Фарси – государственный язык Ирана


Культурные аспекты глобализации в Иране и в России

Д-р Мохаммед Нахвандиян
Профессор Тегеранского университета, директор Исследовательского центра по проблемам глобализации

Нельзя отрицать, что в определенные исторические периоды образ России в представлении иранцев был довольно смутным и не слишком положительным. Пограничные конфликты между царской Россией и Ираном (Персией) не способствовали формированию благоприятного имиджа северного соседа в глазах иранцев.

Обращаясь к более позднему периоду иранской истории, особенно к периоду после победы Исламской революции, мы должны отметить огромную разницу в отношении к религиозным ценностям в Иране и в бывшем Советском Союзе при коммунистическом режиме.

Несмотря на приверженность некоторой части иранской интеллигенции к марксизму, отношение большинства иранцев к Советскому Союзу в течение десятилетий было в основном отрицательным. Не вдаваясь в детализацию причин этого отрицательного имиджа, следует отметить, что в период «холодной войны» это привело к тому, что северный сосед оказался для иранцев в культурном отношении совершенно чужим. Естественно, такое клише – «совершенно чужой» ограничивает возможность рассмотрения общности, проведения каких-то аналогов и формирования единого взгляда в сфере культуры.

Между тем, оба наших народа принадлежат к индоевропейской этнической общности. Даже беглый взгляд на славянскую и иранскую мифологию говорит о наличии в древности значительной общности между нашими народами Примером может служить, например, такое сказочное существо, как «грифон» с персидским его аналогом «Ширдал» или «Хома». Изображения этого мифического существа с головой орла «царя небес» и телом льва можно встретить в изделиях ремесленников двух наших регионов. Лингвистические же исследования говорят о возникновении этого мифического изображения в Иране.

В настоящее время созданы значительно более благоприятные условия для общения между двумя древними культурными регионами – иранским и восточнославянским. И если обратиться к нынешним реалиям, то можно отметить, что общей характерной чертой народов двух наших стран является стремление найти свой собственный ответ на вызовы глобализации. Ответ, который в наибольшей степени отвечал ментальности и культурной идентичности наших народов.

Рассмотрим некоторые аспекты гуманитарного опыта, а также социальных и поведенческих особенностей россиян, которые сходны с особенностями иранцев. Но сначала поставим два важных вопроса : а) Россия – восточная страна или все таки западная? Б) российское общество в социальном и культурном плане следует считать индивидуалистическим или коллективистским? Подобные вопросы в равной степени можно адресовать и иранскому обществу. Рассмотрим точки зрения исследователей двух стран об отношении российского и иранского общества к культурным компонентам глобализации и попытаемся сделать краткие выводы, касающиеся общих для наших стран социальных явлений, возникших в результате глобализации, а затем и выдвинем несколько конкретных предложений в рамках культурного диалога между Ираном и Россией в эпоху глобализации.

 

Hosted by uCoz