Культурные
аспекты глобализации в Иране и в России
Д-р Мохаммед Нахвандиян
Профессор Тегеранского университета, директор Исследовательского центра по
проблемам глобализации
Нельзя
отрицать, что в определенные исторические периоды образ России в представлении
иранцев был довольно смутным и не слишком положительным. Пограничные конфликты
между царской Россией и Ираном (Персией) не способствовали формированию
благоприятного имиджа северного соседа в глазах иранцев.
Обращаясь к
более позднему периоду иранской истории, особенно к периоду после победы
Исламской революции, мы должны отметить огромную разницу в отношении к
религиозным ценностям в Иране и в бывшем Советском Союзе при коммунистическом
режиме.
Несмотря на
приверженность некоторой части иранской интеллигенции к марксизму, отношение
большинства иранцев к Советскому Союзу в течение десятилетий было в основном
отрицательным. Не вдаваясь в детализацию причин этого отрицательного имиджа,
следует отметить, что в период «холодной войны» это привело к тому, что северный
сосед оказался для иранцев в культурном отношении совершенно чужим. Естественно,
такое клише – «совершенно чужой» ограничивает возможность рассмотрения общности,
проведения каких-то аналогов и формирования единого взгляда в сфере культуры.
Между тем,
оба наших народа принадлежат к индоевропейской этнической общности. Даже беглый
взгляд на славянскую и иранскую мифологию говорит о наличии в древности
значительной общности между нашими народами Примером может служить, например,
такое сказочное существо, как «грифон» с персидским его аналогом «Ширдал» или «Хома».
Изображения этого мифического существа с головой орла «царя небес» и телом льва
можно встретить в изделиях ремесленников двух наших регионов. Лингвистические же
исследования говорят о возникновении этого мифического изображения в Иране.
В настоящее
время созданы значительно более благоприятные условия для общения между двумя
древними культурными регионами – иранским и восточнославянским. И если
обратиться к нынешним реалиям, то можно отметить, что общей характерной чертой
народов двух наших стран является стремление найти свой собственный ответ на
вызовы глобализации. Ответ, который в наибольшей степени отвечал ментальности и
культурной идентичности наших народов.
Рассмотрим
некоторые аспекты гуманитарного опыта, а также социальных и поведенческих
особенностей россиян, которые сходны с особенностями иранцев. Но сначала
поставим два важных вопроса : а) Россия – восточная страна или все таки
западная? Б) российское общество в социальном и культурном плане следует считать
индивидуалистическим или коллективистским? Подобные вопросы в равной степени
можно адресовать и иранскому обществу. Рассмотрим точки зрения исследователей
двух стран об отношении российского и иранского общества к культурным
компонентам глобализации и попытаемся сделать краткие выводы, касающиеся общих
для наших стран социальных явлений, возникших в результате глобализации, а затем
и выдвинем несколько конкретных предложений в рамках культурного диалога между
Ираном и Россией в эпоху глобализации.
|