ЗАПИСКИ
ПУТЕШЕСТВЕННИКА
Андрей Фатющенко
Иран
обладает манящей и немного тревожной славой. Черные тучи персов,
наползающие на маленькую Грецию, 300 героев спартанцев, погибших в битве
при Фермопилах, афинян, торжествующих при Марафоне, и битвы Александра
Македонского. Далее целые столетия теряются для нас во мгле. Мы помним
только, что в XIX в Тегеране был убит Грибоедов, затем пропускаем еще сто
лет и попадаем в Тегеран 1943 г., где Сталин, Рузвельт и Черчилль делили
мир. И уж совсем мало кто знает подробности о событиях Иранской революции
1979 г. Говоря про «наши» знания, я имею в виду «обычных людей», именно
они – хранители общих представлений о жизни других народов. И с этой точки
зрения Иран иногда представляется не только загадочной, но и мрачной
страной. Давайте попробуем посмотреть на историю глазами иранцев.
Персия – одно из древнейших государств в мире. Способы управления, впервые
использованные в эпоху Ахаменидов (как раз при царях, атаковавших Грецию),
были одними из самых милостивых и прогрессивных для своего времени.
Персидская империя достигла невероятного могущества: при царе Дарии I она
занимала территорию от Македонии на западе до Индии – на востоке, от
Армении – на севере и до первого нильского порога – на юге.
Для
иранца Александр Македонский, конечно не может быть освободителем народов,
каковым он представляется в европейской исторической традиции. Александр
ревниво сжег один из красивейших городов мира – Персеполис, при этом
систему управления разноплеменным государством заимствовал именно от
персов.
Время
никогда не замирало на территории Персии. Напротив, это один из самых
исторически насыщенных регионов мира. Возникали и рушились династии,
народы волнами просились по пути из Европы в Азию.
После
смерти Александра его полководец Селевк I Никатор создал новое государство
Селевкидов, в борьбе с которым родилась новая империя – Великая Парфия. Ее
правители вели бесконечные битвы с Римом. Митридат I, Митридат II. «Ты
хотел нашего золота?» – и расплавленное золото льется в горло врагам…
Победа в 53 году до н.э. парфянского царя Орода II над римским полководцем
Крассом красочно описана у Плутарха.
Триста лет прошло после этого в бесконечных войнах, пока Рим, наконец, не
одержал победу, но не надолго. Правящие в Парсе Сасаниды в 224 году
окончательно разбили парфян и вновь объединили разрозненные области бывшей
персидской державы в единое государство. Именно Сасаниды нанесли Римской
империи сокрушительное поражение.
После
многовекового правления Сасанидская держава пала под ударами новой силы –
арабов. Четыре дня битвы при Кадисии в 636 году ознаменовали начало конца
древней державы. Тысячелетняя религия персов – зороастризм, уступила место
новой – исламу. Но персы не исчезли как народ, более того, их культура
оказала огромное влияние на их победителей.
Как
живет древняя Персия сейчас?
Подземная страна
В
Иране существует древняя ирригационная система, и называется она
«канатами». Время их возникновения теряется в глубине веков, считается,
что канаты существовали уже в эпоху Ахаменидов, но не исключено, что и
раньше – 3500 лет назад. Что же такое канаты? Это прорытые человеком
подземные реки. Длина их варьируется от нескольких до десятков километров.
Глубина некоторых у «истока» может достигнуть 200 м., в городе же или на
ферме вода порой выходит почти на поверхность или не доходит до нее 5-10
м. Для их сооружения у подножия гор или в том месте, где водоносный пласт
поднимается выше уровня расположения города, выкапывают первый колодец и
под землей прокладывают до города тоннель, по котором вода поступает
самотеком – без применения каких либо механических средств.
Сегодня в Иране существует множество проектов по созданию резервуаров с
водой. По всей стране строятся десятки плотин.
Башня молчания
Иран
– бывший центр зороастризма, основной религии персов со времен Ахаменидов
вплоть до исламского завоевания. Прошло уже не одно столетие с того
момента, когда на территории бывшей державы главенствующей религией стал
ислам, однако немногочисленные зороастрийцы живут здесь до сих пор. В
Йезде можно увидеть несколько прекрасно сохранившихся Башен Молчания –
весьма своеобразных кладбищ зороастрийцев. Согласно их верованиям, умерших
нельзя было ни закапывать, дабы не осквернить землю, ни сжигать, дабы не
осквернять воздух. Поэтому им ничего не оставалось, как складывать трупы
внутри круглых башен и ждать, пока их склюют птицы. В наши дни
зороастрийцам запретили хоронить людей по древнему обряду, теперь
погребение происходит на кладбище, в цементе – таким образом полностью
исключается соприкосновение тела с землей и небом.
Считается, что в мире около 150 тысяч приверженцев этой религии. В Йезде
проживают 30 тысяч, часть – в Индии, куда они бежали от влияния ислама. В
действующем храме зороастрийцев – святая святых – место, где постоянно
горит огонь. Туда может войти только священник, 5-6 раз в день он
подбрасывает дрова – огонь не должен погаснуть, иначе Ахура Мазда,
верховное божество, сочетающее в себе все Зло и Добро мира, разгневается.
Огонь отделен от приходящих толстым стеклом. Огонь – символ чистоты, и
ничто не должно оскорбить его.
«Половина мира»
Так
говорили об Исфахане еще в XVI в. Иранцы твердо знают, что Исфахан
неподражаем.
Шах
Аббас I Великий сделал его столицей своего государства, хотя оставался ею
Исфахан около ста лет – под угрозой нападения из Афганистана столицу
пришлось перенести сначала в Шираз, а затем в Тегеран. Именно при Аббасе I
на главной площади города были сооружены выдающиеся образцы архитектуры.
Сама площадь со всех сторон обрамлена двухэтажными постройками, не менее
примечательна с архитектурной точки зрения. Здесь расположены такие
шедевры как мечеть шейха Лотфоллы (1603-1618 г.г.), мечеть Имама
(1611-1629 г.г.) и дворец Али Капу (начало XVII в.в.). Мечети строились
примерно в одно и тоже время, поэтому весь архитектурный комплекс являет
собой воплощенную гармонию. Мечеть Имама потрясает величием и богатством
отделки. Женская мечеть шейха Лотфоллы пропорциональна и красива. Тут же
на площади берет свое начало знаменитый исфаханский рынок, который тянется
на несколько километров.
Особую атмосферу городу придают 11 мостов через реку Зайенде-Руд, из них 5
старинных. К примеру, Си-о-Сие, или мост «33 арок» длиной 160 м., был
сооружен в 1602 г. Есть и качающиеся минареты. Два минарета расположены на
крыше небольшого мавзолея недалеко друг от друга. Когда служитель
взбирается на один из них и раскачивает его, другой тоже начинает
трястись.
"Вокруг света", №3 (2762), март 2004 г. |