенным порядком иметь свои общины и общества. В
законе о деятельности партий (утвержден в 1981 г.) официально признается право
на создание обществ религиозных меньшинств, и в настоящее время в стране
действует множество обществ, принадлежащих религиозным меньшинствам.
Общество
«Страждущей церкви», существующее при Ватикане, в своем докладе за 2001 год
писало следующее о положении религиозных меньшинств в Иране: В Иране исламское
законодательство самым скрупулезным образом оговаривает отношение к религиозным
меньшинствам, и монотеистическим религиям разрешается в рамках ислама иметь
отдельную религиозную и культурную жизнь. Религиозные меньшинства в Иране в
своих центрах отмечают свои праздники, отправляют свои обряды и свои годовщины,
и имеют разрешение устраивать нерабочие дни на свои праздники. Они в
соответствии со своим уставом устраивают бракосочетания и разводы, а также
оформляют вопросы наследования в соответствии со своими религиозными правилами.
Они издают еженедельные газеты и ежемесячные журналы.
Зороастрийцы издают два ежемесячных журнала под названием «Чиста» и «Форухе», а
также еженедельник «Амордад». У евреев есть ежемесячник «Офог-е Бина». У армян
издается многотиражная газета «Алик», журнал «Луис», а также журнал христианской
культуры и ежемесячник «Авакс». У ассирийцев имеется ежемесячный журнал «Пеймане
ашуриян». Все они имеют свои издательские дома. Также религиозные меньшинства в
Иране имеют религиозные школы, в которых преподается язык и религия, причем
Министерство просвещения не имеет права вмешиваться в дело назначения директоров
их школ.
В целом,
зороастрийцы составляют 2,8%, христиане 0,5% и последователи других религий о,4%
от всего населения страны. Ассирийцы, проживая в более чем 14 городах, имеют 90
церквей. Все они грамотны.
Юнатен
Боткалия, депутат от ассирийцев и каледонцев в Меджлисе Исламского Совета 3
ноября 2000 г., выступая в Риме, сказал: «Жизнь ассирийцев и халдеев в Иране
нельзя сравнить ни с какой другой страной мира, потому что в Конституции
определены права меньшинств. При том, что у нас, ассирийцев и халдеев и у
восточной церкви есть проблемы с католической церковью, с Исламской республикой
у нас проблем нет».
Он же,
выступая в Меджлисе Исламского Совета 19 июня 2001 г., отметив ущемление прав
ассирийцев в ряде ближневосточных стран, сказал, что с началом исламской
революции в Иране ассирийцы получили различные права и получили возможность
продемонстрировать свои исторические качества.
В различных
городах Ирана проживает около 97 тысяч зороастрийцев, которым разрешено
отправлять свои религиозные обряды в своих храмах, в которых никогда не гаснет
священный огонь. Депутат меджлиса от зороастрийцев доктор Хосроу Дабестани 3
ноября 2000 г. на праздновании Миллениума в Риме, коснувшись положения
зороастрийцев в Иране, сказал, что у зороастрийцев в Иране хорошие отношения с
мусульманами. Их религия официально признана, у них есть депутаты в меджлисе,
они участвуют в законотворчестве, и они пользуются полной свободой в плане своих
обычаев и частной жизни.
Армянское
население Ирана, насчитывающее свыше 200 тысяч человек, является самым большим и
наиболее организованным религиозным меньшинством в стране. Большая часть армян
проживает в Исфагане, история поселения которых в этом городе началась в 1604
году. У армян 34 школы, из которых 23 школы и 5 детских садов находятся в
Тегеране. Ежегодно армяне проводят для своей общины более 400 культурных
программ. В принципе история расселения армян на территории Ирана относится к
дохристианским временам, и поэтому армяне всегда считали себя гражданами Ирана.
Во время восьмилетней войны с Ираком армяне потеряли 120 своих соплеменников.
Сибух
Саркисян, главный епископ армянской церкви в Иране, 27 января 2001 года заявил,
что помимо существующих общих связей между иранским обществом и армянами после
исламской революции в стране положение армян улучшилось несомненным и самым
разительным образом. Армяне после исламской революции ощущает больше свободы и
испытывает большую уверенность. Улучшились отношения с государством, легче стало
отправлять религиозные обряды.
Высказывания руководителей и представителей религиозных меньшинств по поводу их
положения в Иране ярко свидетельствуют об их свободах в Иране. Морис Моатбед,
депутат меджлиса от еврейского меньшинства, 29 августа 2000 г во время
выступления в азиатском обществе в Нью-Йорке, коснувшись положения религиозных
меньшинств в Иране после исламской революции, сказал, что с точки зрения
иностранных наблюдателей, оценивающих революцию в Иране со своих позиций,
участие не мусульман в революционном движении за установление исламского строя в
стране, равно как и участие в восьмилетней войне, вообще казалось невозможным,
как неестественным казался диалог между христианами, евреями и зороастрийцами.
Однако лидер революции в первые дни после провозглашения нового строя четко
сформулировал свои видения исламского Ирана. Он сказал: «После установления
исламской республики в Иране и формирования органов народной власти был
определен статус религиозных меньшинств. в том числе евреев».
В целом
правительство Ирана стремилось в рамках Основного закона обеспечить права всех
религиозных меньшинств наравне с о всеми остальными гражданами страны. В этом
направлении были предприняты капитальные шаги. Например, 31 августа
2000 г.комиссия по контролю за работой религиозных медресе Ирана утвердила
прошение Культурного комитета Еврейского общества Тегерана, в соответствии с
которым 11 официальных нерабочих дней в соответствии с обычаями меньшинств были
распространены на евреев-школьников.
26 декабря
2003 г стал одним из знаменитых дней для проживающих в Иране религиозных
меньшинств. В этот день с одобрения правительства и по постановлению меджлиса
был принят закон об установлении равных для всех меньшинств страны размеров
церковного сбора. В результате этот сбор стал одинаковым и для мусульман, и для
других религиозных меньшинств. Также заметным событием стало решение меджлиса
шестого созыва о принятии на государственную службу в систему просвещения 200
представителей религиозных меньшинств. Кроме того, в 2003 году президент страны
принял указ о выделении отдельной строкой бюджета ассигнований на охрану школ,
памятников и исторических зданий религиозных меньшинств Ирана. С учетом всего
этого религиозные меньшинства не считают себя гражданами второго сорта в Иране,
и в соответствии с Конституцией пользуются равными с другими гражданами всеми
правами.
Международная газета для деловых людей "Америка, Азия, Европа",
специальный выпуск, посвященный 26-ой годовщине победы Исламской революции в
Иране |